Управленческая психология

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 21:16, контрольная работа

Описание работы

Сопровождая практически любые проявления жизнедеятельности организма, эмоции отражают в форме непосредственного переживания значимость (смысл) явления и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.
Эмоции - особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.

Содержание

1. Эмоционально волевые процессы личности.
2. Конфликты в организации и пути их устранения.

Работа содержит 1 файл

управленческая психология к.р.docx

— 58.97 Кб (Скачать)

  Нейтральные раздражители начинают предвосхищать  значимые раздражители в результате образования условных рефлексов  или благодаря механизму генерализации.

    Одна из главных функций эмоций  состоит в том, что они помогают  ориентироваться в окружающей  действительности, оценить предметы  и явления с точки зрения  их желательности или нежелательности,  полезности или вредности.

  Волевая сфера личности

 

  Понятие воли 

  Воля – это свойство (процесс, состояние) человека, проявляющееся в его способности сознательно управлять своей психикой и поступками. Проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения сознательно поставленной цели.

  Воля  является действенной стороной сознания человека, то есть таким его качеством, благодаря которому психическая  деятельность влияет на деятельность практическую. Под влиянием волевых  процессов человек может приложить  усилия к тому, чтобы активизировать свои действия и поступки и добиться их успешного завершения в условиях преодоления трудностей. Но тот же человек благодаря воле может  удержаться от совершения каких-то действий или поступков, замедлить или  остановить их, если они начались, или  направить по другому руслу. Это  очень важное и сложное свойство личности. 
 

  Волевое действие 

  Волевая деятельность всегда состоит из определенных волевых действий, в которых содержатся все признаки и качества воли.

  Первоначальным  моментом всякого волевого действия – его первой фазой – является возникновение побуждения и постановка цели, на достижение которой направляется данное действие. Цель можно ставить  как перед собой, так и перед  другими людьми, принимать или  отвергать ее, когда она ставится кем-нибудь другим или обстоятельствами жизни.

  Следующий момент волевого действия – вторая фаза волевого процесса – стадия обсуждения и борьбы мотивов, выбор, использование  и создание средств, способов и приемов  достижения поставленной цели.

  После постановки цели и определения средств  ее достижения наступает следующий  момент волевого действия – третья фаза волевого процесса – принятие решения, то есть выбор действия в  соответствии с целью.

  Далее следует заключительная – четвертая  фаза волевого процесса – исполнение принятого решения. Исполнить решение  – значит практически достигнуть цели.  

  Волевые качества человека 

  К основным волевым качествам человека можно отнести силу воли, целеустремленность, самообладание, самостоятельность, решительность, настойчивость, энергичность, инициативность, исполнительность.

  Сила  воли – максимальное значение волевого воздействия, которое может развить личность для достижения поставленной цели. Таким образом, говоря о силе воли, мы имеем в виду оценку усилий человека по совершенствованию неприятных для него действий – внешних действий, например, связанных с общением или физически тяжелой работой в некомфортной среде, или внутренних действий, например, связанных с преодолением трудных для понимания или просто неинтересных для него лично мест в ходе процесса обучения.

  Целеустремленность – это способность человека подчинять свои действия целям, которые необходимо достигнуть; это мобилизация сил на то, чтобы правильно определить пути, средства, способы и приемы своей деятельности, это целевая направленность принимаемых решений и их исполнения.

  Самостоятельность – это волевое качество, заключающееся в возможности человека не поддаваться влияниям различных сил, которые могут отвлечь его от достижения поставленной цели.

  Решительность – это волевое качество человека, благодаря которому он способен принимать своевременные, обоснованные и твердые решения в различных условиях своей жизни и деятельности.

  Настойчивость – волевое качество, благодаря которому человек может мобилизовать свои силы для относительно длительной и сложной борьбы с препятствиями и трудностями, встречающимися в его деятельности на пути достижения достаточно отдаленных целей.

  Энергичность  – это волевое качество, представляющее собой возможность человека действовать быстро и с большим напряжением своих физических и духовных сил.

  Инициативность – это волевое качество, благодаря которому человек действует творчески; это отвечающая времени и условиям активная и смелая гибкость действий и поступков человека.

  Исполнительность - это волевое качество человека, которое заключается в активном, старательном и систематическом исполнении принимаемых решений. Исполнительный человек испытывает потребность в том, чтобы полностью завершить начатое им или порученное ему дело.

  Творческая  жизнь и деятельность людей, решающих практические задачи в области развития экономики, науки, техники, культуры и  искусства требуют от человека большой  активности и напряжения физических и духовных сил. Вот почему каждый, кто имеет определенные цели в  своей жизни и прикладывает вполне определенные усилия для их осуществления  и воплощения задуманного в реальность, должен обладать необходимыми волевыми качествами. Определение конкретных путей и возможностей достижения цели является основой планирования человеком своих действий и деятельности в целом.

  Воля  как один из психических процессов  создает у человека определенные психические состояния (активность, собранность) и является очень важным более или менее устойчивым психическим  свойством личности, от которого зависит  действенность мышления и чувства, а также активность совершаемых  практических действий и поступков.  

     2. Конфликты в организации  и пути их устранения. 

  Определение конфликта 

  Конфликт  играл и играет важную роль в жизни  общества и в жизнедеятельности  организации. В этой связи неудивительно, что изучение конфликтов - тема, которая  привлекает внимание многих ученых. В  психологии имеются значительные традиции в изучении конфликтов. Большой теоретический  и эмпирический материал, накопленный  за почти столетний период, отражается в многообразии подходов и теоретических  платформ.

  Сегодня в разных сферах знаний существуют самые различные определения  конфликта.

  Распространенное  понимание конфликта больше соответствует  социологической науке. Наша же работа исследует конфликт с точки зрения систем управления менеджмента.

  В отечественной литературе имеются  схожие социологические черты: так  Л. Г. Здравомыслов подчеркивает: « конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.»

  Ю.Г. Запрудский утверждает: «Социальный конфликт - это явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.»

  У А.В. Дмитриева находим: «Под социальным конфликтом обычно понимается тот вид  противостояния, при котором стороны  стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным  индивидам или группам, их собственности  или культуре таким образом, что  борьба принимает форму атаки  или обороны

  Конфликт - это факт человеческого  существования

  Конфликты в современном обществе представляют собой зарождение и проявления объективно существующих социальных разногласий. Разногласия общества есть специфическим  отображением его сути, его решающей, движущей силой развития. Каждое разногласие  специфически проявляется в контексте  всей системы разногласий и требует  адекватного решения.

  Объект  конфликта - это та дефицитная ценность, из-за которой зарождается и развивается  противостояние интересов сторон.

  Предмет конфликта - это те противоречия, которые  возникают между сторонами.

  Если  объект конфликта является средством  достижения реальных целей, то такой  конфликт носит название реалистического. В ином случае, это нереалистический конфликт, основанный на желании получить эмоциональную разрядку.

  Схематически  конфликт можно обозначить следующим  образом: 

  Конфликтная ситуация + Инцидент = Конфликт 

  Охарактеризуем  суть этих понятий. 

  Конфликтная ситуация - это накопления разногласий, которые содержат существенную причину конфликта.

  Инцидент - это совокупность обстоятельств, которые служат основанием для конфликта.

  Конфликт - это открытое противостояние как следствие взаимоисключающих интересов и позиций.

  Разрешение  конфликта – это устранение конфликтной  ситуации и исчерпание инцидента. Понятно, что первое сделать сложнее, но и  более важно. К сожалению, на практике в большинстве случаев дело ограничивается лишь исчерпанием инцидента.

  Реальный  конфликт представляет собой социально-психологический  процесс. Рассмотрение его в динамике предполагает выделение основных стадий. К их числу можно отнести: возникновение  и осознание объективной конфликтной  ситуации; переход к конфликтному поведению; разрешение конфликта. Рассмотрим каждый из них.

  1.Возникновение  и осознание объективной  конфликтной ситуации.

  В большинстве случаев конфликт порождается  объективной конфликтной ситуацией, отражающей стремление одной из сторон к достижению некоторого желаемого  для нее состояния, при этом объективная  конфликтность ситуации не осознается сторонами.

  Конфликт  относится к тому типу ситуаций, к которому применима теория Томаса об определении ситуации. Ее приложение к конфликтам означает, что если человек определяет ситуацию как  конфликтную, она становится конфликтом, ибо в своих дальнейших действиях  в данной ситуации он основывается на этом определении, на том значении, которое он ей придал, соответственно развивая конфликтное взаимодействие, оценивая действия партнера, выбирая  соответствующие стратегии поведения.

  "Определение  ситуации" представляет собой  теоретический конструкт, используемый  нами для обозначения результата  восприятия (построения образа) ситуации и ее интерпретации ("объяснения"). В возникновении конфликтов именно соответствующее определение ситуации играет решающую роль. Использование концепта "определение ситуации" в анализе конфликтов позволяет ввести четкие разграничения между часто смешиваемые понятиями "конфликт", "конфликтная ситуация", "противоречие", "противоречивая ситуация", отведя последним статус реальной объективной ситуации, а конфликту - содержание "определенной как конфликтной" ситуации, что, собственно, и является пусковым механизмом возникновения конфликта с последующим развитием конфликтного взаимодействия (в его различных модификациях). Тем самым "участники социального взаимодействия выступают как активные субъекты, которые не просто попадают в ситуации, но и в определенном смысле "создают" их".

  Однако  нередко конфликтность образов  возникает в том случае, когда  объективная основа конфликта отсутствует. Л.А. Петровская отмечает следующие варианты отношений между идеальными картинами и реальностью:

  • Адекватно понятый конфликт. Конфликтная ситуаций объективна, стороны правильно оценивают существо реального конфликта, то есть дают объективную трактовку происходящего.
  • Неадекватно понятный конфликт. При неадекватности понимания происходящего конфликтная ситуация реальна, и стороны ее осознают, но их понимание ситуации не вполне соответствует действительности.
  • "Ложно непонятый" конфликт. Здесь объективная конфликтная ситуация существует, но не осознается сторонами. В этом случае нет конфликта как социально-психологического явления, поскольку психологически для сторон не существует.
  • Ложно понятый. Под ложным пониманием конфликта отсутствует объективно конфликтная ситуация, а стороны склонны расценивать свои отношения как конфликтные.

Информация о работе Управленческая психология