Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 18:50, реферат
Педагогические идеи и педагогическая практика классиков русского театра оказали важнейшее влияние на весь мировой театральный процесс. Система воспитания актера от азов до превращения его в самостоятельного мастера, созданная, осмысленная и апробированная в России первых трех десятилетий XX века, по сей день применяется и развивается как у себя на родине, так и в крупнейших театральных державах обоих полушарий Земли.
1. Введение
2. Адресованное детям профессиональное искусство
3. Детский любительский театр
4. Театр как учебный предмет
5. Театральная педагогика
6. "Социо-игровой стиль в педагогике"
7. Принцип импровизационности
8. Принцип дифицита информации или умалчивания.
9. принцип приоритета ученической самодеятельности
10. Принцип приоритета ученика: “Зритель всегда прав!”
11. Один из центральных приемов это работа над заданием малыми группами.
12. Принцип “Не суди…”
13. Принцип соответствия содержания работы определенной внешней форме т.е. мизансцене. Мизансценическое решение учебного процесса
14. Принцип проблематизации.
15. Список используемой литературы
В последней трети XVIII столетия в России зарождается и детский домашний театр, создателем которого являлся известный русский просветитель и талантливый педагог А.Т.Болотов. Его перу принадлежали первые в России пьесы для детей - “Честохвал”, “Награжденная добродетель”, “Несчастные сироты”.
Демократический
подъем конца 1850-х-начала 1860-х годов,
вызвавший к жизни общественно-
Критическое
отношение авторитетного
Критическое отношение выдающихся деятелей отечественной педагогики Н.И.Пирогова и К.Д.Ушинского к участию школьников в театральных постановках было связано, по видимому, с тем, что в практике школьной жизни наблюдалось чисто показное, формализованное отношение педагогов к школьному театру.
Вместе с тем в конце ХIХ - начале XX века в отечественной педагогике утверждается осознанное отношение к театру как важнейшему элементу нравственного и художественно-эстетического воспитания. Этому во многом способствовали общефилософские работы передовых отечественных мыслителей, придававших исключительно важное значение проблемам формирования творческой личности, исследования психологических основ творчества. Именно в эти годы в отечественной науке (В.М. Соловьев, Н.А.Бердяев и др.) начинает утверждаться мысль о том, что творчество в различных его выражениях составляет нравственный долг, назначение человека на земле, является его задачей и миссией, что именно творческий акт вырывает человека из рабского принудительного состояния в мире, поднимает его к новому пониманию бытия.
Важное значение для восстановления доверия педагогов и общественности к театру как эффективному средству воспитания юношества имели исследования психологов, заявивших о наличии у детей т.н. “драматического инстинкта”. “Драматический инстинкт, который обнаруживается, судя по многочисленным статистическим исследованиям, в необыкновенной любви детей к театру и кинематографу и их страсти к самостоятельному разыгрыванию всевозможных ролей, - писал известный американский ученый Стенли Холл, - является для нас педагогов прямо открытием новой силы в человеческой природе; та польза, которую можно ожидать от этой силы в педагогическом деле, если мы научимся пользоваться ею, как следует, может быть сравнима разве только с теми благами, какими сопровождается в жизни людей вновь открытая сила природы”.
Разделяя
это мнение, Н.Н.Бахтин рекомендовал
учителям и родителям целенаправленно
развивать в детях “
От кукольного театра дети могут постепенно перейти к увлечению театром драматическим. При умелом руководстве со стороны взрослых можно с огромной пользой для развития детей использовать их любовь к драматической игре.
Знакомство с публикациями педагогической печати конца XIX - начала XX века, высказываниями учителей и деятелей детского театра свидетельствует о том, что значение театрального искусства как средства воспитания детей и юношества высоко оценивалось педагогической общественностью страны.
Заинтересованное внимание проблеме “театр и дети” уделил проходивший в Петербурге зимой 1913-14 годов Первый Всероссийский съезд по вопросам народного образования, на котором был заслушан ряд докладов по данному вопросу. В резолюции съезда отмечалось, что “воспитательное влияние детского театра сказывается во всей силе лишь при обдуманной целесообразной его постановке, приспособленной к детскому развитию, миропониманию и к национальным особенностям данного края”. “В связи с воспитательным воздействием детского театра, - отмечалось также в резолюции, - находится и чисто учебное его значение; драматизация учебного материала является одним из самых действенных способов применения принципа наглядности”.
Вопрос о детском и школьном театре широко обсуждался также на проходившем в 1916 году Первом всероссийском съезде деятелей народного театра. Школьной секцией съезда была принята обширная резолюция, которая затрагивала проблемы детского, школьного театра и театра для детей. В ней в частности отмечалось, что драматический инстинкт, заложенный в самой природе детей и проявляющийся с самого раннего возраста, должен быть использован в воспитательных целях. Секция сочла необходимым “чтобы в детских садах, школах, приютах, школьных помещениях при детских отделениях библиотек, народных домов, просветительных и кооперативных организаций и т.п., было отведено надлежащее место разным формам проявления этого инстинкта, соответственно возрасту и развитию детей, а именно: устройство игр драматического характера, кукольных и теневых представлений, пантомим, а также хороводам и другим групповым движениям ритмической гимнастики, драматизации песен, шарад, пословиц, басен, рассказыванию сказок, устройству исторических и этнографических процессий и празднеств, постановкам детских пьес и опер”. Учитывая серьезное образовательное, этическое и эстетическое значение школьного театра, съезд рекомендовал включение детских праздников и спектаклей в программу деятельности школы, возбуждение ходатайств перед соответствующими ведомствами о выделении специальных средств на устройство школьных спектаклей и праздников. При постройке школьных зданий, отмечалось в резолюции, необходимо обращать внимание на пригодность помещений для устройства спектаклей. Съезд высказался о необходимости созыва всероссийского съезда по проблемам детского театра.
