Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 17:17, курсовая работа
Сложнейшая и актуальнейшая проблема в настоящее время – это воспитание подрастающего поколения. Проблема раскрытия индивидуальности каждого ребенка не может быть решена вне той деятельности, которая организуется в свободное от учебной работы время.
Безусловно, по содержанию деятельность ребят в свободное от уроков время должна быть привлекательной и соответствовать разносторонним интересам ребенка; по организации – опираться на инициативу и самоуправление детей, предоставлять возможность свободы выбора содержания и форм деятельности настолько, насколько это целесообразно.
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СВОБОДНОМ ВРЕМЕНИ 6
1.1. Свободное время 6
1.2. Типы использования свободного времени 9
1.3. Функции свободного времени 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ УЧАЩИХСЯ 13
2.1. Организация свободного времени учащихся 13
2.2. Выбор организованной системы учащихся 16
2.3. Организация досуга детей 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Детям первоначально надо помогать при решении проблемы, при разрешении конфликта.
Люблю в своей работе использовать игры - коммуникации.
Значение
этих игр особенно велико при знакомстве
с детьми. Эти игры уместно использовать
при проведении праздников, КТД, как
составную часть
Для выполнения выше поставленных задач необходимо постоянно необходимо повышать свой профессиональный уровень через семинарские занятия, тесное сотрудничество с семьей и психологической службой, через организацию взаимодействия преподавательского коллектива школы, а также через подготовку и проведение методических объединений, постоянно следить за новинками в периодической печати.
Необходимым условием самообразования является посещение мероприятий коллег. Это по-прежнему актуально, ведь только специалист в данной области может плодотворно содействие повышению методического, педагогического мастерства воспитателей посредством оперативного информирования о литературе, отражающей новейшие педагогические технологии, передовой педагогический опыт, новые подходы в организации народного образования. [4, с.31].
С детьми следует обращаться как с взрослыми, поощряя самостоятельность и другие качества, необходимые для взрослой жизни.
Необходимо поддерживать взаимопонимание в коллективе, пытаться отыскать взаимосвязь между различными учениями и теориями, как правило, духовно-гуманитарного характера.
Стараться
придерживаться демократичного отношения
к детям, правильно, умело организовывать
повседневность, наполнять каждый день
интересными и полезными
Только
правильная организация свободного времени
учащихся формирует всесторонне развитую
личность. [4, с. 58]
Досуг – часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения непреложных обязанностей.
Самая распространенная классификация форм воспитательной работы, предложенная В.С. Безруковой и Е. В. Титовой – это мероприятие, дело, игра.
Такие ученые как И.П. Иванов, И Подласов, Н.Е. Щуркова выделяют следующие формы: воспитательное мероприятие, коллективное творческое дело, праздник, игра, клубный час. [5, с.51].
Целесообразность такой квалификации подтверждена опытно-экспериментальной моделью «Ориентир» под руководством М.П. Осиповой.
1)
О необходимости
Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности.
Прогулка
оказывает благоприятное
Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ёе нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива. [5, с. 72]
Все занятия на воздухе разделяют на группы:
-
природоведческие экскурсии («
-
обществоведческие экскурсии («
- прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);
- творческие прогулки («Осенний сон», «Есть в осени первоначальной», «Удивительное - рядом»;
- следопытские прогулки: («Найди клад» и др.)
2) Воспитательное мероприятие
К мероприятиям относятся события, занятия, встречи с интересными людьми, экскурсии.
Каковы же цель и задачи каждого воспитательного мероприятия?
Цель – всегда отношение. Но с помощью одного мероприятия отношение (потребности, мотивы, действия, поступки) не сформируешь.
Задачи воспитательного мероприятия - это то реальное, что достижимо на нем (эмоции, реакции, поведенческие действия). Воспитательное мероприятие – часть цели, в результате всей воспитательной работы.
Каждое мероприятие выстраивается по определенной структуре.
Первый этап – подготовительный, назначение которого вызвать у детей желание участвовать в мероприятии.
Задача второго этапа: создание психологического настроя, формирование готовности к предстоящей работе. Здесь целесообразно использовать вступительное слово, музыкальный фрагмент. Важно оформление класса, в котором проводится мероприятие.
Третий этап - содержательный. На нем осуществляется достижение предметного результата: дети участвуют в диалоге, слушают воспитателя, взаимодействуют с миром и проявляет к нему свое отношение.
Четвертый этап – эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия.
