Умственное воспитание. Формирование научного мировоззрения учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:36, лекция

Описание работы

Умственное воспитание включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике (В. А. Сухомлинский).

Содержание

Вопросы лекции

1. Сущность и содержание умственного воспитания школьников.

2. Научное мировоззрение, его структурные компоненты, основные пути и сред-ства формирования.

Работа содержит 1 файл

Лекция 11.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Лекция 11

Умственное  воспитание. Формирование научного мировоззрения  учащихся  

Составитель: Якубель Г. И., доцент кафедры основ дефектологии БГПУ 

Вопросы лекции

     1. Сущность и содержание умственного  воспитания школьников.

     2. Научное мировоззрение, его структурные компоненты, основные пути и сред-ства формирования. 

Литература 

Основная 

            Педагогика / под ред. В. А. Сластенина. М., 2002. Гл. 16 (§ 1).

            Степаненков Н. К. Педагогика школы. Минск, 2007. Тема 12.

            Харламов И. Ф. Педагогика. М., 2000. Гл. 26.

      Чепиков В. Т. Педагогика. Краткий учебный курс. М., 2003. Гл. 11  (§ 11.7). 

            Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.   

Дополнительная 

     Водзинский  Д. И. Формирование научного мировоззрения: текст лекции. Минск, 1997. 

     Крутецкий В. А. Психология обучения и воспитания школьников. М., 1976, с. 200—208.  

     Сухомлинский  В. А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990, с. 78—102.

      Сухомлинский  В. А. Рождение гражданина // Избр. пед. соч.: в 3 т. Т. 1. М, 1979.

            Сухотский Н. Н. Общеобразовательная школа и Православная церковь: пути и методы взаимодействия // Праблемы выхавання. 2008. № 5.

     Кураев  А. Диспут с атеистом // http://kuraev.ru  

1. Сущность и содержание  умственного воспитания  школьников.

     Умственное  воспитание включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике (В. А. Сухомлинский).

     Умственное  воспитание происходит в процессе приобретения знаний (обучение, самообразование, спонтанное научение), но, как видно из определения, не сводится к накоплению их объема. Знания — только инструмент познания окружающего мира. Процесс приобретения знаний становится фактором умственного воспитания лишь тогда, когда знания становятся личными убеждениями, которые проявляются в идейной целеустремленности его жизни, в его труде, общественной активности, интересах.

            Ученик умственно  воспитывается лишь тогда, когда  его окружает атмосфера многогранных интеллектуальных интересов и запросов, когда его общение с людьми проникнуто пытливой мыслью, поисками. Научить ребенка активно видеть мир — не только добывать истины личным трудом, но и ее осмысливать, переживать как радость открытия и преодоления трудностей. Чувство гордости от того, что благодаря приобретенным знаниям он делает что-то нужное людям, красивое.

            Например, В. А. Сухомлинский так строил изучение русской и украинской литературы: сперва – ознакомление с первоисточниками. Только после того, как в сознании учащихся сложилось представление о художественных образах, сформировалось личное эмоционально-нравственное отношение к героям, событиям, допускается чтение учебника. Преподавая языки, он добивался, чтобы ученик твердо запоминал правило (определение, вывод) без специального заучивания.

     Важнейшими  элементами умственного воспитания являются: производительный труд, исследование, эксперимент, самостоятельное изучение жизненных явлений, литературных источников, литературно-творческие опыты. 

    «Главной  потребностью нашего питомца должна быть мысль, думание, открытие истины, – именно в этой сфере должна развиваться деятельность духа»1.  

     Мыслительная деятельность вне уроков, независимо от уроков, должна быть несравненно значительнее, богаче, шире по объему, чем все то, что делает ребенок на уроке.

     Радость познания.

     Любознательность порождают активные наблюдения.

     Отношение к школе как к важнейшему очагу духовной жизни народа.

     Формирование  правильного отношения к умственному  труду.

     Вызвать удивление и изумление ребенка.

     Источники умственного воспитания: природа, книга.

     Интенсивная, яркая, насыщенная духовная жизнь.

     Интеллектуальная  активность зависит взглядов ребенка на самого себя, от того, что он думает о самом себе. Важно утвердить в сознании ребенка взрослость мысли, зрелость духа, сформировать уверенность в том, что он сильный, что он есть множество существ, которые нуждаются в его защите и опеке. В.А. Сухомлинский отмечал, что дети, в силу обстоятельств нянчившие в 5—6-летнем возрасте малышей, в школе отличаются большей сообразительностью и взрослостью мышления. Важную роль играет и взрослость детского труда в классе, на школьном участке.  

________________

     1 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека : (Этика коммунистического воспитания). М., 1990, с. 79. 

    «Каждой выучиваемой букве, каждому арифметическому  действию должны предшествовать уроки мышления у первоисточника мысли – среди природы.

    <…>  Параллельно и одновременно с  приобретением знаний в классе  мальчики и девочки проходят  школу мышления под открытым  небом. Эта школа состоит из шестидесяти уроков, объединенных несколькими темами: «Как природа готовится к зиме и весеннему пробуждению», «Жизнь животных и растений в зимнем саду», «Природа просыпается от зимнего сна», «Живое и неживое в природе», «Как природа творит красоту», «Жизнь муравьев и пчел», «Жизнь луга и степи от утренней до вечерней зари», «Природа, человек и труд». Каждый урок мышления – это наблюдение, видение, изумление перед загадкой природы, думание, открытие истины, переживание радости познания и гордости мыслителя. Двенадцать уроков мышления посвящаются наблюдениям за маленькой вишневой почкой» 1 

    «Это  одна из самых важных педагогических проблем современной школы –  дать ученику жизнь в мире книг. Я вижу воспитательную задачу исключительной важности в том, чтобы чтение стало  самой сильной, неодолимой духовной страстью каждого ребенка, чтобы  в книге человек на всю жизнь нашел привлекательное и роскошное общение с мыслью, красотой, величием человеческого духа, неисчерпаемым источником знаний. Это одна из элементарных закономерностей воспитания: если человек не нашел в школе мира книг, если этот мир не открыл перед ним интеллектуальных радостей бытия, школа ничего ему не дала и он ушел в жизнь с пустой душой» 2.  

