Учитель иностранного языка: традиции и современность

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования характеризуется сложными и противоречивыми процессами, которые в значительной степени обусловлены потребностью сохранения сложившихся традиций и их преемственности с возникающими тенденциями дальнейшего развития этого социокультурного феномена. Вместе с тем некоторые новации предполагают трансформацию ряда положений, имевших для института образования ключевое значение.
Одним из основополагающих и уникальных факторов подлинного реформирования образования является учитель. Достигнутые позитивные результаты гуманизации содержания образования, реализация личностно-центрированной

Содержание

Введение ……………………..……………………………………….……..3
Глава 1. Образ и личность учителя в истории развития российской школы………………..…….……………...…………………………………………6
Ушинский о народном учителе и его подготовке ..…………………..8
Профессиональная подготовка учителя….…………..…………….. 11

Глава 2. Современный образ учителя ………………………….…….... 17
2.1 Влияние личностных качеств педагога на успешность профессиональной деятельности ……………………………….…………………25
2.2 . Содержание деятельности учителя иностранного языка и роль информационных технологий……………………………………………………...29
Глава 3. Диагностика качества преподавания и педагогического мастерства учителя…………………………………………………….……………35
Заключение …………………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая1.doc

— 182.50 Кб (Скачать)

    Как уже было сказано выше, компьютер  является помощником для учителя  иностранного языка в своей педагогической деятельности, а так же положительно влияет на мотивацию к изучению языка  у школьников (обучающихся).

    Переходя  к непосредственному анализу  содержания деятельности учителя иностранного и определению места информационных технологий в ней необходимо сказать, что условия, характер деятельности, знания и умения учителя иностранного языка, как и любого другого учителя-предметника, носят некоторый специфический характер. Среди подходов к выделению обобщенных единиц деятельности учителя, мы, вслед за Э.Ф. Зеером выделяем три уровня обобщения педагогической деятельности при рассмотрении содержания последней:

    вид деятельности, который объединяет цель и объект деятельности;

    типовые профессионально-педагогические задачи;

    состав  профессионально-педагогических умений, включающих знания и навыки.

    Действительно решая образовательные задачи, учитель  может использовать на уроках компьютерные обучающие программы (мультимедиа) для:

    1) презентации, автоматизации, комплексного  подкрепления и совершенствования  усваемого материала (лексических  единиц, грамматических и фонетических  явлений);

    2) организации работы по развитию  речевых умений (чтения, монологической  и диалогической речи);

    3) организации контроля понимания  (выученного, прочитанного и прослушанного), текстовый контроль.

    Решая воспитательные задачи учитель:

    - формирует знания о способах деятельности у учащихся;

    - подбирает специальные тексты для чтения;

    - создает проблемные ситуации для обсуждения с использованием содержания прочитанного.

    Решая развивающие задачи учителю необходимо:

    1) Сформировать у учащихся приемов применения знаний в новых условиях;

    2) Создание посильных и интересных  для учащихся ситуаций общения;

    3) Создание необходимого функционального  состояния учащихся с помощью  специальных средств (мультимедийных  программ и т.д.).

    Таким образом, учитель формирует наряду с языковыми умениями и навыками, приемы работы с компьютером.

    Из  всего вышесказанного можно сделать вывод, что компьютерные программы как вспомогательные средства обучения иностранному языку и имеют свои преимущества. Они позволяют осуществлять индивидуальный подход к учащимся,   компьютеры занимаются с каждым столько, сколько нужно. Особое внимание детям, отстающим в учёбе. Мультимедийные средства позволяют учителю корректировать учебные планы исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на дискете или через Интернет. 
 
 

    ГЛАВА III. Диагностика качества преподавания и педагогического мастерства учителя. 

