Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:04, курсовая работа
Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования характеризуется сложными и противоречивыми процессами, которые в значительной степени обусловлены потребностью сохранения сложившихся традиций и их преемственности с возникающими тенденциями дальнейшего развития этого социокультурного феномена. Вместе с тем некоторые новации предполагают трансформацию ряда положений, имевших для института образования ключевое значение.
Одним из основополагающих и уникальных факторов подлинного реформирования образования является учитель. Достигнутые позитивные результаты гуманизации содержания образования, реализация личностно-центрированной
Введение ……………………..……………………………………….……..3
Глава 1. Образ и личность учителя в истории развития российской школы………………..…….……………...…………………………………………6
Ушинский о народном учителе и его подготовке ..…………………..8
Профессиональная подготовка учителя….…………..…………….. 11
Глава 2. Современный образ учителя ………………………….…….... 17
2.1 Влияние личностных качеств педагога на успешность профессиональной деятельности ……………………………….…………………25
2.2 . Содержание деятельности учителя иностранного языка и роль информационных технологий……………………………………………………...29
Глава 3. Диагностика качества преподавания и педагогического мастерства учителя…………………………………………………….……………35
Заключение …………………………………
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования и науки Республики Татарстан
ГАОУ СПО «Набережночелнинский педагогический колледж»
Отделение
иностранных языков
КУРСОВАЯ РАБОТА
Учитель иностранного языка: традиции и современность
Cпециальность
050303. Иностранный язык
Студентка отделения иностранных языков
4 курса,
группа И-61
Научный руководитель
Преподаватель __________ Г.С. Малкова
Набережные Челны
2010
Оглавление
Введение
……………………..……………………………………….……..
Глава
1. Образ и личность учителя в
истории развития российской школы………………..…….……………...………………
Глава 2. Современный образ учителя ………………………….…….... 17
2.1
Влияние личностных качеств
2.2
. Содержание деятельности учителя иностранного
языка и роль информационных технологий……………………………………………………
Глава
3. Диагностика качества преподавания
и педагогического мастерства учителя…………………………………………………….……
Заключение
…………………………………………………….…………….36
Список
использованной литературы ……………………………...………..39
ПРИЛОЖЕНИЕ
Введение
Осуществляемая
в настоящее время модернизация
российского образования
Одним из основополагающих и уникальных факторов подлинного реформирования образования является учитель. Достигнутые позитивные результаты гуманизации содержания образования, реализация личностно-центрированной направленности обучения и воспитания оказались возможными благодаря прежде всего профессионально-творческой деятельности отечественного учителя. Однако нельзя утверждать, что большинство российских учителей обладают гибким педагогическим мышлением и органично восприняли гуманистические ценности образования как базовые приоритеты своей профессиональной деятельности, а также характеризуются профессиональной готовностью к воплощению в образовательную действительность технологий, обеспечивающих свободное и творческое развитие личности.
Цель данной курсовой работы - сопоставить и охарактеризовать отношение к образу учителя в свете традиционных и современных методик обучения иностранному языку.
Исходя из поставленной цели, были сформулированы следующие задачи:
Исходя из этого объектом данного исследования является характеристика учителя иностранного языка с точки зрения традиций и современности.
Предметом исследования является учитель иностранного языка – традиции и современность.
Выбор темы для написания данной курсовой работы определяется прежде
всего ее актуальностью. Востребованным становится поиск ответов на следующие вопросы: какой учитель нужен обществу, государству, школе, ученикам; в чем заключается миссия российского учителя в начале третьего тысячелетия развития человеческой цивилизации; какими личностными и профессиональными качествами он должен обладать; какие ценности должны быть для него приоритетными; какой должна быть направленность взаимоотношений между учителем и учеником.
По сути, актуализируется и вновь становится насущной проблема поиска идеала учителя, отвечающего, с одной стороны, подлинным и непреходящим ценностям образования, а с другой — тем вызовам и запросам, которые диктуются реалиями современного этапа развития общества, его цивилизационными перспективами.
Данная
работа состоит из введения, трех глав
и заключения. Первая глава содержит
описание образа и личности учителя
в истории развития российской школы,
описывается работа К.Д. Ушинского о народном
учителе, также раскрывается сущность
профессиональной подготовки учителя.
Во второй главе сделана попытка дать
характеристику современному образу учителя,
выяснить влияние личностных качеств
педагога на успешность профессиональной
деятельности. А также сделана попытка
определить содержание деятельности учителя
иностранного языка место информационных
технологий в ней. В третьей глава посвящена
практической части – диагностике
качества преподавания и педагогического
мастерства учителя.
ГЛАВА 1. Образ и личность учителя в истории развития российской школы.
