Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:43, курсовая работа
Цель работы: Анализ эффективности применения в учебном процессе компьютерного тестирования контроля знаний.
Выбор данной цели обусловил необходимость решения следующих задач:
анализ существующих классических систем тестирования;
характеристика преимуществ и недостатков тестовых программных продуктов, которые уже существуют;
выявление тех качеств или свойств тестовых программных продуктов, которые отсутствуют у существующих тестов;
Введение…..……………………………………………………………………….........4
Глава 1 Компьютерное тестирование…………………………………………….…...6
Сущность понятия «Тест»…………………………………………….….…6
Специфика компьютерного тестирования и его формы……………......8
Преимущества и недостатки компьютерного тестирования…………..….9
Глава 2 Компьютерный контроль знаний…………………………………………...12
2.1 Классификация видов компьютерных тестов………………………….…12
2.2 Требования, предъявляемые к системам компьютерного тестирования……………………………………………………………………………………...15
2.3 Формирование тестовых заданий для компьютерного контроля знаний……………………………………………………………………………………...19
2.4 Типы вопросов компьютерного контроля…………………………….…..24
Глава 3 Методика проведения компьютерного опроса учащихся…….. …………27
3.1 Методика проведения программированного опроса ..…. .….…….….....27
3.2 Обработка результатов тестирования……………………………….….…28
Заключение………………………………………………………………………….....30
Список использованной литературы…………
Ограниченные возможности данной работы не позволяют более детально и глубоко рассмотреть многие важные проблемы, связанные с тестированием. Однако дать краткую характеристику свойств тестирования просто необходимо.
Адаптивность – способность системы приспосабливаться к изменяющимся условиям (техническим и программным средствам).
Открытость определяется способностью системы под воздействием квалифицированного пользователя подстраиваться под контроль конкретных учебных дисциплин.
Стандартность системы выражается использованием функций, дизайна и др., применяемых в программах общего пользования. Подготовленный пользователь чувствует себя более комфортно, а неподготовленный пользователь может использовать полученный опыт при работе с другими программами.
Унифицированность заключается в создании такой системы, на основе которой можно создать ей подобные. [10] Большой ошибкой разработчиков систем компьютерного тестирования знаний является разработка узкоспецифических программ для конкретного учебного предмета. Очевидно, что подобная деятельность является совершенно неэффективной и приводит к неоправданным трудозатратам как программиста, так и эксперта.
Необходимость унификации контролирующих программ логически проистекает из формализации предметной области. Так как использовать компьютерное тестирование в виде программированного контроля целесообразно только в легко формализуемых предметных областях, следовательно, имеет смысл разрабатывать универсальные способы представления контрольных вопросов, унифицированную систему их оценки, а собственно информационное наполнение создавать в виде отдельных, подключаемых баз данных.
Возможность расширения и наращивания системы также является важной ее характеристикой. Ее обеспечение создает пользователю уверенность в дальнейшем, продолжительном использовании системы, в ее модификации, а также в применении различных решений по ее совершенствованию.
Не менее важное свойство - способность системы осуществлять индивидуальный и групповой контроль знаний студентов. Кроме очевидных достоинств, она дает возможность использования системы в различных условиях, которые определяет преподаватель, автор теста, исходя из учебных задач.
Если учитывать все перечисленные свойства, то в результате будет сформирована система, работая с которой студенты получат возможность в режиме самоконтроля проверить свои знания по каждой теме учебной дисциплины в удобном индивидуальном темпе, выявить пробелы и затем их устранить. При этом у студентов повысится мотивация к учению и в значительной степени снимутся стрессовые ситуации, обеспечится глубокое изучение учебного материала, появится уверенность в имеющихся знаниях и адекватности получаемой ими оценки по результатам контроля.
Помимо указанного требования, система контроля знаний должна также удовлетворять следующим критериям:
Большую
роль при проверке знаний играет объективность,
точность результатов и минимальная
вероятность погрешности оценок, исключение
влияния каких-либо субъективных факторов,
а также практически одинаковость для
всех студентов условий тестирования,
что достигается в нашем случае с помощью
ЭВМ и специальных программ. Обеспечение
глубины и полноты контроля также достигается
предложением студенту ответить на несколько
сотен вопросов. Это как минимум на порядок
превышает подобные значения при традиционной
проверке знаний. При этом достигается
как дифференцированная, так и интегрированная
оценка уровня овладения учебным материалом
по конкретной дисциплине. Контроль проводится
непосредственно после завершения изучения
каждого раздела учебной программы. Преподаватель
получает оперативную и объективную информацию
о результатах освоения студентами данного
раздела. Следовательно, полученные данные
могут использоваться для внесения соответствующих
корректив в содержание и методику учебного
процесса.
Компьютерное тестирование для гуманитарных дисциплин Вуза почти полностью реализуется при проведении контрольных работ, контроля над самостоятельной работой студентов (входной, текущий, тематический), частично – коллоквиумов, зачетов и экзаменов (рубежный, итоговый, заключительный контроль).[11]
Педагогический тест — это система фасетных заданий определенного содержания, возрастающей трудности, специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру и эффективно измерить уровень знаний, умений, навыков и представлений.
Свойство фасетности в гуманитарном знании реализовать весьма затруднительно в силу слабой формализации и неартикулярности.
С одной стороны, тестовые задания (ТЗ) составляют очень высокий процент, пожалуй, 80-90% компьютерных контролирующих программ по любой гуманитарной дисциплине. С другой, — не всякое содержание поддается трансформации формам тестового задания. Многие доказательства, многословные описания трудно выражаются, а то и совсем не выражаются в тестовой форме.
Вопрос наполнения баз данных кажется очевидным и потому, как правило, не вызывает затруднений ни в теории, ни в практике. На первый взгляд, разработка тестирующих вопросов и определение эталонов ответов доступно любому преподавателю. Однако на самом деле ситуация в этой области прямо противоположна тому, что кажется на первый взгляд [11].
Сформулировать вопрос действительно несложно. Однако большинство разработчиков не задают себе при этом главный вопрос: какие цели преследует данный вопрос? Какой раздел рассматриваемой темы этот вопрос охватывает? Корректно ли сформулирован вопрос, не вызывает ли он разночтений, не допускает ли он неоднозначных ответов, как воспринимается он учащимися с точки зрения не преподавателя (имеющего большой по сравнению с учащимися объем знаний), а с точки зрения пройденного учащимися теоретического курса?
Попытка ответа на эти вопросы показывает, что, прежде всего, база данных должна разрабатываться не педагогом-энтузиастом, а специалистом высокого уровня в данной предметной области. Кроме того, какой бы высокий уровень не был у разработчика, любой человек способен ошибаться или неверно формулировать отдельные положения. Поэтому тестовая база, перед ее вводом в эксплуатацию, обязательно должна проходить через оценку как минимум методического совета по данной специальности [12, с. 91].
Однако никакая комиссия не способна определить восприятие контрольных вопросов учащимися. Это может показать только реальное тестирование. Более того, подобная оценка весьма проста технически - необходим только накопительный статистический анализ по ответам на каждый конкретный вопрос. Для этого вопрос должен быть однозначно идентифицируем. Анализ подобной статистики, особенно при проведении контрольного тестирования в разных учебных группах, дает двойственный результат: вопрос, на который никто не может дать правильный ответ, или неправильно сформулирован, или эта тема чрезвычайно плохо раскрыта в процессе обучения. Вопрос же, на который правильно отвечают все, или плохо сформулирован (имеет в тексте вопроса подсказки), или эта тема очень хорошо раскрыта в процессе обучения и правильно усвоена всей группой.
Подобная
неоднозначность анализа
Основными формами тестовых заданий являются: задания открытой формы, закрытой, на соответствие, на установление правильной последовательности. [2]
1 Задания с выбором одного или нескольких
правильных ответов. Среди этих заданий
выделяются такие разновидности, как:
1.1 Выбор одного правильного ответа по принципу: один - правильный, все остальные (один, два, три и т.д.) - неправильные.
Например: При недостатке какого витамина происходит нарушение роста и развития костей:
А) витамина А
Б) витамина В
В) витамина С
Г)
витамина D
1.2 Выбор нескольких правильных ответов.
1.3 Выбор одного, наиболее правильного
ответа.
Например: К органическим веществам относятся:
А) белки
Б) белки и углеводы
В) белки, углеводы и жиры
Г)
белки, углеводы, жиры и минеральные
соли
Каждый
из ответов в целом правдоподобен,
однако 1-й и 2-й ответ является не полными.
Не верен и 4-й ответ, поскольку минеральные
соли не относятся к органическим веществам.
2 Задания открытой формы.
Задания
сформулированы так, что готового ответа
нет; нужно сформулировать и вписать
ответ самому, в отведенном для этого
месте.
3
Задания на установление соответствия,
где элементам одного множества требуется
поставить в соответствие элементы другого
множества.
Например:
Установите соответствие:
Среда обитания
1)
Организменная
2)
Водная
3)
Почвенная
4)
Наземно-воздушная
5)
Наземно-водная
4
Задания на установление правильной последовательности
(вычислений, действий, шагов, операций,
терминов в определениях).
Перечисленные формы
Информация о работе Тестовый компьютерный контроль: преимущества и недостатки