Театральная педагогика вчера и сегодня

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:50, реферат

Описание работы

Педагогические идеи и педагогическая практика классиков русского театра оказали важнейшее влияние на весь мировой театральный процесс. Система воспитания актера от азов до превращения его в самостоятельного мастера, созданная, осмысленная и апробированная в России первых трех десятилетий XX века, по сей день применяется и развивается как у себя на родине, так и в крупнейших театральных державах обоих полушарий Земли.

Содержание

1. Введение
2. Адресованное детям профессиональное искусство
3. Детский любительский театр
4. Театр как учебный предмет
5. Театральная педагогика
6. "Социо-игровой стиль в педагогике"
7. Принцип импровизационности
8. Принцип дифицита информации или умалчивания.
9. принцип приоритета ученической самодеятельности
10. Принцип приоритета ученика: “Зритель всегда прав!”
11. Один из центральных приемов это работа над заданием малыми группами.
12. Принцип “Не суди…”
13. Принцип соответствия содержания работы определенной внешней форме т.е. мизансцене. Мизансценическое решение учебного процесса
14. Принцип проблематизации.
15. Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Театральная педагогика вчера и сегодня.doc

— 127.00 Кб (Скачать)

 Проблемная  ситуация характеризует взаимодействие  субъекта и его окружения. Взаимодействие  личности и объективной противоречивой  среды. Например, невозможность выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний и умений. Это приводит к необходимости в вооружении новыми знаниями. Необходимо обрести некое неизвестное, которое позволило бы разрешить возникшее противоречие. Объективация или опредмечивание этого неизвестного происходит в форме вопроса, заданного самому себе. Это начальное звено мыслительной деятельности, связывающей объект и субъект. В учебной деятельности часто такой вопрос задается учителем и обращен к ученику. Но важно, чтобы сам ученик обрел умение порождать такие вопросы. В поисках ответа на вопрос о новом знании и происходит развитие субъекта или проживание им пути к порождению знания.        

 В этом  смысле проблемная ситуация является  первичным и одним из центральных понятий театральной педагогики и в частности социо-игрового стиля обучения.        

 Проблемное  обучение есть организованный  учителем способ взаимодействия  ученика с проблемно представленным  содержанием предмета изучения. Знания, полученные таким образом, переживаются как субъективное открытие, понимание - как личностная ценность. Это позволяет развивать познавательную мотивацию ученика, его интерес к предмету.         

 В обучении  путем создания проблемной ситуации  моделируются условия исследовательской деятельности и развития творческого мышления. Средством управления процессом мышления в проблемном обучении являются проблемные вопросы, которые указывают на существо учебной проблемы и на область поиска неизвестного знания. Проблемное обучение реализуется как в содержании предмета изучения, так и в процессе его освоения. Содержание же, реализуется разработкой системы проблем, отражающих основное содержание предмета.        

 Процесс  изучение организуется условием  равноправного диалога учителя  и ученика, и учеников друг с другом, где они заинтересованы в суждениях друг друга, так как все заинтересованы разрешением проблемной ситуации, в которую попали все. Важно собрать все варианты решений и выделить принципиально эффективные. Здесь с помощью системы учебных проблем, обусловленных проблемными ситуациями, моделируется предметная исследовательская деятельность и нормы социальной организации диалогического общения участников исследования, что по сути дела является основой театральной педагогики репетиционного процесса и обучения, что позволяет развивать мыслительные способности учащихся и их социализацию.  

      Главным средством испытания любого предположения  является опытная проверка, подтверждающая очевидность фактов, в театральной  педагогике это может быть сценирование или этюд, мыслительный эксперимент или аналогия. Затем обязательно идет дискуссионный процесс доказательства или обоснования.

      Под сценированием понимается  учебно-педагогический процесс создания плана актерского эксперимента-этюда и его воплощение. Это значит сборка круга предлагаемых обстоятельств ситуации, постановка целей и задач ее участников и реализация этих целей в сценическом взаимодействии, определенными средствами доступными персонажам истории. В отличие от профессионального актерского этюда, в ситуации общеобразовательной, важно не актерское мастерство само по себе, а его способы присвоения ситуации.1 Это процесс творческого воображения и мыслительного оправдания предлагаемых обстоятельств и действенный эксперимент-этюд для проверки выдвинутой гипотезы решения проблемы. Так же это может быть поиск решения путем импровизации в предлагаемых обстоятельствах.         

 Ученики, проиграв этюд-эксперимент, практически побывали в исследуемой ситуации и проверили на своем жизненно-игровом опыте предположения и варианты поведения и решения проблемы в подобной ситуации. Причем учебно-познавательные этюды  могут конструироваться как полностью воссоздающие необходимую ситуацию, так и ситуации подобные, аналогичные по сути, но различные по форме, что может быть более близко и знакомо ученикам. Этюдный метод, как метод исследования ситуации или определенного содержания, предполагает постановку проблемы и задачи по ее решению, создание перечня игровых конфликтных правил поведения (что можно и что нельзя), которые создают игровую проблемную ситуацию, этюда-эксперимента и его анализа. В данном случае главным этапом является именно анализ. В анализе происходит сверка заданных рамок правил игры с теми, которые были на самом деле, т.е.  оценивается чистота эксперимента. Если правила соблюдены, то полученные  результаты достоверны.  В дискуссионном анализе соблюдения правил участвуют как ученики-исполнители, так и ученики-наблюдатели, которым изначально вменяется роль контролеров. Именно этот троичный соревновательный процесс взаимообмена информацией прожитой в этюде, наблюденной и контрольной, позволяет ученикам попасть в рефлексивную позицию, которая эффективно двигает процесс порождения новых знаний. Совершенно не важно как сыграли ученики-исполнители с точки зрения актерской техники правдоподобия (они, конечно же, все изображают или иллюстрируют), важно, что увидели в этом ученики-наблюдатели. А они способны увидеть в простеньком этюде товарищей массу новых идей и решений проблемы, о которых исполнители и не догадываются или не замышляли. Ведь “со стороны оно виднее”, особенно когда ты обладаешь необходимой информацией!.. Еще до восприятия предмета мы полны смыслов о нем ведь у нас есть жизненный опыт. Вот эти “взгляды с разных сторон”, вспомним опять нашу любимую притчу о слепых и слоне, и позволяют участникам такой работы обогащаться друг от друга новыми частями истины через предметно-рефлексивные отношения, стремясь к ее целостности. Рефлексия в данном случае понимается как взаимное отображение субъектов и их деятельности по шести, как минимум, позициям:

      -сами  правила игры, какие они есть  в данном материале - контрольные;

      -исполнитель,  каким он видит самого себя, и то, что он сделал;

      -исполнитель  и то, что он выполнил, как это  видится наблюдателям; 

     -и те  же самые три позиции, но  со стороны другого субъекта.

      Так происходит удвоенное зеркальное взаимоотображение  деятельности друг друга.        

 То же  самое можно делать сидя за  столом, не выходя на игровую  площадку. Этот способ можно условно  назвать мыслительным или воображаемым  экспериментом, что в театральной  практике называется “работа  за столом”.

    Так современная театральная педагогика комплексно подходит к тренировке всего спектра сенсорных способностей детей, одновременно идет наработка компетентности в создании лада межличностного общения, расширяется сфера самостоятельной творческо-мыслительной деятельности, что создает комфортные и, что важно, естественные условия для процесса учения-общения. Приемы театральной педагогики решают не только специальные учебные проблемы театрального образования, но и позволяют с успехом применять их и при решении общеобразовательных задач.         

 Конечно  же, в короткой статье невозможно отразить все новые тенденции и идеи театральной педагогики сегодня. Мне важно было обратить внимание на самые, на мой взгляд, эффективные современные тенденции, которые актуализируют проблему сохранения традиций русской театральной школы и детского театрального творчества.  
 
 

Список  используемой литературы

Данилов С.С. Очерки по истории русского драматического театра. - М.-Л, 1948. С.278.

Тебиев  Б.К. и др. Тульский театр. Историко-искусствоведческий очерк. - Тула, 1977. С.16-17.

Пирогов Н.И. Избранные педагогич. сочинения - М., 1953. С. 96-103

Цит. по кн. В помощь семье и школе. Педагогическая академия в очерках  и монографиях. - М., 1911 С 185.

Резолюции 1-го Всероссийского съезда по вопросам народного образования (По секциям и комиссиям) //Вестник воспитания 1914 №5 Приложение С 12.

Всероссийский съезд деятелей народного театра в Москве. Постановления школьной секции съезда. // Школа и жизнь. 1916. № 2. Стб. 59.

Там же. С. 60.

См.: Шацкий С.Т. Бодрая жизнь. // Педагогич. сочинения. В 4 т Т. 1 - М, 1962.С 386-390.

1 Конечно же это недопустимо в театральном образовании, где, прежде всего, важен органический процесс проживания условной ситуации.

Информация о работе Театральная педагогика вчера и сегодня