Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:39, курсовая работа
Цель работы изучить технологии социальной реабилитации детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать социальные проблемы детей и подростков.
2. Рассмотреть учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
3. Рассмотреть опыт регионов РФ в организации социальной помощи детям.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления………………………………………………………………………5
1.1.Социальные проблемы детей и подростков…………………………..5
1.2. Учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации…………………………………..6
Глава II. Технологии социальной работы с детьми и подростками…….17
2.1. Опыт регионов РФ в организации социальной помощи детям…..17
2.2. Рекомендации по внедрению новых технологий в работу
социально-реабилитационного центра «Радуга» г.-к. Анапа…………………20
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….28
В результате выполнения мероприятий подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предполагается обеспечить комплексное решение проблем безнадзорности и беспризорности, создание условий для социальной реабилитации и адаптации детей, нахо-дящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, снижение уровня социального сиротства и случаев противоп-равного поведения несовершеннолетних.
Реализация
мероприятий подпрограммы "Дети-сироты"
направлена на совершенствование системы
воспитания, обучения детей-сирот, детей,
остав-шихся без попечения родителей,
развитие семейных форм жизнеустройства
несовершеннолетних. В рамках указанной
подпрограммы планируются мероприятия
по улучшению материально-технической
базы учреждений для детей-сирот, социализации
воспитанников образовательных учреждений
для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, их материальной
поддержке [9,5].
Глава II. Технологии социальной работы с детьми и подростками
2.1.
Опыт регионов РФ в организации
социальной помощи
детям
По официальным данным, отражённым в государственных докладах о положении детей в РФ, число социально дезадаптированных детей возрас-тает ежегодно более, чем на 15%. Около 7% всех детей школьного возраста не учатся. Количество детей-сирот превысило 500 тыс. Из них около 130 тыс. детей находятся на усыновлении, более 190 тыс. находятся под опекой родственников, а более 100 тыс. детей содержатся в различных учреждениях интернатного типа. Свыше 50% детей помещаются в дома ребенка по со-циальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в заключении.
Брошенные дети, безусловно, приобретают серьезный негативный социальный опыт, который деформирует психическое, физическое, лич-ностное развитие детей, искажает процесс их социализации.
В
сложившейся ситуации возросла роль
государства в организации
Томский
областной социально-
Основными задачами Центра
Центр рассчитан на 100 человек от 3 до 18 лет. В Центр принимают детей и подростков, независимо от наличия у них документов, удосто-веряющих личность, по их добровольному согласию, на основании их уст-ного заявления, а также по направлению: Комиссии по делам несовершен-нолетних; Органов учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения; Органов внутренних дел; Органов опеки и попечительства; по представлению сотрудников приюта [13,125].
В Центре имеется база для организации трудовой деятельности, занятия спортом. Условия жизни приближены к домашним.
Областной комплексный центр социальной реабилитации несовер-шеннолетних «Надежда» (г. Новосибирск) создан 27 октября 1998 года для обеспечения социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации. В первую очередь обслуживаются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 3 до 18 лет.
Центр решает следующие основные задачи: восстановление и заме-щение семейных связей ребенка посредством возвращения ребенка в семью, поиск для него попечительской семьи, создание семейной атмосферы в центре; формирование у дезадаптированных несовершеннолетних позитив-ного отношения к труду, обществу, нации, семье, людям, себе.
К обслуживаемым категориям
Центр состоит из следующих отделений: приемно-диагностического отделения, в котором воспитанники проходят полное медицинское обследо-вание, психологическую, педагогическую, логопедическую диагностику, первичную адаптацию; реализации программ социальной реабилитации (стационар), в котором жизнедеятельность детей организуется по семейному принципу; отделения "Домашняя школа" для организации учебно-воспитательного процесса в условиях Центра; семейных воспитательных групп.
Центр, рассчитанный на 56 детей, нарабатывает опыт организации семейных воспитательных групп. После адаптации, частичной социальной реабилитации, ребенок передается на воспитание в семейную воспи-тательную группу, при этом, он остается воспитанником Центра, находится на полном государственном обеспечении, а один из его воспитателей ста-новится сотрудником Центра, получает согласно договору заработную плату. Формируется банк данных потенциальных родителей-воспитателей, раз-работан механизм организации семейных воспитательных групп, изучаются, внедряются, создаются, отрабатываются методики, технологии социальной реабилитации ребенка в условиях замещения родительской семьи. В настоящее время в 10 семейно-воспитательных группах воспитываются 16 несовершеннолетних.
Приют скорой социальной помощи «Ребенок в опасности» г. Санкт-Петербурга был основан в 1993 году для оказания помощи детям в возрасте от 5 до 18 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, подвергшихся жестокому обращению, оставшимся без попечения и опеки, подвергшимся любым формам насилия. Приют с кратковременным проживанием рассчитан на 16 человек [13,126].
Несовершеннолетние поступают в приют по направлению органов опеки и попечительства муниципальных округов, органов внутренних дел, Комитета по образованию, по ходатайству психологических служб и Го-родской Кризисной Службы, комиссии по делам несовершеннолетних, организации «Врачи Мира» или по личной просьбе оказавшегося в сложной жизненной ситуации.
В приюте осуществляется две формы работы: стационар; социальный патронаж (контроль несовершеннолетних, проживающих в неблагополуч-ной социальной среде).
