Сущность воспитания

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:48, реферат

Описание работы

Одна из главных характеристик воспитания — его целенаправленность. Целенаправленность предполагает проектирование результата.

Цель воспитания: «в глобальном выражении - идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; в локальном плане — предвосхищаемый результат воспитательной деятельности» (СНОСКА: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 336).

Цель воспитания, таким образом, выступает как идеальный образ будущего (человека, группы, коллектива, общества в целом, человечества, цивилизации...). «Этот образ будущего детерминирует настоящее, определяет собой реальные действия человека, группы, коллектива, общества...» (В.В. Давыдов). Следует выделять два уровня целей воспитания: социальная цель воспитания (общественно ценная) и цель личностная (самовоспитания; познания, освоения окружающего мира и самореализации в нем. Эта цель самобытна, так как зависит от особенностей личности).

Работа содержит 1 файл

Сущность воспитания в структуре образовательного процесса.docx

— 25.95 Кб (Скачать)

ЦЕЛЬ  ВОСПИТАНИЯ

  Одна  из главных характеристик воспитания — его целенаправленность. Целенаправленность предполагает проектирование результата.

  Цель  воспитания: «в глобальном выражении - идеал совершенного, с точки зрения данного общества, человека, на реализацию которого направлено воспитание; в  локальном плане — предвосхищаемый  результат воспитательной деятельности» (СНОСКА: Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. М., 1999. С. 336).

  Цель  воспитания, таким образом, выступает  как идеальный образ будущего (человека, группы, коллектива, общества в целом, человечества, цивилизации...). «Этот образ будущего детерминирует настоящее, определяет собой реальные действия человека, группы, коллектива, общества...» (В.В. Давыдов). Следует выделять два уровня целей воспитания: социальная цель воспитания (общественно ценная) и цель личностная (самовоспитания; познания, освоения окружающего мира и самореализации в нем. Эта цель самобытна, так как зависит от особенностей личности).

  Для любой цели (в обыденном и педагогическом обиходе нередко употребляются  слова «надежда», «вера») характерна ее позитивная направленность. Приведем в доказательство некоторые точки  зрения.

  B.C. Соловьев: «Вся прелесть детей для нас,  особая, человеческая их прелесть  неразрывно связана с надеждою, что они будут не то, что  мы, будут лучше нас». И.П. Павлов: «Жизнь перестает привязывать  к себе, когда исчезает цель».  А.С. Макаренко: «Истинным стимулом  человеческой жизни является  завтрашняя радость». Н.Н. Миклухо-Маклай: «Ценить людей надо по тем  целям, которые они ставят».  Д. Дидро: «Если нет цели, не .делаешь ничего, и не делаешь ничего великого, если цель ничтожна». Х.Л. Борхес: «Каждый шаг является целью».

  В структуре  способностей человека, а педагога в особенности, проявляет себя такое  свойство личности как антиципация (от лат. anticipatio — предвосхищение, предугадывание) — способность предвидеть результаты действий; появление предметов, прогнозировать явления, «моделировать» в сознании предстоящие события» (СНОСКА: Конюхов Н:И. Словарь-справочник практического психолога. М., 1996). Наличие этого свойства для педагога чрезвычайно важно, его надо всемерно культивировать и развивать. Без него нет целенаправленности воспитания, а значит и самого воспитательного процесса.

  В.А. Сухомлинский писал: «Без научного предвидения  воспитание превратилось бы в примитивный  присмотр, воспитатель — в неграмотную  няньку, педагогика — в знахарство. Нужно научно предвидеть — в этом суть культуры педагогического процесса, и чем больше тонкого вдумчивого предвидения, тем меньше неожиданных  несчастий». А.С. Макаренко постоянно  утверждал: «Хорошее в человеке всегда приходится проектировать... К человеку нужно подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться...» И это определило суть его педагогической концепции и содержание деятельности созданных им учебно-воспитательных заведений:

  «Воспитать  человека — значит воспитать у  него перспективные пути, по которым  располагается его завтрашняя радость. Можно написать целую методику этой важной работы. Она заключается в  организации новых перспектив, в  использовании уже имеющихся, в  постеленной постановке более ценных. Начинать можно и с хорошего обеда, и с похода в цирк, и с очистки  пруда, но надо всегда возбуждать к  жизни и постепенно расширять  перспективы целого коллектива, доводить их до перспектив всей страны...»

  Наша  современница-учительница школы  № 536 г. Санкт-Петербурга Т.Й. Гончарова  так определяет свою точку зрения на цель обучения и воспитания школьников в современных условиях: «Личность — человек, впитывающий в себя непреходящие ценности духовной культуры, активно и сознательно участвующий в творческом процессе, испытывающий внутреннюю потребность быть полезным обществу»

  Мы  рассматриваем цель воспитания как  создание в процессе воспитания условий  для разностороннего, гармоничного развития личности школьника, возможно более полную его самореализацию в этом качестве, т.е. «способного  строить жизнь, достойную человека... основанную на ДОБРЕ, ИСТИНЕ, КРАСОТЕ» (СНОСКА: Щуркова Н.Е. Воспитание как педагогическое явление// Кн. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1995. С. 372).

