Сущность воспитания и его место в целостной структуре профессионального образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 10:32, лекция

Описание работы

Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, вклю-чающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой развивающаяся воспитательная ситуация. Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, кото¬рый, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов.

Работа содержит 1 файл

Сущность воспитания и его место в целостной структуре профессионального образования..docx

— 16.22 Кб (Скачать)
  1. Сущность воспитания и его место в целостной структуре профессионального образования.

 

 

Воспитательный процесс

Процесс воспитания – это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Процесс воспитания представляется как взаимосвязанная цепь развивающихся воспитательных ситуаций, каждая из которых строится с учетом результатов предыдущей. При таком понимании процесс воспитания – это саморазвивающаяся система, единица которой развивающаяся воспитательная ситуация. Развиваются не только воспитанники, воспитательная деятельность, сам воспитатель, его взаимодействие с воспитанниками; развивается целостный объект, который, будучи системой, есть нечто большее, чем совокупность компонентов.

Свойства воспитательного  процесса: статистичность, многомерность, иерархичность, самоуправляемость. В процессе воспитания выделяются содержательная и процессуальная стороны.

Особенности процесса воспитания:

Целенаправленный процесс формирования личности. Воспитание - это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. Наибольшую эффективность обеспечивает такая его организация, при которой цель воспитания превращается в цель, близкую и понятную воспитаннику. Именно единством целей, сотрудничеством при их достижении характеризуется современный воспитательный процесс.

Процесс воспитания – это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Многофакторность  процесса воспитания. В нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы, обусловливающие своим совокупным действием сложность данного процесса. Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условия, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания.

Деятельность воспитателя, управляющего процессом воспитания, обусловлена не только объективными закономерностями. Это в значительной мере искусство, в котором выражается своеобразие личности воспитателя, его индивидуальности, характера, его отношения к воспитанникам.

Сложность воспитательного процесса обусловлена и тем, что он очень  динамичен, подвижен и изменчив.

  1. Длительность. По сути воспитательный процесс длится всю жизнь.
  2. Непрерывность. Это процесс непрерывного, систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников.
  3. Комплексность. Это означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированности не соответствуют развитию других качеств. Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдена целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками.
  4. Вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
  5. Двусторонний характер. Процесс воспитания идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная связь).

Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.

 

 

 


Информация о работе Сущность воспитания и его место в целостной структуре профессионального образования