Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 22:04, курсовая работа
Осуществляемая в настоящее время модернизация российского образования характеризуется сложными и противоречивыми процессами, которые в значительной степени обусловлены потребностью сохранения сложившихся традиций и их преемственности с возникающими тенденциями дальнейшего развития этого социокультурного феномена. Вместе с тем некоторые новации предполагают трансформацию ряда положений, имевших для института образования ключевое значение.
Одним из основополагающих и уникальных факторов подлинного реформирования образования является учитель. Достигнутые позитивные результаты гуманизации содержания образования, реализация личностно-центрированной
Введение ……………………..……………………………………….……..3
Глава 1. Образ и личность учителя в истории развития российской школы………………..…….……………...…………………………………………6
Ушинский о народном учителе и его подготовке ..…………………..8
Профессиональная подготовка учителя….…………..…………….. 11
Глава 2. Современный образ учителя ………………………….…….... 17
2.1 Влияние личностных качеств педагога на успешность профессиональной деятельности ……………………………….…………………25
2.2 . Содержание деятельности учителя иностранного языка и роль информационных технологий……………………………………………………...29
Глава 3. Диагностика качества преподавания и педагогического мастерства учителя…………………………………………………….……………35
Заключение …………………………………
Высокое общественное значение учителя определяет, по мнению Ушинского, серьезные требования к нему. Одним из важнейших качеств, которым должен обладать учитель, является убеждение; Учитель обязан воспитать у своих воспитанников определенные взгляды, а это возможно лишь в том случае, если он имеет свое мировоззрение. «Главнейшая дорога человеческого воспитания есть убеждение, а на убеждение можно только действовать убеждением». Убеждения учителя нельзя заменить ни инструкциями, ни контролем, никакими программно-методическими указаниями. Учитель, лишенный твердых убеждений, превращается в слепого исполнителя чужих инструкций.
Во многих своих работах К. Д. Ушинский высказывает твердое убеждение в том, что одним из важнейших качеств учителя являются знания, и не только преподаваемого предмета, но и специально педагогические. Ушинский разработал вопрос о различных формах и содержании специальной подготовки учителя. Учитель должен обладать разнообразными, ясными, точными и определенными знаниями по тем наукам, которые он будет преподавать. Для народного учителя, писал К. Д. Ушинский, необходимо всестороннее широкое образование.
Подчеркивая важность педагогической направленности преподавания Ушинский вместе с тем придавал большое значение специальной педагогической и методической подготовке учителя. Учитель должен получить такие специальные педагогические знания, которые бы помогли ему ясно и четкое определить цель воспитания и ясно руководить процессом воспитания на всех его этапах. Специальные педагогические знания нужны учителю также для развития умственных способностей детей и привлечения их активного внимания.
Однако одних теоретических знаний учителю недостаточно, необходимо еще овладеть практическим искусством преподавания, получить навыки в педагогической работе. Эти навыки строятся на научных основах, но все же это есть нечто особое, приобретаемое в практической работе.
Кроме того, Ушинский считал, что будущему народному учителю следует сообщить целый ряд педагогических навыков, необходимых в работе. Так, учитель должен научиться красиво и правильно писать, рисовать, чертить, читать ясно и выразительно и, если возможно, даже петь.
Ушинский подчеркивает, что учитель не должен ограничиваться полученными знаниями. Очень важно развить в учителе способность и готовность к постоянному расширению своего научного и педагогического кругозора. Учитель учит успешно до тех пор, пока учится сам.
При
всем разнообразии и многоплановости
взгляды К. Д. Ушинского на учителя и его
подготовку проникнуты большой любовью
к народному учителю и его благородному
труду. Ушинский высоко поднял общественное
значение учителя, разработал систему
его научной и педагогической подготовки.
Идеи К. Д. Ушинского сохраняют свою творческую
силу, зовут к новому научному поиску,
они действенны в руках нынешних педагогов.