  Разностороннее развитие предполагает включение школьника в многообразные виды деятельности: интеллектуально-познавательную, ценностно-ориентировочную, трудовую, общественно полезную, художественную, физкультурно-спортивную, игровую, внеформальную деятельность свободного общения. Это и задействованностъ школьника, и его активная позиция, и удовлетворяющее положение в различных социальных группах: в семье, в ученических коллективах, в отношениях со взрослыми, в неформальных объединениях сверстников, в интимно-личностном общении с разными людьми... Это и разнообразие территориальное, временное... Это и разнообразие душевных состояний человека в зависимости от сложившейся социальной, педагогической, психологической ситуации: состояние глубокой интеллектуальной сосредоточенности и веселой, жизнерадостной расслабленности; радости и счастья, переполняющих душу, и грусти, печали, скорби, если на то есть причины; высокие творческие порывы в любом виде деятельности, чувство усталости и отдохновения на лоне природы или в кругу друзей; это высокое чувство любви и его антипода — ненависти...

  Гармоничное развитие предполагает гармоничное  сочетание в организуемой педагогической деятельности общечеловеческих, социальных, национальных и личностных ценностей (Истины, Добра, Красоты), гармонию в .развитии и стимулировании здорового образа жизни (триединство «интеллект + тело + душа»); это гармоничное развитие в едином воспитательном воздействии всех сфер (сторон) формирующегося отношения к миру — сознания, эмоций, поведения. Это, наконец, гармония всех воспитательных воздействий на личность. В этом сложность, ибо процесс воспитания — процесс многофакторный, поэтому гармонизация среды обитания ребенка, придание ей воспитывающего характера — важнейшее условие, предмет особой заботы каждого воспитателя, педагогического коллектива в целом. Это и гармония цели и задач воспитания. Это и гармония постоянно (по мере взросления человека) возрастающей свободы и ответственности личности, уважения и требовательности, руководства и самостоятельности, средств самовыражения личности и требований окружающих людей, условий, общества...

  Такое проявление всесторонности и гармоничности  применительно к каждой личности школьника современной школы  должно находить свой конечный итог в  самоактуализации личности, что означает (в интерпретации известного современного психолога А. Масдоу) «непрерывное стремление к возможно более полному выявлению своих личностных возможностей. Самоактуализирующейся личности свойственно дружелюбие, отсутствие агрессивности, способность к глубоким привязанностям; при этом они легко переносят одиночество, проявляют независимость, отстаивают свою точку зрения, свои принципы. Это личности, способные к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию» (СНОСКА: См. Маслоу Л. Самоактуализация; Психология личности. М., 1982).

  Путь  к осуществлению потенциальных  возможностей человека, к его самореализации открывается лишь после удовлетворения его насущных потребностей. Физиологические  потребности (в пище, сне и т.п.), без удовлетворения которых невозможно ничего другое, всегда выступают на первый план. За ними следует потребность  в защищенности (укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т.п.). Ее удовлетворение создает  возможность для развития потребности  в хорошем отношении (быть любимым, быть принятым в определенном обществе, принадлежать к группе, в которой  с тобой считают, и т.п.).

  Если  потребности этих трех категорий  удовлетворяются, то в личности возникают  новые черты и качества, невозможные  прежде: уверенность в своих силах, вера в людей, оптимизм, стремление к осуществлению полезных целей, жизнерадостность... На этой основе становится возможной и достижимой главная  цель воспитания — разностороннее и гармоничное развитие личности, ее самоактуализация.

  Привлекательность этой цели для педагогов конкретизируется в описанных А. Маслоу признаках самоактуализирующейся личности. Это позволяет им конкретизировать свою практическую воспитательную деятельность. Перечислим здесь эти признаки: «]) более эффективное восприятие реальности и более комфортабельное отношение к ней; 2) принятие себя, других, природы как они-есть; 3) спонтанность, простота, естественность; 4) центрированность на задаче, а не на себе; 5) некоторая автономность, потребность в уединении; 6) личная автономия, относительная независимость от культуры, среды; 7) чувство нового, постоянная свежесть оценок; 8) мистичность и опыт высших состояний; 9) чувство сопричастности, эмпатии, единения с другими; 10) демократическая структура характера; II) различение средств и цели, добра и зла; 12) философское, неврожденное чувство юмора; 13) самоактуализирующееся творчество; 14) сопротивление раскультуриванию». Каждый из признаков может быть детализирован в конкретной воспитательной работе.

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ  ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

  Выбор стратегических задач воспитания - это есть отбор содержания воспитательной работы школьным педагогом. Это выбор  тех областей культуры, которые, по его мнению, могут наилучшим образом  отвечать поставленной цели. Если выбор  — то из чего? Прежде всего из «материального — духовного». Еще А. Экзюпери писал: «На свете есть только одна проблема, одна единственная: вернуть людям духовный смысл, духовные заботы. Невозможно больше жить холодильниками, политикой, балаганами и кроссвордами. Совершенно невозможно жить без поэзии, без красок, без любви». Это и выбор определенных областей культуры: экономики, политики, права, морали, художественной культуры, стиля и тона отношений, культуры общения, содержания и культуры самовыражения. Вот почему насущная задача современного школьного педагога — повышение грамотности и профессионализма в области многих наук: экономики, политолотии, культурологии, этики, эстетики, права, медицины и т.д. Есть еще одни выход — привлечение в процесс воспитания специалистов этих дисциплин (теоретиков и практиков), ибо содержание воспитания требует поднятия его с уровня житейско-обыденного на уровень, отвечающий современным научным требованиям.

