Технологии социальной адаптации несовершеннолетних, окзавшихся в трудной жизненной ситуации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы изучить технологии социальной реабилитации детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать социальные проблемы детей и подростков.
2. Рассмотреть учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
3. Рассмотреть опыт регионов РФ в организации социальной помощи детям.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления………………………………………………………………………5
1.1.Социальные проблемы детей и подростков…………………………..5
1.2. Учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации…………………………………..6
Глава II. Технологии социальной работы с детьми и подростками…….17
2.1. Опыт регионов РФ в организации социальной помощи детям…..17
2.2. Рекомендации по внедрению новых технологий в работу
социально-реабилитационного центра «Радуга» г.-к. Анапа…………………20
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….28

Работа содержит 1 файл

ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ.doc

— 161.00 Кб (Скачать)

      В специализированные учреждения для  несовершеннолетних, нуждаю-щихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установ-ленном порядке несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет:

     1) оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;

     2)  проживающие в семьях, находящихся  в социально опасном поло-жении;

     3) заблудившиеся или подкинутые;

     4) самовольно оставившие семью,  самовольно ушедшие из образова-тельных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самоволь-но ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

     5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств  к существованию;

     6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

      Основанием  для помещения в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

     1) личное обращение несовершеннолетнего;

     2) заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолет-него противоречит его интересам;

     3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

     4) постановление лица, производящего  дознание, следователя, проку-рора или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;

     5)  акт оперативного дежурного районного,  городского отдела (управ-ления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муници-пального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внут-ренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолет-него в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуж-дающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения [3,193].

      В специализированные учреждения для  несовершеннолетних, нуждаю-щихся в социальной реабилитации, не могут быть помещены лица, нахо-дящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.

      Несовершеннолетние  обслуживаются в специализированных учреж-дениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации. Несовершеннолетний, добровольно обратившийся в специали-зированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в со-циальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

      Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждаю-щихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

     1) принимают участие в выявлении  и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

     2) оказывают социальную, психологическую  и иную помощь несо-вершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовер-шеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жи-тельства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

     3) содержат в установленном порядке  на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, осуществляют их социальную реабили-тацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

     4) уведомляют родителей несовершеннолетних  или их законных представителей о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения;

     5) содействуют органам опеки и  попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей [20,211].

            При осуществлении социальной реабилитации несовершеннолетних рекомендуется предусматривать:

     – поэтапное выполнение индивидуальных и групповых программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающее восстанов-ление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

     – оздоровление системы межличностных отношений несовершен-нолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников по месту учебы, работы, снятие психотравмирующих ситуаций среди их ближайшего окружения;

     – содействие несовершеннолетним в профессиональной ориентации и получении специальности, образования;

     – включение несовершеннолетних в разнообразные виды трудовой дея-тельности, проводимой в учреждении и за его пределами, с учетом воз-растных и физиологических особенностей;

     – оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи [10,4].

      Индивидуальные  программы социальной реабилитации несовершен-нолетних реализуются в условиях дневного или круглосуточного (стацио-нарного) пребывания несовершеннолетнего в учреждении либо в семейной воспитательной группе. В ходе реализации и по завершении программ социальной реабилитации сотрудниками соответствующего отделения учреж-дения осуществляется патронаж семей, где проживают несовершеннолетние.

     В Краснодарском крае проживает 1,03 миллиона детей. С 1999 года в крае действуют целевые программы, основной целью которых является улуч-шение положения и качества жизни детей и подростков. Они направлены на координацию усилий заинтересованных структур и объединение различных ресурсов для решения возникающих в новых социально-экономических условиях проблем детей. Такой программно-целевой подход доказал свою эффективность в крае [9,5].

      Так, на территории  Краснодарского края первый социальный приют был создан в 1992 году, и более двадцати лет проводится работа в этом направлении. Неверно, что раньше не было безнадзорных детей. Другое дело, что у них возможности не было попасть в социально-реабилитационное учреждение, так как не было ничего подобного.

