Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.
Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СВОБОДНОМ ВРЕМЕНИ 6
1.1. Свободное время 6
1.2. Типы использования свободного времени 9
1.3. Функции свободного времени 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ 13
2.1. Организация свободного времени учащихся 13
2.2. Выбор организованной системы учащихся 16
2.3. Организация досуга детей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
В режиме дня следует предусмотреть время, которое используется учащимися сообразно их индивидуальным наклонностям и интересам: школьникам младших классов 1 — 1,5 часа, а средних и старших классов— 1,5 — 2,5 часа. Это время используется учащимися для чтения художественной литературы, конструирования, рисования, просмотра телевизионных передач, прослушивания радиопередач.
Изучение режима дня школьников показывает, что на просмотр телевизионных передач дети школьного возраста затрачивают в неделю в среднем 12 часов, а отдельные дети —24—26 часов. Изучение функционального состояния центральной нервной системы показало, что продолжительность просмотра не должна превышать одного часа, особенно у детей, которые занимаются в школе во вторую смену. Для таких детей просмотр телевизионных передач служит не отдыхом и развлечением, а значительной дополнительной нагрузкой. Во время просмотра детьми телевизионных передач необходимо следить за тем, чтобы дети находились в оптимальной зоне просмотра, т. е. на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана телевизора. Целесообразно рекомендовать просмотр передач с местным подсветом при расположении источника света позади сидящих зрителей.
При всех замятиях старшим необходимо следить за позой школьника, как и во время приготовления уроков. Не следует разрешать учащимся читать лежа или при плохом освещении. Это может привести к расстройству зрения. При чтении и рисовании корпус тела ученика должен опираться на спинку стула, расстояние от глаз до книги должно быть не менее 35 см.
В свободное от занятий время школьники помогают в семье, выполняя ту или иную работу по собственной инициативе или по указанию родителей. Посильный труд не только способствует правильному воспитанию детей, но и содействует наилучшему их физическому развитию и укреплению здоровья.
Школьников рекомендуется привлекать к уборке комнаты, мытью посуды и другим посильным для их возраста работам; школьникам средних и старших классов доступно выполнение более сложных работ: уход за младшими детьми, уборка комнат (мытье полов), уход за домашними животными, колка и пилка дров (мальчики 16—17 лет), садово-огородные и другие работы.
Специальное время предусматривается для пребывания на открытом воздухе: 3—3,5 часа для младших школьников и 2—2,5 часа для старших. Всякий час, проведенный школьниками на открытом воздухе в подвижных играх и спортивных развлечениях, благоприятно влияет на здоровье. Такой активный отдых учащихся после продолжительных учебных занятий в школе оказывает положительное влияние на работоспособность. И. М. Сеченов, впервые открывший положительное влияние активного отдыха, объяснял это явление тем, что во время активного отдыха происходит «заряжение энергией нервных центров». Исследования показали, что 1—1/2-часовой отдых, сопровождавшийся не слишком подвижными играми, дающими умеренную физическую нагрузку, повышает работоспособность учащихся. [14, с. 72]
В тех случаях, когда активный отдых учащихся превышает 1,5 часа или проводится с интенсивной нагрузкой, работоспособность резко падает, увеличивается количество ошибок, уменьшается объем выполняемой работы, на приготовление уроков после такого отдыха уходит больше времени, чем после рационально организованного.
Такие
спортивные игры, как волейбол, баскетбол,
футбол, не рекомендуются учащимся в промежутке
между учебными занятиями в школе и приготовлением
уроков. Связанные с большой подвижностью,
а следовательно, интенсивной нагрузкой,
они могут оказать отрицательное влияние
на работоспособность. [6, с. 78]
Основой воспитательного процесса является совместная деятельность воспитателя с учениками классов, которая:
-
решает воспитательные и
- создает естественную, непринужденную обстановку для развития свободной творческой личности;
-
основывается на потребностях
и интересах каждого
- содействует саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала; создает необходимые и достаточные условия для активизации личности по решению собственных проблем;
- носит стимулирующий характер;
- направлена на формирование положительного отношения учеников к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, природе и т.д.) и ценностным основам жизни (Добру, Истине, Красоте).
Самое главное в работе воспитателя - это использование принципа «Не навреди». Поэтому в работе самым главным является осуществление сотрудничества с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и использовать новые, нестандартные идеи. [1, с.131].
Цели и задачи:
-
формировать самостоятельную
-
обучать учащихся рациональным
приемам восприятия и
-
развивать ученическое
-
способствовать развитию
Режим дня должен благоприятствовать успешному протеканию воспитательной работы в группе, которая имеет целью передачу воспитанникам основ культуры поведения, умственной, этической и эстетической деятельности в соответствии с идеалом всестороннего и гармоничного развития.
