Строительные игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 23:41, контрольная работа

Описание работы

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается и в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Содержание

Характеристика строительной игры (сравнение с другими видами игр).
Специфика задач воспитания в строительной игре.
Развитие строительной игры на протяжении дошкольного детства.
Руководство развитием игры в разных возрастных группах.

Работа содержит 1 файл

Дошкольная педагогика1.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

  Взаимосвязь строительной и сюжетной игр при  посредстве игрушки служит педагогу надежным путем педагогического  руководства, позволяющего развить  у детей интерес к строительной игре. Таким образом, предложение игрушки с целью вызвать ролевую игру с постройкой мы рассматриваем как один из путей педагогического руководства строительной игрой детей 4—5 лет. Этот путь дает педагогу возможность решить важную задачу — возбудить у детей интерес к строительной игре, интерес к игре с постройкой и игрушкой. Ребенку становится интересно играть с игрушкой и тогда, когда есть постройка. Постройка для него является на первых порах лишь тем необходимым элементом, при котором играть становится интереснее. Этим путем шаг за шагом развивается интерес к строительной игре.

  В играх детей старшей группы наиболее полное развитие получают такие замыслы  построек: пароход, кино, цирк, дом для  кукол, зоопарк, метро. К постройке  парохода и последующей игре с ним с распределением ролей и широким привлечением разнообразных впечатлений, полученных непосредственно в жизни, из художественной литературы, которую детям читают в детском саду и семье, дети возвращаются в течение года более 20 раз. Постройка «кино» и последующая игра в «кино» повторяется 11 — 12 раз, дом для кукол строят отдельные группы детей почти ежедневно.

  Наряду  с тесным переплетением строительной игры с ролевой у детей старшей  группы имеет место и собственно строительная игра, которая на протяжении года все более и более укрепляется. Проведенные наблюдения и опыт лучших воспитателей убеждают нас в том, что у детей к шести годам возрастает интерес к архитектурной стройке, в процессе которой они стремятся достигнуть построек наиболее совершенной конструкции. Стремление создать красивую, архитектурно-выразительную постройку побуждает детей к сравнению деталей, в процессе которого они отбирают детали по форме, величине, длине, ширине, цвету, с тем чтобы симметрично расположить их в постройке. Способность сравнивать детали, находить сходные элементы, выбирать их из множества других является для детей этого возраста серьезной мыслительной работой и служит развитию точности зрительного восприятия, дифференцированию величины, формы, цвета.

  Строительные игры детей подготовительной группы. В строительных играх детей подготовительной группы происходят существенные изменения, отличающие их от игр детей младшей и старшей групп. Игры детей 6—7 лет отличаются более широкими и разнообразными замыслами.

  В процессе игры возрастает потребность  в различных предметах, необходимых  для реализации игрового замысла. В  результате этого повышается интерес  детей к изготовлению игрушек. Игровой  процесс часто сливается с  трудовым. 
Возникновение связей строительной игры с трудом помогает педагогу раскрыть для ребенка новую увлекательную деятельность — труд. Кроме того, на этом этапе развития игра начинает все более сближаться с учебной деятельностью, в которой дети приобретают знания и некоторые практические навыки, позволяющие полнее осуществлять игровые замыслы.

  В педагогическом руководстве играми детей подготовительной группы открываются  возможности для постановки и  решения более сложных воспитательных задач. 
Дети 6—7 лет физически выносливее, что дает возможность развертывать с ними длительные строительные игры. Более высокий уровень развития детей подготовительной группы проявляется в строительной игре: в разнообразии сюжетов строек, в соединении замысла строительной и сюжетной игр.

  Более развитая любознательность детей создает возможность шире знакомить их с явлениями окружающей жизни, строительством. Широта кругозора и опыт совместных игр создают условия для развития большей общительности, взаимопомощи, устойчивых коллективных игр, совместных трудовых процессов.