Во всей системе педагогической подготовки,
учителей плодотворно используется прогрессивное
наследие великого русского педагога.
1.2. Профессиональная подготовка учителя.
Любая система предполагает, прежде всего, наличие исходных положений, определяющих ее стратегические позиции и представляющих в комплексе «облик» этой системы. Таковыми являются следующие тринадцать положений.
1. Система профессиональной подготовки должна быть нацелена на передачу будущему учителю профессиональной культуры.
Последняя, как известно, включает в себя четыре компонента: а) знания о сферах приложения деятельности; б) опыт осуществления известных способов деятельности; в)умение подойти творчески к решению новой профессиональной задачи; г) опыт эмоционального отношения к профессиональной деятельности, преломленной через систему ценностей личности.
Эти четыре компонента и должны составить содержание профессиональной культуры учителя в каждой из дисциплин. Существующая система профессиональной подготовки ущербна почти по всем четырем компонентам, но в разной степени. Так, первый компонент наиболее объемен, хотя по содержанию часто искажен; второй компонент - опыт - по многим причинам не доводится до необходимого уровня; недостаточен удельный вес третьего компонента; почти полностью игнорируется четвертый. И в этом кроется вся беда: без двух последних «не работают» и первые два компонента. Дело в том, что генетически знания и опыт, конечно, первичны, но в функциональном плане (когда уже в деятельности учителя ожидается отдача от системы профессионального обучения) знания и опыт остаются мертвым грузом, если нет способности творить и нет желания работать.
Таким образом, главная задача системы профессиональной подготовки - передать профессиональную культуру необходимого объема и содержания, где бы все четыре компонента в каждой из дисциплин были бы представлены в необходимой пропорции и интегративно. Это потребует, во-первых, изменения номенклатуры изучаемых дисциплин, во-вторых, изменения их содержания, в-третьих, перераспределения учебных часов на их изучение, в-четвертых, изменения методики профессиональной подготовки.
2. Система профессиональной подготовки учителя должна быть не предметно, а профессионально направлена.
Это означает, что в педагогических вузах готовят не мастера спорта, а учителя физкультуры, не лингвиста или переводчика, а учителя иностранных языков и т.п.
Такой подход ни в коей мере не умаляет роль предметных дисциплин, более того - предполагает их глубокое знание, без чего учитель как специалист невозможен. Этот подход означает лишь то, что стержнем, системообразующим фактором профессиональной подготовки учителя является его методическое мастерство, основанное на педагогических и психологических знаниях и умениях и подкрепленное всеми другими дисциплинами, имеющими обязательную профессиональную направленность.
Профессиональная
(точнее, методико-психолого-
3. Система профессиональной подготовки должна быть направлена на подготовку учителя-исследователя, для которого культ познания - ведущая его страсть.
Имеется в виду именно культ познания, а не знаний. Культ познания - это мотивационная основа деятельности студента, это основа, порождающая познавательную активность.
На воспитание культа познания должна быть направлена перестройка и содержания, и форм, и организации процесса профессиональной подготовки учителя. Для этого и необходимо сориентировать учебный план на подготовку учителя-исследователя, исследователя не по специальности, а по духу.
Знания и умения исследователя нужны учителю как инструмент его работы, работы, творческой по характеру, т.е. они для него необходимы с профессиональной точки зрения, поэтому будущий учитель должен овладевать ими именно в процессе научно-исследовательской деятельности.
4. Система профессиональной подготовки учителя должна быть функциональной, т.е. моделировать содержание и структуру учительской деятельности.
Основу этой деятельности составляют восемь видов умений:
а) проектировочные;
б) адаптационные;
в) организационные;
г) мотивационные;
д) коммуникативные;
е) умения контроля и самоконтроля,
ж) познавательные;
з) вспомогательные.
Именно эти умения в совокупности и составляют основу, стержень профессиональной культуры. Процесс профессиональной подготовки в значительной степени есть моделирование учительской деятельности в учебных задачах, моделирование с целью развития указанных умений.
