Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:54, курсовая работа
Работа содержит описание традиционных и нетрадиционных методов обучения и проведено исследование обучения по нетрадиционным методам обучения медперсонала. Составлены тесты для исследования и ситуационные задачи.
Проблемой педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: В.П.Беспалько, М.В.Кларин, С.А.Маврин – определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев – задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и другие – деятельностным подходом в обучении.
Вместе с тем, вопрос о традиционных и нетрадиционных формах обучения медперсонала остается недостаточно разработанным в современной педагогической литературе.
Цель данного исследования : изучить традиционные и нетрадиционные формы обучения медперсонала.
Задачи:
Дать характеристику форм обучения в педагогике.
Проанализировать традиционные и нетрадиционные формы обучения в вузе.
Разработать и реализовать план-конспект лекции с запланированными ошибками, и план-конспект практического занятия с элементами дискуссии.
Проверить уровень знаний медперсонала по проведенной лекции и практическому занятию.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы использования традиционных и нетрадиционных форм обучения медперсонала…………………………..….5
1.1 Понятие о формах обучения в педагогике………………………………..5
1.2 Традиционные и нетрадиционные формы обучения в вузе……………11
Глава 2. Реализация традиционных и нетрадиционных форм в процессе обучения медперсонала
2.1 Организация исследования…………………………………………….…..19
2.2 Анализ результатов исследования………………………….……..…..…..20
Заключение ……………………………………………………………………..24
Список литературы………………………………………………………….….25
Приложение 1…………………………………………………………………...27
Приложение 2…………………………………………………………………...33
Приложение 3……………………………………………………………..….…36
Содержание
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы использования традиционных и нетрадиционных форм обучения медперсонала…………………………..….5
1.1 Понятие о формах обучения в педагогике………………………………..5
1.2 Традиционные и нетрадиционные формы обучения в вузе……………11
Глава 2. Реализация традиционных и нетрадиционных форм в процессе обучения медперсонала
2.1 Организация исследования…………………………………………….
2.2 Анализ результатов
исследования………………………….……..…..
Заключение ……………………………………………………………………..24
Список литературы…………………………………
Приложение 1…………………………………………………………………...
Приложение 2…………………………………………………………………...
Приложение 3……………………………………………………………..….…
Введение
В законах об образовании Российской Федерации указывается на необходимость совершенствования образования, повышения качества воспитательной работы, целенаправленного развития творческих способностей обучающихся.
К.Д.Ушинский отмечал, что учение – есть труд, полный активности и мысли. Но именно активная (деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной форме организации обучения.
Необходимость постоянного совершенствования
системы и практики образования
обусловлена социальными
Реформирование образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
Снижение уровня знаний обучащихся в большей степени объясняется качеством занятий: шаблоном, однообразием, формализмом, скукой. Многие педагоги ищут разные способы «оживления» лекции, привлечения обучащихся к активной работе, разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, традиционные формы обучения должны оставаться ведущими в образовательном процессе. Но придать занятию нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности обучащихся.
Проблемой педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: В.П.Беспалько, М.В.Кларин, С.А.Маврин – определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев – задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и другие – деятельностным подходом в обучении.
Вместе с тем, вопрос о традиционных и нетрадиционных формах обучения медперсонала остается недостаточно разработанным в современной педагогической литературе.
Цель данного исследования : изучить традиционные и нетрадиционные формы обучения медперсонала.
Задачи:
Объект исследования : формы обучения медперсонала.
Предмет исследования : традиционные и нетрадиционные формы обучения медперсонала.
Методы исследования : теоретический анализ и обобщение литературы по проблеме исследования.
Теоретическая значимость заключается в расширении представлений о традиционных и нетрадиционных формах обучения медперсонала.
Практическая значимость определяется возможностью использовать разработанные занятия в процессе обучения медперсонала.
Глава 1. Теоретические основы использования традиционных и нетрадиционных форм обучения медперсонала
1.1 Понятие о формах обучения в педагогике
Осуществление обучения требует знания и умелого использования разнообразных форм организации педагогического процесса. В.К. Дьяченко, И.М. Чередов и др., отмечают, что специалисты в области дидактики затрудняются сказать, что такое форма организации учебной работы и чем она отличается от метода обучения. В традиционной дидактике форма как бы оторвалась от содержания, так как определяется по внешним в отношении содержания образования признакам. Так в одном из учебных пособий указано, что формы отличаются друг от друга количеством учащихся и способами организации работы: «Латинское слово форма означает наружный вид, внешнее очертание. Следовательно, форма обучения как дидактическая категория обозначает внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, а также порядком его осуществления».
По мнению И. М. Чередова1, форма организации обучения – это особая конструкция звена или совокупности звеньев учебного процесса. В. К. Дьяченко считает, что понятие «форма организации обучения», как и другие понятия дидактики может быть научно обосновано лишь при том условии, если дано научное определение основного понятия «обучение». «Обучение – это общение, в процессе которого воспроизводятся и усваиваются знания и опыт (в том числе и опыт творческой деятельности), накопленные человечеством»2.
