Сущность психики и её структура

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 23:01, контрольная работа

Описание работы

На первый взгляд, кажется, что психика представляет собой такое явление, которое хорошо знакомо каждому. Каждый из нас хорошо знает, что психика — это наше восприятие предметов и явлений внешнего мира, процессы мышления, наши переживания и желания. Психика остается с нами не только в часы бодрствования, но и во время сна, обнаруживая себя в виде замысловатых сновидений.

Содержание

1. Природа психики, различные варианты определения её сущности.
2. Структура психики.
3. Бессознательное (по З.Фрейду) это:
а) инстинкты;
б) вытесненные переживания;
в) архетипы;
г) неактуализированный прошлый опыт.

Работа содержит 1 файл

психология контрольная.docx

— 40.03 Кб (Скачать)

Федеральное государственное  образовательное

бюджетное учреждение высшего  профессионального образования

 

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

 

 Кафедра: «Психология»

 

Факультет: Финансово кредитный  факультет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

по дисциплине:  «Психология»

 

Тема:  «Сущность психики и её структура»

                         Студент: Жилина Наталья Леонидовна

 

                                 Курс 1    № группы ФБ-ЭФ100

                                 Личное дело № 100.10/120225

                                 Преподаватель Нечаева О.А.

 

 

 

 

 

Калуга 2012 год

План;

1. Природа психики, различные варианты определения её сущности.

2. Структура психики.

3. Бессознательное  (по З.Фрейду) это:

              а) инстинкты;

              б) вытесненные переживания;

               в) архетипы;

               г) неактуализированный прошлый опыт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На первый взгляд, кажется, что психика представляет собой такое явление, которое хорошо знакомо каждому. Каждый из нас хорошо знает, что психика — это наше восприятие предметов и явлений внешнего мира, процессы мышления, наши переживания и желания. Психика остается с нами не только в часы бодрствования, но и во время сна, обнаруживая себя в виде замысловатых сновидений.

Обнаруживается, например, что  в структуре этого сложного явления  трудно отделить те стороны психики, которые принадлежат нам, от тех  ее сторон, которые принадлежат внешнему миру. Специалисты-психологи давно, заметили, что психика нигде не выступает в качестве отдельного предмета, оставаясь по своей природе и структуре загадочной и неопределенной. Эта загадочность и порождает множество попыток дать более или менее ясное определение сущности психики.

Чаще всего психика  определяется путем простого перечисления отдельных видов психических явлений. В учебниках указывается, что психика — это наши ощущения, мышление, память, чувства и т.п. Подобное определение сущности психического путем перечисления составляющих его элементов исходит из представления, что части всегда проще целого и через них легче понять целое. Но при этом упускается из виду, что целое не сводится к сумме составляющих его частей, что целое есть нечто иное, чем составляющие его части, оно содержит в себе некоторые новые качества, которых нет ни у одной из частей. В результате оказывается, что при таком подходе сущность психики как целого остается нераскрытой.

Психика есть у всех животных, а некоторые современные психологи считают, что она существует даже у растений. При этом особо подчеркивается, что у человека и животных мозг выполняет задачу регуляции их поведения в окружающей среде, действуя в соответствии с законами информационно-энергетического обеспечения организма. Психическая деятельность человека по своему содержанию есть отражение объективной действительности, обусловленное обстоятельствами его жизни и деятельности и прежде всего — обстоятельствами жизни общества, к которому он принадлежит.

Психика человека — качественно  более высокий уровень, чем психика  животных (Homo sapiens — человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудовой деятельности. Трудовая деятельность имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества — это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

 Нужно отметить, что в исторически сложившейся материалистической философской традиции, которой придерживалась советская психология, при определении психики упор делался на выполняемую ею функцию «отражения объективной реальности.

 «Отражение» представляет собой лишь первичный психический познавательный процесс, который «работает» на удовлетворение ка-ких-то базовых желаний, интересов. Поэтому активность отражательных процессов всегда поддерживается или прекращается в зависимости от степени удовлетворения той потребности, которой она была вызвана. Главная функция психики заключается в организации и осуществлении оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида с учетом своих возможностей и особенностей окружающей среды.

