Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 23:41, контрольная работа
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается и в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.
Характеристика строительной игры (сравнение с другими видами игр).
Специфика задач воспитания в строительной игре.
Развитие строительной игры на протяжении дошкольного детства.
Руководство развитием игры в разных возрастных группах.
Многие строительные игры направлены на удовлетворение познавательных интересов дошкольников. Стремление к точности приводит к некоторому снижению игровой условности. Ребёнок хочет, чтобы игровая постройка была похожа на настоящую. Сходство с изображаемым реальным сооружением, относительная масштабность, декоративность, художественная выразительность являются для него критериями правильности конструирования [13].
Интересы ребёнка 5-6 лет, его возможности предъявляют к руководству строительными играми большие требования. Воспитатель должен иметь необходимые знания, проявлять интерес к технике, изобретательству. Из большого разнообразия зданий, сооружений, видов строительства он отбирает немногое, то, что доступно детям и оказывает обучающее и воспитательное воздействие.
В обучении конструированию большое значение имеет перевод плоскостного изображения (фотографии, рисунка) в объёмную постройку, что предъявляет к ребёнку значительные требования и содействует развитию аналитической деятельности. Педагог приучает ребёнка анализировать итоги игры, в том числе и строительства, входящего в её состав. Это дисциплинирует ум, учит детей соотносить цель и процесс строительства с результатом.
Таким образом, важным условием обучающего
и воспитывающего воздействия строительных
игр является руководство ими при сохранении
творческой самодеятельности детей, развитие
их интереса к технике, использование
наглядных пособий (иллюстраций, фотографий,
простых технических рисунков), обучение
способам перевода плоского изображения
в объёмную постройку.
Практическая
часть
Перспективный
план руководства развитием
Месяц | Тема | Цель и задачи | Методические приемы |
Сентябрь | «Мост для пешеходов» | Формировать у
детей умения: создавать замысел
конструкций в соответствии с
конкретными условиями; анализировать
эти условия и на основе анализа
строить и контролировать свою практическую
деятельность.
Воспитывать интерес к строительным играм. Развивать внимание, память, воображение, конструктивное мышление. |
Рассматривание образца; беседа; вопросы; индивидуальные указания воспитателя; анализ детских работ; обыгрывание детских построек. |
«Мост для транспорта» | Продолжать
формировать у детей умения: анализировать
условия задачи; создавать конструкцию
в соответствии с этими условиями.
Воспитывать желание помогать друг другу. Развивать воображение, конструктивное мышление. |
Беседа; анализ постройки по памяти; рассматривание материалов; индивидуальные указания и помощь воспитателя; анализ детских работ; обыгрывание детских построек. |
Запланированная работа проводилась в старшей группе детского сада. Проводилась предварительная работа: рассматривание фотографий, иллюстраций с изображением мостов (как для пешеходов, так и для транспорта), чтение художественной литературы, загадывание загадок, экскурсии по городу. Данная работа проводилась с целью ознакомления детей с разными видами мостов, расширения кругозора, обращалось большое внимание на их сходство и различия по строению и внешнему виду.
В строительных играх при рассматривании образца дети активно отвечали на вопросы, используя имеющиеся знания. Большой интерес в игре «Мост для пешеходов» у детей вызвало задание: нужно построить мост для пешеходов через реку, по которой плавают суда. Детям давались дополнительные материалы (листы бумаги, разные по ширине, кораблик, фигурки людей), которые они должны были использовать при постройке моста. Условие было следующим: длина моста должна соответствовать ширине листа бумаги, а высота — высоте мачт кораблика. То есть, в данном задании дети воспроизводят конструкцию моста-образца, но при этом самостоятельно определяют, как увеличить его длину и высоту, чтобы преобразовать заданную конструкцию с учетом определенных условий.
В ходе игры дети внимательно вглядывались в образец, не боялись экспериментировать. Дети самостоятельно строили мосты, при возникновении проблем дети обращались к воспитателю. В процессе игры дети помогали друг другу, советовались. Но были и те дети, которые боялись что-либо строить без помощи воспитателя («А что дальше?», «Куда это ставить?»).
При обсуждении готовых построек внимание уделялось правильности выполнения задания (все ли условия были выполнены). Дети сами анализировали работы друг друга, отмечали общее и различное, недостатки.
В строительной игре «Мост для транспорта» предлагалось вспомнить и проанализировать постройку моста для пешеходов по памяти - назвать основные части моста (опоры, проезжую часть, спуски и т.д.), определить их функциональное назначение, назвать детали, из которых эти части были построены.
Задание — построить мост через реку той же конструкции, что и моста для пешеходов, но так, чтобы по нему могли разъехаться две машинки, а под ним проплыть судно. Детям предлагалось рассмотреть дополнительные материалы (машинки, судно, листы бумаги).
Дети самостоятельно строили мосты, видоизменяя по памяти знакомую конструкцию в ширину, длину; делали спуски для машин, по-разному располагая их по отношению друг к другу, соблюдали высоту моста.
Те
дети, которые боялись самостоятельно
строить в прошлой игре, начали
более уверенней создавать
Во время игр мною были использованы различные методы и приемы: беседы, наводящие вопросы, похвала, помощь, рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений, загадывание загадок и др.
В
самостоятельной игровой
Литература: