Технологии социальной адаптации несовершеннолетних, окзавшихся в трудной жизненной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить технологии социальной реабилитации детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать социальные проблемы детей и подростков.
2. Рассмотреть учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
3. Рассмотреть опыт регионов РФ в организации социальной помощи детям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления………………………………………………………………………5
1.1.Социальные проблемы детей и подростков…………………………..5
1.2. Учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации…………………………………..6
Глава II. Технологии социальной работы с детьми и подростками…….17
2.1. Опыт регионов РФ в организации социальной помощи детям…..17
2.2. Рекомендации по внедрению новых технологий в работу
социально-реабилитационного центра «Радуга» г.-к. Анапа…………………20
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

     В результате выполнения мероприятий  подпрограммы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предполагается обеспечить комплексное решение проблем безнадзорности и беспризорности, создание условий для социальной реабилитации и адаптации детей, нахо-дящихся в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, снижение уровня социального сиротства и случаев противоп-равного поведения несовершеннолетних.

     Реализация  мероприятий подпрограммы "Дети-сироты" направлена на совершенствование системы воспитания, обучения детей-сирот, детей, остав-шихся без попечения родителей, развитие семейных форм жизнеустройства несовершеннолетних. В рамках указанной подпрограммы планируются мероприятия по улучшению материально-технической базы учреждений для детей-сирот, социализации воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их материальной поддержке [9,5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава II. Технологии социальной работы с детьми и подростками

2.1. Опыт регионов РФ в организации социальной помощи детям 

       По  официальным данным, отражённым в  государственных докладах о положении детей в РФ, число социально дезадаптированных детей возрас-тает ежегодно более, чем на 15%. Около 7% всех детей школьного возраста не учатся. Количество детей-сирот превысило 500 тыс. Из них около 130 тыс. детей находятся на усыновлении, более 190 тыс. находятся под опекой родственников, а более 100 тыс. детей содержатся в различных учреждениях интернатного типа. Свыше 50% детей помещаются в дома ребенка по со-циальным причинам: лишение родительских прав, плохие материальные и жилищные условия, внебрачное положение женщины, нахождение родителей в заключении.

       Брошенные дети, безусловно, приобретают серьезный  негативный социальный опыт, который деформирует психическое, физическое, лич-ностное развитие детей, искажает процесс их социализации.

       В сложившейся ситуации возросла роль государства в организации социальной защиты прав и интересов безнадзорных детей, в усилении целенаправленной работы по их социальной реабилитации. В последние годы создаётся сеть детских специализированных учреждений нового типа, в том числе социальных приютов.

       Томский областной социально-реабилитационный центр для несовер-шеннолетних предназначен для социальной защиты несовершеннолетних, попавших в кризисную ситуацию. Главная установка учреждения – со-циальная реабилитация детей и подростков из «группы риска».

         Основными задачами Центра являются: обеспечение временного проживания детей и подростков в нормальных бытовых условиях с пре-доставлением бесплатного питания, коммунальных услуг, медицинского обслуживания, должного ухода; предоставление подросткам на период пребывания в Центре возможности посещать образовательное учреждение или обучаться по индивидуальной программе; определение и предоставление конкретных видов и форм медико-социальных, социально-педагогических, юридических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи; содействие возвращению несовершеннолетнего в кровную семью, определение его в попечительскую семью или детский дом.

       Центр рассчитан на 100 человек от 3 до 18 лет. В Центр принимают детей  и подростков, независимо от наличия у них документов, удосто-веряющих личность, по их добровольному согласию, на основании их уст-ного заявления, а также по направлению: Комиссии по делам несовершен-нолетних; Органов учреждений социальной защиты населения, образования,           здравоохранения; Органов внутренних дел; Органов опеки и попечительства; по представлению сотрудников приюта [13,125].

       В Центре имеется база для организации  трудовой деятельности, занятия спортом. Условия жизни приближены к домашним.

       Областной комплексный центр социальной реабилитации несовер-шеннолетних «Надежда» (г. Новосибирск) создан 27 октября 1998 года для обеспечения социальной реабилитации несовершеннолетних с различными формами и степенью дезадаптации. В первую очередь обслуживаются дети-сироты и дети, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 3 до 18 лет.

       Центр решает следующие основные задачи: восстановление и заме-щение семейных связей ребенка посредством возвращения ребенка в семью, поиск для него попечительской семьи, создание семейной атмосферы в центре; формирование у дезадаптированных несовершеннолетних позитив-ного отношения к труду, обществу, нации, семье, людям, себе.

         К обслуживаемым категориям детей  относят социально-дезадапти-рованных детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, в первую очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

       Центр состоит из следующих отделений: приемно-диагностического отделения, в котором воспитанники проходят полное медицинское обследо-вание, психологическую, педагогическую, логопедическую диагностику, первичную адаптацию; реализации программ социальной реабилитации (стационар), в котором жизнедеятельность детей организуется по семейному принципу; отделения "Домашняя школа" для организации учебно-воспитательного процесса в условиях Центра; семейных воспитательных групп.