Содержание, формы, методы и средства направлены на решение задачи: развивать и формировать познавательные навыки детей во время активного отдыха.
Активный отдых – это многоплановая деятельность учащихся. Основное назначение – заполнить свободное время после уроков. Она выступает в индивидуальной и коллективной формах.
Первая раздроблена небольшими частями в режиме дня. Коллективная же досуговая деятельность в разные дни недели занимает до 30% времени пребывания учащихся режима дня.
Необходимость введения последней в режим диктуется соображениями удовлетворения воспитанника в двигательной активности, а также потребности в общении и эмоциональной разрядке.
Важную роль в развитии учащегося играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности, самосознания учащегося. Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.
Воспитатель, организующий досуговую деятельность, получает в свое распоряжение мощное средство воздействия на воспитанников во внеурочное время.
Досуговую деятельность используют в различных сочетаниях.
В группе ребята увлеченно играют и довольно быстро знакомятся друг с другом, меняясь ролями. Роль ведущего усваивается почти каждым ребенком. [2, с.21].
Разучивают спокойные и подвижные.
К
спокойным играм относятся «
К подвижным играм можно отнести: «Третий лишний», «Горячая картошка», «Вышибалы», «Классики», «Резиночки», «День и ночь», «Красные чернила», «Салки», «Футбол» и другие.
Проводят клубные часы. Содержание их продумывают заранее, так, чтобы они носили познавательный, развивающий характер, расширяли кругозор детей. При этом темы планируют самые разные.
Ведут систематическую работу по воспитанию самостоятельности и культуры поведения, поскольку от внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, собранным, уметь владеть собой.
Чтобы творить добро, нужно прилагать усилия, прежде всего – усилия душевные, нужно отрывать от себя, отдавать, а не брать. В воспитании культуры поведения значительное место занимают выработка навыков и привычек.
В начальных классах закладываются основы аккуратности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы не привиты детям с ранних лет, то пробел этот приходится восполнять позднее. Личный опыт ребенка еще очень беден, ребенок часто бывает невежлив лишь в силу незнания того, когда, где и как поступать.
Основной
задачей является помощь ребенку
в овладении культурой
Можно проводить такие мероприятия, как «Азбука поведения», игра – путешествие «По морю вежливости», этические беседы, инсценировки: «В театре», «Вежливые слова», «Помни о других».
М.П. Осиповой, считает, что основные направления работы по культуре поведения это:
1. Поведение в школе: а) на перемене, б) на школьных праздниках, в) на уроке.
2. Поведение дома: а) аккуратность и скромность в одежде, б) умение помочь взрослым, в) порядок в детском уголке, г) поведение за столом, д) вежливые слова.
3.
Поведение на улице: а) твой
подъезд, б) двор, в) ты идешь
гулять, г) правила уличного поведения,
4.
Поведение в общественных
Огромное значение придается выработке навыков самостоятельности, умению мыслить нестандартно, так как самостоятельность – это особый вид деятельности.
Шалва Амонашвили пишет: «Самостоятельность - ценное личностное качество, и его нужно воспитывать, развивать и формировать, но вместе с тем его нужно закалять в огне нравственности, нацеливать детей на солидарность, на взаимную помощь».
Суть нравственной основы самостоятельности заключается в том, чтобы люди помогали друг другу достигать успеха, преодолевать затруднения, творить благо на пользу общества.
Общее развитие – опора самостоятельности. Уметь высказать сомнение (с аргументами, рассуждениями), уметь поставить вопрос, уметь оценить старания и результаты работы товарища, уметь планировать линию своей учебно-познавательной деятельности – такова направленность в воспитании самостоятельности.
Организуется самостоятельная учебная деятельность (занятия, самоподготовка), где дети, овладевая основами знаний, приобретая умения и навыки, проявляют себя как ученики.
Самостоятельность - это самооценка.
Ведущим принципом является принцип природосообразности. Здесь целесообразно проводить круговые беседы.
Например:
1. Больше всего мне нравится в себе…
2. Я бы хотел быть…
3. Моя любимая игра…
4. Я думаю, что мое имя означает…
5. Я бы хотел узнать о…
6. Я чувствую себя счастливым, когда…
7. Я чувствую себя печальным, когда …
8. Хочу стать более…
9. Надеюсь, что когда-нибудь…
10.
Если бы я мог быть каким-
11. Если бы я мог научить всех одной вещи, то…
Воспитание
самостоятельности требует
Дети
действуют без
Информация о работе Свободное время учащихся и способы его организации