Передовые учителя не только высоко оценивали возможности театра как средства наглядного обучения и закрепления полученных на школьных уроках знаний, но и активно использовали разнообразные средства театрального искусства в повседневной практике учебно-воспитательной работы.
Всем известен интересный театрально-педагогический опыт нашего крупного теоретика и практика педагогики А.С. Макаренко, талантливо описанный самим автором.
Интересен и поучителен опыт воспитания средствами театрального искусства педагогически запущенных детей и подростков, наработанный крупнейшим отечественным педагогом С.Т.Шацким. Детские театрализованные постановки педагог рассматривал как важное средство сплочения детского коллектива, нравственного перевоспитания “детей улицы”, их приобщения к ценностям культуры.
В наше время,
крупных социальных перемен, чрезвычайно
остро стоит проблема интеллектуальной
и духовной не занятости молодежи.
Вакуум заполняется антиобщественными
предпочтениями и склонностями. Главным
барьером на пути креминализации молодежной
среды является активная духовная работа,
отвечающая интересам этого возраста.
И здесь, школьный театр,
вооруженный приемами
театральной педагогики,
становиться тем клубным
пространством, где
складывается уникальная
воспитательная ситуация.
Через мощное театральное
средство – сопереживание
учебный театр объединяет
детей и взрослых на
уровне общего совместного
проживания, что становится
эффективным средством
влияния на образовательный
и воспитательный процесс. Особенно
важное влияние такой учебный театр-клуб
оказывает на “детей с улицы”, предлагая
им неформальное, откровенное и серьезное
общение по злободневным социальным и
моральным проблемам, создавая тем самым
защитную социально-здоровую культурную
среду.
В настоящее время театральное искусство в образовательном процессе представлено следующими направлениями:
1. Адресованное детям профессиональное искусство с присущими ему общекультурными ценностями. В этом направлении эстетического воспитания решается проблема формирования и развития зрительской культуры школьников.
2. Детский любительский театр, существующий внутри школы или вне ее, который имеет своеобразные этапы художественно-педагогического развития детей.
Любительский школьный театр является одной из форм дополнительного образования. Руководителями школьных театров создаются авторские программы и ставятся задачи обслуживания юного зрителя. И первое, и второе представляет собой существенную научно-методическую проблему. В связи с этим возникает насущная потребность опредметить накопленные теоретические и эмпирические знания по детской театральной педагогике в специальную дисциплину по предмету “детская театральная педагогика” и ввести этот предмет в программы Вузов, готовящих режиссеров любительских театров.
3. Театр как учебный предмет, позволяющий реализовать идеи комплекса искусств и применять актерский тренинг в целях развития социальной компетентности учеников..
Художественное творчество, в том числе и актерское мастерство, самобытно и ярко раскрывает природу личности ребенка-творца.
Основная проблема в современном театральном образовании детей заключается в гармоничной дозировке в учебно-репетиционном процессе технических навыков наряду с использованием свободной игровой природы детского творчества.
Еще в 70-е годы лаборатория театра НИИ Художественного Воспитания разработала и обосновала идею всеобщей доступности начального театрального образования, что дало возможность говорить об учебном предмете “урок театра”.
В
последующие годы были разработаны
программы по технике действий, по
сценической речи, по сценическому
движению, по мировой художественной
культуре. Создан сборник творческих
заданий для детских
4. Театральная
педагогика, целью которой является
формирование навыков выразительного
поведения, используется в профессиональной
подготовке и переподготовке учителей.
Такая подготовка позволяет существенно
изменить обычный школьный урок, трансформировать
его учебно-воспитательные цели, и обеспечить
активную познавательную позицию каждого
ученика.
Говоря
о системе дополнительного
Стоит вспомнить, что расцвет
демократии древней Эллады во
многом обязан ритуалу
В сфере театрального образования детей по-прежнему остро стоит проблема кадров. Вузы не готовят режиссеров-педагогов детского театрального образования и детского любительского театра. Если с постановочными приемами выпускники как-то знакомы, то с педагогическим театральным процессом – почти нет.
Это
вызывает необходимость создания профильных
средне-специальных учебных
Большая проблема в последнее время возникла в связи с коммерциализацией детского творчества, в том числе и актерского. Стремление к скорейшему результату губительно сказывается на педагогическом процессе. Эксплуатация внешних данных, природной эмоциональности, возрастного обаяния разрушает процесс становления будущего художника, ведет к девальвации его ценностей.
Необходимо
помнить, что театрально-
В
этой связи необходимо отметить, что
в последние годы, благодаря усилиям
сотрудников лаборатории театра
НИИ Художественного
"Социо-игровой стиль в педагогике" получил такое название в 1988 году. Он родился на стыке гуманистических направлений в театральной педагогике и педагогики сотрудничества, которая уходит корнями в народную педагогику.