Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:36, лекция
Умственное воспитание включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике (В. А. Сухомлинский).
Вопросы лекции
1. Сущность и содержание умственного воспитания школьников.
2. Научное мировоззрение, его структурные компоненты, основные пути и сред-ства формирования.
Введение
Исторически оправданным и необходимым видится развитие родиноведческих курсов, обращение к историческим традициям родного языка, славянской книжности, художественной культуре, народным и художественным промыслам и ремеслам. Это создаст основу для осмысленного включения детей в социально-культурную среду своего народа, будет способствовать формированию религиозной и национальной идентичности в контексте мирового сообщества.
Школьники должны постепенно знакомиться с православными традициями нашего народа, постигать духовно-нравственные ценности в ходе подготовки и проведения государственных праздников, а также школьных праздников Рождества Христова и Пасхи, совместных паломнических поездок, изучение житийной литературы, заботы о кладбищах, захоронениях воинов, памятников и других, значимых для народной памяти мест.
Обращаем внимание на полезность неформальных бесед священнослужителей с преподавателями по проблемам современной молодежи.
Особым попечением приходов и приходских школ должны пользоваться безнадзорные и беспризорные дети, дети с девиантным поведением, дети из неполных и неблагополучных семей, дети-инвалиды. «Если хочешь быть благочестивым, — учил бл. Феофилакт, — обнаруживай благочестие не в чтении, но в исполнении закона, которое состоит особенно в оказании сострадания к ближнему».
Приходы и приходские школы должны тесно взаимодействовать с комиссиями по делам несовершеннолетних, социально-психологическими службами учреждений образования, детскими социальными приютами, социально-педагогическими центрами, центрами коррекционного развития.
Острой в
Все проводимые совместные
мероприятия согласуются в
Управление
Отмеченные формы работы призваны раскрыть духовный потенциал православных традиций и ценностей и вызвать интерес к жизни в Церкви, создать условия для приобщения молодежи к Православной вере.
II. Следующим направлением, ориентированным на тех, кто желает приобщиться к жизни Церкви, должна стать педагогическая деятельность на приходе.
Главным содержанием
учебно-воспитательного
Учебно-
Церковно-
Необходимо
Работа церковно-
Следует активно привлекать к работе с детьми профессиональных педагогов. Приходы и приходские школы должны активизировать просветительскую работу с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Могут использоваться такие формы как проповеди по вопросам православного воспитания, родительского долга и традиций православной семьи, просветительские лекции для родителей по актуальным проблемам воспитания и социальной жизни, проведение родительских собраний в приходских школах и участие священнослужителей в родительских собраниях учреждений образования, организация родительских клубов и др.
Настоятели
Комплектование
Таковы
Все вышеуказанные формы взаимодействия необходимо наполнить живым опытом богообщения, памятуя, что всякий вмещает его «якоже можаху». Только бережное, чуткое и внимательное отношение к делу образования может принести благие плоды в долгосрочной перспективе.
10.11.2005
Институт теологии
имени святых Мефодия и Кирилла
Белорусского Государственного университета
Пресс-релиз
"О сотрудничестве
между Министерством
образования Республики
Беларусь и Белорусской
Православной Церковью
по вопросам духовно-нравственного
воспитания учащейся
молодежи"
За прошедшие годы
белорусское государство и
Основополагающим принципом такого взаимодействия является право ребенка и родителей на воспитание в соответствии со своими убеждениями и семейными традициями. Современная школа не игнорирует запросы семьи, не навязывает чуждые семье идеологические или духовно-нравственные доктрины. Реализуя фундаментальные права человека, система образования стремится изучать духовно-нравственные запросы семьи, активно сотрудничать с ней в соответствии с целями и интересами общества.
Светский характер образования не препятствует взаимодействию школы и Церкви в вопросах воспитания, в решении общих социальных задач.
Соблюдение права выбора для учащихся и семьи является естественным способом организации духовно-нравственного образования в соответствии с религиозными традициями народа.
Законодательство Республики Беларусь позволяет успешно строить взаимоотношения учреждений образования и религиозных организаций в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи с учетом их влияния в общественной и культурной жизни страны.
Конституция Республики
Беларусь трактует равенство религий
перед законом следующим
Светский характер образования разграничивает функции государства и Церкви, в силу чего учебное заведение не ставит своей целью формировать определенное отношение к религии или решать вопросы веры, это - функция Церкви. Родители или сами совершеннолетние обучающиеся вправе определять свое отношение к религии в соответствии с собственными убеждениями и семейными традициями. При решении вопроса о взаимодействии учреждения образования и религиозной организации в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов решающим аргументом для учебного заведения являются запросы совершеннолетних обучающихся, родителей несовершеннолетних детей.
Конституция Республики Беларусь и иное законодательство устанавливают приоритетность сотрудничества государства с традиционными религиозными конфессиями: православной, римско-католической, мусульманской и иудейской.
Система образования призвана сформировать у учащихся чувство глубокого уважения и почитания к культурообразующей религии своего народа, любовь к просветителям нашей страны, интерес к истории Церкви. Учащиеся должны знать особенности исторически-традиционных религий, их роль в историческом и культурном развитии страны, с уважением относиться к представителям этих религий.
Органы управления и учреждения образования, определяя содержание, формы и методы духовно-нравственного воспитания, руководствуются законодательством Республики Беларусь, нормативными документами министерства, рассматривают его как органичную часть целостного воспитательного процесса, стремятся превратить формирование высокодуховной личности студента, учащегося в одну из главных целей обучения и воспитания.
Информация о работе Умственное воспитание. Формирование научного мировоззрения учащихся