Трехуровневая система высшего образования – обязательный параметр Болонского процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Современное образование - фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности, выступающая как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо изучать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………..……………….....31. История, определение и цели Болонского процесса
1.1. История Болонского процесса………………………………………….6
1.2. Болонский процесс. Основные цели……………………………………8
1.3. Основные положения Болонской Декларации……………………….10
2. Трехуровневая система высшего образования
2.1. Понятие Трехуровневой системы высшего образования…………...17
2.2. Три уровня системы высшего образования…………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 48.04 Кб (Скачать)

      В свете вышесказанного прорисовываются  две совместимых с европейским  договорённостями модели уровней высшего  образования: 3 + 2 + 3 и 4 + 1 + 3.  Как отмечалось выше, модель 3 + 2 + 3 явно доминирует в  сегодняшней Европе.

      Третья  модель, принятая в настоящий момент теми российскими вузами, которые  уже ввели данные степени, может  быть описана как 4 + 2 + 3  (четыре года бакалавриат,  два года магистратура, три года очная аспирантура). Она, как видим, не подходит под европейские  каноны.

      Однако  Болонский процесс вполне допускает  и такую утяжелённую модель (4 + 2). Даже из соображений здравого смысла выпускники магистратур с шестилетним  высшим образованием, наверняка, с ещё  большей охотой будут приниматься  европейцами на работу, если до этого  дойдёт дело, по сравнению с магистрами из других европейских стран с  пятилетним сроком обучения.

      Однако  можно предположить, что для иностранных  студентов, которые захотят приехать в Россию по программам академической  мобильности, различия в длительности обучения могут оказаться вполне серьёзными: в Великобритании, например, принята двухуровневая модель высшего образования 3 + 1, то есть полноценный и давно завоевавший авторитет диплом магистра британского вуза можно получить за суммарные 4 года обучения, что даёт англичанам несомненное конкурентное преимущество, если говорить о привлечении на учёбу иностранных студентов из стран Азии, Африки и остального мира. По прогнозам представителей британской педагогической общественности, данная система вряд ли претерпит изменения в ближайшем будущем.

      Если  говорить о возможных выводах  из вышесказанного, было бы целесообразным, опираясь на существовавшую ранее пятилетнюю модель российского высшего образования, сразу ввести в качестве основной классическую болонскую модель первых двух уровней 3 + 2, исходя из понимания, что в этом случае 80 и более  процентов российских бакалавров будут  продолжать обучение в магистратуре. В частности, это облегчило бы решение практических проблем международной  совместимости российских и европейских  бакалавриатов и магистратур  при осуществлении академической  мобильности студентов. Важно, чтобы  Министерство образования и науки  РФ финансировало все пять лет  обучения по уровням бакалавр-магистр  – опять же исходя из традиционного  пятилетнего бесплатного российского  высшего образования.

      Конечно, наиболее крупные вузы, обладающие мощными научными школами, уверенные  в перспективах трудоустройства  своих выпускников в силу своего непоколебимого европейского авторитета, смогут применять и любые другие модели, - исходя из духа Болонского процесса, и такой подход скорее всего будет  встречен в Европе с пониманием.

      На  конференции в Берлине (2003) министры, отвечающие за высшее образование, приняли  на себя обязательство «начать введение систем, основанных на двух циклах, до 2005 года». (11. – С.1)

Заключение

      В заключение, рассматривая, теоретический  аспект Болонского процесса, целесообразно  заметить, что еще до официального присоединения России к Болонской  декларации в высшей школе страны началось движение в сторону международных  стандартов профессионального образования. Уже в Законе Российской Федерации  «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», принятом в 1996 г., в принципе была предусмотрена многоуровневая система высшего образования. За прошедшие годы многие вузы накопили значительный опыт подготовки бакалавров и магистров по ряду направлений.

      Несмотря  на это, российское высшее образование  фактически осталось одноуровневым. Дело в том, что упомянутый закон, по сути, является эклектическим, в нем реализована  своеобразная смесь традиционной российской системы образования с англо-американской. Введя бакалавриат и магистратуру, закон, тем не менее, оставил возможность  получить привычную для России, но совершенно непонятную за границей квалификацию «дипломированный специалист». В итоге даже в тех вузах, где введен бакалавриат, его выпускники, не попавшие в магистратуру, продолжают обучение по программе подготовки специалистов. Ничтожно малая часть выпускников (2-5%) выходят из вуза с дипломом бакалавра, при этом работодатели смотрят на них как на недоучек, отчисленных за неуспеваемость.

      В целом отношение российской вузовской  общественности к Болонскому процессу было и пока остается весьма настороженным. Многие преподаватели искренне убеждены, что отечественная система подготовки дипломированных специалистов является лучшей в мире, любое вмешательство  в сложившиеся традиции губительно. Такое отношение объясняется  не только действительными успехами (в основном, в прошлом) российских ученых и инженеров, но и малой  информированностью о реальном положении  дел в высшем образовании за границей (в Европе и США). Многие десятилетия Россия была отгорожена от остального мира «железным занавесом» и только в последние годы появилась реальная возможность дать сравнительную оценку отечественной и зарубежных систем образования.

      Инициаторами  выхода вузовской России из самоизоляции и вхождения в международное  пространство высшего образования  выступили вузы, более других заинтересованные в развитии международных связей и привлечении иностранных студентов: СПбГУ, РУДН, МГИМО и др. В течение 2001-2006 годов был проведен ряд всероссийских  совещаний по перспективам Болонского процесса для России, в профильных журналах было опубликовано множество  статей на эту. Министерство образования  России поощряло эту деятельность, издав, в частности, инструктивное  письмо от 28.11. 2002 № 14-52-988ин/13 и приказ от 2 июля 2003 года № 2847 «О проведении эксперимента по использованию зачетных единиц в учебном процессе».

      В экспериментальном порядке в  вузах стали реализовываться  отдельные положения Болонской  декларации: учет трудоемкости предметов  в кредитных часах, европейская  система оценок, европейское приложение к диплому и т.п.

 

      Список  литературы

      1. Байденко В.И. Болонский процесс.  Курс лекций. - Изд-во Логос - М.: 2004, 208с. 

      2. Болонский процесс: нарастающая  динамика и многообразие (документы международных форумов и мнения европейских экспертов) / Под научной редакцией проф.В.И. Байденко. М., 2002. - 409 с.

      3. Давыдов Ю.С. Болонский процесс  и Российские реалии - М.: МПСИ, 2004

      4. Добрынин М.А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства / М.А. Добрынин // Педагогика. – 2006. - № 9. – С.103-108.

      5. В.Б. Касевич, Р.В. Светлов, А.В. Петров, А.А. Цыб. Болонский процесс в вопросах и ответах. – Изд-во С. -Петерб. Ун-та, 2004.108с.

      6. Шадриков В.Д. Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и Болонский процесс / В.Д. Шадриков // Вопр. образования. – 2004.

      7. Convention on the Recognition of Qualifications Concerning Higher Education in the European Region. – Lisbon  , 11 April 1997

      8. Bologna  Declaration. Joint Declaration of the European Ministers of Education Convened in Bologna  on the 19th of June 1999

      9. Message from Salamanca  . Shaping the European Higher Education Area. – Salamanca  , 29-30 March 2001.

      10. Towards the European Higher Education Area. Communique of the Meeting of European Ministers in Charge of Higher Education in Prague  . – May 19th, 2001

      11. Realising the European Higher Education Area. - Communique of the Conference of Ministers Responsible for Higher Education in Berlin  . – 19 September 2003

Информация о работе Трехуровневая система высшего образования – обязательный параметр Болонского процесса