Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:13, контрольная работа
Современное образование - фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности, выступающая как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо изучать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления.
Содержание
Введение………………………………………………………..……………….....31. История, определение и цели Болонского процесса
1.1. История Болонского процесса………………………………………….6
1.2. Болонский процесс. Основные цели……………………………………8
1.3. Основные положения Болонской Декларации……………………….10
2. Трехуровневая система высшего образования
2.1. Понятие Трехуровневой системы высшего образования…………...17
2.2. Три уровня системы высшего образования…………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы……………………………………………………………...
В свете вышесказанного прорисовываются две совместимых с европейским договорённостями модели уровней высшего образования: 3 + 2 + 3 и 4 + 1 + 3. Как отмечалось выше, модель 3 + 2 + 3 явно доминирует в сегодняшней Европе.
Третья модель, принятая в настоящий момент теми российскими вузами, которые уже ввели данные степени, может быть описана как 4 + 2 + 3 (четыре года бакалавриат, два года магистратура, три года очная аспирантура). Она, как видим, не подходит под европейские каноны.
Однако Болонский процесс вполне допускает и такую утяжелённую модель (4 + 2). Даже из соображений здравого смысла выпускники магистратур с шестилетним высшим образованием, наверняка, с ещё большей охотой будут приниматься европейцами на работу, если до этого дойдёт дело, по сравнению с магистрами из других европейских стран с пятилетним сроком обучения.
Однако можно предположить, что для иностранных студентов, которые захотят приехать в Россию по программам академической мобильности, различия в длительности обучения могут оказаться вполне серьёзными: в Великобритании, например, принята двухуровневая модель высшего образования 3 + 1, то есть полноценный и давно завоевавший авторитет диплом магистра британского вуза можно получить за суммарные 4 года обучения, что даёт англичанам несомненное конкурентное преимущество, если говорить о привлечении на учёбу иностранных студентов из стран Азии, Африки и остального мира. По прогнозам представителей британской педагогической общественности, данная система вряд ли претерпит изменения в ближайшем будущем.
Если
говорить о возможных выводах
из вышесказанного, было бы целесообразным,
опираясь на существовавшую ранее пятилетнюю
модель российского высшего
Конечно, наиболее крупные вузы, обладающие мощными научными школами, уверенные в перспективах трудоустройства своих выпускников в силу своего непоколебимого европейского авторитета, смогут применять и любые другие модели, - исходя из духа Болонского процесса, и такой подход скорее всего будет встречен в Европе с пониманием.
На конференции в Берлине (2003) министры, отвечающие за высшее образование, приняли на себя обязательство «начать введение систем, основанных на двух циклах, до 2005 года». (11. – С.1)
В заключение, рассматривая, теоретический аспект Болонского процесса, целесообразно заметить, что еще до официального присоединения России к Болонской декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом в 1996 г., в принципе была предусмотрена многоуровневая система высшего образования. За прошедшие годы многие вузы накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений.
Несмотря
на это, российское высшее образование
фактически осталось одноуровневым. Дело
в том, что упомянутый закон, по сути,
является эклектическим, в нем реализована
своеобразная смесь традиционной российской
системы образования с англо-
В
целом отношение российской вузовской
общественности к Болонскому процессу
было и пока остается весьма настороженным.
Многие преподаватели искренне убеждены,
что отечественная система
Инициаторами
выхода вузовской России из самоизоляции
и вхождения в международное
пространство высшего образования
выступили вузы, более других заинтересованные
в развитии международных связей
и привлечении иностранных
В экспериментальном порядке в вузах стали реализовываться отдельные положения Болонской декларации: учет трудоемкости предметов в кредитных часах, европейская система оценок, европейское приложение к диплому и т.п.
Список литературы
1.
Байденко В.И. Болонский
2.
Болонский процесс:
3.
Давыдов Ю.С. Болонский
4. Добрынин М.А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства / М.А. Добрынин // Педагогика. – 2006. - № 9. – С.103-108.
5. В.Б. Касевич, Р.В. Светлов, А.В. Петров, А.А. Цыб. Болонский процесс в вопросах и ответах. – Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 2004.108с.
6. Шадриков В.Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В.Д. Шадриков // Вопр. образования. – 2004.
7. Convention on the Recognition of Qualifications Concerning Higher Education in the European Region. – Lisbon , 11 April 1997
8. Bologna Declaration. Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna on the 19th of June 1999
9. Message from Salamanca . Shaping the European Higher Education Area. – Salamanca , 29-30 March 2001.
10. Towards the European Higher Education Area. Communique of the Meeting of European Ministers in Charge of Higher Education in Prague . – May 19th, 2001
11. Realising the European Higher Education Area. - Communique of the Conference of Ministers Responsible for Higher Education in Berlin . – 19 September 2003