Сущность, содержание и методы православной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Педагогика — сложная наука. Как и любая другая наука, она не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Наука выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Один общий вывод педагогики часто служит ключом для объяснения тысяч конкретных ситуаций. Область педагогического творчества неимоверно сложна, здесь возникает бесконечное многообразие индивидуальных случаев, требующих каждый раз своего решения

Содержание

Введение 3
Сущность православной педагогики 6
Содержание православной педагогики 10
Методы православной педагогики 11
Методы формирования сознания личности 12
Методы организации деятельности
17
Методы стимулирования поведения и деятельности
19
Заключение 27
Литература 28

Работа содержит 1 файл

к.р. Сущность, содержание и методы православной педагогики.docx

— 56.67 Кб (Скачать)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ  ПЕДАГОГИКЕ 

8. Сущность, содержание  и методы православной  педагогики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

  
Введение  3
Сущность  православной педагогики 6
Содержание  православной педагогики 10
Методы  православной педагогики 11
     Методы  формирования сознания личности 12

     Методы  организации деятельности

17

     Методы  стимулирования поведения и деятельности

19
Заключение  27
Литература  28
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Каждый  человек, живущий в обществе, является своего рода воспитателем. Он воспитывает  других своим отношением к ним, своими делами, мыслями, идеями. Через некоторое  время его воспитательное влияние  на других возвращается к нему снова  через человеческие взаимоотношения  и поступки. Таким образом, каждый из нас выполняет в своей жизни  одну из сложнейших общественных функций  — функцию воспитания. Значит, каждый должен знать основы науки о становлении и воспитании личности — педагогики, чтобы давать другим то, что ожидает от них для себя, получить от них то, что отдает им сам. В этом и состоит сущность процесса практического воспитания. Но при организации данного процесса важно не столько то, что отдаешь, а как отдаешь. Педагогическая наука как раз и раскрывает такие пути и способы осуществления воспитательного влияния, которые обеспечат его наибольшую эффективность, она объясняет, как достигается нужный результат воспитания, почему возникают те или иные проблемы, указывает пути преодоления типичных затруднений.

     Педагогика  — сложная наука. Как и любая  другая наука, она не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или  правил. Наука выделяет главное в  педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Один общий вывод педагогики часто служит ключом для объяснения тысяч конкретных ситуаций. Область  педагогического творчества неимоверно сложна, здесь возникает бесконечное  многообразие индивидуальных случаев, требующих каждый раз своего решения. Однако не может быть сомнения в  том, что в основе всех этих явлений  и процессов лежат свои особые, совершенно определенные законы, раскрытие  которых и составляет задачу педагогики как науки.

     Среди прочих, в современной педагогике существует направление, обращенное к  духовно-нравственным основаниям образования  и базирующееся на фундаменте Православных культурных традиций. Развитие этого направления педагогической мысли является перспективным. Это обусловлено сложившейся в российском обществе ситуацией, которая такова, что наше образование как никогда нуждается в духовно-нравственной основе. Православное направление педагогической мысли и ориентировано, прежде всего, на воссоздание и создание вновь опыта духовной жизни нашего общества. Как и другие направления педагогической мысли, оно нуждается в теоретическом осмыслении и научном обосновании.

     Религиозное обоснование педагогики, обращение  современного педагога к православной точке зрения на нее является, как  отмечает заведующий кафедрой православной педагогики Самарской Православной Духовной семинарии, прот. Евгений Шестун, не проблемой разума, а выбором сердца [2, с. 26]. Сегодня этот процесс во многом затрудняется боязнью всякого насилия над личностью, порожденного со времен тоталитаризма, а также почти двухсотлетней традицией поиска духовного опыта внецерковными методами. Особенность современной светской педагогики заключается в отрицании Бога при созревании ребенка. Дело воспитания здесь сводится к ограничению только тем, что вмещает разум. Это традиция построения педагогики без религии, идущая еще со времени эпохи Просвещения, на место Бога ставит исключительно силу разума. Однако опыт духовной жизни людей говорит нам о том, что человека нельзя сводить к сознанию, мышлению и рассудку. Забота только о развитии ума часто бывает источником душевных искривлений и заболеваний. Педагогу необходимо проявлять внимание к воспитанию души в целом, поэтому православный подход к решению педагогических проблем предполагает прежде всего духовное и нравственное осмысление педагогический явлений и процессов, следование религиозным представлениям о человеке.

