Теория и методика дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 09:26, курсовая работа

Описание работы

цель работы:
Выяснить, развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
Изучить литературу относительно взаимосвязи задач речевого развития;
Изучить литературу, описывающую средства по развитию связной речи;
Провести обзор литературы;
Выявить особенности развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста;

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….…..3
часть 1. Взаимосвязь задач речевого развития дошкольников
1.1. Воспитание звуковой культуры речи…………………..………………..........5
1.2. Особенности развития связной речи в дошкольном детстве……………….……………………………………………………….………6
1.3. Задачи и содержание обучения связной речи…………………………………9
1.4.Влияние словарной работы на развитие связной речи....................................12
1.5 Методика развитие связной речи……………………………..……………….14
часть 2. Особенности развития связной речи у детей младших дошкольников
2.1 Развитие связной речи у младших дошкольников………..………………....21
Заключение………..………………………...…………………………….……….24Список использованных источников …………………………………………….25

Работа содержит 1 файл

развитие связной речи у детей младшего дошкошльного возраста.docx

— 48.59 Кб (Скачать)

Развитие  связной речи детей осуществляется в процессе повседневной жизни, а  также на занятиях.

 

1.3. Задачи и содержание обучения связной речи

 

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи. Работа по развитию диалогической  речи направлена на формирование умений, необходимых для общения.

Как уже отмечалось выше, диалог – сложная форма  социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи. Участие в диалоге требует сложных умений: слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и, если нужно, вносить соответствующие изменения и поправки.

Можно выделить несколько групп диалогических  умений: Собственно речевые умения: вступать в общение (уметь и знать, когда и как можно начать разговор со знакомым и незнакомым человеком, занятым, разговаривающим с другими); поддерживать и завершать общение (учитывать условия и ситуацию общения; слушать и слышать собеседника; проявлять инициативу в общении, переспрашивать; доказывать свою точку зрения; выражать отношение к предмету разговора – сравнивать, излагать свое мнение, приводить примеры, оценивать, соглашаться или возражать, спрашивать, отвечать; высказываться логично, связно; говорить выразительно в нормальном темпе, пользоваться интонацией диалога.

Умения речевого этикета. В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность, прощание и др. Умение общаться в паре, группе из 3 – 5 человек, в коллективе.

Умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждения, участвовать в обсуждении определенной темы.

Неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по младшему дошкольному возрасту.

В младшем  дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко  и свободно вступал в общение  со взрослыми и детьми, учить детей  выражать свои просьбы словами, понятно  отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребенку поводы для разговоров с  другими детьми. Следует воспитывать  потребность делиться своими впечатлениями, рассказывать о том, что сделал, как  играл, привычку пользоваться простыми формулами речевого этикета (здороваться, прощаться в детском саду и  семье), поощрять попытки детей задавать вопросы по поводу ближайшего окружения (Кто? Что? Где? Что делает? Зачем?).

Большое место занимает формирование культуры общения. Детей учат называть взрослых по имени и отчеству, на «вы», называть друг друга ласковыми именами (Таня, Танюша) во время разговора не опускать голову, смотреть в лицо собеседнику; разговаривать без крика, но достаточно громко, чтобы собеседнику было слышно; не вмешиваться в разговор взрослых; быть общительными и приветливыми без навязчивости.

Задачи и  содержание обучения монологической речи определяются особенностями развития связной речи детей и особенностями  монологического высказывания.

Всякое связное  монологическое высказывание характеризуется  рядом признаков. Выделяются такие  основные признаки: целостность (единство темы, соответствие всех микротем главной  мысли); структурное оформление (начало, середина, конец); связность (логические связи между предложениями и  частями монолога); объем высказывания; плавность (отсутствие длительных пауз в процессе рассказывания).

Для достижения связности речи необходим ряд  умений, а именно: умений понимать и  осмысливать тему, определять ее границы; отбирать необходимый материал; располагать  материал в нужной последовательности; пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания; строить речь преднамеренно и произвольно.

