Теория и методика дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

цель работы:
Выяснить, развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
Изучить литературу относительно взаимосвязи задач речевого развития;
Изучить литературу, описывающую средства по развитию связной речи;
Провести обзор литературы;
Выявить особенности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….…..3
часть 1. Взаимосвязь задач речевого развития дошкольников
1.1. Воспитание звуковой культуры речи…………………..………………..........5
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве……………….……………………………………………………….………6
1.3. Задачи и содержание обучения связной речи…………………………………9
1.4.Влияние словарной работы на развитие связной речи....................................12
1.5 Методика развитие связной речи……………………………..……………….14
часть 2. Особенности развития связной речи у детей младших дошкольников
2.1 Развитие связной речи у младших дошкольников………..………………....21
Заключение………..………………………...…………………………….……….24Список использованных источников …………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

развитие связной речи у детей младшего дошкошльного возраста.docx

— 48.59 Кб (Скачать)

Разговор в детском  саду чаще охватывает маленький коллектив, что дает возможность большого индивидуального  воздействия на ребенка. Это позволяет  педагогу установить контакт с ребенком, влиять на развитие речи, мышления детей, помочь в затруднительный момент советом и пр.

Задачи формирования умений в области разговорной речи очень  широки и разнообразны. Они охватывают не только языковую сферу (форма ответа, вопроса), но и речевые качества личности (общительность, вежливость, тактичность), а также ряд навыков поведения.

Разговор сопровождает все  виды деятельности детей.

В младшем возрасте важно  путем разговорной работы закрепить  потребность охотно выражать свои мысли, чувства в слове, потребность  делиться ими с товарищами и воспитателем. Речевая активность и умение разговаривать  воспитывается в основном в реальных жизненных ситуациях общения, в  деятельности детей. Большое значение имеет коллективный разговор. Он помогает сблизить детей, формирует их поведение.

Беседа является средством коллективного общения. Она выявляет опыт ребят и делает его коллективным достоянием; объединяет ребят на общих интересах, помогает учету и планированию коллективной работы; систематизирует и уточняет опыт  и представления детей.

  • Начало беседы. Цель его – вызвать, оживить в памяти детей полученные раннее впечатления, связать уже имеющиеся и частично приобретенный опыт с предыдущим или повторным. В начале беседы желательно сформулировать тему (цель) предстоящего разговора, обосновать ее важность, объяснить детям мотивы ее выбора.
  • Основная часть. Она может быть разделена на несколько частей, микротем. Каждая часть соответствует законченному разделу темы. Вначале выявляется наиболее трудный и значимый материал. Во время беседы совершается сложный мыслительный процесс припоминания, суждения, умозаключения, обобщения. Ребенку необходимо следить за ходом беседы, не уклонятся от темы. Беседа требует от ребенка умственной активности: надо слушать, понимать, соображать. В процессе каждого этапа педагог использует комплекс разнообразных приемов, стремится заключительной фразой обобщить высказывания детей и сделать переход к следующим микротемам.

Данная разговорно-беседная форма доступна всем возрастам, начиная  с младшего до школьного.

  • Конец беседы. Он краток по времени, подводит к синтезу темы. Эта часть беседы должна быть наиболее эмоциональной, практически действенной: рассматривание картинок, пение, чтение художественного текста.

Длительность беседы является крайне важным вопросом. Проводящаяся с малышами беседа должна начинаться с 2 -3 минут. Затем она удлиняется и становится более организованной.

Дидактические игры на описание проводятся после нескольких занятий обучения рассказыванию, так как важным условием игры является активное участие всех детей, определенный ритм, свободное владение материалом.

Большинство игр на описание имеют четкие правила, с которыми предварительно знакомят детей.

Распространенными приемами обучения рассказыванию в играх  является образец рассказа и план рассказа, так как часто рассказ-описание включает в себя дополнительные элементы. Предметы и  игрушки должны быть подобраны в соответствии образам.

Рассказывание по воображению строится на иной психологической основе – на воображении. Если функция памяти – сохранение полученного опыта, то воображения – его преобразование. В образах воображения, в новых комбинациях синтезируются представления памяти, усвоенные раннее знания, что предполагают достаточное развитие аналитико-синтетической деятельности мозга. У детей дошкольного возраста преобладает воссоздающее воображение. В практической деятельности воссоздающее воображение проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте в играх, рисовании, лепке.

