Сущность, содержание и методы православной педагогики

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:04, контрольная работа

Описание работы

Педагогика — сложная наука. Как и любая другая наука, она не сводится к описанию конкретных ситуаций, примеров или правил. Наука выделяет главное в педагогических отношениях, раскрывает причины и следствия педагогических процессов. Один общий вывод педагогики часто служит ключом для объяснения тысяч конкретных ситуаций. Область педагогического творчества неимоверно сложна, здесь возникает бесконечное многообразие индивидуальных случаев, требующих каждый раз своего решения

Содержание

Введение 3
Сущность православной педагогики 6
Содержание православной педагогики 10
Методы православной педагогики 11
Методы формирования сознания личности 12
Методы организации деятельности
17
Методы стимулирования поведения и деятельности
19
Заключение 27
Литература 28

Работа содержит 1 файл

к.р. Сущность, содержание и методы православной педагогики.docx

— 56.67 Кб (Скачать)
  1. созидание полноценной литургической жизни в богослужебном годовом круге;
  2. тесное общение пастыря и преподавателей с детьми и их семьями;
  3. собственно религиозное обучение детей;
  4. полнокровная и деятельная жизнь в церковно-приходской общине.

     Соединять все эти составляющие самим родом  своего служения призваны священники, как руководители всей приходской жизни  и ведущейся на ее базе религиозно-воспитательной работы. Но если каждый пастырь должен обладать специальными педагогическими  знаниями и навыками, то и каждый педагог-мирянин должен относиться к своему делу, как к богослужению. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ  ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ 

     В настоящее время под содержанием воспитания понимают «систему знаний, умений и навыков, взглядов и убеждений, качеств и черт личности, устоявшихся привычек поведения, которыми надо овладеть и которые соответствуют поставленным целям и задачам воспитания»                      [6, с. 27].

     На  содержание воспитания нет единого  взгляда у светских и православных педагогов. Первые в основном считают, что воспитание должно подготовить  человека к трем главным ролям  в жизни — гражданина, работника, семьянина и, таким образом, ориентируют  весь процесс воспитания ребенка  только на жизнь земную. Православное направление педагогической мысли, как было отмечено выше, ориентирует  процесс воспитания не только на жизнь  временную здесь, на земле, но и ставит задачу подготовить человека к жизни  вечной через пробуждение его  духовной жизни. Одухотворение души происходит в определенных условиях. Создание этих условий, главным из которых  является воцерковление ребенка, и составляют содержание православной педагогической деятельности.

     Можно сказать, что воцерковление является и основной целью, и содержанием православного воспитания. Воцерковление — это, прежде всего, введение детей в жизнь Церкви, приобретение навыков общественной и личной духовной жизни, это воспитание христианского мировоззрения, осмысление мира, жизни, человека и его деятельности в свете Божественного Откровения. И, наконец, это подготовка детей к общественному христианскому служению, развитие их дарований, воспитание христианских чувств и воли. Однако воцерковление ни в коей мере не должно отменять или заменять попечения о развитии ребенка, охватывающем иные стороны его бытия: ум, чувства, волю, тело. Соответственно православное воспитание может и должно вестись в различных направлениях: духовно-нравственном, умственном, трудовом, эстетическом, патриотическом, физическом и т. п.

МЕТОДЫ  ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ 

     В педагогической литературе описано  большое количество разнообразных  методов воспитания. Разобраться  в них помогает их упорядочение, или классификация — выстроенная по определенному признаку система методов. Опираясь на классификацию, педагог не только ясно может представить себе систему методов, но и лучше понять назначение методов, их характерные признаки.

     В настоящее время наиболее удобной  является классификация методов  воспитания на основе направленности — такой характеристике, которая  включает в себя целевую, содержательную и процессуальную стороны методов  воспитания (Т. А. Ильина, И. Т. Огородников). В соответствии с этой характеристикой  выделяются три группы методов воспитания: методы формирования сознания личности; методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения; методы стимулирования поведения и деятельности. 

     Методы  формирования сознания личности  

     В общей структуре воспитательного  процесса первым этапом правильно организованного  воспитания является знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть сформированы.

