Сущность, содержание и методы православной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Педагогика — сложная наука. Как и любая другая наука, она не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Наука выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Один общий вывод педагогики часто служит ключом для объяснения тысяч конкретных ситуаций. Область педагогического творчества неимоверно сложна, здесь возникает бесконечное многообразие индивидуальных случаев, требующих каждый раз своего решения

Содержание

Введение 3
Сущность православной педагогики 6
Содержание православной педагогики 10
Методы православной педагогики 11
Методы формирования сознания личности 12
Методы организации деятельности
17
Методы стимулирования поведения и деятельности
19
Заключение 27
Литература 28

Работа содержит 1 файл

к.р. Сущность, содержание и методы православной педагогики.docx

— 56.67 Кб (Скачать)

     Интенсивно  выполняемое упражнение называют методом  приучения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать требуемое качество. Наиболее эффективно применение метода приучения на ранних стадиях развития ребенка. При этом условиями его правильного применения являются следующие:

  • у воспитателя и его воспитанников должно быть ясное представление о цели воспитания. Если воспитатель плохо понимает, для чего он стремится прививать те или иные качества, будут ли они полезны человеку в жизни, если его воспитанники не видят смысла в тех или иных действиях, результата от применения данного метода не будет;
  • не следует давать указаний, например, «Будь вежливым»; лучше сказать «Приветствуй соседа — и он будет вежлив с тобой»;
  • целесообразно показывать результаты выполняемых действий (например, сравнить грязные и вычищенные ботинки);
  • приучение требует контроля — благожелательного, заинтересованного, но строгого, который согласуется с самоконтролем;
  • значительный педагогический эффект дает приучение в игровой форме.

     Требование — это метод воспитания, с помощью которого вызывают, стимулируют или тормозят деятельность воспитанника. В воспитательном процессе может использоваться прямое требование, для которого характерны определенность, конкретность, точность формулировок. При косвенном требовании (просьбе, намеке, одобрении и т. п.) стимулом действия становится уже не столько само требование, сколько вызванные им психологические факторы: переживания, интересы, стремления воспитанников.

     Метод поручений. При помощи этого метода детей также приучают к положительным поступкам. К поручениям прибегают для того, чтобы развить необходимые качества. Например, неорганизованным детям дают поручение провести действие, требующие точности и активности и т. п.

     Методы  стимулирования поведения  и деятельности

     Стимулом  в Древней Греции называли деревянную палку с заостренным наконечником, которой пользовались погонщики  быков для понукания ленивых  животных. Как видим, стимулирование имеет не очень приятную для людей  этимологию.

     Человек нуждается в постоянных стимулах. Одни стимулы он черпает из источников, находящихся внутри него, а другие создаются внешними силами. Прямое и непосредственное назначение стимулов — ускорять или, наоборот, тормозить  определенные действия. В связи с  этим выделяют методы воспитания, в  основе своей имеющие побуждение воспитанника к выполнению определенной деятельности.

     Метод поощрения представляет собой положительную оценку действий воспитанников. При этом закрепляются положительные навыки и привычки детей. Действие метода поощрения основано на возбуждении положительных эмоций. Именно поэтому поощрение вселяет уверенность, создает приятный настрой, повышает ответственность. Виды поощрений весьма разнообразные: одобрение, ободрение, похвала, благодарность, награждение и т. п.

     Простейшим  видом поощрения является одобрение. Оно может выражаться жестом, мимикой, положительной оценкой поведения или работы воспитанника, доверием в виде поручения и т. п. Воспитателю целесообразно обращать внимание на добрые последствия хорошего поведения детей, а также самому показывать их на практике, не оставляя без одобрения ни одного благонравного поступка.

     Однако  необходимо заметить, что добродетель  часто требует от нас усилий, поскольку  побуждения ко греху достаточно сильны. Поэтому, особенно в детском возрасте, трудно обойтись без вспомогательных методов стимулирования деятельности, каковыми являются поощрения более высокого уровня — благодарности, награждения и т. п. Они вызывают и поддерживают сильные и устойчивые положительные эмоции, дают воспитанникам продолжительные стимулы. При этом следует остерегаться неразумного или избыточного поощрения, которое приносит воспитаннику только вред. С этой точки зрения важно учитывать психологическую сторону поощрения, его последствия. Воспитатель, награждая, всегда должен иметь в виду двоякую цель: изъявить воспитаннику свое удовольствие за его поведение и вместе с тем поощрить, чтобы он и впредь вел себя похвально. Также полезно помнить и о некоторых других немаловажных моментах, например:

