Управленческая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явления и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Содержание

1. Эмоционально волевые процессы личности.
2. Конфликты в организации и пути их устранения.

Работа содержит 1 файл

управленческая психология к.р.docx

— 58.97 Кб (Скачать)

  Конфликтность отсутствует объективно и на уровне осознания. Кроме того, осознание  ситуации как конфликтной всегда сопровождается эмоциональным состоянием, которое оказывается включенными  в динамику любого конфликта, активно  влияя на его течение и результат.

  Первая  стадия развития конфликта характеризуется  накоплением и обострением противоречий в системе межличностных или  групповых отношений. Причиной этого  является резкое расхождение интересов, ценностей и установок конфликтантов, что приводит к социальной напряженности, это становится причиной закрепления психологических барьеров и негативных стереотипов, препятствующих нормальному общению, способствует экстраполяции, переносу конфликтных интересов из сферы деловых отношений в личную и наоборот.

  2. Конфликтное поведение,  взаимодействие.

  Его можно определить как действия, направленные на то, чтобы прямо или косвенно блокировать достижения противостоящей стороной ее целей, намерений и др. Для этой стадии необходимо не только обоснование и принятия решения, но и установка на "борьбу", состояние психической готовности к ней, что формирует последующие  действия. Причем это уже обоюдонаправленная система негативно эмоционально окрашенных действий, затрудняющих взаимодействие.

  Необходимо  отметить, что реакция или взаимодействие субъектов конфликта может осуществляться на трех уровнях: "мы-мы", "мы - группа", "группа - группа". Разрешается  же конфликт только на уровне "мы-мы". Также необходимо обозначить еще  два уровня: "я - ты" и "я - вы".

  Модели  развития конфликта 

  1.Прежний  опыт взаимодействия  участников конфликта:

  • Позитивный опыт отсутствия разногласий или их успешное преодоление;
  • Опыт не преодолённых разногласий и «недоговоренностей»;
  • Опыт не преодолённых разногласий и негативного эмоционального воздействия.

  2.Отношение  к новой ситуации:

  • Уверенность в возможности договоренности, стремления к поиску взаимопонимания;
  • Отсутствие уверенности в возможности договориться, поиск формального выхода из ситуации;
  • Нежелание договариваться, актуализация негативных чувств.

  3.Изменение  общения:

  • Интенсификация;
  • Ограничение;
  • Минимизация.

  4.Неформальные  компоненты в общении:

  • Позитивные неформальные компоненты, «формализация» общения;
  • Негативные неформальные компоненты.

  По  мнению Гришиной Н.В. решающую роль в  выборе того или иного типа конфликтного взаимодействия играет опыт прежнего взаимодействия участников ситуации, опыт из отношений. Сотрудничество развивается на основе прежнего позитивного опыта участников конфликта, связанного с их успешным взаимодействием. Кооперация развивается на основе опыта прежних разногласий, которые не были успешно преодолены, и закрепились у участников ситуации в виде опыта "недоговоренности". Конкуренция связана с опытом негативного взаимодействия, включавшего негативные эмоциональные компоненты - неприязнь, враждебность и т.д., актуализирующиеся в новой ситуации и превращающие ее в новый этап "борьбы" между индивидами.

  Таким образом, развитие конфликта представляет собой процесс, основанный на прежнем  опыте участников взаимодействия, порождающем  их отношение к новой ситуации противоречий между ними, что, в свою очередь, "задает" сценарий их нового взаимодействия.

  На  стадии конфликтного поведения возможны две стадии фазы: конструктивная и  деструктивная. К фундаментальным  факторам, оказывающим влияние на конструктивный или деструктивный  характер развития конфликта, относят :

  1. Характер проблем, затронутых конфликтом или их тип, жесткость, величина;
  2. Характеристики конфликтующих сторон;
  3. Степень сходства -различия между сторонами;
  4. Факторы ситуации;
  5. Навыки управления конфликтом;
  6. Стратегии поведения в конфликте.

  Деструктивная требует вмешательства руководителя. Она начинается тогда, когда взаимная неудовлетворенность друг другом, способами решения проблем, продуктивность совместной деятельности превышает порог терпимости, и совместная деятельность становится неуправляемой.

  В деструктивной фазе выделяют две  ступени:

  1. Характеризуется стремлением завысить свои возможности и занизить возможности партнера, самоутвердиться за его счет, необоснованностью критических замечаний, жестов, взглядов. Обычно эти реакции воспринимаются как личные оскорбления и включают активные механизмы защиты и противодействия;
  2. Характеризуется повышенной активностью оппонентов при резком ослаблении самоконтроля, нарушением восприятия и реакцией партнера вплоть до полного искажения его слов и жестов. Кроме того, часто имеет место уход от проблемы, подмена предмета спора и переход на личности, взаимные оскорбления. На этой ступени процесс становится неуправляемым и необратимым.

  На  выбор стратегии в условиях конфликтного взаимодействия влияют личностные характеристики субъекта. Вместе с тем четко сопоставить  соотносительную роль ситуативных  и личностных факторов в детерминации конфликтного поведения они не позволяют. "Если ситуация проста и не содержит угрозы, большую роль играют личностные диспозиции, в сложных и стрессовых ситуациях превалируют ситуационные факторы".

  По  мере обострения конфликта происходит отчуждение, не участвующие в конфликте  люди чувствуют себя обязанными примкнуть  к одному или другому лагерю. Становится труднее занять нейтральную, мирную позиции, потому что умеренно настроенные  члены группы теряют свое влияние, а  крайне настроенные, наоборот, начинают играть ведущую роль.

