Трехуровневая система высшего образования – обязательный параметр Болонского процесса

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 18:13, контрольная работа

Описание работы

Современное образование - фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности, выступающая как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной связи с жизнью общества. Целью функционирования социального института образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования необходимо изучать с позиций комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных субъектов образования и системы их взаимосвязей и управления.

Содержание

Содержание
Введение………………………………………………………..……………….....31. История, определение и цели Болонского процесса
1.1. История Болонского процесса………………………………………….6
1.2. Болонский процесс. Основные цели……………………………………8
1.3. Основные положения Болонской Декларации……………………….10
2. Трехуровневая система высшего образования
2.1. Понятие Трехуровневой системы высшего образования…………...17
2.2. Три уровня системы высшего образования…………………………..18
Заключение…………………………………………………………………….…25
Список литературы……………………………………………………………...

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.docx

— 48.04 Кб (Скачать)

 
 
 
 
 
    Содержание

Введение………………………………………………………..……………….....31. История, определение и цели Болонского процесса

    1. История Болонского процесса………………………………………….6
    2. Болонский процесс. Основные цели……………………………………8
    3. Основные положения Болонской Декларации……………………….10

2. Трехуровневая система высшего образования

 2.1.   Понятие Трехуровневой системы высшего образования…………...17

 2.2.   Три уровня системы высшего образования…………………………..18

Заключение…………………………………………………………………….…25

Список  литературы……………………………………………………………...27

Введение

      Современное образование - фундаментальная основа человеческой жизнедеятельности, выступающая  как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование  формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной  связи с жизнью общества. Целью  функционирования социального института  образования в обществе является формирование интеллектуально-нравственного  потенциала нации. Эффективность функционирования социального института образования  необходимо изучать с позиций  комплексного подхода, который предполагает учет многообразия разнокачественных  субъектов образования и системы  их взаимосвязей и управления.

      Личность  по отношению к институтам государства - всегда объект воздействия. Долгое время  государство практиковало ресурсный  подход к собственному населению, управление системой образования было подчинено  идее воспитания работника, профессионала  с минимальным учетом индивидуальности. В то время как на современном  этапе образование приобретает  характер целенаправленной непрерывной (в течение всей жизни) деятельности личности, ориентированной на использование  образовательной системы, образовательной  среды в целях самосовершенствования, удовлетворения индивидуальных образовательных  потребностей. Формируются субъект-субъектные связи между участниками образовательной  деятельности.

      Развитие  системы высшего профессионального  образования Российской Федерации  детерминировано мировыми тенденциями  глобализации. Социально-экономические  изменения в стране, произошедшие в последние 15 лет, привели к внутреннему  кризису образовательной системы. Россия принимает активное участие  в создании единого международного образовательного пространства. Начиная с 90-х годов XX в., в нашей стране осуществляется широкая модернизация российской системы образования, направленная на ее демократизацию и развитие «как открытой государственно-общественной системы».

      В сентябре 2003 г. Российская Федерация  официально присоединилась к Болонскому процессу, в рамках которого до 2010 г. предстоит осуществить реформирование российского образования с целью  продвижения его к открытости европейскому сообществу и интеграции в общеевропейскую систему образования.

      Социальная  проблема модернизации национального  института образования заключается  в гармонизации целей, содержания и  способов образовательной деятельности с изменившимися общественными  потребностями и условиями.

      Экономическая проблема модернизации состоит в  обеспечении эффективного функционирования института образования в социальном и экономическом пространстве Российской Федерации и создании условий  для формирования конкурентоспособного рынка экспортных образовательных  услуг российских вузов в мире и, в частности, в европейском  политическом и территориальном  пространстве, для чего необходимо структуру высшего образования  обозначить в единицах европейского измерения (образовательных уровнях, кредитах, компетенциях и пр). Совмещение интересов внешних и внутренних направлено на реорганизацию системы  профессионального высшего образования  в Российской Федерации с учетом положений Болонской декларации.

      Актуальность  темы курсовой работы заключается в том, что в последние несколько лет вузовскую общественность России живо интересуют проблемы, связанные с возможной ролью общеевропейского движения, известного под именем «Болонского процесса», в модернизации российской высшей школы.

      Цель  работы – рассмотреть Трехуровневую систему высшего образования как обязательный параметр Болонского процесса.

      Для достижения поставленной цели в работе решались следующие задачи:

      1. Рассмотреть историю Болонского  процесса.

      2. Раскрыть понятие и определить  основные цели Болонского процесса. Его участников.

      3. Раскрыть основные положения  Болонской декларации.

      4. Определить сущность Трехуровневой  системы образования.

      5. Рассмотреть этапы высшего образования  по теории Трехуровневой системы.

      6. Сделать выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. История, определение и  цели Болонского процесса
    1. История Болонского процесса

     Объединение высшей школы в европейских странах  назрело довольно давно, еще в  середине ХХ столетия, в связи с  тем, что оно стало неконкурентоспособным  по сравнению с американским. Попытки  совершенствования европейского образования  по единым стандартам начались с 1957 года, когда было подписано Римское  соглашение, в котором ставились  принципиально новые задачи: приведение национальных законодательств в  сфере образования к общеевропейским  нормам, расширение доступа к высшему  образованию, повышение академической мобильности студентов и их востребованности на рынке труда, создание долгосрочных систем обучения.