       Центр, рассчитанный на 56 детей, нарабатывает опыт организации семейных воспитательных групп. После адаптации, частичной социальной реабилитации, ребенок передается на воспитание в семейную воспи-тательную группу, при этом, он остается воспитанником Центра, находится на полном государственном обеспечении, а один из его воспитателей ста-новится сотрудником Центра, получает согласно договору заработную плату. Формируется банк данных потенциальных родителей-воспитателей, раз-работан механизм организации семейных воспитательных групп, изучаются, внедряются, создаются, отрабатываются методики, технологии социальной реабилитации ребенка в условиях замещения родительской семьи. В настоящее время в 10 семейно-воспитательных группах воспитываются 16 несовершеннолетних.

       Приют скорой социальной помощи «Ребенок в опасности» г. Санкт-Петербурга был основан в 1993 году для оказания помощи детям в возрасте от 5 до 18 лет, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, подвергшихся жестокому обращению, оставшимся без попечения и опеки, подвергшимся любым формам насилия. Приют с кратковременным проживанием рассчитан на 16 человек [13,126].

      Несовершеннолетние  поступают в приют по направлению  органов опеки и попечительства муниципальных округов, органов внутренних дел, Комитета по образованию, по ходатайству психологических служб и Го-родской Кризисной Службы, комиссии по делам несовершеннолетних, организации «Врачи Мира» или по личной просьбе оказавшегося в сложной жизненной ситуации.

      В приюте осуществляется две формы работы: стационар; социальный патронаж (контроль несовершеннолетних, проживающих в   неблагополуч-ной социальной среде).

      Приют оказывает медицинскую, психологическую, социально-педа-гогическую, социально-правовую помощь детям и подросткам, оказавшимся в различных кризисных ситуациях:

       1) в случаях жестокого обращения  с детьми;

       2) оказание экстренной помощи  при суицидальной ситуации;

       3) семейные конфликты и проведение  работы по их устранению.

       Коррекционно-реабилитационная деятельность с детьми, претерпев-шими различные формы насилия, проводится по индивидуальным и групповым программам. В Приюте работают специалисты: психолог; пси-хиатр; педиатр; гинеколог; квалифицированные медсестры; социологи; педагоги. Деятельность Приюта направлена на создание комфортных усло-вий для привыкания, развития и воспитания. Проводится систематическая оздоровительная работа. Дети обеспечиваются питанием, одеждой и обувью. 

2.2. Рекомендации по внедрению новых технологий в работу

социально-реабилитационного  центра «Радуга» г.-к. Анапа 

     В городе-курорте Анапа функционирует социально-реабилитационный центр «Радуга» для людей попавших в тяжелую жизненную ситуацию.  Сот-рудники Центра в своей работе с несовершеннолетними активно сотруд-ничают с ОПДН г.-к. Анапа. Для  более эффективной социальной реабили-тации несовершеннолетних оказавшихся в трудной жизненной ситуации необходимо внедрение программы «Срочная помощь» в работу центра «Радуга». Аналогичная программа успешно реализована в Ивановской об-ласти. В результате осуществления мероприятий программы был создан реаль-ный банк данных о семьях и детях групп «социального риска». В течение 2007 года реабилитацию в центре прошли 58 ребят из неблагополучных семей. На социально-педагогическом консилиуме подведены итоги: 16 детей вернулись в кровные семьи, где ситуация значительно улучшилась (родители приняли меры для изменения негативного образа жизни: устроились на работу, привели в порядок свое жилище, проходят лечение от алкогольной зависимости), 3 ребенка дошкольного возраста от 1,5 до 6 лет определены в приемные семьи. По решению консилиума, в который вошли участники реализации программы, 29 семей оставлены на социальном патронаже в отделе социальной защиты населения [17,12].

     Цели  программы «Срочная помощь»:

  • социальная реабилитация несовершеннолетних, попавших в труд-ную жизненную ситуацию и обратившихся в социально-реабилитационный центр «Радуга»;
  • профилактика правонарушений, безнадзорности среди подростков с девиантным поведением, состоящих на профилактическом учете в отделе социальной защиты, комиссии по делам несовершеннолетних, подразделении РОВД;

     — предоставление консультационной социально-правовой, социально-педагогической, социально-психологической, материальной помощи роди-телям в решении их личностных отношений с детьми.

     Задачи:

  • выявление причин социальной дезадаптации несовершеннолетних;
  •   медико-психолого-педагогическая диагностика несовершеннолет-них, направленная на установление форм и степени дезадаптации;
  • снятие стресса и выведение, несовершеннолетнего из кризисной си-туации;
  • проведение социальной реабилитации несовершеннолетнего, вклю-чая все ее аспекты: педагогического, медицинского, психологического, трудового, культурного и оздоровительно-физкультурного в соответствии с индивидуальными реабилитационными программами;
  • восстановление нарушенных связен со школой, привитие навыков общения со взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности;

     — поддержка и укрепление семьи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, повышение ее воспитательного потенциала, общей культуры, формирование здорового образа жизни.

