Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:44, доклад
В ХХ столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей американского философа, психолога, педагога Дж.Дьюи. В работе «Как мы мыслим» (1909) он отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление, утверждает Дж. Дьюи, есть самостоятельное решение проблем.
Исторический экскурс.
Основные функции и признаки проблемного обучения.
Виды и уровни проблемного обучения.
Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения.
Организация проблемного обучения.
5. Организация проблемного обучения.
Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные
трудности связаны с
Вместе с тем в педагогической литературе в достаточной мере обобщен опыт организации проблемного изучения различных дисциплин (Д.В. Вилькеев, Г.Д.Артемьева, В.И.Загвязинский, Ю.К.Бабанский, Е.П.Скворцова и др.), представлены основные технологические требования к организации проблемного обучения (И.А.Ильницкая).
Прежде чем планировать проблемное изучение темы (раздела), необходимо установить возможность его дидактическую целесообразность. При этом нужно учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер информации (описательный или требующий обобщений, анализа, выводов).
Важно выявить «внутренние условия мышления» обучаемых, а именно:
- уровень знаний по изучаемой теме;
- интеллектуальные возможности
обучаемых, уровень их
В зависимости от выявленного уровня
«внутренних условий мышления»
обучаемых разрабатывается сист
- вопросы, требующие объяснить то или иное явление;
- вопросы, с помощью которых
педагог преднамеренно
- задания на сопоставления, сравнения и т.п.
И.А.Ильницкая считает, что при разработке и постановке системы проблемных ситуаций именно последовательная система проблемных ситуаций является основным условием организации проблемного обучения. В системе проблемных ситуаций выявляется главная, доминантная и ряд вспомогательных. Формулировка основной проблемной ситуации представляет наибольшую трудность, но именно она обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучаемых, делает процесс познания более целенаправленным и осмысленным.
Опыт показывает, что обучаемые не в состоянии сразу и непосредственно разрешить сформулированную основную проблему из-за отсутствия у них необходимых умений организовать самостоятельную исследовательскую работу. Поэтому необходимо создание последовательной системы частных, вспомогательных проблем, которые способны вывести к пониманию основного проблемного вопроса. Это позволяет управлять познавательной деятельностью обучаемых, усваивать требуемые знания, овладевать способами исследовательской деятельности.
При организации проблемного
В процессе преподавания иностранных языков главной задачей является обучение речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму на иностранном языке. Выполнение этой задачи предполагает прежде всего формирование у учащихся мотивационно-потребностного плана деятельности. Организовать обучение говорению на иностранном языке так, чтобы учащиеся испытывали при этом удовлетворение коммуникатттивной и познавательной потребности, - одна из первых задач преподавания иностранных языков. «Язык рассматривается как средство, а речь как способ формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности индивида» И.А.Зимняя.
Список использованной литературы.