     Для становления взглядов, понятий, убеждений  используются методы, получившие название методов формирования сознания личности, или методов убеждения, поскольку главное их назначение — формирование устойчивых убеждений. Ведь именно убеждения стимулируют наши поступки.

     Убеждение достигается при использовании  различных методов. Например, в дореволюционной  школе широко использовались назидательные  истории, притчи, басни. Выводы (мораль) делали сами дети.

     Основной  формой проповеди Иисуса Христа также  были притчи — короткие рассказы. В  своих беседах с народом Он использовал поэтические образы и сравнения. Притчи легко запоминаются. Читая Евангелие, мы обнаруживаем все  новые и новые грани их глубокого  содержания. По притчам мы оцениваем  себя и свои поступки.

     Сильнодействующим методом убеждения является пример. Его воздействие основывается на известной психологической закономерности, согласно которой явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда остаются в сознании, поскольку не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в которых нуждается любое речевое воздействие. Пример дает конкретные образцы для подражания. В первую очередь образцовым должно быть поведения близких ребенку людей — родителей, воспитателей, друзей. Благочестивый пример этих людей нужен, прежде всего, для укоренения в детях чувства страха Божия. Родители и все окружающие детей должны быть сами проникнуты сыновним страхом к Богу. Сила воздействия примера будет возрастать тогда, когда воспитанники убедятся, что между словом и делом их наставника нет расхождений.

     Психологической основой примера служит подражательность, благодаря которой дети овладевают социальным и нравственным опытом. Поэтому очень важно с младенчества окружать ребенка положительными примерами для подражания.

     Еще одним методом данной группы является рассказ на этическую тему — яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Рассказ служит источником знаний, обогащает нравственный опыт личности опытом других людей, выполняя функцию положительного примера в воспитании.

     Методом эмоционально-словесного воздействия  на воспитанников является также  метод разъяснения. Отличительной чертой этого метода от рассказа или объяснения является его ориентированность на данную группу детей или отдельную личность. Применение этого метода основывается на знании особенностей класса и личностных качеств детей.

     Еще один метод данной группы — увещевания — сочетает просьбу с разъяснением. Педагогическая эффективность данного метода во многом зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Увещевание обычно действует безотказно, когда при этом используется опора на положительное в ребенке, похвала, обращение к чувству собственного достоинства и чести.

     В некоторых случаях весьма полезны  предостережения и наставления, обращающие внимание на недостатки или вредное влияние некоторых предметов, явлений, действий. Используя данные методы, необходимо соблюдать ряд правил, а именно [3, с. 51]:

  • предостережения должны быть умеренными. Этим методом необходимо пользоваться только в тех случаях, когда он действительно необходим. Постоянные предостережения порождают невнимание к ним, отчего действительно нужные из них могут стать бесполезными;
  • необходимо избегать всякого преувеличения, поскольку ложь всегда наказывается сама собою. Если обманутые дети рано или поздно узнают обман, то, скорее всего, они перестанут верить своим наставникам и в том, что является правдой;
  • полезно предостерегать посредством примеров и повествований. Особенно положительно действует на ребенка, если ему указывают на его собственный опыт, какой был у него когда-либо ранее;
  • сами предостережения должны быть даваемы ласково, с отеческой любовью, с благоразумным применением к обстоятельствам, потому что только такие предостережения дети принимают охотно;
  • необходимо остерегаться давать такие предостережения и наставления, которые побуждали бы детей к нечистым желаниям или к любопытству относительно таких предметов и явлений, о которых они не имели до этого никакого представления.

     Этическая беседа — это метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие как воспитателя, так и воспитанников. Беседа отличается от рассказа тем, что воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними с позицией сотрудничества. Предметом этической беседы являются нравственные проблемы. Целью этической беседы является углубление, упрочение нравственных понятий, обобщение и закрепление знаний, формирование системы нравственных убеждений.

     В большинстве случаев поводом  для этической беседы являются конкретные факты, события, поступки детей. Обсуждая их, дети легче постигают их сущность и значение.