  Опыт занятий с детьми подготовительной группы по конструированию из строительного материала показал, что занятия оказывают положительное влияние на содержание их творческих конструктивных игр. Строительные игры под влиянием занятий становятся содержательнее, дети обнаруживают более совершенные технические навыки, точнее дифференцируют размер деталей, лучше чувствуют симметрию, правильнее располагают части постройки.

  В строительных играх дети подготовительной группы нередко подражают строительной деятельности взрослых. Такие игры обычно возникают после экскурсий на стройку. В этих играх дети, изображая процесс стройки, распределяют между собой роли: одни управляют транспортом и подвозят строительный материал, другие разгружают его, третьи сооружают постройку.

  Наряду  со строительно-ролевой игрой у  детей подготовительной группы отчетливо  выступает собственно строительная деятельность вне ролевой игры. Содержанием  игры в этом случае является сама строительная деятельность, а процесс созидания  доставляет детям большое удовлетворение. Сходство с реальной постройкой, декоративность, художественная выразительность постройки — вот что увлекает детей в этих играх. Чувства, которые испытывают дети в таких играх, стремление к результату, забота о качестве постройки, ее прочности, красивом оформлении сближают игру с трудом.

4. Руководство развитием  игры в разных  возрастных группах. 

  Воспитательное  и развивающее воздействие строительных игр достигается лишь тогда, когда  целенаправленное обучающее и направляющее руководство воспитателя правильно сочетается с самодеятельностью и активностью детей. При этом воспитатель осуществляет следующие задачи:

а)  расширение представлений детей  и направление их внимания на труд строителей, используемую ими технику;

б)  обучение способам строительства, воспитание и развитие самостоятельности и активности мышления, конструктивно- творческих способностей;

в)  формирование трудолюбия, развитие правильных взаимоотношений детей, объединение их в дружный коллектив.

  Руководство воспитателя заключается в создании игровой среды - отборе строительного материала. Детям даются кубики, кирпичики, призмы, позднее - соединяющие доски, пластины. По размерам кубики и кирпичи должны быть такими, чтобы малыши могли охватить их рукой. Когда разовьётся координация движений рук, можно давать и более крупные кубы и кирпичи для построек на полу, на участке. Предпочтение стоит отдавать устойчивому строительному материалу из дерева. Пластмассовый строительный материал очень лёгок, скользит в руках, малоустойчив в постройках, а поэтому они быстрее разрушаются, что вызывает огорчение детей.

  Материала должно быть достаточно для того, чтобы  могли играть все желающие. В играх  детей 2-3 лет нет замысла или  сюжета. Малышей привлекает сам материал. Они разбирают кубики и кирпичики, переносят, перекладывают их, громоздят один на другой, разрушают стихийно возникшие постройки. Дети как бы осваивают материал. Воспитатель должен уметь выждать сравнительно короткий период такого первичного освоения, но не задерживать его. Нужно предупреждать неорганизованное, не соответствующее его назначению пользование строительным материалом, когда некоторые дети бросают кубики, кирпичики, колотят ими и т.п. [12]

  Игре  со строительным материалом необходимо придать содержательный характер. Окружающий детей мир ещё сложен для них. Поэтому малышам 2-3 лет воспитатель предлагает доступный им мир игрушек. Обстраивание игрушек и составляет содержание строительных игр у младших детей. Детей побуждают строить для кукол стульчики, кроватки, для петушка и лошадки - дворики, заборчики и организуют на этой основе игры.

  У маленьких детей ещё нет опыта  строительства, они не могут сами строить. Воспитатель подсказывает им замысел работы. Например, показывает знакомую игрушку - маленькую куколку, говорит, что она устала и спрашивает, что нужно построить из кубиков для куколки, чтобы она могла отдохнуть (стульчик, кроватку). Из трёх кубиков он тут же делает стульчик. Ребёнку воспитатель даёт коробку- ящичек, в котором находятся игрушки - кукла, маленький медвежонок и строительный материал - кубики, кирпичики в достаточном количестве, чтобы построить два-три стульчика, кроватку. Дети рассматривают игрушки и материал. После этого воспитатель предлагает строить вместе с ним, показывая последовательность приёмов и действий, учит детей не спешить, ставить кубики аккуратно, поощряет старание детей и выражает радость при их успехах.