Потребности тесно переплетаются  с  психикой, изначально встроены в нее. По мнению многих западных и отечественных психологов, именно потребности составляют ядро психики (Зигмунд Фрейд, Курт Левин, Уильям Мак-Дугалл, Лев Выготский, Абрахам Маслоу и др.). По-разному трактуя сущность и структуру психики, эти психологи, тем не менее, были едины в признании того, что именно потребности порождают и организуют поведение, определяют его общее направление. На этом фундаменте формируются познавательные и двигательные процессы, осуществляется работа сознания, без чего эффективное осуществление потребностей, конечно, невозможно. Нетрудно заметить, что в предложенном понимании сущности психики предлагается объяснение, исходящее из признания ее тесной связи с работой человеческого организма, т.е. с материальными органами и процессами.

В представлении материалистов  психические явления возникли в результате длительной биологической эволюции живой материи и в настоящее время представляют собой высший итог развития, достигнутый ею.

Философы-идеалисты представляют - психика не является свойством живой материи и не есть продукт ее развития. Она, как и материя, существует вечно. Генезис психики на основе материи полностью отвергается. Зато признается собственная эволюция психического, его движение от низших форм к высшим. Идеализм, таким образом, является философским антиподом материализма.

 Наиболее популярными в настоящее время идеалистическими течениями являются неотомизм и экзистенциализм. Первое из этих течений основывается на концепции объективного идеализма, а содержание второго близко субъективному идеализму. Неотомизм, или новый томизм, — философия современного католицизма. Это философское направление представляет собой обновленный томизм, т.е. философию Фомы (лат. Tohmas) Аквинского, философа ХIII в. В 1879 г. неотомизм получил признание главы католической церкви и с этого времени представляет важную часть доктрины католицизма. Неотомизм — наиболее глубоко разработанный вариант современной религиозной философии. Его известные представители — Э. Жильсон, Ж. Маритен, К. Войтылла (Папа Римский Павел) и др.

Живое, утверждают неотомисты, никогда не может появиться из неживого, чувствующее — из нечувствующего, разумное — из неразумного. Главный вывод неотомизма о том, что сознание человека не материально, а божественно по своему происхождению, а разум — есть «небесный дар» создателя. Но поскольку человеческое сознание есть порождение Бога, человек чувствует и мыслит, не имея какой-либо связи с органами чувств и мозгом.

 Еще одним популярным в настоящее время идеалистическим философским течением, занимающимся проблемами психики и сознания, является экзистенциализм, философия экзистенции (от лат. существование). Наиболее крупными представителями экзистенциализма являются русские философы Николай Бердяев и Лев Шестов, немецкие — Мартин Хайдеггер и Карл Ясперс, французские — Жан-Поль Сартр и Альбер Камю. Центральной категорией в этой философии является понятие человеческого бытия, или экзистенции. Причем бытие рода человеческого характеризуется как уникальное, неповторимое, единственное в своем роде. Человеческое существование принципиально отлично от бытия других предметов и живых существ. Ж.-П. Сартр указывает, что философия экзистенциализма выступает как против утверждений традиционной религии о том, будто человек и его психика созданы Богом, так и против представлений материалистов о том, что якобы человек создан природой. На самом деле между материей и человеческим сознанием существует «абсолютный скачок». Но при рождении человек получает свой духовный мир не в готовом законченном виде, а лишь в виде его контура, проекта. Совершенствуя свой внутренний мир, в течение жизни человек должен создать себя сам. Именно эта «недостроенность» человека и порождает острую необходимость для каждого самому творить себя, а также и соответствующие психологические последствия в виде чувства заботы, тревоги, ответственности, иногда отчаяния, которые сопровождают и окрашивают человеческое существование.

На протяжении веков идет спор о психике как самом таинственном явлении, существующем в мире. Два противоположных подхода, издавна существующих в истолковании ее сущности сегодня интегрируются современной психологической наукой, трактующей психику как воплощение нерасторжимого единства объективного и субъективного бытия.

