Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 17:39, курсовая работа
Цель работы изучить технологии социальной реабилитации детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать социальные проблемы детей и подростков.
2. Рассмотреть учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
3. Рассмотреть опыт регионов РФ в организации социальной помощи детям.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава I. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления………………………………………………………………………5
1.1.Социальные проблемы детей и подростков…………………………..5
1.2. Учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации…………………………………..6
Глава II. Технологии социальной работы с детьми и подростками…….17
2.1. Опыт регионов РФ в организации социальной помощи детям…..17
2.2. Рекомендации по внедрению новых технологий в работу
социально-реабилитационного центра «Радуга» г.-к. Анапа…………………20
Заключение……………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………….28
ТЕХНОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОКАЗАВШИХСЯ В
ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ
СИТУАЦИИ
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I.
Социальные проблемы
детей и подростков
и пути их преодоления…………………………………………………
1.1.Социальные
проблемы детей и подростков………
1.2.
Учреждения и предприятия
Глава II. Технологии социальной работы с детьми и подростками…….17
2.1.
Опыт регионов РФ в
2.2.
Рекомендации по внедрению
социально-реабилитационного центра «Радуга» г.-к. Анапа…………………20
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
В Российской Федерации проживает 29 млн. детей. Среди них много тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации: прежде всего это дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из многодетных и малообеспеченных семей. В настоящее время в стране насчитывается 731 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 587 тыс. детей-инвалидов. Непростая экономическая ситуация в стране в последние 20 лет и, как следствие, снизившиеся возможности государства по оказанию помощи таким категориям детей еще более осложнили их положение. Поэтому сегодня улучшение положения детей, оказавшихся в трудной жиз-ненной ситуации, является одной из важнейших задач государства и общества.
Возрастающая
численность детей, нуждающихся
в помощи, является серьезной национальной
проблемой, признанной на самом высоком
государственном уровне. Ее значимость
и актуальность подтверждается регулярным
принятием специальных
Несмотря на то, что на государственном уровне регулярно при-нимаются и реализуются специальные программы, направленные на оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, – и эти программы достаточно успешно реализуются – одних лишь государственных усилий оказывается недостаточно. Многообразие, сложность и масштабность задач по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности таких детей требуют участия в этой работе широкой общественности.
Среди работ, посвященных вопросам социальной помощи, реабили-тации, адаптации детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации наибольший интерес вызывают исследования таких авторов, как М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, Н.Ф. Басова, М.С. Полухиной, Г.Г. Маслен-никовой, С.Ю. Большаковой и др.
Объект работы – система социальной помощи, реабилитации детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
Предмет работы – комплекс педагогических и профилактических мероприятий, направленных на социализацию дезадаптированных под-ростков
Цель работы изучить технологии социальной реабилитации детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.
Охарактеризовать социальные
2. Рассмотреть учреждения и предприятия социального обслуживания детей оказавшихся в сложной жизненной ситуации.
3.
Рассмотреть опыт регионов РФ в организации
социальной помощи детям.
Глава I. Социальные проблемы детей и подростков и пути их преодоления
1.1.Социальные
проблемы детей и подростков
Социальная
работа с детьми и подростками имеет свою
специфику. Во многих стоанах мира, включая
исторический опыт России долгое время
социальная работа с детьми была направлена
на социализацию и
развитие, поэтому в ней преобладали технологии
профилактики и социально-педагогического
сопровождения. Причем социальная работа
с детьми и подростками не ограничивалась
только детьми «группы риска», спектр
ее деятельности имел более широкие формы,
и под ее влияние попадали дети из благополучных
семей.
Как считают исследователи, такая ситуация была характерна для мно-гих индустриально развитых стран, когда главный принцип работы с детьми носил техно-прагматический характер, выражающийся в принципе «дети — наши самые важные ресурсы».
Однако сложившиеся технологии изменяются в результате развития практики социальной работы, модификации глобального социально-эконо-мического контекста, отношения общества к детям, привели к расширению парадигмы социальной работы с детьми. Как считает Ж. Джованнони, социальная работа с детьми сегодня характеризуется как «терапия, помощь, реабилитация и социальная защита особенно нуждающихся в помощи детей» [26,266].
