Теоретические основы использования художественного слова в организации режимных процессов в средней группе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, песенки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.

Содержание

Введение
1. Теоретические основы использования художественного слова в организации режимных процессов в средней группе
1.1. Использование художественного слова в организации режимных моментов детей среднего дошкольного возраста
1.2. Использование художественного слова в организации игровой деятельности детей раннего возраста
1.3. Система использования
2. Практическая часть
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

Курсовая по художественному слову .docx

— 54.69 Кб (Скачать)

 

1.2. Использование художественного слова в организации режимных моментов детей среднего дошкольного возраста

 

Главная ценность данного  возраста – сохраняющаяся высокая  эмоциональная отзывчивость на художественное слово, готовность к «содействию» с текстом, выражающаяся в практической и игровой деятельности.

Круг чтения. Детям по-прежнему нравятся произведения малых (прикладных) фольклорных жанров, растет интерес  к сказкам. Они с одинаковым удовольствием  слушают стихи и прозу. Важно, чтобы ребенок с самого детства  привык слушать и сюжетные, и лирические стихи. Последние приучают его к  особому, вдумчивому, непрагматическому  отношению к литературе, когда  он не ждет от прочитанной книги  только какого-то поучительного примера, познавательной истории, полезного  совета, возможности повеселиться или пережить острые ощущения. Именно лирика дает ребенку возможность насладиться красотой слова и ритма, при этом не следует растолковывать малышу прочитанное, добиваться, чтобы он «все понял».

Наблюдая за организацией режимных процессов в течение  дня, отметила следующее: в группе созданы  оптимальные условия для их реализации; предусмотрены различные формы  организации (прогулки, экскурсии, занятия, игры, трудовые и др. процессы); Используются словесные, наглядные приемы, личный пример.

 
Анализ проведения режимных процессов

Режимные процессы

Требования программы

Условия группы

Формы организации

Приемы руководства

Утренняя гимнастика

Укрепление и  сохранение здоровья, физическое развитие, обеспечение двигательной активности

Гимнастика проводится в спортивном зале

ОРУ

Словесные указания, пример

Гигиеничес-кие процедуры

Обеспечение безопасности здоровья, профилактика заболеваний

Наличие умывальников, отдельных полотенец, мыла, унитазов и т.д.

Самостоятельная деятельность

Использование художественного  слова, личного примера.

Занятия.

Всестороннее развитие, подготовка к школьному обучению

Соответствие освещения, столов, доски возрасту и требованиям САНПина

Занятия, игровые  занятия, нетрадиционные формы занятий

 

Прогулка

Укрепление здоровья, физическая активность

Участки соответствуют  требованиям САНПина

Прогулки, экскурсии, игры, наблюдения

Организация выхода, игр, наблюдений, использование художественного  слова, УНТ.

Обед

Здоровье, рост, полноценное  питание

Соответствует возрасту и требованиям САНПина

Коллектив-ная форма

Использование художественного  слова, личного примера.

Дневной сон

Здоровье, полноценный  отдых, чередование деятельности

Соответствует возрасту и требованиям САНПина

Коллектив-ная

Использование художественного  слова

Гимнастика после  сна

Укрепление здоровья, физическая активность

Соответствует возрасту и требованиям безопасности

Индивидуально-групповая

Использование художественного  слова, показ, указания медицинского работника

Полдник

Здоровье, рост, полноценное  питание

Соответствует возрасту и требованиям САНПина

Коллективная форма

Использование художественного  слова, личного примера.

Свободная деятельность детей и другие виды деятельности

Всестороннее развитие

Соответствие освещения, столов, доски возрасту и требованиям  САНПина

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Система использования  художественного слова режимных  процессов

 

Был подобран и использован при проведении режимных процессов следующий художественно-литературный материал.

При организации подвижных  и сюжетно-ролевых игр использовала считалки, помогающие распределить роли между детьми.

 

Рад, два, три, четыре, пять,

Коля будет начинать.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели,

Сели пчелы на цветы,

Мы пугаем — водить ты!

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять

Можно все пересчитать,

Сосчитать, измерить, взвесить,

Сколько в комнате углов,

Сколько ног у воробьев.

Сколько пальцев на ногах,

Сколько в садике скамеек,

Сколько в пятачке копеек!

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает.

Прямо в зайчика стреляет,

Но охотник не попал,

Серый зайчик убежал.

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать?

Как нам быть?

Нужно заиньку ловить.

Снова будем мы считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Жили-были сто ребят.

Все ходили и детский сад.

Все садились на обед,

Все съедали сто котлет,

А потом ложились спать

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре,

Жили мошки на квартире.

К ним повадился сам-друг

Крестовик - больший паук.

Пять, шесть, семь, восемь.

Паука давай попросим:

Ты, обжора, не ходи

Ну-ка, Машенька - води!

 

При помощи загадок воспитатель упражняет детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений.

 

Под соснами, под елками бежит  подушка с иголками? (Ёж)

Не летает, не жужжит, жук  по улице бежит.

И горят в глазах жука два блестящих огонька

(Автомашина)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

А он вспорхнул и улетел

(Бабочка)

Стоит Аленка- платок зеленый,

Тонкий стан, белый сарафан.

(Березка)

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки. (Дерево)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки,

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёж)

Ветви белой краской разукрашу,

Брошу серебро на крышу  вашу.

