Тестовый компьютерный контроль: преимущества и недостатки

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Анализ эффективности применения в учебном процессе компьютерного тестирования контроля знаний.
Выбор данной цели обусловил необходимость решения следующих задач:
анализ существующих классических систем тестирования;
характеристика преимуществ и недостатков тестовых программных продуктов, которые уже существуют;
выявление тех качеств или свойств тестовых программных продуктов, которые отсутствуют у существующих тестов;

Содержание

Введение…..……………………………………………………………………….........4
Глава 1 Компьютерное тестирование…………………………………………….…...6
Сущность понятия «Тест»…………………………………………….….…6
Специфика компьютерного тестирования и его формы……………......8
Преимущества и недостатки компьютерного тестирования…………..….9
Глава 2 Компьютерный контроль знаний…………………………………………...12
2.1 Классификация видов компьютерных тестов………………………….…12
2.2 Требования, предъявляемые к системам компьютерного тестирования……………………………………………………………………………………...15
2.3 Формирование тестовых заданий для компьютерного контроля знаний……………………………………………………………………………………...19
2.4 Типы вопросов компьютерного контроля…………………………….…..24
Глава 3 Методика проведения компьютерного опроса учащихся…….. …………27
3.1 Методика проведения программированного опроса ..…. .….…….….....27
3.2 Обработка результатов тестирования……………………………….….…28
Заключение………………………………………………………………………….....30
Список использованной литературы…………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по педагогике(моя).doc

— 246.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Республики Казахстан Карагандинский

государственный технический университет 
 
 
 
 

                                                                                                  Кафедра: ПО и НВП  
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа 
 

     По  дисциплине: «Педагогика» 

     Тема: «Тестовый компьютерный контроль: преимущества и недостатки» 
 
 
 
 

     __________________

            (оценка) 
 
 
 
 

                                                                             Выполнил: студент гр. ГиК-09-2

                                                                  Мордасова А.М. 

                                                          Научный руководитель:

                                                                   Готтинг В.В. 
 
 
 
 

     Караганда 2011

СОДЕРЖАНИЕ 
 

Введение…..……………………………………………………………………….........4

Глава 1 Компьютерное тестирование…………………………………………….…...6                   

    1. Сущность понятия «Тест»…………………………………………….….…6
    2. Специфика компьютерного тестирования и его формы……………......8
    3. Преимущества и недостатки компьютерного тестирования…………..….9

Глава 2 Компьютерный контроль знаний…………………………………………...12

      2.1     Классификация видов компьютерных тестов………………………….…12

      2.2     Требования, предъявляемые к системам компьютерного тестирования……………………………………………………………………………………...15

      2.3     Формирование тестовых заданий для компьютерного контроля знаний……………………………………………………………………………………...19

      2.4     Типы вопросов компьютерного контроля…………………………….…..24

Глава 3 Методика проведения компьютерного опроса учащихся…….. …………27

      3.1     Методика проведения программированного опроса ..…. .….…….….....27

      3.2     Обработка результатов тестирования……………………………….….…28

Заключение………………………………………………………………………….....30

Список использованной литературы……………………………………….……..…32 

ВВЕДЕНИЕ

 

        Необходимость в оценке и проверке уровня и качества знаний возникает в любой деятельности человека. Проблема адекватности и валидности результатов теста становиться еще острее при дистанционном и повсеместном использовании информационных технологий для тестирования и проверки знаний студентов, школьников, преподавателей и других категорий людей для которых результаты теста имеют важное личностное значение.

     Контроль уровня знаний является важной составной частью процесса обучения. Он обеспечивает обратную связь в системе «обучаемый – педагог». Контроль знаний выполняет в учебном процессе контролирующую, обучающую, диагностическую, воспитательную, мотивирующую и другие функции. Для управления процессом обучения на различных этапах, контролирующий специалист должен постоянно иметь сведения о том, как учащиеся воспринимают и усваивают учебный материал.