В современной  методике программа развития связной  монологической речи значительно уточнена и дополнена. В ней предусматривается  формирование таких умений, как умения отбирать содержание для своих рассказов, располагать его в определенной последовательности. Кроме того, важно  сообщать детям элементарные знания о построении текста и способах связи  предложений.

Как уже отмечалось выше, в зависимости от функции (назначения) выделяют четыре типа монологов: описание, повествование, рассуждение и контаминацию (смешанные тексты). В дошкольном возрасте наблюдаются преимущественно  контаминированные (смешанные) высказывания, в которых могут использоваться элементы всех типов с преобладанием  одного из них. Воспитатель должен хорошо знать особенности каждого типа текстов: их назначение, структуру, характерные  для них языковые средства, а также  типичные межфразовые связи.

В зависимости  от источника высказывания можно  выделить монологи: 1) по игрушкам и  предметам, 2) по картине, 3) из опыта, 4) творческие рассказы.

 

1.4. Влияние словарной работы на развитие связной речи.

 

Обогащение  словаря включает расширение его  объёма, воспитание у детей внимания к содержательной стороне слова, его семантике, уточнение значений слов, обогащении связи слова с  другими словами, поскольку в  связной речи семантика отдельного слова выступает во взаимодействие с семантикой всего высказывания.

В лексикологии слово рассматривается как минимальная  единица лексики. Ю. С. Степанов выделяет три свойства слова: фонетическая оболочка слова или фонетическое слово, предмет, называемый словом, смысл, которое слово вызывает в нашем сознании.

Слово как  основная лексическая единица является структурой взаимосвязанных элементарных лексических единиц – его лексикосемантических вариантов. По мнению В.А. Звегинцева, человек  в речевом акте оперирует не словами, а семантическими полями, и уже  из них он подбирает нужное слово, чтобы с возможной точностью  выразить в речи свою мысль.

Вместе  с тем наличие в языке одних  только слов само по себе не обеспечивает никакой коммуникации. Просто перечисление слов, с точки зрения слушающего, представляет собой бессмыслицу, в  которой нет никаких связей. Это  дает основание утверждать, что главным  условием осознания речи является понимание  ее смысла, ее значения; а в языке, благодаря действию различных ассоциаций, могут создаваться различные  параллельные способы выражения  мыслей.

В течение  дошкольного детства осознание  ребенком смысловой стороны слова  проходит длительный путь развития. В  процессе понимания ребенком речевого сообщения окружающих исследователи  выделяют две ступени: первая обусловлена  практическим опытом ребенка (этап ознакомления с окружающим предметным миром), вторая характеризуется включением его  языкового опыта в процессе общения.

 Л.И.  Айдарова считает, что сначала  ребенок определяет в слове  грамматическое значение, затем  лексическое ядро, и только после  этого «начинает открываться  еще и иные аспекты семантики  слова: его смысловая сторона».

 В целом экспериментальное обучение показало, что у детей развивается осознание смысловой стороны слова как его особого свойства, семантически точный, в соответствии с контекстом высказывания, отбор слов, благодаря чему связная речь детей совершенствуется как в отношении связности (в частности, плавности, предупреждения и преодоления семантически неоправданных пауз), так и в отношении образности и выразительности.

Одной из главных задач словарной работы является обогащение, расширение и  активизация словарного запаса, основу которых составляет введение в сознание ребенка тематических групп слов, синонимических рядов, антонимических пар, многозначных слов.

Овладение словарным составом родного языка  рассматривается как необходимое  условие освоения его грамматического  строя, развития связной монологической речи, воспитания звуковой стороны  речи.

 

1.5 Методика  развития связной речи.