  Педагог обращает внимание на окружающие предметы и постройки: скамеечки в саду, заборчики, игровые домики на участке, лесенки, побуждает отражать виденное в строительных играх.

  Для детей 3-4 лет предусматривается дальнейшие развитие интереса к строительным играм, использование созданных построек в сюжетно-ролевых играх, воспитание умения строить не только по предложенному  образцу, но и по намеченной самими теме, обучение более сложным приёмам работы.

  Под руководством воспитателя ребёнок 4-5 лет способен отражать в строительной игре впечатления об окружающем. У  них есть уже и необходимый  опыт в его наиболее простых формах, умение играть небольшими коллективами, умение распределять между собой строительный материал, позволяющий производить более сложные постройки.

  Дети 4-5 лет ещё не могут самостоятельно отразить в строительной игре то, что  они видели. Воспитатель, используя  образец постройки объясняет, что каждое здание имеет основание - фундамент, на котором возводятся стены. Вместе с детьми отбирает нужный материал, и они под руководством педагога должны укладывать фундамент. Далее возводятся стены, делаются окна и т.д. Сооружая постройку совместно с воспитателем, дошкольники осваивают общие основы строительства не только зданий, но и мостов, машин, пароходов и т.д. По мере овладения основами строительства он учит их выбирать тему, определять последовательность возведения постройки: с чего начинать, как продолжать, чем закончить её.

  Детей побуждают оценивать сделанное, намечать варианты его использования  в сюжетно-ролевой игре, предлагать необходимые изменения и дополнения.

  Таким образом, в процессе руководства  строительными играми детей этого  возраста расширяются их представления об окружающем,  которые они используют в игре. Целесообразно обучать детей строительным приемам путем использования образца и совместной с воспитателем постройки, упражнений в повторных знакомых строительных играх. Педагог должен тактично помогать детям в самостоятельном выборе сюжетов строительных игр.

  Для детей 5-6 лет программа предусматривает  обучение предварительному планированию строительных игр, постановке цели игры, применение конструктивно-строительных умений не только по наглядному образцу, но и по рисункам, фотографиям различных сооружений.

  Руководство играми старших детей в большей  мере направленно на сочетание интеллектуальной и практической деятельности. Воспитатель  учит их обдумывать предстоящие игровые  действия, сравнивать одно с другим, развивает сообразительность, поощряет догадку, побуждает претворять в жизнь принятое решение.

  Для старших дошкольников рекомендуются  разнообразные строительные материалы. Следует показать им, как пользоваться тем или иным из них, как соединять отдельные части, блоки, как делать постройки подвижными, прочными, красивыми.

  Развитие  содержания игры определяется богатством, ясностью, отчётливостью впечатлений  детей от окружающей жизни. Показывая  им сложные постройки (жилые дома, вокзалы, театры, пристани и т.д.), воспитатель обращает внимание детей на общий вид зданий, раскрывает соответствен архитектурных особенностей их назначению, учит выделять отдельные части, указывает на симметрию, контрасты. Дошкольников обучают также "читать" изображения (фотографии, рисунки), т.е. выделять в них общее, основное, части и т.д.

  Зрительный  анализ помогает детям глубже запечатлеть  особенности рассматриваемого сооружения, составить о нём представления, затем использовать его как основу в строительной игре.

  Для старших детей большое значение приобретает слово. Так, источником замысла и содержания строительной игры иногда является рассказ воспитателя. Он сообщает ребёнку о цели игры, последовательности игровых действий, поддерживает интересные предложения, критические замечания, это развивает у ребёнка самостоятельность мысли и поиска.

  Со  старшими детьми возможно обсуждение хода строительной игры, качества действий её участников, так как они стремятся  хорошо выполнять необходимые действия, получают удовольствие от заслуженной похвалы и способны учесть критические замечания.

Информация о работе Строительные игры