Теоретические основы использования традиционных и нетрадиционных форм обучения медперсонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит описание традиционных и нетрадиционных методов обучения и проведено исследование обучения по нетрадиционным методам обучения медперсонала. Составлены тесты для исследования и ситуационные задачи.
Проблемой педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: В.П.Беспалько, М.В.Кларин, С.А.Маврин – определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев – задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и другие – деятельностным подходом в обучении.
Вместе с тем, вопрос о традиционных и нетрадиционных формах обучения медперсонала остается недостаточно разработанным в современной педагогической литературе.
Цель данного исследования : изучить традиционные и нетрадиционные формы обучения медперсонала.
Задачи:
Дать характеристику форм обучения в педагогике.
Проанализировать традиционные и нетрадиционные формы обучения в вузе.
Разработать и реализовать план-конспект лекции с запланированными ошибками, и план-конспект практического занятия с элементами дискуссии.
Проверить уровень знаний медперсонала по проведенной лекции и практическому занятию.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы использования традиционных и нетрадиционных форм обучения медперсонала…………………………..….5
1.1 Понятие о формах обучения в педагогике………………………………..5
1.2 Традиционные и нетрадиционные формы обучения в вузе……………11
Глава 2. Реализация традиционных и нетрадиционных форм в процессе обучения медперсонала
2.1 Организация исследования…………………………………………….…..19
2.2 Анализ результатов исследования………………………….……..…..…..20
Заключение ……………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….….25
Приложение 1…………………………………………………………………...27
Приложение 2…………………………………………………………………...33
Приложение 3……………………………………………………………..….…36

Работа содержит 1 файл

Педагогика с методю преп. (2).docx

— 87.14 Кб (Скачать)

Во второй половине, и  особенно к концу беременности, в  связи с развитием дифференцированной иннервации и васкуляризации ЦНС  плода могут возникать местные  реакции мозга плода. Становится возможным появление локальных воспалительных процессов, очаговых некрозов, рубцовых изменений. В фетальном периоде начинает проявляться тропизм многих патогенных агентов к определенным структурам мозга. Поэтому аномалии развития головного мозга, возникшие в поздние сроки беременности, могут отличаться неравномерностью поражения и более выраженным недоразвитием наиболее поздно формирующихся структур мозга, например структур лобной и теменной коры. Клинически это проявляется в неравномерности интеллектуального эффекта, наличии разнообразных сопутствующих психопатологических расстройств (психопатоподобных, церебрастепических и др.).

Недоразвитие интеллектуальных функций может возникнуть вследствие чрезвычайного множества самых разнообразных явлений, влияющих на созревание мозга. В основе разнообразия причин, играющих патогенную роль, лежат длительность созревания анатомо-физиологической основы интеллекта в онтогенезе и ее сложность, а также особенности мозга плода и ребенка.

Патогенные факторы могут  быть как внешнесредовыми, так и  наследственно обусловленными. В  большинстве случаев они выступают в сложном взаимодействии, вызывая морфологические, биохимические, нейрофизиологические нарушения работы мозга. Только среди экзогенных вредностей к настоящему времени известно более 400 агентов, действие которых во время беременности способно нарушить процессы эмбриогенеза. Все эти факторы могут быть антенатальной причиной умственной отсталости. К этому следует прибавить такие распространенные патогенные факторы перинатального периода, как гипоксия, к которой мозговая ткань особо чувствительна, постнатальные нейроинфекции, поражающие в первую очередь детей раннего возраста, а также различные соматические заболевания, особенно первых месяцев жизни, нередко сопровождающиеся обезвоживанием и дистрофией, что наиболее патогенно для мозга ребенка. Умственная отсталость тесным образом связана с наследственностью, причем наследственные факторы также необычайно различны как по механизмам их воздействия, так и по характеру проявления в клинике. Важную роль в возникновении психического недоразвития играет дефицит сенсорной стимуляции (психическая депривация) в раннем возрасте.

Патоморфологические изменения  в головном мозге при умственной отсталости изучены недостаточно: имеющиеся  наблюдения касаются главным образом глубоких ее форм. При тяжелой форме внутриутробного недоразвития бывают выраженные диффузные морфологические изменения: малые размеры и малая масса головного мозга, нередко с преимущественным недоразвитием отдельных долей (чаще лобных), задержка дифференциации борозд и извилин. В ряде случаев отмечается значительное недоразвитие белого вещества мозга и количества извилин или скопление мелких изогнутых извилин (микрогирия). Реже встречается гипертрофия мозга за счет чрезмерного развития паренхиматозной ткани. Относительно часто выявляется недоразвитие желудочков и их расширение.