     Контроль  с точки зрения преподавателя  — длительная и трудоемкая часть  работы. Облегчить и систематизировать  ее можно путем использования  так называемых инструментальных программных средств. Проблема реализации связанных с контролем функции распадается на три направления — функции подготовки к контролю, функции проведения контроля и функции обеспечения обратной связи в процессе обучения. Набор инструментальных средств, связанных с логикой и идеей, может составлять инструментальную систему. Использования компьютерной инструментальной системы контроля выступает как средство реализации системы компьютерного контроля.

     Проконтролировать деятельность учащихся можно при наличии специальных контролирующих тестов. Тесты представляют собой особого вида задания, позволяющие групповым способом оперативно проконтролировать степень усвоения знаний и приобретения умений и навыков учащимися на занятиях теоретического и производственного обучения, установить внутреннюю и внешнюю обратные связи, на основании которых учащиеся и преподаватель осуществляют функции управления процессом обучения. Тестирование давно уже появилось в педагогике как метод контроля знаний.

     В настоящее время появляется множество компьютерных программ, служащих для проведения тестирования. Существует как множество продуктов (в том числе мультимедийных), с готовыми тестовыми заданиями, так и программы-оболочки для самостоятельного создания тестов. Существует ряд инструментальных программ, созданных отечественными и зарубежными специалистами. Разработанные на их основе компьютерные тесты обладают свойствами, присущими подобным системам: адаптивностью, открытостью, стандартностью, возможностью ее расширения и наращивания, способностью осуществлять индивидуальный и групповой контроль знаний студентов и др. Тестовая система за счет своей универсальности представляет собой автоматизированную поддержку самостоятельной работы студентов, позволяющую проводить контроль и самоконтроль уровня усвоения материала, выступать в роли тренажера при подготовке к экзаменам.

     Цель работы: Анализ эффективности применения в учебном процессе компьютерного тестирования контроля знаний.

     Выбор данной цели обусловил необходимость  решения следующих задач:

  1. анализ существующих классических систем тестирования;
  2. характеристика преимуществ и недостатков тестовых программных продуктов, которые уже существуют;
  3. выявление тех качеств или свойств тестовых программных продуктов, которые отсутствуют у существующих тестов;

     Объект  исследования: Учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях.

     Предмет исследования: Эффективность компьютерных тестирующих программ.

     Методы  исследования: Сбор информации, изучение, синтез, анализ, отбор.

     Методологическая  база: Личностно - деятельный подход, государственная программа по информатизации общества, принципы и методики обучения с использованием современных информационных технологий, современные концепции, раскрывающие закономерности развития системы образования.

     Структура курсовой работы:

     Курсовая  работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников.

     Во  введение приводится обоснование актуальности тестового компьютерного контроля, поставлены цели и задачи для ее реализации, указывается объект и предмет исследования.

     В первой главе раскрывается сущность понятия «тест» в педагогике, формы  тестового компьютерного контроля. Перечислены недостатки и преимущества тестового компьютерного контроля.

     Во  второй главе представлена классификация видов компьютерных тестов и описываются требования, предъявляемые к системам компьютерного тестирования.

     В третьей главе описывается методика проведения программированного опроса и обработка результатов тестирования.

     В заключении содержатся краткие выводы и результаты курсового исследования.

     В списке использованной источников приводится весь перечень использованной литературы и других источников.

глава 1 КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

     1.1 Сущность понятия «Тест» 

             Для понимания сущности тестов важно разобраться в системе понятий.    Понятия вообще образуют основу любой науки, и в этом смысле деятельность по разработке и эффективному применению тестов не является исключением. Начиная с 30-х годов наука о тестах называлась буржуазной, все цели которой считались "реакционными". И хотя такие суждения пролеткультовского толка теперь уже считаются неадекватными духу нашего времени, все-таки появляются публикации, где тестам по-прежнему пытаются отказать в научности.

        Первые научные труды по теории тестов появилась в начале ХХ века, на стыке психологии, социологии, педагогики и других так называемых поведенческих наук. Зарубежные психологи называют эту науку психометрикой, а педагоги - педагогическим измерением. Поскольку общего названия на русском языке пока нет, автор называл эту науку тестологией, которая может быть педагогической, психологической или социологической, в зависимости от того, где применяется и развивается. Незамутненная идеологией и политикой, интерпретация названия "тестология" проста и прозрачна: наука о тестах. В XXI веке название этой науки Аванэсов привёл в соответствие с её названием на Западе - Педагогические Измерения.