Приют оказывает медицинскую, психологическую, социально-педа-гогическую, социально-правовую помощь детям и подросткам, оказавшимся в различных кризисных ситуациях:
1) в случаях жестокого обращения с детьми;
2) оказание экстренной помощи при суицидальной ситуации;
3) семейные конфликты и
Коррекционно-реабилитационная деятельность
с детьми, претерпев-шими различные формы
насилия, проводится по индивидуальным
и групповым программам. В Приюте работают
специалисты: психолог; пси-хиатр; педиатр;
гинеколог; квалифицированные медсестры;
социологи; педагоги. Деятельность Приюта
направлена на создание комфортных усло-вий
для привыкания, развития и воспитания.
Проводится систематическая оздоровительная
работа. Дети обеспечиваются питанием,
одеждой и обувью.
2.2. Рекомендации по внедрению новых технологий в работу
социально-реабилитационного
центра «Радуга» г.-к.
Анапа
В
городе-курорте Анапа
Цели программы «Срочная помощь»:
— предоставление консультационной социально-правовой, социально-педагогической, социально-психологической, материальной помощи роди-телям в решении их личностных отношений с детьми.
Задачи:
— поддержка и укрепление семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, повышение ее воспитательного потенциала, общей культуры, формирование здорового образа жизни.
Принципы деятельности центра при реализации программы:
Участники реализации программы:
6. Центр детского творчества.
Таблица 2.1
Механизм
реализации программы
«Срочная помощь»
№ п/п | Основные направления | Цели и задачи | Формы и способы реализации | Исполнители |
Психологический блок | ||||
1. | Индивидуальная психодиагностика | Определяется
психологический
статус ребенка |
Тест Векслера,
опросник Кеттелла и др., метод социометрии, метод наблюдений |
Психолог воспитатели |
2. | Разработка индивидуальных программ | Коррекция
эмоционально-волевой коммуникативной сфер несовершеннолетнего, снятие зависимости, расширение поведенческих возможностей, формирование положительной мотивации к познавательной деятельности |
Тренинги личностного
роста, иглотерапия,
арттерапия, сказкотерапия, музтерапия, психогимнастика |
Психолог, специалист по социальной работе |
3. | Профилактика | Формирование навыков здорового образа жизни | Проведение бесед, диспутов, знакомство с народными обычаями | Психолог, воспитатели |
4. | Работа с родителями | Приобретение
родителями адекватного понимания
личностных
особенностей несовершеннолетних, формирование положительного отношения к детям |
Консультации, проведение групповых тренингов, беседы | Психолог,
воспитатели, специалист по социальной работе |
5. | Работа с воспитателями | Повышение профессиональных
навыков |
Проведение
семинаров, изучение
специальной литературы |
Психолог,
специалисты УСЗН г.-к. Анапа |
6. | Профориентация | Помочь несовершеннолетнему
в профессиональном
Самоопределении |
Методика «Карта
интересов»,
арттерапия |
Психолог |
2. Социально-педагогический блок | ||||
7. | Нравственное,
эстетическое
воспитание |
Помочь
несовершеннолетнему осознать себя,
свои поступки, отношение к окружающему
миру.
Воспитывать организованность, самодисциплину. Раскрыть творческий потенциал ребенка. Работа кружка «Умелые руки», эстетические беседы, просмотр кинофильмов, народные праздники, конкурсы, экскурсии |
Воспитатели совместно
с ЦДТ | |
8. | Физическое воспитание | Прививать любовь к спорту | Проведение спортивных соревнований, праздников, посещение детской спортивной школы, занятия на тренажерах | Воспитатели |
9. | Трудовая реабилитация | Формирование
уважения к своему труду и труду
других,
навыков трудового общения, самообслуживания, навыков труда в домашнем хозяйстве |
Инструктивные
занятия по самообслуживанию,
благоустройство территории, знакомство с профессиями необходимыми Анапскому району. Включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой деятельности в центре и за его пределами (научить девочек ведению мелких ремонтных работ по дому) |
Воспитатели, инструктор по труду |
10. | Укрепление или восстановление связи со школой | Создание оптимального режима для приготовления школьных уроков, оказание помощи в выполнении домашних заданий, контроль за посещением школы | Практическая работа | Специалист
по социальной работе
Специалисты УСЗН, РОВД, ОПДН |
11. | Работа с родителями | Поддержка воспитательного
потенциала и развитие
социализирующей функции семьи. Содействие реализации резервов и возможностей семьи, расширение самопомощи |
Социальный патронат неблагополучных семей, консультации психолога и педагогов, оформление информационного стенда, проведение родительских собраний, совместных мероприятий с детьми, организовать кружок «Семейное творчество» | Воспитатели,
психолог, социальный педагог |
12. | Социально-правовая реабилитация | Выявление семей
«группы риска»,
Установление причин их неблагополучия, выявление случаев жестокого обращения с детьми, их пресечение, профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних |
Социальный
патронат семей, рейды по неблагополучным
семьям, консультации родителей.
Работа «телефона доверия» по вопросам защиты прав ребенка. Оказание социальной и другой помощи детям и их родителям в ликвидации трудной жизненной ситуации |
Специалист
по социальной работе
Специалисты УСЗН, ОПДН, РОВД |
3. Социально-медицинский блок | ||||
13. | Медицинская реабилитация | Медицинское обследование
детей попавших в СРЦ «Радуга»,
правильная организация питания, режим
дня, оптимальные санитарно- условия среды обитания. Формирование здорового образа жизни |
Направление на
медицинское обследование, контроль
за режимом дня и питания.
Спортивные мероприятия. Организация отдыха детей в лагерях и санаториях |
Врач центра,
Психолог/ воспитатели |