  • поощряя, надо стремиться к тому, чтобы поведение и деятельность ребенка не мотивировалось бы лишь стремлением получить похвалу или награду. Довольно неприятно видеть, когда ребенок за каждую свою обязанность начинает требовать удовлетворения, или, когда он слушается только в случае обещания награды. Поэтому родители или воспитатели, требуя от детей исполнения своих обязанностей, ни под каким видом не должны заключать с ними каких-либо условий. Они должны суметь разъяснить детям, что поступать хорошо необходимо из чувства долга, а на получаемые награды нужно смотреть не как на плату, а как на знак выражения удовольствия воспитателей;
  • поощрение не должно противопоставлять ребенка другим детям. Поощрять следует не только тех, кто добился успеха благодаря своим природным дарованиям, но и тех, кто просто добросовестно учится и работает, проявляет высокие нравственные качества — ответственность, отзывчивость и т. п.
  • неумеренные похвалы приводят к зазнайству и развитию гордыни. Поэтому, поощряя, надо отмерять — кому, сколько и за что. Награда ни в коем случае не должна быть вредной для воспитанника;
  • использование метода поощрения требует знания индивидуальных особенностей учащихся. Например, очень важно вовремя ободрить неуверенного, отстающего. Поощряя их положительные качества, воспитатель пробуждает в детях желание оправдать оказанное доверие;
  • в награждениях нужно разнообразие, поскольку, поощряя всегда одним и тем же способом, есть опасность привить равнодушие ребенка к наградам;
  • в наградах немаловажным моментом является то, как они раздаются. Самый незначительный подарок бывает для нас, как правило, дорог и незабвенен, если дается неожиданно и с чувством благорасположения.

     Наказание — это метод педагогического воздействия, который должен предупредить нежелательные поступки, тормозить их, вызывая чувство вины перед Богом, перед собой и другими людьми.

     Наказание — это один из методов воспитания, по которому ведутся споры в педагогике. Так называемая гуманистическая  педагогика зачастую призывает полностью  отказаться от наказаний. Но гуманность можно понимать неодинаково. По одному мнению, быть гуманным — значит снисходить и прощать все другому потому, что ничто человеческое и нам  не чуждо. Такой взгляд привлекает, но есть опасность, что он может привести к излишней снисходительности, при  которой ничего не взыскивается с  воспитанника даже за пороки.

     Какова  точка зрения православной педагогической мысли на проблему наказания детей? Замечательный русский религиозный  философ И. А. Ильин в книге  «Взгляд вдаль» в главе «Наказание дитя» писал, что наказание само по себе является отрицательным явлением, сигналом тревоги для родителей  о том, что у них есть такие  промахи, ошибки и упущения, которые  не должны иметь места. Он отмечал, что  воспитание наказанием — это несчастное воспитание, это постоянно тлеющая  борьба, это тайная гражданская война  в семье. Действительно, согласно православной педагогической традиции началом всех воспитательных мер должна быть христианская любовь. Еще святитель Василий  Великий, говоря об обязанностях родителей, указывал, что они «должны воспитывать детей в учении и наставлении Господнем с кротостию и долготерпением и, сколько зависит от них, не подавать никакого повода к гневу и скорби» [1, с. 486]. Святитель Феофан Затворник верил только в силу любви и придавал значение только нравственным воздействиям. Когда его спрашивали о лучших средствах воспитания, он отвечал: «Полюбите детей, и они вас полюбят».

     Таким образом, главным методом и конечной целью педагогики, согласно учениям  святых отцов, является любовь. В свете  этого одной из задач педагогического  воздействия на ребенка является воспитание в нем смирения и послушания. Если эти качества удалось воспитать  в детях, то в наказаниях нет необходимости. Еп. Евсевий (Орлинский) писал по этому поводу, что родители, желающие послушания от детей, должны снискать его доверием и своей любовью к ним, «постоянством, благоразумием и соблюдением себя в строгих границах… Тогда дело пойдет само собою: ибо доверчивая любовь сливает в одно волю любящего с волею любимого» [3, с. 256]. С целью воспитания послушания в детях епископ рекомендовал родителям соблюдать ряд правил, а именно:

  • приказывать и запрещать необходимо только то, что действительно необходимо;
  • требовать точного исполнения приказаний, поскольку приказание без строгости является самой слабой преградой и вводит в искушение своевольного воспитанника;
  • без нужды не делать послушание тягостным для детей, поэтому в приказаниях необходимо соблюдать справедливость и остерегаться даже подозрения со стороны детей на то, что приказание идет по своенравию или пристрастию;
  • чрезвычайно необходимо, чтобы все, имеющие влияние на конкретного ребенка, поддерживали бы в нем уважение к приказывающему и требовали точного исполнения приказания;
  • ¤ ни под каким видом нельзя приказывать детям чего-либо, противного нравственности, поскольку всякая власть, равно как и родительская, «дана не к разорению, но к назиданию» (2Кор. 13, 10).