          Остановимся на определении понятия «тест», так как в настоящее время он применяется в широком диапазоне.

         Тест (англ. test — проба, испытание, исследование) экспериментальный метод в психологии и педагогике, стандартизированные задания, позволяющие измерить психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

     Тесты начали применяться в 1864 году Дж. Фишером  в Великобритании для проверки знаний учащихся. Теоретические основы тестирования были разработаны английским психологом Ф. Гальтоном в 1883 году: применение серии одинаковых испытаний к большому числу индивидов, статистической обработке результатов, выделение эталонов оценки.

        Термин "тест" впервые ввёл американский психолог Дж. Кеттел в 1890 году. Предложенная им серия из 50 тестов фактически представляла программу определения примитивных психофизиологических характеристик: базирующихся на наиболее разработанных в то время психологических экспериментах (например, измерение силы правой и левой рук посредством динамометра, скорости реакции на звук, и т.д.)

        Слово "тест" вызывает самые  различные представления. Одни полагают, что это вопросы или задачи с одним готовым ответом, который надо угадать. Другие считают тест формой игры или забавы. Третьи пытаются истолковать это как перевод с английского слова "test", (проба, испытание, проверка). В общем, по этому вопросу нет единства мнений. Тем более что в учебниках педагогики об этом не пишут. А если где и пишут, то нередко написанное трудно понять. Не случайно размах мнений о тестах оказывается слишком широким: от суждений обыденного сознания до попыток научного истолкования сущности тестов.

         В науке приводят существенные различия между простым переводом слова и смыслом понятия. Чаще всего мы встречаемся с упрощенным восприятием понятия "тест" как простой выбор одного ответа из нескольких предложенных к заданию. Многочисленные примеры таких, казалось бы, "тестов" легко найти в газетно-журнальной периодике, в различных конкурсах и в многочисленных книжных публикациях под названием "Тесты". Но и это часто оказываются не тесты, а нечто внешне похожее на них. Обычно это сборники вопросов и задач, рассчитанных на выбор одного правильного ответа из числа предложенных. Они только по внешней видимости похожи на настоящий тест. Различия в понимании сущности тестов порождают различия в отношении к тестам.

       Прочитаем какова формулировка понятие «ТЕСТ» в словарях?

       Большой Энциклопедический  словарь
     Тест (англ. test - проба, испытание, исследование), 1) в психологии и педагогике - стандартизированного задания, по результатам выполнения которых судят о психофизиологических и личностных характеристиках, а также знаниях, умении и навыках испытуемого. 2) В физиологии и медицине - пробные воздействия на организм с целью изучения различных физиологических процессов в нем, а также для определения функционального состояния отдельных органов, тканей и организма в целом. 3) В вычислительной технике - контрольная задача для проверки правильности работы ЭВМ. 4) В распознавании образов множество функционально взаимозависимых признаков, характеризующих образ (класс).      
     Современный толковый словарь русского языка Т.Ф.Ефремовой
     Тест м. 1) Задание, испытание стандартной формы, по результатам выполнения которых можно судить о способности, предрасположенности и т.п. кого-л. к чему-л., а также о знаниях, умениях испытуемого. 2) Метод исследования, диагностики, заключающийся в пробном воздействии на организм (в физиологии, медицине). 3) Вопросник, используемый при социологических исследованиях. 4) Задача с известным решением, предназначенная для проверки правильности работы ЭВМ (в вычислительной технике).
     Толковый  словарь русского языка Д.Н.Ушакова
     (тэст), теста, м. (англ. test) (псих.). Психотехническое  испытание, состоящее в том, что испытуемому предлагается решить одну или несколько задач для определения тех или иных его способностей (памяти, внимания, быстроты реакции и т.д.).  
     

Информация о работе Тестовый компьютерный контроль: преимущества и недостатки