Теоретические основы использования традиционных и нетрадиционных форм обучения медперсонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Работа содержит описание традиционных и нетрадиционных методов обучения и проведено исследование обучения по нетрадиционным методам обучения медперсонала. Составлены тесты для исследования и ситуационные задачи.
Проблемой педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: В.П.Беспалько, М.В.Кларин, С.А.Маврин – определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев – задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и другие – деятельностным подходом в обучении.
Вместе с тем, вопрос о традиционных и нетрадиционных формах обучения медперсонала остается недостаточно разработанным в современной педагогической литературе.
Цель данного исследования : изучить традиционные и нетрадиционные формы обучения медперсонала.
Задачи:
Дать характеристику форм обучения в педагогике.
Проанализировать традиционные и нетрадиционные формы обучения в вузе.
Разработать и реализовать план-конспект лекции с запланированными ошибками, и план-конспект практического занятия с элементами дискуссии.
Проверить уровень знаний медперсонала по проведенной лекции и практическому занятию.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы использования традиционных и нетрадиционных форм обучения медперсонала…………………………..….5
1.1 Понятие о формах обучения в педагогике………………………………..5
1.2 Традиционные и нетрадиционные формы обучения в вузе……………11
Глава 2. Реализация традиционных и нетрадиционных форм в процессе обучения медперсонала
2.1 Организация исследования…………………………………………….…..19
2.2 Анализ результатов исследования………………………….……..…..…..20
Заключение ……………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….….25
Приложение 1…………………………………………………………………...27
Приложение 2…………………………………………………………………...33
Приложение 3……………………………………………………………..….…36

Работа содержит 1 файл

Педагогика с методю преп. (2).docx

— 87.14 Кб (Скачать)

Содержание 

 

Введение ………………………………………………………………………..3

Глава 1. Теоретические основы использования  традиционных и нетрадиционных форм обучения медперсонала…………………………..….5

1.1 Понятие о формах обучения  в педагогике………………………………..5

1.2 Традиционные и нетрадиционные  формы обучения  в вузе……………11

Глава 2. Реализация традиционных и нетрадиционных форм в процессе обучения медперсонала

2.1 Организация исследования…………………………………………….…..19

2.2 Анализ результатов  исследования………………………….……..…..…..20 

Заключение ……………………………………………………………………..24

Список литературы………………………………………………………….….25

Приложение 1…………………………………………………………………...27

Приложение 2…………………………………………………………………...33

Приложение 3……………………………………………………………..….…36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

В законах об образовании Российской Федерации указывается на необходимость  совершенствования образования, повышения  качества воспитательной работы, целенаправленного  развития творческих способностей обучающихся.

К.Д.Ушинский отмечал, что учение – есть труд, полный активности и мысли. Но именно активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной форме организации обучения.

Необходимость постоянного совершенствования  системы и практики образования  обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы  повышения качества обученности  и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными  в современной методике преподавания технологии.

Реформирование образования и  внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует  рассматривать как важнейшее  условие интеллектуального, творческого  и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.

Снижение уровня знаний обучащихся в большей степени объясняется качеством занятий: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие педагоги ищут разные способы «оживления» лекции, привлечения обучащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, традиционные формы обучения должны оставаться ведущими в образовательном процессе.  Но придать занятию нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности обучащихся.

Проблемой педагогических технологий как составляющей педагогической системы  занимаются многие педагоги и психологи: В.П.Беспалько, М.В.Кларин, С.А.Маврин – определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев – задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и другие – деятельностным подходом в обучении.

Вместе с тем, вопрос о традиционных и нетрадиционных формах обучения медперсонала остается недостаточно разработанным  в современной педагогической литературе.

Цель данного исследования : изучить традиционные и нетрадиционные формы обучения медперсонала.

Задачи:

  1. Дать характеристику форм обучения в педагогике.
  2. Проанализировать традиционные и нетрадиционные формы обучения в вузе.
  3. Разработать и реализовать план-конспект лекции с запланированными ошибками, и план-конспект практического занятия с элементами дискуссии.
  4. Проверить уровень знаний медперсонала по проведенной лекции и практическому занятию.

Объект исследования : формы обучения медперсонала.

Предмет исследования : традиционные и нетрадиционные формы обучения медперсонала.

Методы исследования : теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования.

Теоретическая значимость заключается  в расширении представлений о  традиционных и нетрадиционных формах обучения медперсонала.

Практическая значимость определяется возможностью использовать разработанные  занятия в процессе обучения медперсонала.

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы использования традиционных и нетрадиционных форм обучения медперсонала

1.1 Понятие о формах  обучения в педагогике

 

Осуществление  обучения  требует   знания   и   умелого   использования разнообразных  форм  организации  педагогического  процесса.  В.К.  Дьяченко,  И.М.  Чередов  и  др.,  отмечают, что  специалисты в  области  дидактики  затрудняются  сказать,  что  такое  форма организации учебной работы и  чем  она  отличается  от  метода  обучения.  В традиционной дидактике форма как  бы  оторвалась  от  содержания,   так  как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам. Так  в одном из учебных пособий   указано,  что  формы  отличаются  друг  от  друга количеством учащихся и способами организации работы: «Латинское слово  форма означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения  как дидактическая категория обозначает   внешнюю  сторону  организации  учебного процесса, которая связана  с  количеством  обучаемых  учащихся,  временем  и местом обучения, а  также порядком его осуществления». 