 

 Все задачи  развития  речи детей дошкольного возраста  не достигнут своей цели, если  не найдут завершающего выражения  в развитии связной речи. В  процессе обучения все качества  связной речи выступают во  взаимосвязи. Процесс построения  связного высказывания имеет  несколько этапов. Прежде чем  начинать высказывание, надо иметь  план или содержательный замысел,  т.е. ребенок должен отчетливо  представлять себе, о чем он  будет говорить.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это  связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его  умение осмыслить воспринимаемое и  правильно выразить его. По тому, как  ребенок строит свои высказывания, можно судить об уровне его речевого развития.

Умение связно, последовательно, точно и образно излагать свои мысли оказывает влияние и  на эстетическое развитие: при пересказах, при составлении своих рассказов  ребенок старается использовать образные слова и выражения, усвоенные  из художественных произведений.

Умение интересно рассказывать и заинтересовывать слушателей своим  изложением помогает детям стать  общительнее, преодолеть застенчивость; развивает уверенность в своих  силах.

Развитие у детей связной  выразительной речи необходимо рассматривать  как существенное звено воспитания культуры речи в широком понимании. Все последующее развитие речевой  культуры будет опираться на тот  фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Т.А. Ладыженская рассматривает  связную речь учащихся с точки  зрения таких присущих ей характеристик, как функции, формы, виды, функционально  – смысловые, функционально –  стилистические и композиционные формы  речи.

Функции речи – это средство общения с людьми и средство познания мира.  Затем в более старшем возрасте развивается речь, которая используется для планирования совместной деятельности как средств приобщения к определенной группе людей.

Формы речи – это устная и письменная речь. До трех лет речь детей, как правило, ситуативна, но затем развивается и контекстная форма речи. В дошкольном возрасте ребенок в основном овладевает разговорным стилем. В школе ученики овладевают книжным стилем письменной речи, научным стилем изложения с учетом обстоятельств и назначения высказывания.

Виды речи – диалог, монолог. Вначале ребенок овладевает диалогической речью, затем в его речи появляются элементы монологической речи.

М.Р.Львов дает такое определение  связной речи: «Связной считается  такая речь, которая организована по законам логики, грамматики и  композиции, представляет собой единое целое, имеет тему, выполняет определенную функцию, обладает относительной самостоятельностью и законченностью, расчленяется на более или менее значительные структурные компоненты.

Н.А.Пленкин, изучая развитие связной речи у учащихся, пишет, что  реализация принципов преемственности  и перспективности «определяется  системой работы, когда каждый ее тап  опирается на прошлое и в то же время сам служит опорой для  будущего».

Основная задача проводившихся  в 1976 -1980 годах исследований состояла в том, чтобы совершенствовать содержание и методы развития речи дошкольников в детском саду.

В младших группах проводилось по одному занятию в неделю, поэтому каждое занятие строилось комплексно.

Конспекты занятий по развитию речи включали новое содержание работы по воспитанию звуковой культуры речи детей в младших возрастных группах, были разработаны игры и упражнения для развития слухового восприятия, звукопроизношения, темпа речи, ее интонационной выразительности. При этом учитывались преемственность, постепенное усложнение материала, его повторение.

Экспериментальные исследования, посвященные развитию лексической  стороны речи детей, позволили значительно  обогатить работу над семантикой, смысловым содержанием слова, наметить пути преодоления такого подхода, когда  основное внимание уделяется количественному  росту словаря, увеличению его объема.

В отношении формирования грамматического строя речи главной  задачей совершенствования программного содержания и методики явилось усиление роли грамматической работы с детьми. Главным здесь должно быть формирование грамматических правил. Важной задачей также явилось обучение составлению разных типов предложений в развернутом высказывании.

При построении занятий задания, направленные на развитие связной речи, тесно связывались с заданиями  по обогащению словаря и формированию грамматического строя речи: при  пересказе литературного произведения, рассказывании по картинке или об игрушке, а также при самостоятельном  рассказывании.

А теперь рассмотрим некоторые  методы развития связной речи.

Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативна и эмоциональна, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения.

Информация о работе Теория и методика дошкольного образования