    Для выявления качеств преподавания и педагогического мастерства учителя  с точки зрения студентов был  разработан перечень вопросов. Можно провести опрос студентов о качествах преподавателей и особенностях их работы со студентами. Студентам предлагалось оценить следующие качества преподавателя и особенности его работы со студентами:

  1. В целом занятия этого преподавателя были для меня интересны.
  2. Преподаватель профессионально грамотен и компетентен.
  3. Обладает общей эрудицией.
  4. Излагает материал ясно и доступно.
  5. Разъясняет сложные места, приводит примеры.
  6. Старается отобразить связь преподаваемой дисциплины с Вашей специальностью.
  7. Демонстрирует культуру речи.
  8. Излагает материал в оптимальном темпе.
  9. Вежлив и уважителен, доброжелательно относится к студентам.
  10. Умеет поддерживать творческую атмосферу на занятиях.
  11. Стимулирует использование различных источников: дополнительной литературы, информационной сети Internet.
  12. Готов отвечать на вопросы студентов.
  13. Использует в работе новейшие методические приемы ( интерактивное обучение, деловые игры и т.п.)
  14. Требователен.
  15. Дисциплинирован.
  16. Заранее знакомит с требованиями к экзамену, зачету.
  17. Последователен в предъявляемых требованиях.
  18. Знакомит с критериями оценки знаний в начале занятий.
  19. Объективен при оценке знаний.

Это исследование поможет выявить немало проблем, решение которых даст возможность  проводить подобного рода опрос  как одну из форм мониторинга качества образования. Речь идет о выявлении и подтверждении компетенций преподавателей студентами.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     «Народный учитель – ваятель духовного  мира юной личности, доверенное лицо общества, которому оно вверяет самое дорогое, самое ценное – детей, свою надежду, свое будущее. Эта благороднейшая и труднейшая профессия требует от человека постоянного творчества, неустанной работы мысли, огромной душевной щедрости, любви к детям, безграничной верности к делу».

Таким образом сопоставили и проанализировали отношение к образу учителя в свете традиционных и современных методик обучения иностранному языку».1

      Выполнить возложенную на него миссию учитель  сможет лишь в том случае, если будет  непрерывно обогащаться научными знаниями, педагогическими знаниями, педагогическими умениями, будет совершенствовать свою личность, достигнет педагогического мастерства. Растет авторитет учителя, престиж его профессии. Одновременно повышаются и требования к учителю, ибо немаловажным фактором успеха обучения и воспитания детей является личность учителя-воспитателя.

     Таким образом в ходе выполнения данной работы нам удалось  сопоставить  отношение к образу учителя в  свете традиционных и современных  методик обучения иностранному языку.

     Из  всего вышесказанного можно сделать вывод, что педагог сам должен быть яркой личностью, творчески относится к своей профессиональной деятельности, владеть современными педагогическими технологиями. Он призван обеспечить перевод педагогического процесса на более высокий уровень эффективности, наукоемкости, оптимальности, инструментальности, гуманистической направленности, переход от массово-репродуктивных к личностно-ориентированным педагогическим технологиям.

     Педагогическая  деятельность школьного учителя  — это, прежде всего, работа организатора познавательной, трудовой или спортивно-оздоровительной  деятельности детей. Учителю как  организатору необходимо владеть планированием, включая самостоятельную постановку цели и системы задач, приемами создания у детей мотивационных установок, приемами руководства и различными формами контроля и оценки деятельности детей, прогнозированием процесса и результата совместной учебно-воспитательной деятельности, уметь корректировать и проектировать процесс.

     Анализируя  вариативные характеристики качеств учителя иностранного языка можно выделить следующие параметры:

     -    профессиональная подготовленность;

     -  эрудированность в области политики, экономики, социального развития, культуры;

     -    коммуникабельность;

     -    профессиональный такт и деликатность;

     - эмоциональная устойчивость и готовность к психологическим нагрузкам;

     -    толерантность, доброжелательность и внимание к людям;

     -    умение принимать решения и отвечать за их последствия;

     - способность вызывать интерес общества к результатам своей профессиональной деятельности.

