Технология проблемного обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 20:44, доклад

Описание работы

В ХХ столетии идеи проблемного обучения получили интенсивное развитие и распространение в образовательной практике. В зарубежной педагогике концепция проблемного обучения развивалась под влиянием идей американского философа, психолога, педагога Дж.Дьюи. В работе «Как мы мыслим» (1909) он отвергает традиционное догматическое обучение и противопоставляет ему активную самостоятельную практическую деятельность учащихся по решению проблем. Мышление, утверждает Дж. Дьюи, есть самостоятельное решение проблем.

Содержание

Исторический экскурс.
Основные функции и признаки проблемного обучения.
Виды и уровни проблемного обучения.
Проблемная ситуация как основной элемент проблемного обучения.
Организация проблемного обучения.

Работа содержит 1 файл

Технология проблемного обучения.doc

— 117.50 Кб (Скачать)
  1. По типу действий, требующихся для решения:
      • Выбора.
      • Принятия решения.
      • Сравнения, сопоставления.
      • Установления связи.
      • Изменения взгляда на вещи.
      • Эксперимента, пробы.
      • Поиска, исследования.
      • Творческого подхода.

 

 

5. Организация проблемного обучения.

Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности. Основные

 трудности связаны с недостаточной  разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах учебных заведений, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных познавательных задач, диалоговых конструкций, а также недостаточной подготовленностью  педагога к организации проблемного обучения.

Вместе с тем в педагогической литературе в достаточной мере обобщен опыт организации проблемного изучения различных дисциплин (Д.В. Вилькеев, Г.Д.Артемьева, В.И.Загвязинский, Ю.К.Бабанский, Е.П.Скворцова и др.), представлены основные технологические требования к организации проблемного обучения (И.А.Ильницкая).

Прежде чем планировать  проблемное изучение темы (раздела), необходимо установить возможность его дидактическую  целесообразность. При этом нужно  учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер информации (описательный или требующий обобщений, анализа, выводов).

Важно выявить «внутренние условия  мышления» обучаемых, а именно:

- уровень знаний по изучаемой  теме;

- интеллектуальные возможности  обучаемых, уровень их развития.

В зависимости от выявленного уровня «внутренних условий мышления»  обучаемых разрабатывается система конкретных заданий, выводящих на обнаружение противоречия на пути движения от незнания к знанию. К таким заданиям можно отнести:

- вопросы, требующие объяснить то или иное явление;

- вопросы, с помощью которых  педагог преднамеренно сталкивает  противоречивые суждения, мнения, оценки  великих людей, ученых, самих обучаемых;

- задания на сопоставления, сравнения и т.п.

И.А.Ильницкая считает, что при  разработке и постановке системы проблемных ситуаций именно последовательная система проблемных ситуаций является основным условием организации проблемного обучения. В системе проблемных ситуаций выявляется главная, доминантная и ряд вспомогательных. Формулировка основной проблемной ситуации представляет наибольшую трудность, но именно она обеспечивает активизацию познавательной деятельности обучаемых, делает процесс познания более целенаправленным и осмысленным.

Опыт показывает, что обучаемые  не в состоянии сразу и непосредственно разрешить сформулированную основную проблему из-за отсутствия у них необходимых умений организовать самостоятельную исследовательскую работу. Поэтому необходимо создание последовательной системы частных, вспомогательных проблем, которые способны вывести к пониманию основного проблемного вопроса. Это позволяет управлять познавательной деятельностью обучаемых, усваивать требуемые знания, овладевать способами исследовательской деятельности.

При организации проблемного обучения нельзя обойтись без традиционных методов обучения. Как правило, используются разнообразные методы. В зависимости от специфики и уровня сложности информации используют различные методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, экспериментальные и др.

В процессе преподавания  иностранных языков  главной задачей является обучение речевой деятельности: говорению, слушанию, чтению, письму на иностранном языке. Выполнение этой задачи предполагает прежде всего формирование у учащихся мотивационно-потребностного плана деятельности. Организовать обучение говорению на иностранном языке так, чтобы учащиеся испытывали при этом удовлетворение коммуникатттивной и познавательной потребности, - одна из  первых задач преподавания иностранных языков. «Язык рассматривается как средство, а речь как способ формирования и формулирования мысли посредством языка в процессе речевой деятельности индивида» И.А.Зимняя.

Список использованной литературы.

  1. Педагогические технологии: Уч. Пособие для студентов педагогических специальностей/ Под общей редакцией В.С.Кукушина. –– Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: 2004. – 336 с.
  2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1993.
  3. Генц Н. и др. Проблемное обучение в системе образования. М., 1980.
  4. Ильина Т.А. Что такое современная лекция? Как ей придать проблемный характер? //Вестник высшей школы. 1984. №9.
  5. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М.: Знание, 1985.
  6. Кудрявцев Т.В. Проблемное обучение – истоки, сущность, перспективы. М.: Знание,1991.
  7. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М,1972.
  8. Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975.
  9. Оконь В. Основы проблемного обучения. М.: 1968.
  10. Пойа Д. Как решать задачу. М.: Учпедгиз, 1961.
  11. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 288 с. (Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
  12. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2001, - 224 с.



Информация о работе Технология проблемного обучения