  Это еше и выбор между подлинной высокой культурой и псевдокультурой - музыкой, литературой, изобразительным творчеством, манерой поведения, бытом и т.д., увы, столь привлекательной и потребляемой с удовольствием обывателем нашего времени (взрослым и ребенком). Эта истина стара: «На сладостях, пирожных, конфетах ни один ребенок не вырастет здоровым человеком. Духовная пища так же, как и телесная, должна быть простой и здоровой. Великие мастера достаточно позаботились о такой пище; пользуйся ею» (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов).

  Это и выбор между «модным и  консервативным»: в оценке истории, в литературе, экономике, политике, произведениях искусства, одежде, формах поведения, бытовых мелочах... Опять обратимся к педагогическим мыслям Р. Шумана: «Все модное становится со временем немодным, и если ты будешь гоняться за модой до старости, то превратишься в фата, которого никто не уважает» (Р. Шуман. Жизненные правила для музыкантов).

Особую важность представляет с этих позиций ориентация школьных педагогов в молодежной субкультуре. Чтобы повести своих  воспитанников в большую общечеловеческую культуру. При этом стратегия и  тактика отбора произведений культуры требуют выстраивания определенной логики приобщения к культуре, чтобы  это приобщение было ненавязчивым, не бестактным, не оголенным морализированием и замещением «вашего бескультурья»  на «высокую культуру». Думается, что эта логика, определяемая стратегией отбора содержания воспитания, предполагает несколько ступеней между двумя полюсами: материальное -> духовное, пассивное —> активное, зло —> добро, ложное -^ истинное, низменное -> высокое, грязь -> чистота, ненависть -> любовь, бездействие —> действие, невежество -* просвещенность и т.д. Количество «ступенек» определяется уровнем воспитанности школьника, на котором он находится в момент педагогического воздействия

ЗАДАЧИ  ТАКТИЧЕСКИЕ

  Потребность конкретизации стратегических задач  неизменно вызывает у педагога потребность  составить перечень еще более  конкретных задач — тактических, которые позволяют решать задачу стратегическую, т.е. приблизиться к  реализации воспитательной цели. А  это есть не что иное как потребность  планирования воспитательной работы. Еще Д.И. Менделеев писал: «В лабиринте  известных фактов легко потеряться без плана». А процесс воспитания, как известно, - процесс многофакторный. Таким образом, план воспитательной работы - насущная необходимость воспитательного  процесса, диктуемая его целенаправленным характером, его сущностью.

  Диалектический  характер целеполагания в воспитательном процессе хорошо реализуется в созданной А.С. Макаренко теории и практике постановки перспектив жизнедеятельности детского коллектива и личности: системы перспектив — близких, средних и дальних (СНОСКА: Макаренко А.С. Перспектива // Ст. Методика организации воспитательного процесса. Избр. пед. соч. М, 1977. Т. 1. С. 232—239). При этом критерием успешности или неуспешности воспитательного процесса выступает закономерность, проявляющаяся в том, что «чем богаче жизненная перспектива личности, чем богаче ее внутренний мир и культура, тем меньше ее зависимость от непосредственного окружения, тем больше ее духовная свобода» (СНОСКА: Кон И.С. Социология личности. М., 1967).

  Начинать  надо с сегодняшней, доступной перспективы  близко ожидаемой радости. Стремление к чему-то хорошему, радостному есть у каждого ребенка: бегать, прыгать, читать, играть, рисовать, танцевать, петь, конструировать, строить, общаться, ходить в походы, веселиться... Все это легко вплетается в ткань повседневной жизни педагога и воспитанников, легко задается педагогом как близкая и более отдаленная (средняя) перспектива. Из определенной направленности серии близких и средних перспектив исподволь складывается сущностное содержание далекой перспективы — цели воспитания.

  А.С. Макаренко утверждал, что «самое главное... — надо уметь видеть прелесть сегодняшнего и завтрашнего дня  и жить этой прелестью. В этом и  заключается мудрость жизни и, если хочешь, ее цель. Только один человек  видит прелесть жизни в куске  хлеба или водке, а другой находит более сложные и богатые прелести — в работе, в красоте, в борьбе, в росте человеческой материи. Уже и Сейчас материя, выражена в музыке Бетховена или Чайковского, в великих изобретениях, в технике, — очень высокая штука, такая высокая, что я не променял бы ее на вечность» (СНОСКА: Макаренко А.С. Письмо к Ф. Борисову, 15 августа 1938 года. Собр. соч.: В 7т. М„ 1958, Т. 7. С. 465).

Информация о работе Сущность воспитания