Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 12:41, курсовая работа
Актуальность. Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, песенки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.
Введение
1. Теоретические основы использования художественного слова в организации режимных процессов в средней группе
1.1. Использование художественного слова в организации режимных моментов детей среднего дошкольного возраста
1.2. Использование художественного слова в организации игровой деятельности детей раннего возраста
1.3. Система использования
2. Практическая часть
Заключение
Литература
Содержание
Введение
1. Теоретические основы использования художественного слова в организации режимных процессов в средней группе
1.1. Использование художественного слова в организации режимных моментов детей среднего дошкольного возраста
1.2. Использование художественного
слова в организации игровой
деятельности детей раннего
1.3. Система использования
2. Практическая часть
Заключение
Литература
Введение
Актуальность. Эмоциональное общение - одна из ведущих линий развития маленького ребенка, начиная с первых месяцев его жизни. Ласковые мамины прикосновения, ее голос, пение, любящий взгляд, первые игры в сочетании с поэтическим словом – все это называлось и называется емким словом – фольклор. Народная педагогика включает малые жанры поэтического творчества для детей: пестушки, потешки, песенки, прибаутки, присказки и пр. Они составляли основу материнской педагогики, испытанной веками. И можно лишь удивляться народному гению, сумевшему выразить в поэтическом слове великую силу материнской любви.
Народная педагогика выработала свои традиционные фольклорные жанры для самых маленьких. Все они незатейливы по содержанию и просты по форме, однако таят в себе немалые эстетические и дидактические (от греч. didaktikуs - поучающий) достоинства. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся звукосочетания и слова, восклицания и эмоциональные обращения невольно заставляют малыша прислушиваться, замирать на какое-то мгновение, всматриваясь в лицо говорящего. Неповторимое своеобразие фольклора особенно ценно для активизации ребенка в тот период, когда у него еще не сформированы произвольные действия, внимание, реакция на слова. Малыш интенсивно меняется каждые пол года, поэтому ставятся новые, более сложные задачи в овладении движениями тела и руки, речевыми навыками, эмоциональными проявлениями, познавательными реакциями на окружающий мир и, конечно, коммуникативными возможностями в общений со взрослыми. Интересно, что для каждого названного периода можно подобрать народные произведения, соответствующие именно его генетически обусловленным задачам. Это касается также 2-го и 3-го годов жизни. Пестушки, потешки, прибаутки, скороговорки, небылицы и перевертыши, отличаясь друг от друга по своей педагогической направленности, привносятся в жизнь ребенка по-разному, в зависимости от возраста.
Дети дошкольного возраста
могут выполнять необходимый
для их правильного развития режим
дня только под руководством взрослых.
Организаторам правильного
Цель исследования – рассмотреть значение художественного слова в организации режимных процессов.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть возрастные особенности детей среднего дошкольного возраста.
2. Проанализировать игровую деятельность дошкольников средней группы как ведущий вид деятельности детей.
3. Обосновать значение режимных моментов в деятельности дошкольников.
4. Определить особенности проведения режимных моментов в средней группе детского сада.
Объект исследования – основополагающие характеристики среднего дошкольного возраста. Предмет исследования - определение значения использования художественного слова в организации режимных процессов в средней группе в условиях ДОУ.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Зебзеева В.А., Смирнова Е.О., Веракса Н.Е., Веракса А.Н. и других.
1. Теоретические
основы использования
1.1. Значение режимных
моментов в деятельности
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется
умение планировать свои действия,
создавать и воплощать
Особое значение приобретает
совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное
значение имеют также дидактические
и подвижные игры. В этих играх
у детей формируются
Наряду с игрой у
детей пятого года жизни интенсивно
развиваются продуктивные виды деятельности,
особенно изобразительная и
Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.
Важным психическим
Воспитатель уделяет много внимания
тому, чтобы научить детей быть
более самостоятельными в выполнении
режимных процессов. Поэтому при
их организации (одевание на прогулку,
умывание, отход ко сну) предпочтение
отдается подгрупповым формам работы.
Состав подгрупп не является случайным,
а формируется воспитателем, исходя
из наиболее благоприятных для детей
обстоятельств. Педагог специально
создает ситуации, в которых дошкольники
приобретают опыт дружеского общения,
внимания к сверстнику. Это ситуации
взаимной поддержки и взаимной помощи
детей, проявления внимания к старшим,
заботы о младших, бережного отношения
к вещам и игрушкам, гуманного
отношения к животным: «Помоги другу»,
«Поделись с другим», «Нашим животным
с нами хорошо», «Мы помощники в группе»
и др.
Возрастающие физические возможности,
стремление к самостоятельности позволяют
не только развивать у них чувство уверенности
в собственных силах при выполнении процессов
самообслуживания (одевание, умывание),
но и включать детей в несложный хозяйственно-бытовой
труд семьи и детского сада (сервировка
стола, мытье игрушек, вытирание пыли и
т.д.). Задача педагога заключается в том,
чтобы научить ребенка выполнять трудовые
процессы целостно: от постановки цели
до получения результата, помочь освоить
рациональные способы выполнения трудовых
операций, научиться самому контролировать
промежуточные и итоговые результаты
своего труда. В этом возрасте вводятся
дежурства, длительные трудовые поручения.
Включение в совместную трудовую деятельность
способствует становлению у ребенка образа
себя как значимого субъекта в системе
межличностных отношений со сверстниками.
