Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:54, курсовая работа
Работа содержит описание традиционных и нетрадиционных методов обучения и проведено исследование обучения по нетрадиционным методам обучения медперсонала. Составлены тесты для исследования и ситуационные задачи.
Проблемой педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: В.П.Беспалько, М.В.Кларин, С.А.Маврин – определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев – задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и другие – деятельностным подходом в обучении.
Вместе с тем, вопрос о традиционных и нетрадиционных формах обучения медперсонала остается недостаточно разработанным в современной педагогической литературе.
Цель данного исследования : изучить традиционные и нетрадиционные формы обучения медперсонала.
Задачи:
Дать характеристику форм обучения в педагогике.
Проанализировать традиционные и нетрадиционные формы обучения в вузе.
Разработать и реализовать план-конспект лекции с запланированными ошибками, и план-конспект практического занятия с элементами дискуссии.
Проверить уровень знаний медперсонала по проведенной лекции и практическому занятию.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы использования традиционных и нетрадиционных форм обучения медперсонала…………………………..….5
1.1 Понятие о формах обучения в педагогике………………………………..5
1.2 Традиционные и нетрадиционные формы обучения в вузе……………11
Глава 2. Реализация традиционных и нетрадиционных форм в процессе обучения медперсонала
2.1 Организация исследования…………………………………………….…..19
2.2 Анализ результатов исследования………………………….……..…..…..20
Заключение ……………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….….25
Приложение 1…………………………………………………………………...27
Приложение 2…………………………………………………………………...33
Приложение 3……………………………………………………………..….…36
Во второй половине, и
особенно к концу беременности, в
связи с развитием
Недоразвитие интеллектуальных функций может возникнуть вследствие чрезвычайного множества самых разнообразных явлений, влияющих на созревание мозга. В основе разнообразия причин, играющих патогенную роль, лежат длительность созревания анатомо-физиологической основы интеллекта в онтогенезе и ее сложность, а также особенности мозга плода и ребенка.
Патогенные факторы могут быть как внешнесредовыми, так и наследственно обусловленными. В большинстве случаев они выступают в сложном взаимодействии, вызывая морфологические, биохимические, нейрофизиологические нарушения работы мозга. Только среди экзогенных вредностей к настоящему времени известно более 400 агентов, действие которых во время беременности способно нарушить процессы эмбриогенеза. Все эти факторы могут быть антенатальной причиной умственной отсталости. К этому следует прибавить такие распространенные патогенные факторы перинатального периода, как гипоксия, к которой мозговая ткань особо чувствительна, постнатальные нейроинфекции, поражающие в первую очередь детей раннего возраста, а также различные соматические заболевания, особенно первых месяцев жизни, нередко сопровождающиеся обезвоживанием и дистрофией, что наиболее патогенно для мозга ребенка. Умственная отсталость тесным образом связана с наследственностью, причем наследственные факторы также необычайно различны как по механизмам их воздействия, так и по характеру проявления в клинике. Важную роль в возникновении психического недоразвития играет дефицит сенсорной стимуляции (психическая депривация) в раннем возрасте.
Патоморфологические изменения в головном мозге при умственной отсталости изучены недостаточно: имеющиеся наблюдения касаются главным образом глубоких ее форм. При тяжелой форме внутриутробного недоразвития бывают выраженные диффузные морфологические изменения: малые размеры и малая масса головного мозга, нередко с преимущественным недоразвитием отдельных долей (чаще лобных), задержка дифференциации борозд и извилин. В ряде случаев отмечается значительное недоразвитие белого вещества мозга и количества извилин или скопление мелких изогнутых извилин (микрогирия). Реже встречается гипертрофия мозга за счет чрезмерного развития паренхиматозной ткани. Относительно часто выявляется недоразвитие желудочков и их расширение.
При хромосомных эмбриопатиях в большинстве случаев извилины и борозды коры развиты недостаточно, отмечаются малые размеры мозжечка и ствола мозга. Нередко выявляется малое количество и неправильное расположение ганглиозных клеток, которые могут иметь неправильную форму и увеличенное количество ядрышек.
При умственной отсталости, обусловленной инфекциями или травмами, в веществе мозга обнаруживаются рубцовые изменения, кисты и полости, которые возникают на месте некротических распадов и участков атрофии.
При микроскопическом исследовании наиболее типичны нарушения процессов миелинизации, аномальное строение белого и серого вещества, недостаточное развитие клеточных структур.
Психопатологические особенности при умственной отсталости, включая сам интеллектуальный дефект, полиморфны как по характеру, так и по степени выраженности. Однако имеются общие симптомы, которые характеризуют в первую очередь так называемую ядерную олигофрению.
Ядерная олигофрения —
это понятие, выделенное Н.И. Озерецким
в 1938г. Особенности психического недоразвития
при ядерной олигофрении
Динамика умственной отсталости обусловлена прежде всею процессами компенсации и репарации, а также эволюцией возрастного созревания. Такую динамику принято определять как «непрогредиентная» или «эволютивная». Положительная эволютивная динамика при умственной отсталости выражается в постепенном улучшении интеллектуальных показателей, развитии процессов отвлечения и обобщении, совершенствовании речи и моторики, положительных сдвигах в темпе и переключаемости психических процессов, повышении уровня личности, самооценки, критического отношения к окружающему. У ряда больных по мере возрастной эволюции, и под влиянием лечебно-коррекциопных мероприятий отмечается обратное развитие некоторых дополнительных болезненных проявлений, двигательной расторможенности, импульсивности, негативизма. К концу обучения во вспомогательной школе многие подростки с дебильностью оказываются неспособными к выбору определенной профессии и плохо приспосабливаются в жизни.
