Свободное время учащихся и способы его организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.
Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.

Содержание

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СВОБОДНОМ ВРЕМЕНИ 6
1.1. Свободное время 6
1.2. Типы использования свободного времени 9
1.3. Функции свободного времени 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ 13
2.1. Организация свободного времени учащихся 13
2.2. Выбор организованной системы учащихся 16
2.3. Организация досуга детей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая педагогика.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

     -- материальное обеспечение;

     -- музыкальное сопровождение;

     -- находчивый ведущий;

     -- компетентное жюри;

     -- эмоциональные зрители;

     -- исполнительные помощники;

     -- подготовленные команды;

     -- призы для зрителей.

     Самое трудное в конкурсе – придумать  задания, которые должны будить воображение.

     Начинается  конкурс со вступительного слова  ведущего. В завершении – слова  благодарности всем участникам.

     Наиболее  интересно прошли следующие конкурсы: «Паутинка», «Красный, желтый, зеленый», «Проще простого», «Разминка».

     г) Праздник

     Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник считается стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуется КТД, мероприятия, игры и т.п.

     Воспитанники  с большим желанием готовятся к празднику: придумывают костюмы, любят сюрпризы, неожиданности, своеобразные призы.

     Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать  свою значимость.

     И.П. Иванов дает меткое и определение праздника:

     «Праздник - это активное отношение детей, их творческое участие в организации  и проведении празднества, во всех играх, выдумках, забавах. Праздник – это  комплекс познавательных, спортивных, игровых дел. А главное - в каждом из них – это творчество, выдумка в оформлении и в самих делах»

     Ребят больше всего радует праздник, когда  они узнают что-то новое, когда радуют родителей. Часто именно на празднике  ребенок самоутверждается.

     Удовлетворить эти пожелания детей возможно, если:

     Содержание  и форма проведения праздника  соответствует возрасту детей;

     Праздник  является итогом определенной практической деятельности детей и взрослых;

     Праздник  выступает в единстве с другими  формами воспитательной работы (беседа, экскурсия, КТД и другие) и является стержневым делом, вокруг которого разворачивается  групповая и индивидуальная деятельность детей и взрослых.

     Что касается содержания праздника, то оно  предполагает разнообразие видов деятельности (игры, песни, танцы, конкурсы и т.д.)

     Считается целесообразным делать праздник ярким и запоминающимся.

     Необходимо  каждому предоставить свободу выбора роли, занятия, способа действия.

     При проведении праздника необходимо учитывать  важные моменты подготовки и проведения праздника.

     Часто для ребенка является значимым подготовка к празднику, а не сам праздник. Важно для ребят быть значимым и оцененным старшими: родителями, учителями, воспитателями, а также администрацией школы.

     Каждого ребенка необходимо оценить, поощрить - ведь похвала важна для ребят  этого возраста.

     Приглашение для гостей.

     Дети  очень серьезно подходят к изготовлению приглашений. Чаще всего они делают открытки. Иногда им помогают родители.

     Содержание  и организация праздника.

     Содержанию  праздника соответствует и его  организация: всем участникам праздника должно быть весело, радостно, комфортно, поэтому важен экспромт. Это не означает, что не должно быть «заготовок». Они нужны, но в меру.

     Завершение  праздника.

     Для успешного проведения и завершение праздника должно быть не менее ярким  и привлекательным, чем начало. Ребята очень любят сфотографироваться на память.

     Недаром в толковом словаре вместе с другими определениями праздника значится и такое: день радости и торжества по поводу чего-либо. Праздник всегда ассоциируется  с радостью.

     Особо интересны и любимы детьми такие праздники, как « День игрушки», «Золотая осень», «Сказочный денёк», «Рождественские посиделки», «Масленица».

     г) Игра

     Изучению  детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в  том, что игра - это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира.

     «В  детском возрасте, как говорил  А.С. Макаренко, игра – это норма  жизни, ребенок играет даже тогда, когда  делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности моих воспитанников.

     Каждая  игра выполняет определенные функции. Игра содержит большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна.

     Игра, особенно ролевая, оказывает огромное влияние на развитие ребенка: мотивационно-потребительскую  сферу, преодоление «Познавательного эгоцентризма». 

     Игры  создают большие возможности  для развития организаторских умений и навыков ребят.

     А. Эйнштейн говорил: «Понимание атома  – детская игра по сравнению с  пониманием детской игры. Если задуматься, что делает вашу жизнь скучной и монотонной, скорее всего, придется остановиться на главной причине – отсутствие разнообразия. Любая игра делает жизнь ребенка богаче, расширяет опыт далеко за пределами того, что можно пережить в повседневности. Игры помогают ребенку осваивать многие полезные функции, развивать способности и важные в жизни качества. Но главное, чему он учится в игре – это быть человеком.