 Для развития любой  творческой деятельности дети  нуждаются в показе способов действия. Существует ряд обучающих приемов для развития творческого воображения и инициативы детей при составлении творческих рассказов.

Наиболее легкий для детей  прием - предложение нескольких вариантов  развития сюжета. Вначале дети придерживаются тех вариантов, которые предложил  воспитатель, а потом придумывают  свои.

Завершение детьми рассказа, начатого воспитателем, также хороший  прием для развития воображения.

Активизируют воображение  и речь детей и такие приемы: дифференцировка темы применительно  к лицу рассказчика, включая в  рассказ прямую речь героев; сюда можно  отнести и  рассказы инсценировки, которые придумывают сами дети.

Умение придумывать рассказ  закрепляется на занятиях с раздаточным  материалом. В качестве последнего можно использовать детские сюжетные картинки, рисунки, фотографии из жизни  детей, открытки.

Рассказывание по восприятию имеет большое значение на развитие ребенка, в том числе и на сенсорное. Только на основе ощущений и восприятий развивается такие сложные психические процессы, как мышление, воображение.

Занятиям на описание игрушек (предметов) должны предшествовать занятия  по их рассматриванию, на котором дети учатся выделять детали и качества игрушек, овладевают  соответствующим словарем.  Ведущие приемы обучения – образец описания, которое дает педагог, план рассказа, пересказ.

Опираясь на теоретические  положения о взаимосвязи всех сторон речевого развития детей, требованиях  к речи детей, о направлениях исследований по развитию связной речи, о преемственности  вопросов обучения родному языку, рассмотрим аспекты разных речевых задач  с развитием связной речи и преемственности этих задач младшего дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Особенности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста

 

При характеристике уровня развития речи детей младшего дошкольного возраста исследователи  отмечают, что у детей четвертого года жизни совершенствуется понимание  речи, им доступны простые формы  диалогической речи.

Младшие дошкольники только начинают овладевать умением связно излагать свои мысли  и подводятся к составлению небольшого связного высказывания.

Задачи  по развитию связной речи в младшем  дошкольном возрасте ставятся на занятиях по пересказу хорошо знакомых литературных произведений, рассматриванию картин, игрушек.

В пересказывании литературного произведения дети учатся воспроизводить текст по вопросам воспитателя  и подводятся к самостоятельному пересказу хорошо знакомых сказок и  коротких рассказов.

При рассматривании картин дети учатся отвечать на вопросы  по содержанию картины и подводятся к составлению коротких рассказов  об изображенных событиях и персонажах картины.

При рассматривании игрушек и предметов дети отвечают на вопросы по описанию игрушки, ее качествам и действию, по назначению хорошо знакомых предметов и подводятся к составлению рассказов об игрушке  и предметах.

Например, дети рассматривают игрушку –  котенка. Сначала они отвечают на вопрос «кто это?» Надо добиться ответа «это котенок». Затем ставятся такие  вопросы: какой он?, что он умеет  делать?, как можно назвать его  ласково?. Воспитатель предлагает детям  рассказать про котенка, подзывает  к себе ребенка и говорит: «Давай расскажем про котенка. Я начну, а ты продолжишь. «Это  котенок. Его  зовут Пушок. Он….» Воспитатель  останавливается, а ребенок продолжает.

Смысл этого  упражнения в том, что мы задаем ребенку  связь (в данном случае местоименную: котенок – он), и ребенок начинает почти самостоятельно выстраивать  короткое связное высказывание. Вот  отсюда и начинается развитие связной  речи.

На последующих  занятиях дети рассматривают игрушки, называют предметы, их качества, действия, сравнивают игрушки, употребляя противоположные  по смыслу слова (большой – маленький). Воспитатель предлагает детям рассказать про куклу, про мишку.

Начиная с младшей группы, дети от названия отдельных слов подводятся к построению связного высказывания.

