Свободное время учащихся и способы его организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа

Описание работы

Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.
Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.

Содержание

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СВОБОДНОМ ВРЕМЕНИ 6
1.1. Свободное время 6
1.2. Типы использования свободного времени 9
1.3. Функции свободного времени 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ 13
2.1. Организация свободного времени учащихся 13
2.2. Выбор организованной системы учащихся 16
2.3. Организация досуга детей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа содержит 1 файл

курсовая педагогика.doc

— 132.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования Республики Беларусь 

Учреждение  образования “Могилевский государственный  университет

им. А.А.Кулешова” 
 
 
 
 
 
 

Кафедра педагогики

Курсовая  работа по педагогике

Тема: «Свободное время учащихся и способы его организации» 
 
 
 
 

Выполнил: студент ФФВ 3 курса

33 группы

                                                                                Никитенко Роман.

Научный руководитель:

профессор педагогических наук

Сермяжко  Е.И. 

Могилев 2010

     РЕФЕРАТ 

     Работа  состоит – 36 страниц, 16 источников.

     Правильно организованное свободное время, способствует повышению продуктивности труда. Она облегчает выполнение любой работы, способствует сохранению работоспособности и здоровья. Предварительные наблюдения показывают, что одни учащиеся очень загружены, другие нет, имея большое количество времени, работают неинтенсивно, постоянно отвлекаются, «растягивают» время до позднего вечера, а в итоге мало что успевают и это сказывается на учебе.

     Гипотеза:

     1. Загруженность учащихся снижает  умственные способности, а значит, отрицательно влияет на учебный результат

     2. Плохо организованное свободное время отрицательно влияет на успеваемость учащихся.

     Объект  работы: – свободное время учащихся.

     Предмет работы: – занятость учащихся в свободное время.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ниже заявленные задачи.

     Задачи:

     1. Изучение теории исследованного  вопроса.

     2. Анализ свободного времени учащихся.

     3. Анализ организации свободного  времени учащихся.

     Методы  исследования: анализ, анкетирование, собеседование, наблюдение. 
 

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Сложнейшая  и актуальнейшая проблема в настоящее  время – это воспитание подрастающего  поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.

     Безусловно, по содержанию деятельность ребят в  свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать  разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.

     Важно продумывать отдых  ребят, как  в помещении, так и на воздухе, поскольку одной из целей на прогулке является удовлетворение двигательной потребности воспитанников.

     Формирование  организованности у учащихся является одной из важнейших задач школы. Это качество личности имеет значение для школьника не только в перспективном  плане, но и сегодня, без этого  качества невозможна успешная деятельность в школе и вне неё. В частности очень важно научиться рационально, использовать свое внеурочное время. Практика показывает, что учащиеся не совсем правильно распоряжаются своим свободным временем, в результате затрачивается много энергии на выполнение учебных обязанностей, что приводит к утомляемости и сказывается на производительности труда.

     Правильно организованное свободное время, способствует повышению продуктивности труда. Она облегчает выполнение любой работы, способствует сохранению работоспособности и здоровья. Предварительные наблюдения показывают, что одни учащиеся очень загружены, другие нет, имея большое количество времени, работают неинтенсивно, постоянно отвлекаются, «растягивают» время до позднего вечера, а в итоге мало что успевают и это сказывается на учебе.

     Гипотеза:

     1. Загруженность учащихся снижает  умственные способности, а значит, отрицательно влияет на учебный результат

     2. Плохо организованное свободное время отрицательно влияет на успеваемость учащихся.

     Объект  работы: – свободное время учащихся.

     Предмет работы: – занятость учащихся в свободное время.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить ниже заявленные задачи.

     Задачи:

     1. Изучение теории исследованного  вопроса.

     2. Анализ свободного времени учащихся.

     3. Анализ организации свободного  времени учащихся.

     Методы  исследования: анализ, анкетирование, собеседование, наблюдение. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СВОБОДНОМ ВРЕМЕНИ

1.1. Свободное время

 

     В наши дни о свободном, то есть свободном  от обязательной деятельности, времени говорят все. О нём пишут в газетах и журналах, ведут передачи по радио и телевидению, проводят социологические опросы. И чем больше говорят и пишут, тем жарче становятся споры о том, что такое свободное время. Понятие свободного времени как важнейшей стороны общественной и личной жизни впервые было рассмотрено мыслителями XVI века. «Свободное время» происходит от латинского «licere» что означает «быть свободным». Существуют различные подходы к изучению свободного времени, обозначим основные:

     1) Экономический подход – подход, в рамках которого свободное  время рассматривается как средство, способствующее превращению индивида  в более развитую личность. В  качестве каковой он опять  вступает в процесс учебной  деятельности и положительным образом себя в ней проявляет.