     Взрослым  следует более внимательно подходить  к игре, быть более терпеливыми».

     М.П. Осипова  и И.А. Мельничук, делят  игры как:

     - Познавательные: игры-конкурсы, игры-путешествия,  «Поле чудес», «Счастливый случай»,  «Разнобой», «О, счастливчик!», «Кто  хочет получить приз» и др.

     - Интеллектуальные: Небольшие логические  задания для детей. К ним  относятся ребусы, кроссворды.

     На  первый взгляд кажется, что их выполнение не составляет трудностей для ребенка. На самом деле они напрягают весь свой ум, силу чтобы решить задачу, причем справляются далеко не все. Поэтому особенно важно подходить к детям очень индивидуально, учитывать уровень развития ребенка; следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект. [2, с. 61]

     Необходимо  давать значительно времени для  размышления, не спешить с ответом.

     Сюжетно-ролевые  игры младших школьников имеют свои особенности. Так, например, они непродолжительны по времени и в них участвует небольшое количество человек.

     Подвижные игры - не только форма активного  отдыха детей, но и средство приобщения ребенка к здоровому образу жизни.

     Любимыми  подвижными играми ребят на продолжении  многих лет являются игры с мячом, со скакалкой.

     Считается целесообразным вовлекать детей  в подвижные, эмоциональные игры и игры-соревнования, эстафеты, которые  развивают у них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность.

     Используются  такие игры, как «Ловишки», «Рыболовы», «Перемена», «Краски», «Аисты», «Черепахи», «Светофор», «Космонавты»,, «Черного и  белого не брать, «Да и нет не говорить», «Стой спокойно», «Белки, орехи, шишки». [6, с.181]. 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

     Фактически  проводимое, обусловленное свободное  время выполняет много функций. Причиной этого является тот факт, что современная жизнь заставляет нас торопиться, утомляться, выбиваться из сил. Чтобы предотвратить это, необходимо «лечиться» с помощью хорошо организованного свободного времени, поскольку его нехватка, как и несоответствующее использование, оказывает сильное влияние на физическую подготовку и ослабление здоровья, личные достижения, отношение к людям, удовлетворенность собой. Свободное время учащихся во временном плане определяется учебой и выполнением домашних заданий. Нагрузка молодых людей в учебном заведении нередко превышает гигиенические нормы. В то же время, исследования показывают, что учащаяся молодежь независимо от типа учебного заведения имеет достаточно времени, которое она может полезно использовать. Поэтому очень важно соответственно организовать свободное время этой учащихся, обеспечить ей возможность индивидуального развития. Свободное время, остающееся исключительно в распоряжении учащихся, должно принести восстановление ее физических и духовных сил. В результате исследования мы пришли к выводу, что обе ранее заявленные гипотезы подтверждены. Для одних учащихся максимальная нагрузка дает возможность сконцентрироваться, а для других излишняя загруженность отрицательно сказывается на учебном процессе. Это зависит от многих факторов: психологические особенности, неправильный выбор видов деятельности, неумение организовать свое свободное время и учебный труд.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

     1. Аванесов, Г.А. Криминология и социальная профилактика. М., 1987. – 278 с.

     2. Громов, А.В., Кузин, О.С. Неформалы, кто есть кто? Просвещение, 1994. – 285 с.

     3. Давыдов, Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контур культуры. М., Наука, 1980. – 329 с.

     4. Дети группы риска. С.-Петербург,  издательство РГПУ им. А.И.Герцена, 1998.- 290 с.

     5. Журнал «Классный руководитель»,  № 6, 1999.

     6. Журнал «Классный руководитель»,  № 5, 2001.

     7. Журнал ShkolaPress / Воспитание школьников/ № 3,1993

     8. Клочкова, Л. Детское движение: программы и опыт. // Воспитание школьников 1992, № 5-6.

     9. Махов, Ф.С. Подросток и свободное время. Ленинград, 1982.

     10. Невский, И.А. Психологический анализ причин участия школьников в различных неформальных самодеятельных группах и объединениях. // Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988. – 338 с.

     11. Овчинский, В.С. Нетрадиционные группы молодежи: отклоняющееся поведение и его профилактика. //Психологические проблемы изучения неформальных молодежных объединений. М., 1988.- 289 с.

     12. Осипова, М.П., Козлович, С.И., Панасевич, З.М. Воспитание: Пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2004 – 109 с.

     13. Собкин, В.С. Подросток в политике. М., 2001. – 372 с.

     14. Тарас, А.Е.  Педагогическая профилактика правонарушений несовершеннолетних. Минск, 1982. – 276 с.

     15. Чепурных, Е., Рожков, М. Детские организации: шаг в будущее. // Воспитание школьников. 1993, №2. – 229 с.

     16. Школьник Г.И. Будущему учителю о проблемах педагогики. – 227 с.

Информация о работе Свободное время учащихся и способы его организации