Кроме словарных  упражнений, дети выполняют разнообразные  грамматические задания, а после  них ставится несложное задание, направленное на обучение высказыванию. Например, воспитатель ставит на стол мебель и говорит: «Это комната. Здесь  живет девочка Света. Скажите, какие  предметы находятся в комнате? Где  сидит Света? У Светы есть друзья малыши. Кто это? (Воспитатель показывает, дети называют: котята, мышата, зайчата). Сидит Света, задумалась, а малыши захотели поиграть с ней в прятки, спрятаться. Котята спрятались в шкаф. Куда спрятались котята? Зайчата залезли  на стол. Куда залезли зайчата? Утки спрятались около кровати. Ходит  Света по комнате, не может найти  малышей. Ребята, помогите Свете».  Затем  воспитатель предлагает детям рассказать о том, как Света играла в прятки с малышами.

На  этом занятии дети упражнялись в правильном употреблении пространственных предлогов, одновременно участвовали в составлении  рассказа, учились связывать слова  в предложения, используя местоименную связь.

В некоторых  занятиях грамматические упражнения переплетаются  с лексическими. Например, дети рассматривают  куклу, у нее белый бант, синяя  ленточка, голубая кофточка, белые  туфельки (называя цвет одежды, дети согласовывают существительные и прилагательные в роде и числе), одновременно они могут закреплять слова с противоположным значением (одна кукла большая, другая маленькая, у одной волосы светлые, у другой темные). После рассматривания воспитатель предлагает детям рассказать про кукол.

На следующих  занятиях, наряду с заданием на образование  существительных родительного падежа множественного числа (матрешек, пирамидок, ленточек), дети упражняются в описании игрушки. Такие задания подводят детей к умению правильно строить  предложения и небольшие тексты.

При создании конспектов для младшей группы необходимо учитывать, что воспитание звуковой культуры речи является ведущей задачей, остальные сочетались с этой задачей  по содержанию занятия.

Даже  формирование звукопроизношения может  быть связано с построением связного высказывания. Например, на одном из занятий воспитатель закрепляет правильное произношение звуков «с»  и «сь», учит их произносить слова  и фразы с различной громкостью. На таком занятии дети могут сначала  выполнять словарные упражнения, называя слова с этим звуком и  закрепляя их произнесение, потом  повторить за воспитателем какой-либо рассказ с этими словами, обучаясь элементам рассказывания. В этом и заключается комплексный подход к решению речевых задач на едином содержании.

За период пребывания в младшей группе ребенок  должен значительно расширить свой лексикон в части названия предметов  из окружающего быта.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Анализ  психологической, педагогической лингвистической  литературы, проведенный в исследовании, показал важность и необходимость  речевого воспитания в дошкольном детстве. Именно тогда происходит активное усвоение разговорного языка, становление и  развитие всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической, словарного состава. Упущенные возможности  этого развития в последующем  не восполняются, поэтому необходимо своевременное речевое воспитание, которое включает в себя развитие интереса, чуткости и любви к родному  слову, стремления к точному его  употреблению в зависимости от контекста  и ситуации общения.

Развитие  связной речи происходит в тесной взаимосвязи с освоением фонетической стороны, словарного состава, грамматического  строя речи.

В формировании связной речи отчетливо выступает  связь речевого и умственного  развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Однако связная речь – это все-таки речь, а не процесс мышления, не размышление, не просто «думанье вслух». Поэтому  для достижения связности речи необходимо уметь не только отобрать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать необходимые для  этого языковые средства.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связных друг с другом мыслей, которые  выражены точными словами в правильно  построенных предложениях. Ребенок  учится мыслить, учась говорить, но он также совершенствует свою речь, учась мыслить.

 

 

 

 

 

Список использованных источников:

 

 

  •  Гвоздев А.Н. «Формирование у ребенка грамматического строя русского языка»: Ч. 1-2. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949. – Ч. 2.

 

  • Короткова Э.П. «Обучение рассказыванию в детском саду». М., 1978.

 

  •   Ладыженская Т.А. «Связная речь // Методика развития речи на уроках русского языка;  Под Ред. Т.А. Ладыженской. – М. Просвещение, 1980.

 

  • Леушина А.М. «Развитие связной речи у дошкольников». – М. Просвещение, 1941.

 

  •  Львов М.Р. «Методика развития речи младших школьников». – М.: Просвещение, 1985.

Информация о работе Теория и методика дошкольного образования