Благоприятная динамика при психическом недоразвитии зависит от многих моментов, в частности от глубины интеллектуального и общего психического дефекта, темперамента, клинической формы умственной отсталости, возраста больного, а также от своевременности начала лечебно-коррекционных мероприятий и наличия или отсутствия дополнительных патогенных влияний. Положительная динамика зависит также от уровня развития личности и особенностей эмоционально-волевой сферы больного. Даже в случаях имбецильности при отсутствии выраженных расстройств личности и поведения возможна относительно хорошая компенсация и социальная адаптация. Степень компенсации и возможности дальнейшего развития значительно возрастает при своевременно начатых и правильно организованных лечебно-коррекционных мероприятиях. Отсутствие положительного влияния окружающей среды, недостаточность речевого контакта отрицательно сказываются на развитии ребенка-олигофрена, делают его практически беспомощным.
Отрицательная динамика олигофрении в виде состояний декомпенсаций чаще обнаруживается в периоды возрастных кризов и встречается преимущественно при так называемых осложненных формах олигофрении. Неправильные условия воспитания и обучения могут вызывать патохарактерологические реакции, зацепление которых иногда становится основой появления патологических черт характера.
Приложение 2
Тест для самоконтроля и самопроверки по предмету «Специальная психология»
1. Основные движущие силы психического развития ребенка
по Л.С. Выготскому:
а) наследственность и среда
б) обучение и деятельность
в) инстинкты и обучение
2. Психический дизонтогенез выражается:
а) нарушениями темпа развития
б) нарушениями сроков развития
в) оба ответа верны
3. Соматовегетативный уровень реагирования по В.В. Ковалеву
соответствует возрасту:
а) 0 – 3 года
б) 4 – 6 лет
в) 7 – 11 лет
4. На развитие ребенка
существенное влияние
а) степень первичного дефекта
б) время возникновения первичного дефекта
в) оба ответа верны
5. При наличии сложного
дефекта развития один из
а) находится в равном соотношении с другим
б) является незначительным
в) преобладает
6. Синоним косноязычия или невнятной речи:
а) дислалия
б) дизартрия
в) алалия
7. Полная неспособность к овладению навыками чтения:
а) алексия
б) алалия
в) афазия
8. Ранооглохшие дети – дети, потерявшие слух:
а) на первом – втором году жизни
б) родившиеся неслышащими
в) оба ответа верны
9. Дефект слуха прежде всего влияет на:
а) формирование речи
б) формирование мышления
в) становление моторики
10. Дети с остаточным зрением относятся:
а) к слепым
б) к слабовидящим
в) к с амблиопией
11. Причины детского
а) родовая травма
б) наследственность
в) полиэтиологические факторы
12. Характерные нарушения при ДЦП:
а) двигательные, речевые, эмоционально-волевые
б) двигательные, познавательные
в) двигательные, речевые, познавательные, эмоционально-волевые
Приложение 3
Конспект практического занятия-дискуссии по психиатрии
План занятия
Ситуационная задача 1
Пациент утверждает, что в течение длительного времени слышит «внутри головы мужской голос, доносящийся к нему с другого конца города».
К какому психопатологическому синдрому относится данный феномен?
Ситуационная задача 2
От жильцов коммунальной квартиры поступили сведения о том, что их сосед регулярно спит с топором под подушкой.
Необходима ли его недобровольная госпитализация в психиатрический стационар?
Ситуационная задача 3
Пациент утверждает, что он «прокурор мира, в его распоряжении находятся неисчислимые богатства», пишет на клочке бумаги распоряжения для генерального секретаря ООН, благодушен и миролюбив.
Какому психопатологическому синдрому соответствует этот статус?
Ситуационная задача 4
Студент 23 лет без видимых причин стал вялым, потерял интерес к учебе, общению, музыке, которой интенсивно интересовался. Появились слуховые псевдогаллюцинации, бред преследования. Считает, что его мысли читают окружающие. Стал бездеятелен, безразличен. Критики нет.
Как можно
квалифицировать описанный
Ситуационная задача 5
Пациент заявляет о том, что у него «пустая голова, пропали все мысли».
Как называется этот патологический феномен, и какому нозологическому диагнозу он соответствует чаще всего?
Ситуационная задача 6
Больной, выходя из квартиры, регулярно совершает странный ритуал: закрыв дверь, он 4 раза скачет на левой ноге против часовой стрелки по лестничной площадке.
Определитесь с синдромом и предположите возможный диагноз.
Ситуационная задача 7
«Все вещи были те
же: и коврик, затертый и куцый,
выползший вслед за столиком
куда-то вперед, и фотографии, и
табурет, и желтые узоры на
обоях, - но все это было расставлено
непривычно широко внутри
Как называется
явление, описанное в рассказе
С. Кржижановского «
Ситуационная задача 8
Пациент говорит о том, что перед эпилептическим припадком у него в течение многих лет перед глазами регулярно – на краткий момент времени возникают «зеленоватые искры».
Понятно, что больной описывает зрительную ауру. Какое практическое и прогностическое значение имеет информация?
Ситуационная задача 9
Пациент, 36 лет, милиционер. Всегда был исполнителен, трудолюбив, дисциплинирован. Однажды, собравшись на работу, взял оружие, с криком «Бей гадов!» выбежал на улицу. Продолжая кричать, бежал вдоль квартала. Был задержан, оказал бурное сопротивление, был возбужден, бледен, выкрикивал угрозы. Рядом лежали трое раненых. Через час очнулся в милиции. Не мог поверить, что совершил преступление. Помнил, что находился дома, но дальнейшие события из памяти выпали. Убедившись в реальности произошедшего, дал реакцию глубокого отчаяния, пытался совершить суицид.