Умственное воспитание. Формирование научного мировоззрения учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:36, лекция

Описание работы

Умственное воспитание включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике (В. А. Сухомлинский).

Содержание

Вопросы лекции

1. Сущность и содержание умственного воспитания школьников.

2. Научное мировоззрение, его структурные компоненты, основные пути и сред-ства формирования.

Работа содержит 1 файл

Лекция 11.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

            Введение специальных  уроков или факультативных курсов по изучению предметов духовного содержания может осуществляться только при наличии необходимых условий (программно-методического обеспечения, учебных пособий, подготовленных педагогических кадров и др.). Православными педагогами Республики разработаны программы, методические материалы, которые прошли апробацию на практике и могут быть рекомендованы для пользования. Уже разработаны и действуют различные образовательные модели повышения квалификации учителей, владеющих отечественным духовно-нравственным и историко-культурным наследием и способных обеспечить интеграцию православного и базового образования на высоком профессиональном уровне. Государственное учреждение образования «Академия последипломного образования», учреждение образования «Минский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров» и другие учреждения последипломного образования обладают достаточным опытом проведения курсов «Основы православной культуры», «Церковно-славянский язык в современной школе», «Духовно-нравственное воспитание в современной школе», «Родиноведение» и др.

            Исторически оправданным и необходимым видится развитие родиноведческих курсов, обращение к историческим традициям родного языка, славянской книжности, художественной культуре, народным и художественным промыслам и ремеслам. Это создаст основу для осмысленного включения детей в социально-культурную среду своего народа, будет способствовать формированию религиозной и национальной идентичности в контексте мирового сообщества.

            Школьники должны постепенно знакомиться с православными  традициями нашего народа, постигать духовно-нравственные ценности в ходе подготовки и проведения государственных праздников, а также школьных праздников Рождества Христова и Пасхи, совместных паломнических поездок, изучение житийной литературы, заботы о кладбищах, захоронениях воинов, памятников и других, значимых для народной памяти мест.

            Обращаем внимание на полезность неформальных бесед священнослужителей с преподавателями по проблемам  современной молодежи.

            Особым попечением приходов и приходских школ должны пользоваться безнадзорные и беспризорные дети, дети с девиантным поведением, дети из неполных и неблагополучных семей, дети-инвалиды. «Если хочешь быть благочестивым, — учил бл. Феофилакт, — обнаруживай благочестие не в чтении, но в исполнении закона, которое состоит особенно в оказании сострадания к ближнему».

            Приходы и приходские школы должны тесно взаимодействовать с комиссиями по делам несовершеннолетних, социально-психологическими службами учреждений образования, детскими социальными приютами, социально-педагогическими центрами, центрами коррекционного развития.

            Острой в современном  мире и в нашем отечестве остается проблема детей-сирот. Не должны оставаться без духовного попечения детские дома и сиротские приюты. Высказывая слова благодарности иностранным гражданам, усыновляющим и удочеряющим наших детей, мы не можем не ощущать горечи оттого, что этим детям не нашлось домашнего очага на Родине. Приходы призваны, сотрудничая с властями, принять активное участие в устройстве обездоленных детей в семьи благочестивых прихожан внутри страны. В храмах должны звучать проповеди о богоугодности усыновления и удочерения сирот.

            Все проводимые совместные мероприятия согласуются в установленном порядке с органами управления образования. Благочинные в рамках своих церковных округов осуществляют взаимодействие с местными органами власти, планирование и координацию сотрудничества приходов и учреждений образования. Они же осуществляют контроль работы, проводимой совместно с органами управления и учреждениями образования. Работа по сотрудничеству с государственными органами и учреждениями образования отражается в ежегодных отчетах, предоставляемых архиереям. При необходимости могут приниматься соответствующие программы сотрудничества местного уровня.

            Управление совместной работой в пределах областей, областных центров и г. Минска возлагается на правящих архиереев.

            Отмеченные формы  работы призваны раскрыть духовный потенциал  православных традиций и ценностей  и вызвать интерес к жизни в Церкви, создать условия для приобщения молодежи к Православной вере.

            II. Следующим направлением, ориентированным на тех, кто  желает приобщиться к жизни  Церкви, должна стать педагогическая  деятельность на приходе.

            Главным содержанием  учебно-воспитательного процесса приходских школ является подготовка детей к сознательному участию в Таинствах и богослужениях Церкви, активное участие в жизни прихода. Положительным является опыт устроения богослужений для учащихся приходских школ, когда священник в полной мере имеет возможность уделить внимание детям, а воспитанники принимают сами непосредственное участие в их подготовке и проведении. Бесценный опыт получают учащиеся тех приходских школ, где для них организуются различные послушания при храме.

            Учебно-воспитательный процесс в церковно-приходской школе  должен определяться не уровнем формальных знаний, а его ценностным наполнением, характером внутренней жизни школы, прихода. Необходимо обеспечить бесспорный приоритет христианского воспитания над обучением. Главной целью приходских школ является приобщение своих воспитанников к основам и нормам христианской жизни, усвоение воспитанниками основных закономерностей православной духовности. Наставники призваны помочь им увидеть в Евангелии руководство духовной жизни. Православный человек не тот, кто много знает, а кто ведет правильную духовную жизнь. По слову св. Иоанна Кронштадтского, только тогда православное воспитание можно назвать успешным, когда воспитанники вверились Богу, живут по Его заповедям и по учению Церкви, подчинились ее руководству.