     2) Социологический подход – подход, отличающийся наиболее глубоким  изучением проблемы. Для него  характерны всестороннее исследование  феномена социального времени,  выявления его природы и соотношения  учебного и внеурочного времени. Можно сказать, что социологический подход наиболее содержательно и полно исследует проблему свободного времени, выявляет все составляющие, этого социального явления. Свободное время - это не зона абсолютной независимости индивида от общества. Реализуя свое свободное время, подросток остается социальным субъектом и на него распространяется вся совокупность норм регулятивного характера, так как в сфере свободного времени осуществляются не только его индивидуальная жизнь, но его социальное бытие, его взаимодействия с другими людьми. Выделенные подходы к изучению свободного времени находятся между собой в творческом взаимодействии и диалектической взаимосвязи, определяющей целостность процесса исследования феномена свободного времени. В последнее время наибольшее внимание уделяется изучению свободного времени подростков. Что же включает в себя это понятие? Прежде всего, это все время, остающееся между часами учебы, сна и принятия пищи, предоставляющееся личному усмотрению каждого, но не для того, чтобы злоупотреблять им в излишествах и лености, а чтобы на свободе от своего главного занятия, по лучшему уразумению, удачно применять эти часы на какое-либо другое занятие. Достаточно долгое время, понятие свободного времени трактовалось достаточно узко и связывалось с определенным кругом занятий, направленных на развитие личности, а мотивы и ценностные ориентации подростков изучались с точки зрения проблемы рационального использования учащимися своего свободного времени и формирования общественной направленности личности. В более широком смысле, свободное время — это время для наслаждений, развития духовной сферы, время «свободного творчества», социальная категория, имеющая непосредственное отношение к развитию личности и понимаемая, как время для возвышенной деятельности человека. В этом смысле, понятие свободного времени является богатством общества. Важно лишь, чтобы это богатство использовалось качественно, по своему прямому назначению и способствовало самовоспитанию. В его структуре должны преобладать общественно полезные временные затраты. Включающее элементы умственной, социальной, физической деятельности, отдых и развлечения, и представляющее собой жизненный своеобразный единый путь, наполняющий его смыслом и перспективой. [4, с. 78] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Типы использования свободного  времени

 

     При всем многообразии личных интересов  и общественных возможностей, определяющих формы использования свободного времени, оно может быть классифицировано по различным типам. Выделяются следующие  основные типы использования свободного времени:

     1. Творческий тип. Самоназвание  свидетельствует о том, что  из всех видов деятельности, характерных  для индивида, наибольшей значимостью  и притягательностью для него  обладают те, в рамках которых  он реализует свои творческие замыслы. Главным для данного типа реализации свободного времени является то, что индивид из всех доступных ему в свободный период видов деятельности выбирает ту, которая направлена на его самовыражение и самоутверждение в том или ином творческом акте.

     2. Культурно-потребительский тип.  Его примечательная особенность  состоит в том, что индивид  расходует свое свободное время  на общение с духовными ценностями  и повышает свою духовную культуру. Это посещение различных музеев, выставок, театров и кинотеатров, а также чтение художественной литературы и разнообразной продукции периодической печати, прослушивание радиопередач и аудиозаписей, просмотр телевизионных программ, различных передач, видеороликов и видеозаписей.

     3. Рекреативный тип. К нему относятся все виды отдыха и развлекательной деятельности, в частности, такие, как спорт, занятие рыбной ловлей, туризм, посещение ресторанов, кафе, танцевальных вечеров, устройство дружеских вечеринок, общение с родственниками и т.д. Совершенно ясно, что первый и второй тип времяпровождения более содержательны и возвышены, чем третий, однако из этого не следует, что он должен быть исключен из общественной и личной жизни, тем более что большинство людей чередуют эти типы проведения свободного времени. [7, с. 128] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Функции свободного времени

 

     Свободное время выполняет следующие основные функции:

     1) отдыха и восстановления израсходованных  физических и умственных сил; 

     2) развития физических и умственных  сил и способностей;

     3) развлечения и общения.

     Эти функции реализуются в различных  видах деятельности в свободное  время Свободное время – это  величайшее благо, и распорядиться  им надо с умом, пользой и удовольствием. Основное значение свободного времени  заключается в том, что оно  является существенным условием свободного и гармоничного развития личности. То есть свободное время может быть использовано как средство физического и духовного совершенствования индивида, формирования подростка, его всестороннего, гармонического развития, высокой духовной культуры и творческих устремлений. Важную роль в решении этой задачи играет свободное время, которое представляет пространство для развития человеческих способностей. Увеличение и рациональное использование свободного времени составляет крупнейшую задачу в программе человеческого общества, при котором, как говорил Карл Маркс, "мерилом богатства будет уже не рабочее время, а свободное время". Актуальность использования свободного времени для современного этапа развития общества приобретает особую значимость.

     Если  под свободным временем понимается все время в течение суток (недели, месяца, года) за вычетом учебного времени, а также времени консультаций и элективов, то свободное время - это лишь та часть его (внеурочногого  времени), которая идет на отдых, самообразование, любительские занятия, общественную деятельность. Под свободным временем понимается, такое время, которое не поглощается непосредственно производительным трудом, а остается свободным для удовольствий, для досуга, в результате чего откроется простор для свободной деятельности и развития. Свободное время - это время, свободное от исполнения всякого рода обязанностей. Карл Маркс по этому поводу писал: "Человек может расходовать в продолжение суток, естественная продолжительность которых равна 24 часам, лишь определенное количество жизненной силы... В продолжение одной части суток сила должна отдыхать, спать, а в продолжение другой части суток человек должен удовлетворять другие физиологические потребности – питаться, поддерживать чистоту, одеваться и т.д. Кроме этих чисто физических границ, удлинение дня наталкивается на границы морального свойства, человеку необходимо время для удовлетворения интеллектуальных и социальных потребностей, объем, и количество которых определяется общим состоянием культуры. Анализируя вопрос о необходимости и сущности свободного времени, мы приходим к выводу, что свободное время - это время, которым человек может располагать "для образования, для интеллектуального развития, для выполнения социальных функций, для товарищеского общения, для свободной игры физических и интеллектуальных сил". Свободное время одна из важнейших категорий. По мере развития нашего общества значение свободного времени будет возрастать. [3, с. 28] 
 
 

Информация о работе Свободное время учащихся и способы его организации