Управленческая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явления и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Содержание

1. Эмоционально волевые процессы личности.
2. Конфликты в организации и пути их устранения.

Работа содержит 1 файл

управленческая психология к.р.docx

— 58.97 Кб (Скачать)

  Эскалация конфликта - основной, наиболее напряженный  его этап, на протяжении которого усиление противоречий сторон и всех его участников, сопровождается попытками одержать перевес в противостоянии. Этот период крайне сложен для ведения переговоров, почти исключает мирные способы  разрешения конфликта. Оптимальный  способ поведения на данном этапе: не перечить эмоциям сторон, пытаясь  взывать к логике и рационализму участников.

  Далеко  не все они сейчас способны к ним  прибегнуть. Ведь главной целью стадии становится нанесение максимальное урона противоположной стороне. Нередко применяются такие методы, как культивирование в организации общества врага, демонстрация силы, угрозы, и другие отрицательные меры и способы поведения.

  Обстановка  накаляется, пока не будет достигнут  определенный результат.

  Завершение  конфликта (разрешение).

  Завершение  конфликта - последняя его стадия, когда завершается открытый конфликт. Происходит его окончание, которое  может быть самым разнообразным, смена представлений и ценностных устремлений участников противостояния, возникновении факторов, способствующих прекращению эскалации конфликта или банальное истощение сил противоборствующих сторон.

  Нередко стороны конфликта приходят к  осознанию бесполезности противостояния, деструктивности конфликта, начинают поиск новых путей решения проблем. В других случаях завершение конфликта может быть обусловлено и уничтожением одного или нескольких субъектов.

  Нужно подчеркнуть, что «завершение конфликта» и его «разрешение» не тождественны. Конфликт может исчерпать себя по указанным выше причинам, без постороннего вмешательства, а может быть разрешен при помощи управленческих методик.

  Послеконфликтный период.

  Завершающая стадия любого конфликта, характеризующаяся  полным спадом динамики конфликта, устранением  напряженности и всех видов противостояния. Постепенно взаимодействие членов группы, организации приобретает нормальную окраску, возвращается к прежним  доконфликтным формам, положительным тенденциям. Налаживается продуктивное сотрудничество, возрождается атмосфера доверия.  

  Изучение  конфликта и его  устранение 

  Исследованием конфликтов и разработкой методики их изучения и разрешения занимается наука конфликтология.

  Конфликтология - это наука, которая исследует объективную реальность человеческого бытия в изменении и развитии. Как область научных знаний конфликтология изучает теорию конфликта, практику прогнозирования, профилактики и преодоление конфликтов. Иначе говоря, конфликтология - это наука о психогигиене социально-политических, межличностных и внутриличностных отношениях.

  Существуют  многие и разнообразные методы конфликтологических исследований:

  1. Системный метод. Системность изучения любой проблемы предполагает сравнительно целостное ее изучение, тем не менее, сложность применения системного подхода к изучению конфликтов состоит в частности в том, что сам объект исследования не является системой в точном понимании этого слова; ныне методический аппарат еще не является самодостаточным.

  С.М. Емельянов предлагает свое видение  группировки методов конфликтологических исследований.

  Методы  конфликтологических исследований по С.М. Емельянову

  № п/п   Группа  методов   Конкретные  методы
  I   Методы  изучения и оценки личности   Наблюдение, опрос, тестирование
  II   Методы  изучения и оценки социально-психологических  явлений в группах   Наблюдение, опрос, социометрический метод
  II   Методы  диагностики и анализа конфликта   Наблюдение, опрос, анализ результатов деятельности, метод экспертного интервью
  IV   Методы  управления конфликтами   Структурные методы, метод картографии
 

  Системная основа - это комплекс исследований и мероприятий, направленные на выявление общих тенденций и факторов развития организации и выработку действий по совершенствованию системы управления и всей производственно-хозяйственной деятельности организации.

  Системный анализ конфликта имеет следующие  особенности:

  • использует не только формальные методы, но и методы качественного анализа, т.е. методы, направленные на активизацию использования интуиции и опыта сотрудников;
  • объединяет различные методики воедино;
  • опирается на научное мировоззрение, в частности на диалектическую логику;
  • даёт возможность объединить знания, суждения и интуицию специалистов различных областей знаний и обязывает их к определённой дисциплине мышления;
  • акцентируется на целях и целеобразовании.

  2. Эмпирический подход. Для решения конфликтов важно обеспечить оптимальное соотношение эмпирического и теоретического компонентов познания при их изучении.

  3.Ситуативный подход. Предусмотрим, есть выбор как единица анализа конфликтного взаимодействия конфликтной ситуации, которая имеет определенное временя и пространство, границы, а также основной набор содержательных характеристик конфликта. Он является описательной, динамической моделью конфликта.

  4. Статистический метод.  Оказывает содействие изучению многих случаев и дает возможность благодаря полученным статистическим данным установить закономерности, взаимозависимости, помогает сделать обобщение.

  5. Метод экспертных  оценок. Применяется для прогнозирования развития тех или иных явлений. Конфликтологи используют его для прогнозирования конфликтов, оценивания уровней латентных конфликтов. Основой качественной и количественной оценки объективных и субъективных факторов, которые влияют на конфликт, становится мысль специалистов.

  Следует не забыть перечислить основные требования к методам конфликтологического исследования:

  • Объективность - выводы должны быть сделаны на основании достоверных данных, не на предположениях или представлении.
  • Валидность - возможность полноты исследования.
  • Надежность - получение однозначных результатов при многоразовом контроле.
  • Специфичность - соответствие определенной методики только тому факту, процессу или проблеме, которые изучаются.
  • Экономичность - решения этой проблемы с наименьшими затратами времени, средств, усилий и т.п.