По  мнению И. М. Чередова1, форма организации обучения – это особая  конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса. В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том  условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение –  это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт  (в том числе и опыт творческой  деятельности),  накопленные человечеством»2.

    Общение происходит  между взаимодействующими преподавателем  и учащимися. В зависимости от структуры учебного общения В. К.  Дьяченко  классифицирует общие формы на индивидуальные, парные, групповые, коллективные.

Обучение  может  происходить  только  тогда,  когда  оно  каким-то образом  организовано.  Оно  происходит  и   существует   прежде   всего   в определенных  формах  его  организации.   Организационные   формы   обучения составляют материальную основу обучения.

Таким образом,   форма   обучения    представляет    собой     целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного  и воспитательного  общения,  взаимодействия,  отношений  учителя  и  учащихся.

Форма  обучения  реализуется  как  органическое  единство   целенаправленной организации  содержания,  обучающих   средств   и   методов.   Единичная   и изолированная   форма   обучения   (урок,   лекция,   лабораторная   работа, семинарское  занятие,  экскурсия   и   другие)   имеет   частное   обучающе-воспитательное  значение.  Она  обеспечивает  усвоение   детьми   конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений  и  навыков.  Система же разнообразных форм  обучения,  позволяющая  раскрыть  целостные  разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения  и  навыки,  имеет общее обучающе-воспитательное значение,  формирует  у  школьников  системные знания  и  личностные  качества. 

В основе любой формы обучения лежит ведущий метод. Метод — это способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.

Различают конкретные и общие формы  обучения. К конкретным относятся урок, домашняя работа, курсовые, консультации, факультативные занятия, дополнительные занятия, формы контроля и т. п. 
Коллективная форма обучения, которой присущи постоянный состав учащихся, определенные рамки занятий, жесткая регламентация учебной работы над одним и тем же для всех учебным материалом называется уроком.

Структура и методика уроков во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:

  1. Лекции (практически — это монолог учителя на заданную тему, хотя при известном мастерстве учителя такие уроки приобретают характер беседы);
  2. Лабораторные (практические) занятия (такого рода уроки обычно посвящены отработке умений и навыков);
  3. Уроки проверки и оценки знаний (контрольные работы и т. п.);
  4. Комбинированные уроки. Такие уроки проводятся по схеме:
    • повторение пройденного — воспроизведение учащимися ранее пройденного материала, проверка домашнего задания, устный и письменный опрос и т. д.;
    • освоение нового материала. На этом этапе новый материал излагается учителем, либо «добывается» в процессе самостоятельной работы учащихся с литературой;
    • отработка навыков и умений применения знаний на практике (чаще всего — решение задач по новому материалу);
    • выдача домашнего задания.

Факультативные занятия как  форма обучения были введены в  конце 60-х — начале 70-х гг. в  процессе очередной безуспешной  попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они  очень часто используются для  работы с отстающими обучаемыми.Экскурсии — форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения.  Домашняя работа — форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя. Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т. п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.

Традиционное обучение является на сегодняшний день самым распространенным (особенно — в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, т. к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основанная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала. 
Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти и школу, проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоятельное освоение необходимых ученику знаний, повышают требования к объему усвоенных учеником знаний. В-третьих, попытки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизнеопределения учеников и обеспечить их необходимым запасом знаний также ведут к увеличению и усложнению учебного материала. Все это приводит к перегрузкам учеников. Отсюда можно сделать вывод, что в условиях сегодняшнего дня школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах.

Альтернативой традиционному обучению в настоящее время является дистанционное, которое достаточно активно применяется  в высших учебных заведениях.

Дистанционная форма обучения—  это получение образовательных  услуг без посещения ВУЗа, с  помощью современных информационно-образовательных  технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и INTERNET. Дистанционное  обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения  квалификации и переподготовки специалистов. Учитывая территориальные особенности  России и возрастающие потребности  качественного образования в  регионах, дистанционное обучение в  самом скором времени займет прочное  место на рынке образовательных услуг.

Дистанционное обучение позволяет  получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для России, где  в последнее время остро стоит  проблема подготовки и переподготовки специалистов.

Компьютерные системы могут  проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить  практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные  секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы  сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным  базам данных и знаний на любом  расстоянии и в любое время.  

Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение  с преподавателем. Однако, имеют  и ряд преимуществ. Для записи лекций используются дискеты и CD-ROM — диски и т. д. Использование  новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной  реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности  кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т. д. Такие лекции можно слушать  в любое время и на любом  расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.

Консультации ДО являются одной  из форм руководства работой обучаемых  и оказания им помощи в самостоятельном  изучении дисциплины. Используется телефон  и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.

Лабораторные работы ДО предназначены  для практического усвоения материала. В традиционной образовательной  системе лабораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и  т. д. Возможности ДО в дальнейшем могут существенно упростить  задачу проведения лабораторного практикума за счет использования мультимедиа-технологий, ГИС-технологий, имитационного моделирования  и т. д. Виртуальная реальность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невозможно.

Информация о работе Теоретические основы использования традиционных и нетрадиционных форм обучения медперсонала