      В настоящее время в Краснодарском крае создана сеть специа-лизированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Социальная помощь и реабилитация детей и под-ростков из территорий края, не имеющих специализированных учреждений, осуществляется в социально-реабилитационных центрах для несовершен-нолетних в ст. Холмской Абинского района и в г. Гулькевичи. Хорошо налажена работа социальных приютов и центров, в крае значительные средства направляются на оказание адресной помощи семьям, в первую очередь в рамках программы «Дети Кубани».

      В настоящее время на территории Краснодарского края реализуется целевая краевая программа «Дети Кубани» на 2009-2013гг. Цели и задачи программы включают такие направления как:

      -  создание благоприятных условий для комплексного развития и жизнедеятельности детей, государственная поддержка детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

      - развитие и оптимизация сети  государственных учреждений со-циального обслуживания семьи и детей;

      -  обеспечение доступности и качества  социальных услуг, профилак-тика социального неблагополучия семей с детьми, защита прав и интересов детей;

      - развитие, оптимизация сети учреждений  социального обслуживания семьи и детей;

      - реализация мер по предупреждению  и профилактике социального сиротства, развитие вариативных семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.

     Подпрограмма  "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" предусматривает решение следующих задач:

     - развитие форм профилактики социального неблагополучия семей с детьми;

     - защиту прав и интересов детей;

     - укрепление системы профилактики безнадзорности и право-нарушений несовершеннолетних;

     - развитие инновационных технологий и форм профилактики безнад-зорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе в условиях сельской местности;

     - обеспечение доступности социальной реабилитации и адаптации детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

     - создание условий для творческого развития, оздоровления и вре-менной занятости детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

     Подпрограмма  "Дети-сироты" предусматривает решение следующих задач:

     - снижение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в учреждения на полное государственное обес-печение;

     - увеличение количества детей-сирот и детей, оставшихся без попе-чения родителей, передаваемых на воспитание в семью, а также обеспечение эффективной социализации детей, оказавшихся в трудной жизненной си-туации, и их интеграции в общество.

     Общий объем финансирования Программы составляет 4847771,1 тысячи рублей за счет средств краевого бюджета, в том числе на реализацию подпрограмм:

     "Дети и семья" — 177373,0 тысячи рублей;

     "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовер-шеннолетних" — 376086,0 тысячи рублей;

     "Дети-инвалиды" — 273123,5 тысячи рублей;

     "Дети-сироты" — 2539684,5 тысячи рублей [9,5].

     Реализация  мероприятий, предусмотренных Программой, позволит создать условия для:

     - улучшения качества жизни и здоровья детей;

     - повышения качества и доступности социальных услуг для семей с детьми, в том числе для семей с детьми-инвалидами;

     - совершенствования государственной  системы социальной защиты и поддержки несовершеннолетних в целях обеспечения оказания помощи де-тям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, а также выполнения меро-приятий по поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной помощи и (или) социальной реабилитации.

     Реализация  мероприятий подпрограммы "Дети и семья" позволит:

     - продолжить совершенствование службы государственной поддержки семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации;

     - повысить доступность и качество социальных услуг;

     - организовать систему работы по предупреждению семейного небла-гополучия и профилактике социального сиротства, направленную на оказание помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, в том числе на ранней стадии семейного кризиса (неблагополучия).

     Кроме того, сформированная в рамках вышеназванной подпрограммы система проведения социально значимых мероприятий для семей с детьми позволит включить в социально значимую деятельность детей и подростков, что обеспечит их занятость в свободное от учебы время и будет являться действенным средством профилактики асоциальных проявлений среди несовершеннолетних.

     Эффективность профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних находится в прямой зависимости от развития системы учреждений, предоставления социальных услуг, от развития и внедрения новых технологий в работе с семьями, имеющими детей.

Информация о работе Технологии социальной адаптации несовершеннолетних, окзавшихся в трудной жизненной ситуации