     Особенно  важное значение имеет приобщение к  чтению детей слабомыслящих, малоспособных  к учению, для которых овладение  знаниями связано с неимоверными трудностями. Для их духовной жизни особенную важность имеет чтение из интереса, из желания что-либо узнать. 

     Отношение ребенка к учению как к благу, счастью, радости.

     В начальных классах надо читать с  детьми самые лучшие книги, которые  вошли в золотой фонд человечества и доступны эмоциональному миру маленьких детей. Это произведения Джека Лондона, Генрика Сенкевича, Гюго и Бичер-Стоу, Марка Твена и Свифта, Жюля Верна и Гоголя, Тургенева и Короленко, Толстого и Чехова, Салтыкова-Щедрина и Горького, Шолохова и Леонова, Якуба Коласа и Янки Купалы, Шевченко и Ивана Франко. Многие часы учитель должен проводить в духовном общении со своими воспитанниками за книгой.  

2. Научное мировоззрение,  его структурные  компоненты, основные  пути и средства  формирования.

            Основой духовного  развития человека служит мировоззрение. Оно определяет характер направленности деятельности человека. Сформировать мировоззрение – значит научить  человека мыслить, жить и трудиться  в соответствии с определенными  принципами.

            В общем смысле мировоззрение, как это вытекает из этимологии данного термина – взгляд на мир, который представляется единым, неделимым.  

________________

     1 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека : (Этика коммунистического воспитания). М., 1990, с. 80. 

     2 Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека : (Этика коммунистического воспитания). М., 1990, с. 81. 

            Центральное звено  умственного воспитания – формирование мировоззрения. Более того, процесс воспитания в целом, в своих конечных характеристиках, есть процесс формирования определенного мировоззрения.

            Мировоззрение — это по сути ценностно ориентированное сознание.  

            Мировоззрение — это обобщенная совокупность знаний, взглядов, убеждений и идеалов человека, в которых выражается его отношение к природе, обществу, человеку. Оно выполняет следующие функции:

  • ориентационную;
  • информационно-отражательную;
  • оценочную. 

     Коренные  вопросы мировоззрения: как устроен  окружающий мир и по каким законам он развивается? Что первично: материя или сознание? Как возникло и куда движется человеческое общество? Что является движущей силой современных социально-экономических и политических процессов? Каково предназначение человека в мире, в чем смысл и цель его жизни?

     Свои  взгляды и убеждения, свое отношение к явлениям природы и общества имеются у каждого человека. Но в зависимости от подготовки и опыта человека эти взгляды, убеждения и отношения могут быть различными. В этой связи выделяют:

     1. Обыденное мировоззрение, основанное на житейском опыте и здравом смысле. Оно неглубоко проникает в суть явлений. В обыденном мировоззрении правильные идеи и взгляды могут мирно сосуществовать с ошибочными представлениями.

     2. Религиозное мировоззрение, основанное на верованиях в сверхъестественное.

     3. Научное мировоззрение основано на осмыслении сущности и причинно-следственных связей, характеризующих природные и общественные явления.

     Мировоззрение людей складывается под влиянием следующих факторов:

     1. Социально-экономическая среда,  политика государства, характер общественных отношений, отраженные в идеологии общества. Но мировоззрение – не пассивный продукт среды, а активная, преобразующая сила.

     2. Уровень развития науки и техники. 

     3.  Уровень образования и воспитания, школа.  

     Основные  задачи школы по формированию мировоззрения учащихся:

     а) добиваться научно-рационального понимания  закономерностей развития природы, общества и сознания людей;

     б) убеждать учащихся в познаваемости  мира, в решающей роли человека в  развитии производительных сил общества, в преобразующей роли сознания людей;

     в) вырабатывать у школьников мотивы и  умения поступать в соответствии с научным мировоззрением путем участия в созидательной, трудовой и общественной деятельности;

     г) научить школьников оценивать явления  природы, общественной жизни и деятельности людей с научных позиций, активно выступать против антинаучных взглядов, реакционной идеологии (фашизм, шовинизм, сектантство).

     Мировоззрение не формируется само по себе, нужна  систематическая и целенаправленная работа семьи, школы, государства и общества, а также самих  учащихся.

     Элементы  научного мировоззрения закладываются в сознание ребенка уже в дошкольном возрасте. В начальных классах учащиеся получают первые представления о явлениях природы, жизни и трудовой деятельности людей. С V класса школьники систематически изучают основы наук. Природа выступает объектом естественных наук: математики, физики, химии, биологии, физической географии. Общество – объект изучения на уроках истории, литературы, «ЧОГ», социальной и экономической географии, МХК. Занятия по предметам художественно-эстетического цикла (рисование, музыка) позволяют понять роль искусства и творчества в жизни людей. Изучение каждого предмета имеет мировоззренческий характер. Воздействуя на эмоциональную сферу ученика, учитель имеет возможность усилить эффективность восприятия и усвоения общественно- политических и нравственных идеалов.   

Информация о работе Умственное воспитание. Формирование научного мировоззрения учащихся