  Перед началом исследования и оценки конфликта  выводят три аспекта, от которых  отталкиваются далее:

  • Пространственные границы конфликта - определения границ территорий, на которые происходит конфликт. Это очень важно для социальных, межгрупповых конфликтов.
  • Временные границы - продолжительность конфликта во времени, его начало и конец.
  • Субъектная граница конфликта зависит количество участников в конфликте, приходящееся на его начало.

  Для признания конфликта как такого, что уже начался, нужно три  условия:

  • первый участник конфликта действует сознательно и активно в ущерб оппоненту;
  • второй участник, который сознает, что эти действия направлены против его интересов; в связи с этим второй участник сознает, что его действия в свою очередь направлены против первого участника.
  • признака конфликта. Любой конфликт независимо от его характера, конкретного содержания и вида обязательно содержит в себе момент противостояния, противоборств. Это могут быть ссоры, забастовки, отказ и т.д.

  Выделяются  следующие практически подходы  к изучению конфликта :

  1. Экспериментальное  конструирование  конфликта, преимущественно  в лабораторных  условиях.

  За  основу берутся конфликтные игры и их модификации, конфликтные ситуации, моделирующие реальные жизненные столкновения. Подобные исследования конфликтов связаны  с большими трудностями организационного плана. Во-первых, некоторые из них  неприемлемы с нравственной точки  зрения. Во-вторых, на основе простых, в  значительной степени управляемых, конфликтов нельзя делать выводы применительно  к жизненным реальным ситуациям (так как нет никакой уверенности, что взаимосвязи, выявленные в игровой  ситуации, проявится также в реальных конфликтах). В-третьих, в эксперименте чрезвычайно трудно смоделировать  мотивацию, которая характерна для  реального конфликта и является определяющей для многих параметров конфликта.

  2. Личностные опросники и тесты, а также варианты социометрии.

  Конфликт  изучается через напряженность  во взаимоотношениях, предрасположенность  к агрессивному поведению различных  лиц, наличие микрогруппы с отрицательной направленностью. К недостаткам данного подхода можно отнести: за рамками такого исследования остается конфликт как социально-психологическое явление, возникающее в процессе взаимодействия людей; причины конфликта не раскрываются; информация, получаемая от респондента, "приглаживается" самим респондентом; личностные особенности (например, склонность к ригидному или агрессивному поведению в отношениях с другими людьми) подвергается ситуативному изменению.

  3. Исторический (ретроспективный).

  Описание  конкретных конфликтных ситуаций, уже  имевших место (проводится анализ действий участников, объекта, причин, способов и приемов взаимодействия, исход  и т.д.). Хотя данный подход более  социологичен, чем психологичен, при умелой формулировке вопросов он в значительной мере позволяет воссоздать социально-психологическую картину конфликта. Однако подобные методы не лишены недостатков. Во-первых, очень многое зависит от того, кто описывает конфликт, так как вольно или невольно он занимает определенную позицию в анализируемой ситуации, а это снижает достоверность информации. Во-вторых, многое зависит от охвата вопросами всех характеристик конфликта. Возможно упущение важных характеристик, причин, которые привели к конфликту, его динамики, последствий из-за использования различных методов (бесед, интервью, анализ документов, анкетирования), что создает трудности в систематизации информации. В-третьих, за всеобъемлющим и комплексным описанием конфликтов теряется объяснение и поиск существенных связей, что, в конце концов, самое важное в подобных исследованиях конфликта.

  Когда наступает стадия завершения конфликта, то выделяют следующие состояния:

  • полное разрешение;
  • мнимый выход из конфликта;
  • возврат к состоянию готовности к конфликту;
  • спад, переход в хроническое состояние.

  Если  намечается тенденция к нормализации конфликта и ликвидация его как  такового, подобное происходит либо вследствие явной победы одной из сторон, опасений противника понести чрезмерный урон. Здесь требуются профилактические меры для нейтрализации, снятия стресса. Очевидно, что полное разрешение конфликта  подразумевает не только решение предметной проблемы, но и нормализацию эмоционально-волевой сферы человека.

  В литературе по проблемам конфликтов различные виды взаимодействия сторон обсуждаются в контексте трех принципиальных возможностей: борьбы, ухода или переговоров. Меньше внимания при этом уделяется варианту отказа от конфликтного взаимодействия, поскольку  он фактически означает прекращения  конфликта.

    Силовые методы, объединяемые собирательным  понятием "борьбы", имеют свою  историю и культурные детерминанты. Однако разрушительные последствия  "борьбы" на протяжении истории  всего человечества, особенно в  XX веке, привели к появлению движения, направленного на развитие "миролюбия"  и навыков "мирного" разрешения  конфликтов.

  Предупреждение  конфликтов - это создание объективных  условий и субъективных предпосылок, способствующих разрешению предконфликтных ситуаций неконфликтными способами.

  Большое значение в разрешении конфликтных  ситуаций имеет общение участников, центральным моментом которого является переговоры. Предполагая провести беседу со своим оппонентом, руководитель должен предварительно, по возможности  полно проанализировать сложившуюся  ситуацию.

  Задачи  руководителя по разрешению конфликта  состоят в следующем:

  • необходимо выяснить причину конфликта;
  • определить цели оппонента;
  • наметить сферы сближения точек зрения с оппонентом;
  • уточнить поведенческие особенности оппонента.

  Проведенное таким образом исследование дает возможность составить общее  представление обо всех аспектах конфликтной ситуации. Для этого  следует проанализировать обстановку путем постановки следующих вопросов:

Информация о работе Управленческая психология