     Эффективность проведения беседы зависит от соблюдения ряда условий, например [6, с. 110–111]:

  • этическая беседа не должна проводиться по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых ответов. В ходе беседы должны быть выявлены и сопоставлены все точки зрения;
  • беседа не должна превращаться в лекцию;
  • материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту воспитанников;
  • правильное руководство беседой заключается в том, чтобы помочь воспитанникам самостоятельно прийти к верному выводу. Для этого воспитателю целесообразно посмотреть на события глазами ребенка, понять его позицию и связанные с ней чувства. Высокого профессионализма требует этическая беседа с провинившимися воспитанниками. Важно, чтобы во время такой беседы не возник психологический барьер. Поэтому индивидуальная беседа должна носить задушевный характер.

     Подводя итог, отметим, что все описанные  выше методы убеждения принесут в  процессе воспитания желаемый эффект только при условии их квалифицированного применения. Также важным условием использования данных методов является не безразличное отношение к детям  со стороны наставника, иначе описанные  методы приобретают чаще всего форму  нотаций, которые редко достигают  цели, а, скорее, вызывают противодействие  у воспитанников. Применение данных методов может быть направлено не только на формирование сознания личности, но и на предохранение ребенка  от неблагонравных поступков. Именно предохранение  детей от всего дурного является первейшей обязанностью воспитателя. Почему это так важно? Как показывает опыт, кто упал однажды, тот легко  падает и в другой раз, а с повторением  падения силы все более слабеют  к сопротивлению, и, наконец, грех превращается в навык, в потребность, во вторую природу. Поэтому несравненно лучше  неиспорченного ребенка удерживать от первого падения, нежели падшего  предохранять от новых падений.

     Здесь возникает вопрос: так ли полезно  подрастающего ребенка держать  вдалеке от всех опасностей, обольщений и искушений, создавая, по словам одного священника, вокруг детей «православное  гетто»? Что можно ожидать от ребенка, которому рано или поздно все равно  придется «выйти в свет»? Устоит ли его добродетель в сегодняшнем  мире? Действительно, достаточно трудно уберечь современного ребенка от всех опасностей и соблазнов, но, по крайней мере, долг родителей и  воспитателей — уберечь от тех из них, которые можно миновать и которые для невинности наиболее опасны. Параллельно необходимо благоразумно подготовить ребенка к встрече с искушениями, укрепляя в нем добрую волю. Многое уже будет приобретено, если уменьшить привлекательность плохого, если обратить внимание на печальные последствия греха и никогда не допускать, чтобы ребенок из непозволительного поступка извлекал бы для себя выгоду.

     Методы  организации деятельности

     Как было показано выше, первым этапом правильно  организованного процесса воспитания являются убеждения. Однако не они, а  конкретные дела и поступки характеризуют  воспитанность личности. В этой связи  организация деятельности и формирование опыта поведения рассматривается  как сердцевина воспитательного  процесса. На данном этапе применяются  методы организации деятельности воспитанников.

     Одним из таких методов является упражнение. Упражнение справедливо называют матерью искусства. Кто никогда не упражняет какой-нибудь способности, тот никогда не научится ею хорошо пользоваться. И, наоборот, чем чаще упражняют какую-нибудь силу, тем более она укрепляется. Это положение справедливо как для духовных, так и для умственных, телесных способностей.

     Сущность  упражнения состоит в многократном выполнении требуемых действий. Результатом  упражнений должны стать определенные устойчивые качества личности, ее навыки и привычки. Эффективность применения данного метода воспитания зависит  от наличия системы постепенно усложняющихся упражнений, их содержания, доступности и посильности, объема, частоты повторений, контроля и коррекции и т. п. Планируя систему упражнений, воспитатель должен хорошо продумать, какие навыки и привычки будут ими вырабатываться. Соответствие упражнений запроектированному поведению является еще одним важным условием педагогической эффективности данного метода.

     Так, например, известно, что первые христиане  направляли все свои усилия на то, чтобы  дети усвоили веру во спасение и  склонились к спасительной жизни. Одним из методов воспитания у них являлись упражнения детей в делах благочестия и молитве.

Информация о работе Сущность, содержание и методы православной педагогики