При хромосомных эмбриопатиях в большинстве случаев извилины и борозды коры развиты недостаточно, отмечаются малые размеры мозжечка и ствола мозга. Нередко выявляется малое количество и неправильное расположение ганглиозных клеток, которые  могут иметь неправильную форму  и увеличенное количество ядрышек.

При умственной отсталости, обусловленной инфекциями или травмами, в веществе мозга обнаруживаются рубцовые изменения, кисты и полости, которые возникают на месте некротических распадов и участков атрофии.

При микроскопическом исследовании наиболее типичны нарушения процессов миелинизации, аномальное строение белого и серого вещества, недостаточное развитие клеточных структур.

Психопатологические особенности  при умственной отсталости, включая  сам интеллектуальный дефект, полиморфны как по характеру, так и по степени  выраженности. Однако имеются общие  симптомы, которые характеризуют  в первую очередь так называемую ядерную олигофрению.

Ядерная олигофрения —  это понятие, выделенное Н.И. Озерецким  в 1938г. Особенности психического недоразвития при ядерной олигофрении подчиняются  двум основным закономерностям. С одной  стороны, нарушение развития носит дифференцированный характер, с другой — поражению подвергаются эволюционно наиболее молодые, интенсивно развивающиеся системы мозга. Однако, при умственной отсталости в целом структура психического недоразвития часто неравномерна и не исчерпывается только основными, характерными для типичной олигофрении симптомами. Выделяют атипичные и осложненные варианты олигофрении. К атипичным формам относят случаи олигофрении с неравномерной структурой психического дефекта, проявляющейся в одностороннем развитии какой-либо психической функции либо в признаках парциального психического недоразвития. При осложнениях формах в структуре психического недоразвития наблюдаются дополнительные психопатологические синдромы, неспецифичные для олиогофреиии (астенический, эпилептиформный, психопатоподобный и др.).

Динамика умственной отсталости обусловлена прежде всею процессами компенсации и репарации, а также эволюцией возрастного созревания. Такую динамику принято определять как «непрогредиентная» или «эволютивная». Положительная эволютивная динамика при умственной отсталости выражается в постепенном улучшении интеллектуальных показателей, развитии процессов отвлечения и обобщении, совершенствовании речи и моторики, положительных сдвигах в темпе и переключаемости психических процессов, повышении уровня личности, самооценки, критического отношения к окружающему. У ряда больных по мере возрастной эволюции, и под влиянием лечебно-коррекциопных мероприятий отмечается обратное развитие некоторых дополнительных болезненных проявлений, двигательной расторможенности, импульсивности, негативизма. К концу обучения во вспомогательной школе многие подростки с дебильностью оказываются неспособными к выбору определенной профессии и плохо приспосабливаются в жизни.

Благоприятная динамика при  психическом недоразвитии зависит  от многих моментов, в частности  от глубины интеллектуального и  общего психического дефекта, темперамента, клинической формы умственной отсталости, возраста больного, а также от своевременности начала лечебно-коррекционных мероприятий и наличия или отсутствия дополнительных патогенных влияний. Положительная динамика зависит также от уровня развития личности и особенностей эмоционально-волевой сферы больного. Даже в случаях имбецильности при отсутствии выраженных расстройств личности и поведения возможна относительно хорошая компенсация и социальная адаптация. Степень компенсации и возможности дальнейшего развития значительно возрастает при своевременно начатых и правильно организованных лечебно-коррекционных мероприятиях. Отсутствие положительного влияния окружающей среды, недостаточность речевого контакта отрицательно сказываются на развитии ребенка-олигофрена, делают его практически беспомощным.

Отрицательная динамика олигофрении  в виде состояний декомпенсаций чаще обнаруживается в периоды возрастных кризов и встречается преимущественно при так называемых осложненных формах олигофрении. Неправильные условия воспитания и обучения могут вызывать патохарактерологические реакции, зацепление которых иногда становится основой появления патологических черт характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

Тест для самоконтроля и самопроверки по предмету «Специальная психология»

 

1. Основные движущие силы  психического развития ребенка 

по Л.С. Выготскому:

а) наследственность и среда

б) обучение и деятельность

в) инстинкты и обучение

 

2. Психический дизонтогенез  выражается:

а) нарушениями темпа развития

б) нарушениями сроков развития

в) оба ответа верны

 

3. Соматовегетативный уровень  реагирования по В.В. Ковалеву 

соответствует возрасту:

а) 0 – 3 года

б) 4 – 6 лет

в) 7 – 11 лет

 

4. На развитие ребенка  существенное влияние оказывает:

а) степень первичного дефекта

б) время возникновения  первичного дефекта

в) оба ответа верны

 

5. При наличии сложного  дефекта развития один из дефектов:

а) находится в равном соотношении с другим

б) является незначительным

в) преобладает 

 

6. Синоним косноязычия  или невнятной речи:

а) дислалия

б) дизартрия

в) алалия

 

7. Полная неспособность  к овладению навыками чтения:

а) алексия

б) алалия

в) афазия

 

8. Ранооглохшие дети –  дети, потерявшие слух:

а) на первом – втором году жизни

б) родившиеся неслышащими

в) оба ответа верны

 

9. Дефект слуха прежде  всего влияет на:

а) формирование речи

б) формирование мышления

в) становление моторики

 

10. Дети с остаточным  зрением относятся:

а) к  слепым

б) к слабовидящим

в) к с амблиопией

 

11. Причины детского церебрального  паралича:

а) родовая травма

б) наследственность

в) полиэтиологические факторы

 

12. Характерные нарушения  при ДЦП:

а) двигательные, речевые, эмоционально-волевые

б) двигательные, познавательные

в) двигательные, речевые, познавательные, эмоционально-волевые

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Конспект практического  занятия-дискуссии по психиатрии 

 

План занятия

 

  1. Вступительное слово преподавателя.
  2. Разделение студентов на подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка с ситуационной задачей. После того, как  задача решена, группы обмениваются карточками по кругу, до тех пор, пока каждая группа не решит все представленные задачи.
  3. Коллективное обсуждение решений.

 

Ситуационная  задача 1

Пациент утверждает, что  в течение длительного времени  слышит «внутри головы мужской голос, доносящийся к нему с другого  конца города».

К какому психопатологическому синдрому относится данный феномен?

Ситуационная  задача 2

От жильцов коммунальной квартиры поступили сведения о том, что их сосед регулярно спит с  топором под подушкой.

Необходима ли его недобровольная госпитализация в психиатрический стационар?

Ситуационная  задача 3

Пациент утверждает, что  он «прокурор мира, в его распоряжении находятся неисчислимые богатства», пишет на клочке бумаги распоряжения для генерального секретаря ООН, благодушен и миролюбив.

Какому психопатологическому синдрому соответствует этот статус?

Ситуационная  задача 4

Студент 23 лет без видимых  причин стал вялым, потерял интерес  к учебе, общению, музыке, которой  интенсивно интересовался. Появились  слуховые псевдогаллюцинации, бред преследования. Считает, что его мысли читают окружающие. Стал бездеятелен, безразличен. Критики нет.

 Как можно  квалифицировать описанный синдром? 

Ситуационная задача 5 

Пациент заявляет о том, что  у него «пустая голова, пропали  все мысли».

Как называется этот патологический феномен, и какому нозологическому  диагнозу он соответствует чаще всего?

Ситуационная  задача 6

Больной, выходя из квартиры, регулярно совершает странный ритуал: закрыв дверь, он 4 раза скачет на левой  ноге против часовой стрелки по лестничной площадке.

 Определитесь  с синдромом и предположите  возможный диагноз.

Ситуационная  задача 7

 «Все вещи были те  же: и коврик, затертый и куцый,  выползший вслед за столиком  куда-то вперед, и фотографии, и  табурет, и желтые узоры на  обоях, - но все это было расставлено  непривычно широко внутри растянувшегося  комнатного куба».

 Как называется  явление, описанное в рассказе  С. Кржижановского «Квадратурин»?

Ситуационная  задача 8

Пациент говорит о том, что перед эпилептическим припадком  у него в течение многих лет  перед глазами регулярно –  на краткий момент времени возникают  «зеленоватые искры».

Понятно, что больной  описывает зрительную ауру. Какое  практическое и прогностическое  значение имеет информация?

Ситуационная  задача 9

Пациент, 36 лет, милиционер. Всегда был исполнителен, трудолюбив, дисциплинирован. Однажды, собравшись на работу, взял оружие, с криком «Бей гадов!» выбежал на улицу. Продолжая  кричать, бежал вдоль квартала. Был  задержан, оказал бурное сопротивление, был возбужден, бледен, выкрикивал угрозы. Рядом лежали трое раненых. Через  час очнулся в милиции. Не мог  поверить, что совершил преступление. Помнил, что находился дома, но дальнейшие события из памяти выпали. Убедившись в реальности произошедшего, дал  реакцию глубокого отчаяния, пытался  совершить суицид.

Информация о работе Теоретические основы использования традиционных и нетрадиционных форм обучения медперсонала