  Если  стадия конфликтного взаимодействия, напротив, была конструктивной, то возможна следующая стадия - исход, или разрешение конфликта (частичное или полное).

 

  

  Классификация конфликтов 

  Одним из наиболее широких и очевидных  оснований типологии конфликтов является распределение их по субъектам, или сторонам конфликта на пять групп:

  1. внутриличностные,
  2. межличностные,
  3. между личностью и группой,
  4. межгрупповые,
  5. межгосударственные.

  1. Носитель конфликта внутриличностного - отдельный индивид. Суть такого конфликта содержится в негативных личных переживаниях, сомнениях, моральных противоречиях.

  2. Межличностный конфликт - это противодействие между отдельными личностями в социальной и психологической сфере. Здесь большую роль играют личностные качества индивидов, психические особенности, социальные навыки, нравственные установки. Этот тип конфликта важен для менеджеров и позволяет им говорить о межличностной совместимости или несовместимости людей.

  3. Конфликт между личностью и  группой - этот тип конфликта  схож с межличностным, но является более сложным и многогранным. В группе, с ее боле сложной системой организации вероятность конфликта возрастает.

  4. Межгрупповой конфликт - столкновение  интересов разных формирований. К этой типу принадлежат конфликты  между социальными группами различного  размера: малыми, средними и большими. Для исследования систем управления  малые социальные группы наиболее  интересны. Ведь, это та общность  людей, которая объединена общими  задачами и целями, например на  предприятии, производстве, и непосредственно  координируется менеджерами.

  5. Межгосударственный конфликт - противостояние  между правительствами государств, групп государств. Довольно интересную  классификацию конфликтов подает  Л. А. Ершов

  По  источникам:

  а) конфликты, которые возникают вследствие действий оъективных факторов социальной ситуации;

  б) конфликты, которые возникают вследствие столкновенья потребностей, мотивов, взглядов, поведения.

  • По смыслу:

  а) конфликты как деловые дела;

  б) конфликты как личные интересы.

  • По значимости:

  а) конфликты, важные лишь для отдельных  работников;

  б) конфликты, важные для отдельных  индивидов, групп, прослоек населения  и т.п.

  • По типу решения:

  а) конфликты, которые приводят к модификациям обеих сторон;

  б) конфликты, которые приводят к уничтожению  одной из сторон, ее позиций, стереотипов, установок;

  в) конфликты, которые привели к  другой точке зрения обе стороны.

  • По форме проявления:

  а) конфликты того или другого направления  действия, поведения ("приближения - отдаления", "приближения - приближения ", "отдаления - отдаления");

  б) конфликты того или другого качества, интенсивности действия, поведения;

  в) конфликты, которые выражаются вербально  или - невербальными средствами (молчания, поза, взгляд при восприятии соперника);

  г) по типу структуры взаимоотношений - скрытые, открытые.

  Также выделяют следующие классификаторы: по сферам жизнедеятельности людей, по характеру объектов, по направленности воздействия и распределения  полномочий и т.д.

  Динамика  конфликта 

  Организация, как и каждый из ее членов непрестанно  развиваются, меняются. Конфликт - это  также один из видов развития, который  имеет свои этапы, зарождается, развивается  и исчерпывает себя, после разрешения.

  Динамика  конфликта - процесс его развития.

  Любой конфликт состоит из пяти частей:

  1. предконфликтный период (скрытый);
  2. начало (инцидент);
  3. развитие (эскалация);
  4. завершение (разрешение);
  5. послеконфликтный период.

  Рассмотрим  части конфликта более подробно.

  Предконфликтная ситуация.

  Предконфликтная ситуация - скрытый период, когда присутствует вероятность конфликта, но на самом деле имеет место лишь формирование и усиление тех противоречий, которые к нему приведут. Не один конфликт не обходится без этого этапа, ведь противоречия и разногласия - его стержень. Все эти несоответствия и противоречия не дают знать о себе сразу и определенное время пребывают неочевидными. Их скрывают явления более мелкого плана, второстепенные и случайные. Накапливаются факты и явления, приводящие непосредственно к конфликту. Именно поэтому в разных источниках он именуется, скрытым, инкубационным латентным этапом. В нашей работе назовем его предконфликтным периодом (ситуацией).

  Важной  особенностью этого этапа является возможность избежать конфликта, разрешить  противоречия до непосредственной конфликтной  ситуации. Опытный менеджер обязан выявить факторы и явления, зарождающиеся  на этом этапе. И донести до сознания членов организации наличие предконфликтной ситуации, по возможности устранить негативные факты, вызывающие противоречия.

  Зарождение  конфликта (инцидент).

  В случае не разрешения противоречий на первой стадии, предконфликтной, если не устранены факторы нарастания разногласий начинается открытый конфликт. Явление противостояния становится явным для всех членов группы, организации. Развивающиеся противоречия невозможно игнорировать или подавить. Смена латентного периода конфликта на открытый этап противостояния происходит благодаря тому или иному инциденту (происшествию, событию, случаю).

  Инцидент - это событие, факт, который способен положить начало неприкрытому противостоянию оппонентов. Однако инцидент конфликта  и его повод не одно и то же. Повод - это предмет, основание, одна из возможных причин конфликтной  ситуации. В то время, как инцидент лишь формальное явление, развязывающее сам конфликт.

  Развитие  конфликта (эскалация).

Информация о работе Управленческая психология