     Опыт  предыдущих поколений доказывает, что  самое лучшее в педагогике как  науке о воспитании основано на достижениях  прошлого. Опыт организации процесса духовно-нравственного становления  личности мы находим в Священном Писании, творениях святых отцов и учителей Церкви, работах православных богословов, религиозных философов, педагогов. Их проницательные умы нашли такие верные, обоснованные опытом формулы воспитательной деятельности, которые в полной мере могут обеспечивать воспитание христианина. Много ценного в плане теоретического обобщения и практического применения накопила современная светская педагогика, и ее опыт ни в коем случае не может быть полностью отвергнут. Забыть то или другое учение и пытаться строить новые теории без учета достижений прошлого — значит создавать здание без фундамента. Обосновывая теоретические основы педагогики в контексте Православной культурной традиции, следует не только предлагать соответствующую концепцию организации процесса воспитания, но и проанализировать возможность использования в этом процессе тех средств, которые традиционно применялись в отечественной школе. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СУЩНОСТЬ ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ 

     Православная  педагогика является уникальным и самобытным феноменом при одновременной  открытости для включения в себя всего лучшего из других систем. Ее сущность состоит в учении о  бытии Бога, о вечной жизни, грехопадении, спасении человека через Боговоплощение, об искуплении и о способах усвоения его результатов через молитву, богослужение, добродетели, участие в таинствах Церкви, целью чего является формирование у ребенка духовно-нравственных личностных качеств. Педагог и педагогические средства в ней не являются самодостаточными факторами, поскольку их действие считается благодатным только при помощи, подаваемой Христом. Православная педагогика видит свою цель в спасении ребенка от греха, соединении его с Богом. Главная задача православной педагогики – духовно-нравственное воспитание ребенка. Воспитанию отдается приоритет над обучением.

     Сущность  и основы процесса воспитания здесь  рассматриваются в контексте  православно ориентированного мировоззрения. Это означает, что обозначая институты  воспитания, мы говорим о том, что  безусловное право на данный статус имеет и Церковь. Причем Церковь  является таким институтом воспитания, который в отличие от других (семья, школа, общество) никогда еще в  истории своего существования кардинально  не менял концепцию воспитания, что  делает данный институт и его воспитательную концепцию неизменной, целостной, позитивной, апробированной на протяжении десяти веков.

     Под православной педагогикой понимается наука и искусство воспитания целостной личности на пути ко спасению во Христе через Церковь.

     В чем же заключается специфика  православной педагогики?

     Во-первых, – в основании и цели. Общая, светская педагогика, не имеющая твердого основания, несомненного авторитета и  вечной, непреходящей цели подобна дому на песке. Православная же педагогика сильна именно тем, что имеет простирающуюся в вечность цель - спасение; строит свое здание на незыблемом основании – «Камне-Христе», в Лице которого имеет непреложный духовно-нравственный идеал и несомненную истину, ориентируется на неизменный авторитет Священного Писания и учения Церкви. Все Божественное Откровение несет в себе конкретные педагогические принципы, вооружает православного учителя благодатными советами, методами и средствами воспитания. Все это обязывает православного педагога не только овладевать духовными сокровищами Православия, но прежде всего, воспитывать самого себя в истине и добродетели, ибо можно дать лишь то, что имеешь.

     Во-вторых, специфика православной педагогики состоит в понимании детства  как особого этапа духовного  становления человека. Таковых есть Царство Небесное – сказал Господь  о детях (Мф. 19, 14). Для любого учителя очевидно, что столь высокая оценка детей не связана с их моральным совершенством. Особая благодатность детства заключается в реальности веры детей, их чистоте, простоте, искренности, незлобии и смирении. В то же время Православие не идеализирует ребенка, не считает, что от рождения человек всецело устремлен к добру и лишь обстоятельства жизни портят его. Оно знает, что природа любого человека повреждена первородным грехом, а потому состояние детской души нуждается в исцелении, в восстановлении его в прежнем достоинстве, в раскрытии богодарованных талантов и совершенствовании личности.

