Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:36, лекция
Умственное воспитание включает в себя приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработку культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике (В. А. Сухомлинский).
Вопросы лекции
1. Сущность и содержание умственного воспитания школьников.
2. Научное мировоззрение, его структурные компоненты, основные пути и сред-ства формирования.
Однако усвоение научных знаний служит лишь предпосылкой формирования научного мировоззрения. Но одних знаний недостаточно. Необходимо добиваться «перевода» знаний в устойчивые взгляды, убеждения и идеалы. С этой целью учитель проводит следующую работу:
1. Формирование целостного, системного представления о природе и обществе, понятие о структурной организации материи, о наиболее общих законах их развития (законах диалектики). Каждый отдельный предмет отражает какую-то одну сторону жизни. Чтобы картина мира не была в сознании учащихся разорвана, необходима интеграция знаний, установление межпредметных связей.
Для реализации межпредметных связей проводятся обобщающие уроки, «уроки открытых мыслей» (В.Ф. Шаталов). В старших классах изучаются специальные предметы обобщающего характера («Общая биология», «Общая география», «Человек, общество и государство»), повторяется изучение того, что уже было в V–IX классах, но на более высоком и обобщенном уровне (языки, литература, математика).
2. Формирование у учащихся уверенности в истинности, достоверности изучаемых закономерностей. Этого можно достигнуть при помощи опытной работы, экспериментов, иллюстраций, демонстраций, экскурсий в природу, на производство, в научные лаборатории, в музеи и на выставки достижений народного хозяйства, обращения к первоисточникам, архивным материалам, документам и свидетельствам очевидцев.
3. Воспитание эмоциональной культуры и воли ученика. Соединяя эмоции, чувства учащихся с интеллектом, убеждения легче перевести в действенно-волевую сферу. Нередко разрыв между словом и делом объясняется именно невоспитанностью воли человека, знающего, как надо поступать, но неспособного действовать в соответствии с усвоенными принципами.
4. Формирование общей положительной направленности личности, то есть ее положительного отношения к окружающей действительности. Имеется в виду отношение к природе, обществу, государству, труду, собственности, коллективу сверстников, взрослым людям, учебе и самому себе. Благоприятные условия для этого складываются при проведении коллективных творческих дел.
5. Личная практика, личный опыт каждого учащегося. Учитель должен создавать условия для накопления учащимися социально-значимого личного опыта. Для этого необходимо усилить практическую ориентацию каждого учебного предмета, трудовую и общественную деятельность учащихся, чтобы, применяя знания на практике, они убеждались в их истинности. Продуктивный труд в школьных мастерских, ученических бригадах, школьных лесничествах, кооперативах и других объединениях, природоохранительные мероприятия, дела милосердия способствует осознанию социальной и личностной ценности гуманистических идей, которые прививаются учащимся.
Педагогу следует быть тактичным при оценке личного мнения каждого ученика и коллектива в целом.
Средства формирования научного мировоззрения:
1. Учебно-познавательная деятельность учащихся. Успех воспитания в процессе обучения определяется такими факторами, как богатство всей духовной жизни школы; духовное богатство учителя, широта его кругозора, его эрудиция, культура; содержание учебных программ; характер методов обучения; организация умственного труда учащихся на уроке и дома.
Так, В.А. Сухомлинский применял:
2. Научно-предметные кружки, факультативы, клубы, научные общества учащихся. В Павлышской школе работали следующие кружки: юных математиков (создали математическую шкатулку – прибор по арифметике), научно-химический кружок, литературно-творческий, библиотечный, кружок художественной (народной) вышивки, кружок художественного чтения, драмкружок (театр сказки), кукольный театр, общество любителей научной фантастики, кружок юных исследователей богатств родного края, клуб юных путешественников, кружок юных астрономов, зеленая лаборатория, кружок юных электротехников и радиотехников, кружок юных любителей автоматики и радиоэлектроники, кружок слесарей-моделистов, кружок юных мотористов, кружок юных строителей, кружок юных биохимиков, кружок юных цветоводов, научно-агротехнический кружок, кружок юных животноводов. В кружках работали секции (например, секция юных почвоведов научно-агротехнического кружка). Вообще многие кружки — с приставкой «научно-».
3. Интеллектуальные состязания: конкурсы юных математиков, физиков и т.д., олимпиады, турниры смекалистых, клубы любознательных, познавательные игры типа «В мире удивительных открытий», «В мире любопытных фактов», «В мире разгаданных и неразгаданных тайн».
4. Внеклассное чтение. Обзоры научно-популярной литературы: «Приключения великих уравнений», «Люди как боги», «О человеке и его крыльях», «Твои возможности, человек». Устные журналы: «Хочу все знать», «Патенты природы», «Над чем работают ученые», «Наука и космос».
5. Внеклассные мероприятия познавательного характера: беседы («Из истории открытий», «Власть над веществом»), диспуты, конференции, «круглые столы» («С какими знаниями ты уйдешь в жизнь?», «Хорошо учиться – твой долг или одолжение?», «Способности – от рождения, или они приобретаются?», «”Хочу” и “надо” в учебе», «Предметы нужные и ненужные», «Твои знания и будущая профессия»), вечера ответов на вопросы, предметные недели и декады, выпуск предметных стенных газет и печатных бюллетеней.