5. Система профессиональной подготовки должна быть направлена на формирование личности учителя.
Личностный подход определяет гуманизацию отношений. Свое начало гуманизация берет в вузе, где отношения «преподаватель - студент» и «руководитель - подчиненный» должны подняться на уровень «личность - личность». Именно здесь истоки подлинной демократизации. Именно здесь зарождается педагогическая этика с ее честью, достоинством, совестью, справедливостью. Именно здесь ценностные ориентации будущего учителя приобретают свою устойчивость.
6.
Система профессиональной подготовки
должна способствовать
фундаментализации образования.
Фундаментализация правленность придана внедрить в сознание специалиста мысль о том, что ограничение познания только тем, что «в школе это не потребуется», «для школы этого достаточно» и т.п., и вредно, ибо сказывается в конечном счете даже на владении ограниченным кругом знаний, и безнравственно.
7. Система профессиональной подготовки учителя должна обеспечивать широкое общегуманитарное образование.
Общегуманитарное образование является интегративной частью, которое придает профессиональным знаниям человеческую значимость.
Практическая подготовка студента зависит, прежде всего, от уровня взаимоотношений вуза и школы. В настоящее время эти отношения можно назвать «ухаживаниями», в лучшем случае - «помощью». Необходимо, однако, другое - сотрудничество, взаимозаинтересованность в едином деле, когда школа становится лабораторией, заинтересованным помощником в профессиональной подготовке учителя, заказчиком и «соавтором» профессиональной подготовки, советником в делах.
Практическая подготовка будущего учителя в не меньшей степени зависит и от другого фактора - методического мастерства преподавателя вуза.
Реформа школы начинается с реформы вуза, с перестройки, прежде всего, нас самих, нашего сознания, нашей психологии. Поэтому, если мы хотим видеть наших студентов учителями-методистами, необходимо выдвинуть и реализовать требование: «Каждый преподаватель вуза - методист!»
Разумеется, практическая подготовка учителя, развитие его методического мастерства зависят и от других факторов, в частности, от организации учебного процесса, которую необходимо изменить.
10. Система профессиональной подготовки учителя должна стремиться к интегративности.
Это стремление проявляется в возможной интеграции курсов педагогики, психологии и методики, естественно, без потери специфики каждой из дисциплин, в интеграции нескольких специальных дисциплин в одну, что дает возможность для более четкой организации учебного процесса, улучшает усвоение, экономит время, исключает дублирование.
Чем более интегративна система, тем более она целенаправленна. Интеграция предполагаемой системы должна быть направлена на главную цель - передачу профессиональной культуры, овладение профессиональным мастерством.
11. Система про региональной подготовки учителя должна обеспечивать каждому студенту возможность индивидуальной самореализации.
Овладение профессиональным мастерством, достижение того или иного уровня зависят от индивидуальных свойств человека, его индивидуальных способностей. Поэтому подготовка учителей должна быть предельно индивидуализированной. Этому служит, прежде всего, специальная система профессионального отбора. В процессе учебы индивидуализация обеспечивается специальной организацией системы - психолого-педагогической службой, которая на основании тестирования и собеседования, начиная с 1-го курса, управляет становлением каждого студента как личности и как профессионала, а также работой в научно-практических группах и пр.
Каждый студент должен иметь план собственной самореализации, а система - обеспечить ему мотивацию к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки, обеспечить самостоятельность добычи знаний, научить студента умению учиться, довести до его сознания, что любое образование - это прежде всего самообразование, а оно означает самостоятельность мышления и решения учебных задач. Но профессиональная подготовка должна обеспечить формирование профессионального мышления не на основе заполнения памяти, а на основе реализации способностей и обновления умственного труда студента, который пока является пассивно-потребительским, воспринимающим мысли как ответы, а не как проблемы. Необходимо научиться самостоятельно видеть, ставить и решать профессиональные задачи.
Информация о работе Учитель иностранного языка: традиции и современность