      Со  временем эти идеи были развиты в  решениях конференций министров  образования европейских стран (1971, 1976), в Маастрихтском договоре (1992). В дальнейшем под эгидой ЕС, Совета Европы, внедрялись разнообразные программы.

      В истории Болонского процесса можно  выделить три этапа:

    1. Предыстория: от Великой Хартии Университетов (1988 г) до Болонской декларации;
    2. Начало: Болонская декларация (1999 г);
    3. Развитие: после Болонской декларации.

      Идеи  создания европейского университетского сообщества и единого европейского пространства высшего образования  исходят от старейшего в Италии и  во всей Европе Болонского университета. Еще в 1986 году, готовясь к своему 900-летнему юбилею, он обратился ко всем университетам Европы с предложением принять Великую Хартию Университетов  – Magna Charta Universitarum. Идея была с энтузиазмом  подхвачена, и во время юбилейных  торжеств в 1988 году этот документ, провозглашающий  универсальные и непреходящие ценности университетского образования, а также необходимость тесных связей между ними, был подписан ректорами 80 вузов.

      Постепенно  процесс европейской интеграции высшего образования стал подниматься  с университетского на государственный  уровень. В 1998 г. в Париже в стенах знаменитого Сорбонского университета, также во время празднования его  юбилея, состоялось совещание министров  образования четырех стран (Франция, Великобритания, Германия, Италия). Подписанная  ими Сорбонская декларация «О гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования» впервые обосновала стратегическую цель создания зоны европейского высшего образования и ускорила дальнейшее развитие событий.

      Уже в следующем 1999 году на родине Magna Charta, в г. Болонье (Италия), состоялась историческая первая конференция тридцати европейских  министров, отвечающих за образование. Принятая ими декларация «Зона европейского высшего образования», определила основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. С этой декларации и начинается собственно Болонский процесс.

      В дальнейшем встречи европейских  министров образования стали  регулярными с интервалом в два  года, каждый раз к болонскому процессу присоединялись новые страны. В 2001 году министров принимала Прага, в 2003 году – Берлин. Число участников достигло сорока, в том числе Россия, подписавшая Болонскую декларацию в ходе берлинской конференции. Четвертая, встреча состоялась в мае 2005 г. в  норвежском городе Бергене. Здесь о  вступлении в Болонский процесс  заявили пять стран бывшего Советского Союза. Последняя встреча состоялась в 2007 г., в Лондоне.

      Кроме рубежных конференций министров, в  рамках Болонского процесса проводится ряд международных мероприятий, посвященных его отдельным аспектам. Вся университетская Европа пришла в движение, намереваясь успешно завершить создание единого образовательного пространства к установленному Болонской декларацией сроку.

      На  сегодняшний день 40 стран принимают  участие в так называемом Болонском  процессе, который должен завершиться  к 2010 году.

      1. Болонский процесс. Основные цели.

      Болонский процесс - процесс создания единого  европейского пространства высшего  образования. Он является ярким проявлением  интеграционных тенденций, которые  интенсивно развиваются в этой части  света в последние годы. Европа все более ощущает себя единым целым: создано общее экономическое  пространство, открылись границы, введена  единая валюта, формируется общеевропейский рынок труда. В этих условиях пестрота систем высшего образования, несопоставимость присеваемых квалификаций тормозят мобильность квалифицированной рабочей силы.

      Официальной датой Болонского процесса принято  считать 19 июня 1999 года, когда в г. Болонье на специальной конференции министры образования 29 европейских государств приняли декларацию «Зона европейского высшего образования» или Болонскую декларацию. Болонский процесс открыт для присоединения других стран. В дальнейшем, межправительственные встречи проходили в Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005) и Лондоне (2007). В настоящее время Болонский процесс объединяет 46 стран. Предполагается, что основные его цели должны быть достигнуты к 2010 году. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече министров образования европейских стран. В реализацию основных направлений Болонского процесса вовлечены многие вузы России.

      Обязательства участников Страны присоединяются к  Болонской Декларации на добровольной основе.

      Подписав  Декларацию, они принимают на себя определённые обязательства.

      Некоторые обязательства ограничены сроками:

      • С 2005 года начать бесплатно выдавать всем выпускникам вузов стран-участников Болонского процесса европейские приложения единого образца к дипломам бакалавра  и магистра.

      • До 2010 реформировать национальные системы  образования в соответствии с  основными требованиями Болонского процесса.

      Рекомендательные  параметры Болонского процесса

      • Единые европейские оценки.

      • Активная вовлечённость студентов.

      • Социальная поддержка малообеспеченных студентов.

      • Образование в течение всей жизни.

      Факультативные  параметры Болонского процесса •  Гармонизация содержания образования  по направлениям подготовки.

      • Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.

      • Модульная система.

      • Дистанционное обучение, электронные  курсы.

      • Академические рейтинги студентов  и преподавателей.

      Основные цели Болонского процесса

      Целями  процесса, достижение которых ожидается к 2010 году, являются:

      - построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;

      - формирование и укрепление интеллектуального, культурного, социального и научно-технического потенциала Европы; повышение престижности в мире европейской высшей школы;

      - обеспечение конкурентоспособности европейских вузов с другими системами образования в борьбе за студентов, деньги, влияние; достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования; повышение качества образования;

      - повышение центральной роли университетов в развитии европейских культурных ценностей, в которой университеты рассматриваются как носители европейского сознания.

Информация о работе Трехуровневая система высшего образования – обязательный параметр Болонского процесса