Общение происходит
между взаимодействующими
Обучение может происходить только тогда, когда оно каким-то образом организовано. Оно происходит и существует прежде всего в определенных формах его организации. Организационные формы обучения составляют материальную основу обучения.
Таким образом, форма обучения представляет собой целенаправленную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного общения, взаимодействия, отношений учителя и учащихся.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации содержания, обучающих средств и методов. Единичная и изолированная форма обучения (урок, лекция, лабораторная работа, семинарское занятие, экскурсия и другие) имеет частное обучающе-воспитательное значение. Она обеспечивает усвоение детьми конкретных фактов, обобщений, выводов, отработку отдельных умений и навыков. Система же разнообразных форм обучения, позволяющая раскрыть целостные разделы, темы, теории, концепции, применить взаимосвязанные умения и навыки, имеет общее обучающе-воспитательное значение, формирует у школьников системные знания и личностные качества.
В основе любой формы обучения лежит ведущий метод. Метод — это способ совместной деятельности учителя и обучаемого с целью решения задач.
Различают конкретные и общие формы
обучения. К конкретным относятся урок,
домашняя работа, курсовые, консультации,
факультативные занятия, дополнительные
занятия, формы контроля и т. п.
Коллективная форма обучения, которой
присущи постоянный состав учащихся, определенные
рамки занятий, жесткая регламентация
учебной работы над одним и тем же для
всех учебным материалом называется уроком.
Структура и методика уроков во многом зависит от тех дидактических целей и задач, решаемых в процессе обучения, а также от тех средств, что имеются в распоряжении учителя. Все это позволяет говорить о методическом разнообразии уроков, которые, однако, могут быть классифицированы по типам:
Факультативные занятия как форма обучения были введены в конце 60-х — начале 70-х гг. в процессе очередной безуспешной попытки реформировать школьное образование. Эти занятия призваны дать более глубокое изучение предмета всем желающим, хотя на практике, они очень часто используются для работы с отстающими обучаемыми.Экскурсии — форма организации обучения, при которой учебная работа осуществляется в рамках непосредственного ознакомления с объектами изучения. Домашняя работа — форма организации обучения, при которой учебная работа характеризуется отсутствием непосредственного руководства учителя. Внеклассная работа: олимпиады, кружки и т. п., должны способствовать наилучшему развитию индивидуальных способностей учащихся.
Традиционное обучение является на
сегодняшний день самым распространенным
(особенно — в средней школе) и представляет
собой обучение знаниям, умениям и навыкам
по схеме: изучение нового — закрепление
— контроль — оценка. В настоящее время
традиционное обучение постепенно вытесняется
другими видами обучения, т. к. определяются
другие требования к личности и процессу
ее развития в школе. Их суть в том, что
прежняя образовательная парадигма, основанная
на мнении, что можно определить достаточный
для успешной жизнедеятельности запас
знаний и передавать его ученику, себя
исчерпала.
Во-первых, увеличение научных знаний
не может обойти и школу, проецируясь на
содержание учебных дисциплин. Во-вторых,
учителя, сохраняя ориентацию на передачу,
а не на самостоятельное освоение необходимых
ученику знаний, повышают требования к
объему усвоенных учеником знаний. В-третьих,
попытки учителей, школы предусмотреть
различные варианты жизнеопределения
учеников и обеспечить их необходимым
запасом знаний также ведут к увеличению
и усложнению учебного материала. Все
это приводит к перегрузкам учеников.
Отсюда можно сделать вывод, что в условиях
сегодняшнего дня школе необходимо от
информационной ориентации перейти к
личностной и преодолеть большую инертность
традиционного обучения в преподаваемых
дисциплинах.
Альтернативой традиционному обучению в настоящее время является дистанционное, которое достаточно активно применяется в высших учебных заведениях.
Дистанционная форма обучения—
это получение образовательных
услуг без посещения ВУЗа, с
помощью современных
Дистанционное обучение позволяет получить университетский диплом всем, кто по тем или иным причинам не может учиться очно. Это особенно актуально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов.
Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практическую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровождаются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим словарем и открывают доступ к основным отечественным и международным базам данных и знаний на любом расстоянии и в любое время.
Лекции ДО, в отличие от традиционных аудиторных, исключают живое общение с преподавателем. Однако, имеют и ряд преимуществ. Для записи лекций используются дискеты и CD-ROM — диски и т. д. Использование новейших информационных технологий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуальной реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядными. Для создания лекций можно использовать все возможности кинематографа: режиссуру, сценарий, артистов и т. д. Такие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.
Консультации ДО являются одной из форм руководства работой обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изучении дисциплины. Используется телефон и электронная почта. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обучаемого: интеллект, внимание, память, воображение и мышление.
Лабораторные работы ДО предназначены
для практического усвоения материала.
В традиционной образовательной
системе лабораторные работы требуют:
специального оборудования, макетов, имитаторов,
тренажеров, химических реактивов и
т. д. Возможности ДО в дальнейшем
могут существенно упростить
задачу проведения лабораторного практикума
за счет использования мультимедиа-