            Церковно-приходские школы должны взять на себя задачу восстановления владения прихожанами богослужебным церковнославянским языком. Церковнославянский язык, язык Православной Церкви, – важнейшее средство воцерковления человека. Речь должна идти не столько об овладении грамматическим строем языка, сколько о формировании начитанности в текстах, выражающих высокую нравственность и твердую веру. По выражению православного педагога С.А. Рачинского, детям необходимо дать не мертвую грамоту предмета, а живую грамоту веры. Учащимся следует прививать навыки осознанного чтения Священного Писания, церковнославянских текстов, развивать умение самостоятельно находить ответы на свои вопросы в православном катехизисе, истории Церкви, творениях отцов Церкви.

            Необходимо возродить  обучение церковному пению с раннего возраста. Исконно в церковно-приходских школах основными предметами были церковнославянский язык и церковное пение.

            Работа церковно-приходских школ должна быть многоступенчатой и охватывать учащихся от дошкольного возраста до 15-16 лет. При приходских школах следует создавать творческие мастерские (коллективы по интересам, спортивные, краеведческие, военно-патриотические клубы, литературные объединения и т.д.), где церковная молодежь могла бы продолжать неформальное общение уже после выпуска из приходской школы.

            Следует активно  привлекать к работе с детьми профессиональных педагогов. Приходы и приходские школы должны активизировать просветительскую работу с родителями по вопросам духовно-нравственного воспитания детей. Могут использоваться такие формы как проповеди по вопросам православного воспитания, родительского долга и традиций православной семьи, просветительские лекции для родителей по актуальным проблемам воспитания и социальной жизни, проведение родительских собраний в приходских школах и участие священнослужителей в родительских собраниях учреждений образования, организация родительских клубов и др.

            Настоятели приходов призваны неустанно заботиться о  развитии материально-технической  базы приходских школ, повышении профессионального мастерства и духовно-нравственного уровня преподавателей церковно-приходских школ.

            Комплектование приходских школ, режим их работы должны учитывать  пожелания органов управления и  учреждений образования данного микрорайона. Приходские школы могут частично решать вопросы занятости учащихся в субботнее время и во время каникул в общеобразовательных школах. Наши совместные усилия могут быть объединены и при организации летнего отдыха и оздоровления учащихся.

            Таковы перспективы  сотрудничества Церкви и государства в сфере образования.

            Все вышеуказанные  формы взаимодействия необходимо наполнить живым опытом богообщения, памятуя, что всякий вмещает его «якоже можаху». Только бережное, чуткое и внимательное отношение к делу образования может принести благие плоды в долгосрочной перспективе.

10.11.2005

            Институт теологии имени святых Мефодия и Кирилла  Белорусского Государственного университета 

      Пресс-релиз "О сотрудничестве между Министерством  образования Республики Беларусь и Белорусской Православной Церковью по вопросам духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи" 

            За прошедшие годы белорусское государство и Церковь  сделали значительные шаги по пути развития взаимного сотрудничества и понимания. Это позволило заложить основы для дальнейшего плодотворного взаимодействия в различных сферах общественной жизни, в том числе в сфере образования. Идет последовательный поиск наиболее эффективных путей взаимодействия учреждений образования и религиозных организаций в сфере духовно-нравственного воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи.

            Основополагающим  принципом такого взаимодействия является право ребенка и родителей  на воспитание в соответствии со своими убеждениями и семейными традициями. Современная школа не игнорирует запросы семьи, не навязывает чуждые семье идеологические или духовно-нравственные доктрины. Реализуя фундаментальные права человека, система образования стремится изучать духовно-нравственные запросы семьи, активно сотрудничать с ней в соответствии с целями и интересами общества.

            Светский характер образования не препятствует взаимодействию школы и Церкви в вопросах воспитания, в решении общих социальных задач.

            Соблюдение права  выбора для учащихся и семьи является естественным способом организации духовно-нравственного образования в соответствии с религиозными традициями народа.

            Законодательство  Республики Беларусь позволяет успешно строить взаимоотношения учреждений образования и религиозных организаций в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, учащейся и студенческой молодежи с учетом их влияния в общественной и культурной жизни страны.

            Конституция Республики Беларусь трактует равенство религий  перед законом следующим образом: "Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношение государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа".

            Светский характер образования разграничивает функции  государства и Церкви, в силу чего учебное заведение не ставит своей целью формировать определенное отношение к религии или решать вопросы веры, это - функция Церкви. Родители или сами совершеннолетние обучающиеся вправе определять свое отношение к религии в соответствии с собственными убеждениями и семейными традициями. При решении вопроса о взаимодействии учреждения образования и религиозной организации в вопросах духовно-нравственного воспитания учащихся и студентов решающим аргументом для учебного заведения являются запросы совершеннолетних обучающихся, родителей несовершеннолетних детей.

            Конституция Республики Беларусь и иное законодательство устанавливают приоритетность сотрудничества государства с традиционными религиозными конфессиями: православной, римско-католической, мусульманской и иудейской.

            Система образования  призвана сформировать у учащихся чувство  глубокого уважения и почитания  к культурообразующей религии своего народа, любовь к просветителям нашей страны, интерес к истории Церкви. Учащиеся должны знать особенности исторически-традиционных религий, их роль в историческом и культурном развитии страны, с уважением относиться к представителям этих религий.

            Органы управления и учреждения образования, определяя  содержание, формы и методы духовно-нравственного  воспитания, руководствуются законодательством Республики Беларусь, нормативными документами министерства, рассматривают его как органичную часть целостного воспитательного процесса, стремятся превратить формирование высокодуховной личности студента, учащегося в одну из главных целей обучения и воспитания.

Информация о работе Умственное воспитание. Формирование научного мировоззрения учащихся