Целями государственной политики в отношении детей стали: осу-ществление прав детей, недопущение их дискриминации; формирование правовых основ гарантий прав ребенка; содействие физическому, интеллек-туальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитание патриотизма и гражданственности, а также реализация личности ребенка в интересах общества.
Государство
признает детство важнейшим этапом в жизни
человека и исходит из приоритетности
подготовки детей к полноценной жизни
в об-
ществе. Государство определяет случаи
для ребенка, а оно таковым считает лицо,
не достигшее 18-летнего возраста, которые
квалифицируются как труд-ная жизненная
ситуация, когда со стороны государства
оказывается всесторонняя помощь и поддержка.
Трудная жизненная ситуация — это комплексное представление о раз-ноплановых проблемах, возникающих в результате социально-экономи-ческих, природных факторов, факторов развития социальных институтов и факторов индивидуальной социализации [26,267].
Новые
тенденции в российской экономике и развитии
общества пос-тавили новые задачи, что
нашло отражение в новом федеральном законе
№ 122 от 22 августа 2004 г., в президентских
программах и стратегиях Минис-терства
здравоохранения и социального развития
на 2006 - 2008 гг. Новый федеральный закон
подтвердил наличие сложившихся учреждений
и пред-приятий социального обслуживания,
где отдельными пунктами выделены учреждения
для детей. Так, соответствии со статьей
17 к таким учреждениям относятся: территориальные
центры социальной помощи семье и детям;
социально-реабилитационные центры для
несовершеннолетних; центры помощи детям,
оставшимся без попечения родителей; социальные
приюты для детей и подростков; стационарные
учреждения социального обслуживания
(детские дома-интернаты для умственно
отсталых детей, дома-интернаты для детей
с физическими недостатками).
1.2.
Учреждения и предприятия
социального обслуживания
детей оказавшихся в
сложной жизненной ситуации
Дети,
находящиеся в трудной
Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется федеральными органами государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Феде-рации. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни.
Органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции осуществляют меры по профилактике безнадзорности несо-вершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей, не исполняющих своих обязан-ностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрица-тельно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними.
Учреждения социального обслуживания, к которым относятся террито-риальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи и иные учреждения социального обслуживания, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:
1)
предоставляют бесплатно
2) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также семьи, несовершеннолетние члены которых нуждаются в социальных услугах, осуществляют социальную реабилитацию этих лиц, оказывают им необходимую помощь в соответствии с индивидуальными программами социальной реабилитации;
3) принимают участие в пределах своей компетенции в инди-видуальной профилактической работе с безнадзорными несовершеннолет-ними в учреждениях социального обслуживания, а также оказывают содейс-твие в организации оздоровления и отдыха несовершеннолетних, нуж-дающихся в помощи государства [26,269].
Для несовершеннолетних, которые нуждаются в социальной реаби-литации, создаются и действуют специальные учреждения к которым относятся:
1)
социально-реабилитационные
Социально-
2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное прожи-вание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства.
Социальный приют для детей может включать в себя следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение социальной диагностики; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной реабилитации, включающее социальную гостиницу, семейную воспита-тельную группу; группу социального патронажа и другие подразделения, отвечающие целям и задачам социального приюта для детей;
3)
центры помощи детям,
Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей, может создавать следующие структурные подразделения: приемное отделение; отделение социальной диагностики; отделение социально-правовой помощи; отделение социальной реабилитации, включающее стационарное отделение; группу длительного пребывания; семейную воспитательную группу; отде-ление перевозки несовершеннолетних и иные подразделения, отвечающие целям и задачам центра помощи детям, оставшимся без попечения роди-телей.
Социальная гостиница учреждений предназначается для несовершен-нолетних в возрасте от 15 до 18 лет, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Несовершеннолетние в социальной гостинице находятся на осно-вании письменного договора, заключаемого между несовершеннолетним и администрацией учреждения, в котором определяются взаимные обязанности и права сторон с учетом норм действующего законодательства. Организацию деятельности социальной гостиницы и методы работы рекомендуется опре-делять Положением о социальной гостинице, утверждаемым директором учреждения.