  2. структура психики

Рассмотрение психики  как системного явления, имеющего сложную  структуру, помогает глубже понять ее сущность. Анализ структуры обнаруживает, что психика человека является сложнейшим явлением, возможно, самым сложным  из того, что существует в мире. Духовный мир человека целостен, но вместе с тем он представляет собой многомерное явление. Современная психология признает, что все уровни психики «...представляют собой неразрывную цепь, в которой высшая часть ниже следующего звена обязательно является низшей частью вышестоящего звена. Работа высшего звена опосредствуется всей цепью…Высшее звено после своего возникновения постепенно занимает доминирующее место во всей цепи, подчиняет себе работу всех нижележащих звеньев, как бы организует, направляет ее. Каждое звено подчиняется не только общей для всей цепи закономерностям, но и своим специфическим, только ему присущим законам».

В качестве методологической основы для рассмотрения сложных природных и социальных структур сегодня все шире используются положения, обшей теории систем — одной из новейших общенаучных дисциплин. Система определяется как соединение, целое, состоящее из частей, совокупность элементов, находящихся в связях и отношениях друг с другом и образующих некоторую целостность,

В общей теории систем весь мир представляется как совокупность систем, основными признаками которых являются: целостность, единство; структурность, дискретность, расчлененность; взаимосвязь системы с окружающей средой;

иерархичность составляющих систему элементов, наличие отношений  субординации между ними; существование многих описаний систем в связи с их сложностью, многоаспектностью.

Виды систем многообразны: это физические, биологические, социальные и психологические системы. Важнейшая  особенность всех систем — прием, передача и постоянное циркулирование в них информации и осуществление на ее основе процессов управления. В отечественной психологической литературе наиболее распространено представление о четырехчленной структуре психики. Обычно в ней выделяются следующие основные компоненты, которые различаются между собой степенью динамизма, изменчивости: психические процессы; психические новообразования; психические состояния; психические свойства.

Психические процессы —  это наиболее динамичный компонент человеческой психики, который возникает и развивается во взаимодействии живых существ с окружающим миром. Психические процессы продолжаются непрерывно, даже во время сна, причем один вид процесса сменяется другим. Психические процессы вызываются как внешними воздействиями природной и социальной среды, так

и импульсами, идущими от нервной системы, от внутренней среды организма, прежде всего различными желаниями, ощущениями нехватки, дефицита чего-то, разнообразными потребностями.

Фундаментальной основой  всех психических процессов являются наши потребности как низшие, физические, так и высшие, духовные.

Психические новообразования  — это приобретаемые человеком  в течение жизни, в том числе  в ходе обучения, те или иные знания, умения и навыки. Они являются итогом личного опыта, приобретенного, в том числе и путем обучения. Это — результат целенаправленной работы индивида. Взрывной рост информации в современном мире, ее постоянное обновление поставили перед каждым человеком, занятым в производстве, задачу непрерывного пополнения своих знаний, умений и навыков в течение всей жизни. Однако решение этой непростой задачи, как и других психологических задач, во многом зависит от состояния нашей психики.

Психические состояния — это хорошо нам известные психические явления бодрости или подавленности, работоспособности или усталости, спокойствия или раздражительности и т.п. Психические состояния возникают неслучайно, они порождаются многообразными факторами, такими как состояние здоровья, условия работы, взаимоотношения с окружающими людьми. Психические состояния – представляют собой относительно устойчивый динамичный фон деятельности и активности психики. Под психическим состоянием следует понимать определившийся в данное время относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется в повышенной или пониженной активности личности.

Выделяют разные виды психических  состояний. Так, оптимизм или пессимизм характеризуют общее психическое состояние. Существуют и различные эмоциональные состояния: радость, печаль, гнев и т.д. 

Психические свойства – это высшие и устойчивые регуляторы психической деятельности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно и является результатом отражательной и практической деятельности.

Информация о работе Сущность психики и её структура