Особенно нравятся детям воспитательные мероприятия «Цветик-семицветик», «Давайте говорить друг другу комплименты», «Мои права - моя свобода», «Арифметическая мозаика», «Правила честного спора», «Три пятерки по светофору».
3) Коллективное творческое дело (КТД)
Методика КТД разработана И.П. Ивановым.
КТД - дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.
Первый этап – предварительная работа воспитателя. На этом этапе ставится цель, определяется место КТД в системе других форм воспитательной работы.
Второй этап - коллективное планирование. Воспитатель проводит стартовую беседу, в процессе которой обсуждается, как и для кого провести КТД. Затем ведется работа в микрогруппах - обсуждение дела.
Воспитатель помогает некоторым группам при помощи наводящих вопросов, подсказок, советов, одобрения, предложения сделать выбор из нескольких вариантов. Иногда на данном этапе возникают споры.
Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микрогруппах. Поощряются сюрпризы, интересные находки.
Четвертый этап – коллективное осуществление задуманного. Каждая микрогруппа демонстрирует то, что заготовила.
Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость данного КТД с помощью вопросов типа:
«Что было хорошо и почему? Что нужно учесть на будущее?». Главное - организовать обсуждение в микрогруппах и выслушать мнение ребят.
Шестой этап – продолжение начатого в других формах деятельности.
КТД используют в разновозрастной группе или с ребятами вторых и третьих классов. Ребята любят эту форму работы, поскольку здесь они чувствуют себя взрослее.
Успешно прошли такие КТД, как «Путешествие по морю вежливости», «Путешествие в страну сказок», «От зимы до осени», «Портрет культурного человека», «Хорошие поступки в страну Доброты», «Аукцион знаний», творческий конкурс.
Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности.
Например, конкурс поделок к празднику, конкурс «врунов» имени Мюнхгаузена, конкурс пантомимы.
а) Турнир-викторина
Турнир–викторина это КТД, предполагающее состязание в эрудиции нескольких команд и сочетающее особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины.
Воспитанники ищут и задают вопросы, предполагающие занимательные задания, познавательные задачи. [9, с. 172]
При подготовке к турниру–викторине дети делятся на команды, придумывают им названия, договариваются о количестве и теме вопросов.
Можно использовать в работе использую способы проведения турнира-викторины: «По кругу», или «Цепочка».
По очереди задаются вопросы на одну и ту же тему.
Во время игры следует помнить, что главное в ней – не соревнование «Кто больше», а умение дружно и слаженно работать.
При подведении итогов отмечаю самые интересные вопросы, благодарю наиболее активных.
При составлении вопросов к познавательным викторинам следует придерживаться следующих правил:
- нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее полного ответа;
- нельзя, чтобы вопрос был глупым;
- нельзя, чтобы вопрос требовал перечисления;
- нельзя, чтобы вопрос состоял из нескольких вопросов.
В работе используют викторины: «Гонка за лидером», «Бегущие минутки»; конкурсы: «Кросс-вопрос», «15 КВА», «Два капитана», «Как стать суперменом», «Занимательные вопросы», «Люблю мой край» и др.
б) «Аукцион знаний»
Это КТД, сочетающее коллективную познавательную игру и соревнование.
Дети придумывают и секретно для других изготавливают несколько предметов-великанов.
Когда подготовка закончена, все предметы выставляют на аукцион.
Выбирается помощник, который будет подсчитывать баллы, напоминает правила игры: предмет может быть приобретен любой командой в обмен на знания.
Приобрести
вещь может команда, выставившая
ее на аукцион. Следовательно, даже слабый,
но дружный коллектив может
В своей работе использую следующие «Аукционы знаний»: «Овощи и фрукты, «Игры и игрушки», «Сказочные герои», «Волшебные слова», «Аукцион имен».
Аукцион вполне логично использовать как составную часть в праздниках и интеллектуальных играх.
в) Творческий конкурс
Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности. За победу в конкурсе полагается вознаграждение. Можно награждать ребят интересными карточками. Успехом пользуются карточки удачи. Даже через несколько лет ребенок помнит какой-то приз.
Творческий
конкурс – значит оригинальный,
нестандартный. Здесь участники
соревнуются в той
Используются в работе конкурсы: «Если бы я был волшебником», «Красноречие», «Паутинка», «Пятиминутка эрудитов», «Ярмарка профессий», «Космическое меню», «Письмо о людях жителям других планет», «Путешествие в страну Пейзажа» и др.
При
организации творческого
Это:
-- интересные задания;
-- красивое оформление;
Информация о работе Свободное время учащихся и способы его организации