Существует наука о воспитании - педагогика. Но воспитывать человека - это, скорее, искусство. И научить этому искусству не могут никакие, даже самые лучшие учебники. Может быть, поэтому с таким вниманием рассматриваем мы опыт людей, которые были наделены подлинным талантом воспитателей.
«Учительская профессия, - писал В.А.Сухомлинский, - это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Замечательная черта - постоянно открывать в человеке новое, изумляться новому, видеть человека в процессе его становления - один из тех корней, которые питают призвание к педагогическому труду».
Безусловно, нравственной воспитание на идеях гармонии и божественного начала в человеке Льва Толстого очень привлекательно и актуально сегодня, во времена бездуховности и низкой общей культуры воспитания. Но невозможно согласиться с его отрицанием материального и научно-технического развития современного ребенка. В век компьютерных технологий человек не может существовать в абстрагированном от общественного развития мире. Поэтому философия Л.Н.Толстого представляется нам некой идеалистической картиной по созданию этакого общества всенародного благоденствия. В плане развития гуманистических идей в педагогике намного ближе и современней наследие В.А. Сухомлинского. Его методы воспитания человека более приближены к жизненным реалиям современной российской действительности.
С тех пор, как люди заговорили на разных языках, общество стало нуждаться в переводчиках. Толмачи ценились везде. До последнего времени изучение иностранных языков было скорее хобби, чем жестокой реальностью. Знать иностранный язык - значило быть эстетом, принадлежать к определенному кругу. Но времена меняются...
Сейчас нас все меньше пугает огромная крепость под названием "Иностранный язык", так как известно, что строительство любой крепости начинается с архитектурного плана. И, в данном случае, этим необходимым планом служит знание современных методик изучения иностранных языков. Очевидным остается тот факт, что в конце XXв. в России и других странах произошла "революция" в методах преподавания английского языка. Раньше все приоритеты без остатка отдавались грамматике, почти механическому овладению «вокабуляром», чтению и литературному переводу. Овладение языком осуществлялось посредством долгого рутинного труда. Неудивительно, что язык хорошо знали единицы: только очень целеустремленные и трудолюбивые люди могли овладеть им на высоком уровне.
Сейчас для достижения такого по-прежнему высокого социального положения тоже требуется немало усердия, упорства и каждодневного труда. Но поистине "революционно" то, что язык стал в той или иной форме доступен большинству. Преподавание языка приобрело прикладной характер, в то время как раньше оно было сравнительно отвлеченным и теоретизированным. Еще Аристотель вывел знаменитую триаду преподавательской этики, которая как нельзя лучше соотносится с современными требованиями: логос - качество изложения, пафос - контакт с аудиторией, этос - отношение к окружающим. Это правило справедливо и для оратора, и для актера, и для преподавателя иностранного языка.
Функции
педагога в образовательном процессе
значительно изменились. На смену учитель-ментор,
учитель-диктатор пришел учитель-наблюдатель,
учитель-посредник, учитель-"умиротворитель"
и “руководитель". Хотя личность преподавателя
в данном случае отходит на второй план,
влияние ее на аудиторию, не уменьшается,
а, наоборот, возрастает
1.1.
К.Д. Ушинский о народном
Проблема подготовки
К. Д. Ушинский особое внимание уделил проблеме учителя и системе его подготовки. Взгляды по этому вопросу изложены им в целом ряде работ.
В самом начале своей педагогической деятельности К. Д. Ушинский в ряде статей показывает, что «самый существенный недостаток в деле русского народного просвещения есть недостаток хороших наставников, специально подготовленных к исполнению своих обязанностей»
Понятие «народный учитель» в профессиональном смысле отсутствовало, поскольку не существовало и народной школы как типа массового учебного заведения, В 60-е гг. учителями немногочисленных неродных школ работали дьячки, пономари, отставные солдаты, т. е. люди, не имеющие достаточного общего и тем более педагогического образования.
В статье «О пользе педагогической литературы» (1857) К. Д. Ушинский делает попытку поднять авторитет учителя, показать его огромную общественную роль. В ней был представлен яркий образ народного учителя и сформулированы основные требования к нему. Прежде всего,
К. Д. Ушинский утвердил мысль о том, что учитель — самый важный элемент в педагогическом процессе: «...влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений».
В этой же статье К. Д. Ушинский дает яркую характеристику общественного значения народного учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя... посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо. Он чувствует себя живым звеном между прошедшим и будущим, могучим ратоборцем истины и добра, и сознает, что его дело, скромное по наружности,— одно из величайших дел истории, что на этом деле зиждутся царства и им живут целые пополнения».
Информация о работе Учитель иностранного языка: традиции и современность