Давно известно, что люди различаются между  собой характером, интеллектом, способностью к самооценке. Эти индивидуальные особенности необходимо учитывать в процессе формирования профессиональной компетенции будущего учителя. В настоящее время становится актуальной проблема формирования специалиста, в структуре личности которого системообразующим качеством становится также толерантность.

     Профессиональная  компетентность - это интегративное  качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых  задач. Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

     Педагогическое  мастерство в большей степени  зависит от личных качеств педагога, а также от его знаний и умений. Каждый педагог - это личность. Личность педагога, ее влияние на воспитанника огромно, ее никогда не заменит педагогическая техника.

     Нужно отметить, что именно любовь к детям следует считать важнейшей личностной и профессиональной чертой педагога, без чего не возможна эффективная педагогическая деятельность. Подчеркнем также важность самосовершенствования, саморазвития, ибо учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель.  

     Профессия педагога требует всесторонних знаний, душевной безграничной щедрости, мудрой любви к детям. Учитывая возросший уровень знаний современных учащихся, их разнообразные интересы, педагог и сам должен всесторонне развиваться: не только в области своей специальности, но и в области политики, искусства, общей культуры, должен быть для своих воспитанников высоким примером нравственности, носителем человеческих достоинств и ценностей. 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы  

  1. Зазюн, И.А.  Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / / И.А. Зазюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Тарасевич; под ред. И. А. Зазюна.- М.: Просвещение, 1989. - 302 с.
  2. Латынина, Д.Н. История педагогики. Воспитание и образование в России (Х- началоХХ в) : уч.пособие / Д, Н. Латынин.  – М. : ИД «Форум», 1998.
  3. Миролюбов,  А.А. История отечественной методики обучения иностранным языкам / А.А. Миролюбов.   - М.: СТУПЕНИ, ИНФРА-М, 2002. - 448 с.
  4. Мурин, Д.Н. Гуманитарная культура и учитель литературы // Гуманитарная культура учителя: Сб. статей / сост. Н.И. Элиасберг; под ред. В.Г.Воронцовой. - СПб.: СПбГУПМ, 2002. - 104с.
  5. Никитина, Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ Н.Н.Никитина, Н.В. Кислинская. - М.: Академия, 2004. - 224 с.
  6. Пассов, Е.И. Беседы об уроке  иностранного  языка:  пособие для студентов педагогических институтов /  Е. И. Пассов, Т. И. Колова . - М.: 1975
  7. Пассов,  Е.И. Сорок лет спустя или сто и одна методическая идея - М.: ГЛОССА-ПРЕСС, 2006.-240 с.
  8. Подласый, И.П. Педагогика: Новый учебный курс: учеб. для студ. высш. учебн. заведений: В 2 кн.–М.: Гуманит изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  9. Подласый, И.П. Педагогика: Новый учебный курс: учеб. для студентов вузов: в 2 кн. / И.П. Подласый.-М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2006.-Кн. 2. Процесс воспитания. - 256 с.
  10. Раквина, З.И. Национальные  ценностные  приоритеты  сферы  образования  и  воспитания; под редакцией З.И. Раквина. - М., 1997.
  11. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие.-М.: Народное образование, 1998.- 256 с.
  12. Ушинский, К.Д. Сочинения, АПН РСФСР. - М., 1948-1951.
  13. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений, в 8-ми томах. - М., 1951.
  14.   Федорова,  Л.М. Современные теории и методики обучения иностранным языкам / под общ. ред. Л.М. Федоровой, Т.И. Рязанцевой. - М.: Экзамен, 2004.-320 с.
  15. Шабаева, М.Ф. История педагогики: учеб.пособие для ст-тов пед.ин-тов / М. Ф. Шабаева. -  М.: Просвещение, 1981.
  16. Щербак, Ф.Н. Профессионально-нравственная культура труда /

Информация о работе Учитель иностранного языка: традиции и современность