Примерный режим дня
Режимные моменты |
Время |
Утренний прием, игры |
7.00 – 8.30 |
Завтрак |
8.30 – 9.00 |
Игры, подготовка к занятиям |
9.00 – 9.15 |
Занятия (общая длительность, включая перерыв) |
9.15 – 9.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки |
9.55 – 12.30 |
Обед |
12.30 – 13.10 |
Подготовка ко сну, сон |
13.10 – 15.10 |
Постепенный подъем, воздушные, водные процедуры |
15.10 – 15.40 |
Полдник |
15.40 – 16.10 |
Игры, досуги, кружки |
16.10 – 16.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка, возвращение с прогулки |
16.50 – 18.20 |
Игры. Уход домой |
до 19.00 |
Для укрепления и умножения здоровья
ребенка важна организация
Предметно-развивающая
среда группы организуется с учетом возможности
для детей играть и заниматься отдельными
подгруппами. Пособия, игрушки располагаются
так, чтобы не мешать свободному перемещению
детей. Необходимо предусмотреть место
для временного уединения дошкольника,
где он может подумать, помечтать.
Задача воспитателя – создавать положительное
состояние у детей, организовывать рациональный
двигательный режим, предупреждать детское
утомление разумным чередованием разнообразной
активной деятельности и отдыха.
Особое внимание уделяет воспитатель освоению основ гигиенической и двигательной деятельности. Возрастает уровень самосознания, формируется образ физического Я, связанный с особенностями своего тела, двигательными возможностями. У детей 5-го года жизни необходимо формировать некоторые доступные возрасту представления об охране своего здоровья (нельзя есть немытые фрукты, садиться за стол с грязными руками, есть много сладкого и т.д.). Воспитатель формирует положительное отношение к процессам умывания, одевания, приведения в порядок своего внешнего вида (причесывание, чистка зубов, одежды); понятие о культуре еды; понимание того, что окружающие одобряют действия, связанные с соблюдением правил гигиены и опрятности, и осуждают проявления неряшливости, неопрятной еды и пр. Ребенок осваивает знание правильной последовательности процессов умывания и одевания, названий предметов и действий, связанных с умыванием, культурой еды, одеванием; усваивает ряд правил поведения за столом (правильно держать ложку и вилку, не крошить хлеб, есть аккуратно, не разговаривать, не прожевав пищу, пользоваться салфеткой, благодарить после еды). Интерес к освоению навыков культуры гигиены подкрепляется произведениями фольклора (потешками, небольшими стихотворениями, поговорками), связанными с выполнением культурно-гигиенических правил.
Важно постоянно отмечать детей, которые самостоятельно пользуются носовым платком, аккуратно обращаются с одеждой, правильно кушают; в присутствии родителей выражать свое удовлетворение от достижений ребенка. Совместные усилия воспитателей и родителей помогут ребенку в осознанном усвоении и самостоятельном использовании навыков культуры гигиены.
Двигательная активность детей 5-го года жизни значительно возрастает, в ней ярко выражены индивидуальные различия. У детей заметно увеличивается интерес не только к процессу выполнения движений, но и к результатам их выполнения. По существу, в этом возрасте ребенок готов приступить к разучиванию отдельных сторон техники основных общеразвивающих упражнений. Чтобы ребенок лучше выделял и понимал учебную задачу, целесообразно показ и объяснение отделять от момента выполнения движений.
Рекомендуется поручать детям ведущие роли в играх, показ упражнений. Копировать движения сверстника не только интереснее, но и значительно проще.
Воспитатель должен формировать умение правильно выполнять основные движения, развивать элементы произвольности во время выполнения двигательных заданий, способствовать естественному процессу развития координации, ориентировки в пространстве, чувства равновесия; воспитывать личностные качества (активность, самостоятельность, инициативу, творчество). Закаливание детей производится с использованием различных средств и методов.
Необходимо обращать внимание детей
на начальные признаки заболевания
(озноб, головная боль, кашель), познакомить
с основными правилами
Воспитатель напоминает детям о необходимости
оберегать глаза от попадания инородных
частиц, от перенапряжения; объясняет,
почему нельзя есть в транспорте, на улице,
в других не предназначенных для этого
местах, а также во время игр; почему при
появлении жажды следует пить только кипяченую
воду. Необходимо приучать ребенка, по
мере адаптации к различным жизненным
ситуациям, оберегать себя от возможных
травм, ушибов, падений, учить предвидеть
возможную опасность, находить способы
избегать ее. Ребенка следует научить
проявлять осторожность при встрече с
незнакомыми людьми (не входить с посторонними
в лифт, не уходить с территории детского
сада без разрешения воспитателя), избегая
при этом запугивания. Взрослый обучает
ребенка правилам поведения на улице при
переходе дорог и перекрестков.
В привычной обстановке самостоятельно выполнять знакомые правила общения со взрослыми (здороваться, прощаться, обращаться на «вы»). Проявлять доброжелательное отношение к воспитателю, родителям. Говорить со старшими в доброжелательном тоне, приветливо отвечать на вопросы. Обращаться к сверстникам по имени, избегать грубого тона. Уметь выразить в общении с товарищами свои замыслы понятно для окружающих: повторить, если другие не поняли; задать вопрос, если сам не понял другого. Ласково обращаться к малышам, уметь проявлять терпение, нежность.