     Ребенок призван утвердиться в добре. На этом пути он нуждается в помощи взрослого. Смысл воспитания заключается  в том, чтобы развить и укрепить находящиеся в детской душе силы; оградить ребенка от духовных опасностей; помочь ребенку в борьбе со страстями  и раскрытии образа Божия в  нем, – и тем самым подготовить  его к восприятию опыта духовной жизни. То есть воспитание готовит к  самовоспитанию; а то и другое направлено к высшей цели жизни – спасению.

     Третья  особенность православной педагогики заключается в понимании того, что чрезвычайно трудные задачи воспитания не достижимы одними человеческими  силами. «Бог Помощник наш. – Писал  св. прав. Иоанн Кронштадтский. - Наше дело усердно напаять: возращать будет Бог   (1 Кор. 3,6), Споспешник и Возраститель всего доброго». Православная педагогика понимает, что истинным Педагогом является Бог Отец, через Сына и Мать-Церковь в Духе Святом воспитывающий человечество в целом и каждого человека в отдельности. Православный педагог может и должен молитвенно обращаться к Нему за помощью в своем многотрудном деле.

     Православная  педагогика учитывает сильное влияние  духовного мира на человека. С одной  стороны, это – помощь Бога, Ангелов  и Святых; с другой губительное  влияние падших духов. Руководствуясь голосом совести, Божиим словом, наставлениями  родителей, пастырей и педагогов  юный человек учится выбирать добро  и попирать зло.

     Особенность православной педагогики состоит еще  и в том, что она носит глубоко  личностный характер и обращена к свободе воспитанника. И здесь православному педагогу необходимо понимание своего места и роли в процессе воспитания – как смиренного соработника Божия и слуги маленького человека, тянущегося к Богу и Церкви. Православный педагог призван помочь ребенку войти в жизнь Церкви так, чтобы эта жизнь стала его жизнью; помочь духовному росту детской души на пути, свойственном именно ей, по предвечному замыслу о ней Творца. Воспитание есть начальный этап на пути достижения цели жизни – спасения, посредством богоуподобления вплоть до святости. Путь к богоуподоблению лежит через исполнение христианских заповедей, жизнь по которым обеспечивает воспитание необходимых добродетелей и уничтожение греховных наклонностей и пороков. Поэтому православная педагогика стремится воспитать в человеке те необходимые добродетели, которые сделают его гражданином Царствия Небесного.

     Общая педагогика признает большую роль семьи  в деле воспитания. Специфика православной педагогики состоит в том, что  одной из основ ее является семья  как домашняя церковь, устроенная по образцу святой Церкви Христовой, стремящаяся  во взаимоотношениях уподобиться Пресвятой  Троице, основанная на любви, ибо Бог  есть Любовь. Здесь в ребенке уважаются  его человеческие права, в нем  видят, хранят и раскрывают образ  Божий. Единение членов семьи в духе, слове, деле, молитве является благотворным для воспитания детей: они, достигнув  совершеннолетия, становятся живыми и  плодотворными членами Матери-Церкви. Школа призвана продолжать и дополнять  дело семьи и, уподобляясь семье, становиться теплой школьной семьей. К сожалению, современная семья  часто не справляется со своей  обязанностью – воспитывать детей  в духе христианского благочестия, во славу Божию и детоводительствовать их ко спасению. Поэтому православный педагог призван быть верным помощником православной семьи в воспитании. Конечно, отдельным педагогам не по силам решение вопроса воцерковления подрастающего поколения. Это – общее дело всей Церкви.

     Православный  педагог призван вести детей  к истинно-духовной жизни, которая  есть жизнь с Богом, в Боге и  для Бога, и достижима лишь в  лоне Матери-Церкви. Церковная жизнь  ставится во главу угла всего дела православной педагогики: главная задача педагогической деятельности есть воцерковление, и осуществляется она через личное участие ребенка и его семьи в жизни конкретной церковной общины. Для того, чтобы происходило такое вхождение ребенка в церковный организм, работа Церкви в области религиозного воспитания должна иметь четыре измерения:

Информация о работе Сущность, содержание и методы православной педагогики