     Для чего же служит наказание, какова его  цель? В православной педагогике есть только один ответ на этот вопрос: главным основанием наказания должна быть любовь, а единственной его целью — исправление ребенка. Любовь и строгость должны разумно сочетаться. Любое сосредоточение на любви в ущерб строгости порождает неуважение к власти. И, наоборот, авторитарная, подавляющая атмосфера, как правило, глубоко обижает ребенка, который утверждается во мнении, что его не любят и даже ненавидят. Воспитанный в страхе и принуждении ребенок повинуется своим родителям и воспитателям до тех пор, пока боится, что его поступки будут обнаружены и наказаны. Как только эта «узда» снимается, дети чаще всего становятся своевольными и необузданными. Совершенно иные результаты мы наблюдаем в тех случаях, когда дети искренно преданы своим родителям и воспитателям, когда они твердо уверенны в их любви и не сомневаются, что всякое наказание дается им от доброжелательного сердца во имя их собственного блага. Наказание не должно рассматриваться как возмездие за проступок или как восстановление справедливости. Наказание может применяться только в интересах ребенка. Очень много вреда приносит необоснованное, несправедливое наказание, непонимание желаний и стремлений ребенка, оскорбление его личности. «В наказании, — отмечал прот Глеб Каледа, — должен быть просвет милости и любви, надежды на прощение» [2, с. 149].

     Педагог, применяющий метод наказания, действует  как бы от имени и в интересах  души ребенка, который сам по себе не имеет достаточно сил освободиться от бремени страстных наклонностей. Наказание помогает ребенку преодолеть эти наклонности, удерживает от греха. Наказание как бы «приводит в себя», вызывает раскаяние о содеянном. Наказание от земного воспитателя предотвращает наказание от Воспитателя Небесного. Это горькое, но необходимое лекарство. «Наказание, — говорит Н. Е. Пестов, — есть страдание, а страдание очищает и просветляет душу» [5, с. 129].

     Однако, несмотря на множество относительно мягких способов воздействия на ребенка, телесные наказания бывают иногда необходимы. Святые отцы говорили о возможности применения телесных наказаний, но только в последнюю очередь, в случае проявления злой воли и упорства. Например, когда ребенок знает, чего от него хотят, но при этом самым дерзким образом предпочитает делать нечто противоположное. В этом случае он прекрасно осознает, что не прав, но, как правило, желает посмотреть, что будут делать при этом родители или воспитатели. Зачастую же сама угроза телесного наказания удерживает ребенка от плохих поступков. Лучше, чтобы угрозы не доходили до дела. Но вместе с тем пусть не будет ребенку ясно, что все закончится угрозами, поскольку угроза тогда хороша, когда ей верят, что она будет осуществлена.

     Для современной гуманистической педагогики такие слова могут казаться странными, поскольку с точки зрения педагогов-гуманистов мораль, которая держится на страхе наказания, есть мораль рабов. И та педагогика, которая допускает наказание, якобы  лишает детей свободы. С православной точки зрения свобода есть дар  Божий, присущий душе каждого человека, в том числе и детской душе. И сколько бы кто не старался „закручивать гайки“, душа все равно не теряет этого своего дара. Иисус Христос  говорил: «Всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин. 8; 33–34), подразумевая под этими словами то, что истинная свобода — это свобода от греха и жизнь со Христом. «Познайте истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8. 32), «Я есмь пути и истина и жизнь» (Ин. 14.6.).

     С точки зрения православной педагогической мысли в процессе воспитания в  первую очередь ставится вопрос о  свободе, о восхождении к ней  ребенка. При таком подходе задача воспитателя состоит в том, чтобы  помочь ребенку стать свободным. И все строгие меры, наказания и ограничения призваны, с этой точки зрения, к тому, чтобы привести ребенка к свободе, помочь ему освободиться от греха, сделав свободный выбор в пользу добра. Священное Писание уподобляет ребенка рабу и обязывает слушаться родителей. Но слушаться «до срока», до тех пор, когда, войдя в должный возраст и укрепив свой дух, ребенок научится в нравственном отношении сам управлять собой с помощью навыков, сформированных в годы «рабского послушания».

     К методам стимулирования поведения  и деятельности секуляризованная педагогика относит и так называемый метод  соревнования, «при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств» [6, с. 281]. Здесь необходимо отметить, что так называемая «естественная потребность к соперничеству», стремление быть первым, далеко не естественна для человека с устоявшимся православным мировоззрением. Поэтому нет необходимости, воспитывая ребенка в духе православия, данную потребность «разжигать».

Информация о работе Сущность, содержание и методы православной педагогики