6. Беседы с психологом, классным руководителем о НОТ учебного труда:
В V—VII классах: «45 минут урока: много это или мало?», «Цена минуты», «Я, минута и знания», «Слушать учителя – это работа», «Как быть внимательным», «Как успешно выполнять домашнее задание», «Как быстрее выучить стихотворение», «Решать задачи – надо уметь», «Делу время – потехе час».
В
старших классах: «Учись учиться», «Умеешь
ли ты читать книгу?», «Развивай и совершенствуй
свою память», «Азбука умственного труда»,
«Как научиться самостоятельно и творчески
мыслить?», «Как заниматься самообразованием».
3. Религиозное мировоззрение. Взаимоотношения школы и церкви на современном этапе.
Как понять рублевскую «Троицу»? Как уяснить, кто такие «бесы» Достоевского? Как осознать смысл «Повести временных лет»? Как понять, почему одна деревня называется Архангельское, другая – Богородское, а третья – Троицкое? Это возможно только если знать хотя бы в общих чертах историю, культуру, вероучение Православия. Эти знания – важная составляющая общенациональной, общекультурной идентичности русских.
В России в школах в качестве факультатива вводится предмет «Основы православной культуры». А министр вместо «Основ православной культуры» предлагает ввести в школах «Историю мировых религий». Русским школьникам будет предложено на равных постигать не только Православие и ислам, но и шаманизм, буддизм, иудаизм и все, что еще пожелают туда запихнуть «религиоведы».
XX век показал: необходим нравственный контроль над ходом и результатами научных открытий.
Мировоззрение может учитывать данные современной науки и технического прогресса, но содержание мировоззрения значительно шире науки. Наука отвечает лишь на вопрос «как». Этика, философия, миф, религия отвечают на вопрос «зачем». Расписание поездов можно составить на научной основе. Но из расписания я не узнаю, куда надо ехать мне самому. Вот это и есть пример соотношения религии и науки. Религия дает ценности: ради чего человек живет, каких целей добивается, куда идет, а наука говорит, какими путями можно добраться до намеченной станции.
(Кураев
А. Диспут с атеистом //
http://kuraev.ru)
О
содержании и формах
сотрудничества Белорусской
Православной Церкви
с государственными
органами управления
и учреждениями образования
Республики Беларусь.
Циркулярное
письмо правящим архиереям,
благочинным, настоятелям
приходов Белорусской
Православной Церкви
Белорусская Православная Церковь все в большей мере восстанавливает исконную миссию Церкви – народное воспитание. Воспитание подрастающего поколения — важное и святое дело. Оно определяет благоденствие миллионов соотечественников, приоткрывает завесу будущего нашего Отечества.
Ясно понимая
Взаимоотношения белорусского Государства и Православной Церкви отражены в ряде законодательных документов, очерчивающих правовые рамки сотрудничества Белорусской Православной Церкви и светской системы образования.
Закон Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» (2002) исходит из: «определяющей роли Православной Церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Статья 9 того же Закона, касаясь взаимодействия зарегистрированных религиозных организаций и учреждений образования, указывает, что «порядок, условия, содержание и формы такого взаимодействия определяются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь».
На основе этого Закона было заключено рамочное Соглашение о сотрудничестве между Белорусской Православной Церковью и Республикой Беларусь (2003), в котором была предусмотрена возможность заключения программ сотрудничества Белорусской Православной Церкви с различными министерствами и ведомствами.
31 марта 2004 г. во
исполнение Соглашения была
Целью нашего совместного делания является воспитание нравственно зрелой и духовно развитой личности, любящей свое Отечество. Этой цели нельзя достичь, если не приобщить учащуюся и студенческую молодежь к духовно-нравственным, историко-культурным отечественным традициям белорусского народа. Поэтому раскрытие духовного потенциала православных традиций и ценностей является одной из важнейших задач совместной деятельности государственных учреждений образования и структур Белорусской Православной Церкви.
Решение этой задачи должно осуществляться по следующим направлениям:
I. Формы взаимодействия
церковных структур с органами
управления и учреждениями
Прежде всего, это просветительская работа среди педагогических работников. Священнослужители не могут подменять педагогов в учебно-воспитательном процессе. В деле воспитания молодежи священнослужители призваны помочь педагогам овладеть православными духовно-нравственными, историко-культурными и социально-укладными отечественными традициями, педагогическим опытом и прочими достижениями православной педагогики, накопленными и бережно хранимыми Церковью. В работе с учителями и воспитателями необходимо раскрыть миссию Церкви в деле образования, в деле спасения человека. Для этого священнослужители могут принимать участие в педагогических советах, посвященных обсуждению вопросов духовно-нравственного воспитания, заседаниях методических объединений учителей и классных руководителей, проведении просветительских лекции для педагогов, участия в семинарах и курсах для педагогов.
Священнослужители, преподаватели Духовных учебных заведений должны чаще принимать участие в семинарах, конференциях, педагогических чтениях, организуемых Министерством образования, областными управлениями образования и т.д.
Информация о работе Умственное воспитание. Формирование научного мировоззрения учащихся