Теплые весной придут ветра

И меня прогонят со двора. (Зима)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (Зима)

Зимой и летом одним  цветом? (Ель).

Посмотрите, дом стоит, до краев водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырех сторон прозрачный.

В этом домике жильцы - все  умелые пловцы. (Аквариум)

Проворная зверушка

Живет в дупле-избушке.

Целый день скок-поскок,

Отыскала грибок,

Нанизала на сучок,

Заготовила впрок. (Белка)

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой  зимой,

А в рыжей шубке - летом. (Белка)

Весь я сделан из железа,

У меня ни ног, ни рук,

Я по шляпку в доску влезу,

А по мне все стук да стук. (Гвоздь)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга,

Да и я сам весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Не зверь, не птица, носок  как спица.

Летит - пищит, сядет - молчит.

(Комар)

Без ног и без крыльев  оно,

Быстро летит, не догонишь его.

(Время )

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый  год.

(Ежиха)

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица.

(Жук)

Выразительное художественное чтение доводит до сознания детей  все неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что дети начинают активно пользоваться этим богатством. Это возможно только при условии, если художественный образ и слово преподносятся детям в своей живой, ненарушимой целости.

Мойдодыр (умывание)

…Ах, ты гадкий, ах ты грязный, Неумытый поросенок. Ты грязнее трубочиста, Полюбуйся на себя! У тебя на шее  вакса, У тебя над носом клякса, У тебя такие руки, Что сбежали  даже брюки! Даже брюки, даже брюки Убежали  от тебя!...

Стихотворение А.Балина. Хлеб (за обедом, завтраком)

Вот хлеб: высок, румян и  свеж,

Его ты ежедневно ешь

— Орловский, рижский, заварной,

Пшеничный любишь и ржаной.

Не забывай же никогда,

Какого стоило труда

Поднять тугую целину

Плугами в трудную весну,

Удобрить землю под  зерно,

Чтоб в колос выбилось оно.

А жатва, если зной иль град?

Их много — всяческих  преград

Преодолеть нам суждено,

Чтоб в закрома легло  зерно.

Запомни же, как дважды два,

Народной мудрости слова:

Кто хлебушком не дорожит,

Тот мимо жизни пробежит.

И если ты не глух, не слеп,

Цени народный этот хлеб.

Пироги И. Лагздынь

Отличные пшеничные

Мы печем пшеничные  пироги отличные!

Кто придет к нам пробовать  пироги пшеничные?

Мама, папа, брат, сестра, пес  лохматый со двора.

И другие — все, кто может, пусть приходят с ними тоже.

Тесто замесили мы, сахар  не забыли мы,

Пироги пшеничные в  печку посадили мы.

Печка весело горит, наша мама говорит:

— Крошки, что останутся, воробью достанутся.

(На прогулке)

Покатились санки вниз.

Крепче, куколка, держись.

Ты сиди, не упади,

Там канавка впереди!

Надо ездить осторожно!

А не то разбиться можно.

 

Умывание

                     * * *

 Чище мойся, воды  не бойся

                    

                    * * *

Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла.

Я уж стол накрыла.

                    

                    * * *

Нужно мыться непременно

Утром вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

                   

                    * * *

Руки мой перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

                  

                   * * *

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

                  

                  * * *

Замарашка – Кирилл

Это где же ты ходил?

Мы на шее лук посадим,

Репу на ладошках,

На щеках картошку.

                 

                 * * *

Теплая водичка

Умоет Тане личико,

Пальчики – Антошке,

Сашеньке – ладошки.

                   

             * * *

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки алели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

 

              * * *

Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да постричь их поскорей.

Умываюсь по утрам

И еще по вечерам.

Чисто вымою я уши – 

Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я.

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

             

             * * *

Ай, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся

 

            * * *

Чище умойся, воды не жалей.

Будут ладошки снега белей.

 

           * * *

Я сегодня утром рано

Умывался из-под крана.

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

 

                                                     

                                                            * * *

Кран откройся,

Нос умойся.

Мойтесь, уши,

Мойся, шейка,

Шейка, мойся хорошенько!

Мойтесь сразу оба глаза.

Мойся, мойся, умывайся!

Грязь, смывайся! Грязь, сдавайся!

 

                   * * *

Ой лады, лады, лады.

Не боимся мы воды!

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Ты всегда перед едой

Руки чисто с мылом  мой!

                   * * *

Рано утром

Волк зубастый

Чистит зубы

Мятной пастой.

Гребешок, вода и мыло

Нам даны, друзья, не зря,

Чтобы были мы красивы,

Были чистыми всегда.

 

                   * * *

Чистят ножи, и кастрюли и трубы,

Как же не чистить до завтрака зубы?

 

                   * * *

Нужно мыться непременно,

Мыться вечером и днем – 

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Тритесь губкой и мочалкой!

Потерпите - не беда!

И чернила, и варенье

Смоют мыло и вода.

 

Одевание, причесывание

                   * * *

Раз, два, три, четыре, пять – 

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки-сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

 

                 * * *

Нюша - копуша

Час жевала грушу,

Два – умывалась,

Три – вытиралась.

Нюша к завтраку пошла,

Информация о работе Теоретические основы использования художественного слова в организации режимных процессов в средней группе