     Принципы деятельности центра при реализации программы:

  • приоритет интересов ребенка и его благополучие;
  • опора в реабилитационной деятельности на позитивные начала в духовном и физическом развитии ребенка.

     Участники реализации программы:

  1. Специалисты социально-реабилитационного центра «Радуга» (педа-гог-психолог, специалист по социальной работе, социальный педагог, воспи-татели, медицинские работники).
  2. Специалисты службы по делам семьи, детей и женщин отдела социальной защиты.
  3. Педиатр.
  4. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав г.-к. Анапа.
  5. Методический отдела образования г.-к. Анапа.

          6.  Центр детского творчества.

Таблица 2.1

Механизм  реализации программы «Срочная помощь» 

№ п/п Основные направления Цели и задачи Формы и способы  реализации Исполнители
  Психологический блок
1. Индивидуальная  психодиагностика Определяется  психологический

статус  ребенка

Тест Векслера,

опросник  Кеттелла и др., метод социометрии, метод наблюдений

Психолог воспитатели
2. Разработка индивидуальных программ Коррекция

эмоционально-волевой

коммуникативной сфер

несовершеннолетнего, снятие зависимости, расширение поведенческих  возможностей,

формирование 

положительной мотивации к 

познавательной 

деятельности

Тренинги личностного  роста, иглотерапия,

арттерапия,

сказкотерапия,

музтерапия,

психогимнастика

Психолог, специалист по социальной работе
3. Профилактика Формирование  навыков здорового образа жизни Проведение  бесед, диспутов, знакомство с народными  обычаями Психолог, воспитатели
4. Работа с  родителями Приобретение  родителями адекватного понимания  личностных

особенностей  несовершеннолетних,

формирование  положительного отношения к детям

Консультации, проведение групповых тренингов, беседы Психолог,

воспитатели,

специалист  по социальной работе

5. Работа с  воспитателями Повышение профессиональных

навыков

Проведение  семинаров, изучение

специальной литературы

Психолог,

специалисты

УСЗН  г.-к. Анапа

6. Профориентация Помочь несовершеннолетнему  в профессиональном

Самоопределении

Методика «Карта интересов»,

арттерапия

Психолог
2. Социально-педагогический блок
7. Нравственное, эстетическое

воспитание

Помочь  несовершеннолетнему осознать себя, свои поступки, отношение к окружающему  миру.

Воспитывать организованность, самодисциплину.

Раскрыть творческий потенциал ребенка. Работа кружка «Умелые руки», эстетические беседы, просмотр кинофильмов, народные праздники, конкурсы, экскурсии

Воспитатели совместно

с  ЦДТ

8. Физическое  воспитание Прививать любовь к спорту Проведение  спортивных соревнований, праздников, посещение детской спортивной школы, занятия на тренажерах Воспитатели
9. Трудовая реабилитация Формирование  уважения к своему труду и труду  других,

навыков трудового общения, самообслуживания, навыков труда в домашнем хозяйстве

Инструктивные занятия по самообслуживанию,

благоустройство территории,

знакомство  с профессиями необходимыми Анапскому  району.

Включение несовершеннолетних

в разнообразные  виды трудовой деятельности в центре и за его пределами (научить девочек  ведению мелких ремонтных работ по дому)

Воспитатели, инструктор по труду
10. Укрепление  или восстановление связи со школой Создание оптимального режима для приготовления школьных уроков, оказание помощи в выполнении домашних заданий, контроль за посещением школы Практическая работа Специалист  по социальной работе

Специалисты УСЗН, РОВД, ОПДН

11. Работа с  родителями Поддержка воспитательного  потенциала и развитие

социализирующей функции семьи.

Содействие  реализации резервов и возможностей семьи, расширение самопомощи

Социальный  патронат неблагополучных семей, консультации психолога и педагогов, оформление информационного стенда, проведение родительских собраний, совместных мероприятий  с детьми, организовать кружок «Семейное  творчество» Воспитатели,

психолог, социальный педагог

12. Социально-правовая реабилитация Выявление семей  «группы риска»,

Установление  причин их неблагополучия, выявление  случаев жестокого обращения  с детьми, их пресечение, профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Социальный  патронат семей, рейды по неблагополучным  семьям, консультации родителей.

Работа  «телефона доверия» по вопросам защиты прав ребенка. Оказание социальной и  другой помощи детям и их родителям  в ликвидации трудной жизненной  ситуации

Специалист  по социальной работе

Специалисты УСЗН, ОПДН, РОВД

3. Социально-медицинский блок
13. Медицинская реабилитация Медицинское обследование детей попавших в СРЦ «Радуга», правильная организация питания, режим  дня, оптимальные санитарно-гигиенические

условия среды

обитания.

Формирование  здорового образа жизни

Направление на медицинское обследование, контроль за режимом дня и питания.

Спортивные  мероприятия. Организация отдыха детей  в лагерях и санаториях

Врач центра,

Психолог/ воспитатели

Информация о работе Технологии социальной адаптации несовершеннолетних, окзавшихся в трудной жизненной ситуации