Строительные игры

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 23:41, контрольная работа

Описание работы

Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается и в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

Содержание

Характеристика строительной игры (сравнение с другими видами игр).
Специфика задач воспитания в строительной игре.
Развитие строительной игры на протяжении дошкольного детства.
Руководство развитием игры в разных возрастных группах.

Работа содержит 1 файл

Дошкольная педагогика1.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

  План:

  1. Характеристика строительной игры (сравнение с другими видами игр).
  2. Специфика задач воспитания в строительной игре.
  3. Развитие строительной игры на протяжении дошкольного детства.
  4. Руководство развитием игры в разных возрастных группах.
 

1.  Характеристика строительной игры (сравнение с другими видами игр).

  Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.

  Строительные игры – особый вид творческих игр, в ходе которых дети отражают архитектурные особенности окружающей действительности [8].

  Строительная  игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается  как ее разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается и в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.

  Различие  между этими играми состоит в  том, что в сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием.

  Важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки и т. д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.

  Строительные  игры открывают широкие возможности для проявления инициативы, умственной и двигательной активности детей. В строительной игре дети включаются в разнообразные взаимоотношения: договариваются об общем замысле, распределяют между собой роли, помогают друг другу, советуются, а иногда и ссорятся, не поделив между собой игрушки, не сумев убедить друг друга в преимуществе своего замысла. 
Детское строительство само по себе носит игровой характер. С ролевой игрой ее сближает активная деятельность воображения, игровой замысел, его свободное развитие, эмоции радости, сопровождающие игру [2, 35].

  Строительные  игры содержат в себе значительный познавательный элемент. Это сближает их с дидактическими. Но в дидактической  игре обучающее начало выступает  как основное содержание игры, а  в строительных оно включено в процесс созидания, где дети практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения. Познание величины, формы, цвета не является основным содержанием строительной игры. В процессе игры ребенок постоянно прибегает к сравнению цвета деталей, их величины, формы и т. д., это дает ему возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел.

  Познание  качеств предметов (величины, формы, цвета) осуществляется наиболее успешно в содержательной строительной игре при условии, если развертывание ее и получение результата зависят от выделения этих качеств и осознания их на основе сравнения и отбора деталей, одинаковых по цвету, форме, величине, а иногда отбора контрастных деталей — в зависимости от замысла постройки. В этих сравнениях дети накапливают богатый сенсорный опыт, имеющий важное значение в их интеллектуальном и художественном развитии. Использование деталей строительного материала, отбор их по величине, по форме, цвету, необходимость соразмерять расстояния между частями постройки, находить масштаб постройки в целом и соотносить с ним отдельные части — все это совершенствует зрительное восприятие.

  Значителен  в этой игре и элемент движения. Сооружение постройки позволяет удовлетворить растущую потребность ребенка в движениях. Начиная строить, дети переносят строительный материал к месту стройки, затрачивают известные физические усилия, размещают его на полу или на столе; при этом активно действуют их руки; дети переходят с места на место, наклоняются. В играх с мелким строительным материалом развивается мелкая мускулатура рук. В игре с постройкой дети часто осваивают многие полезные движения. Например, в игре с построенной лодкой изображают гребца и производят движения руками; построив автомашину, заправляют ее бензином, управляют рулем и т. д.

  Производимые  движения требуют активной деятельности различных мышц. Эта сторона строительных игр сближает их с подвижными играми и содействует развитию физических сил ребенка. Но если в подвижных играх движение является основным содержанием, то в строительной игре движения — естественный процесс созидания. 
В основе подвижной игры лежит правило, на которое опирается ее содержание: именно это сближает подвижную игру с дидактической. Правило ограничивает творческие проявления детей в игре. Этого ограничения нет ни в ролевой, ни в строительной игре.
 

2. Специфика задач  воспитания в строительной  игре.

  Руководство строительной игрой направляется на развитие этой игры как деятельности, заключающей в себе большие педагогические возможности. Одной из важнейших задач в этом отношении является развитие замысла. Замысел в игре появляется уже у детей младшей группы. Но для замысла маленьких детей характерна прямая связь с непосредственно воспринимаемым предметом (например, дети строят домик для кукол, конюшню для лошадки, мостик, по которому поедут автомашины). Для развития замысла детей средней и старшей групп, как об этом свидетельствует литература и передовой опыт руководства играми детей, характерны не только связь с непосредственно воспринимаемым предметом, но и влияние опыта, круга ранее полученных впечатлений.

  Однако  возникший замысел может быть и не реализован в игре. Поэтому  перед педагогом встают задачи воспитания у детей таких качеств, которые позволяли бы реализовывать возникший замысел. Каковы же эти качества? Прежде всего это развитие находчивости, умения проявлять инициативу в отыскании нужного материала и использовании его для реализации замысла, умение использовать соответствующие жизненные впечатления, опыт, договориться с товарищами, распределить между собой поручения, роли в предстоящей игре.

  Развитие  умения строить, предвидя необходимые  условия и результаты игры, —  одна из важных педагогических задач. Ее решение поможет воспитывать у детей инициативу, умение, практически, своими руками, добиваться результата. Развитие у детей этих качеств высоко ценила Н. К. Крупская. Она указывала, что если ребенок сам мастерит игрушку, строит какое-нибудь сооружение, ставит перед собой цель, подбирает нужный материал, то это содействует развитию творческой деятельности, что имеет огромное значение в системе советского воспитания.

  Основные  строительные умения дети приобретают  на занятиях по конструированию; они  осваивают элементарное строение тех предметов, которые можно создать,— стены дома, крышу, окна, колонны и т. д. На занятиях дети учатся целесообразному использованию строительных деталей, осваивают простейшие способы художественного оформления построек. 
В игре открывается возможность применить полученный опыт строительных умений не в простом повторении тех построек, которые были показаны воспитателем на занятиях, а в осуществлении замысла, возникающего у детей под влиянием разнообразных жизненных впечатлений, чтения им книг и т. д.

  Организация строительных игр детей с учетом их опыта, полученного на занятиях, позволяет успешно разрешать  задачи воспитания инициативы, активности, находчивости и развития их художественного  вкуса. 
Освоив на занятиях приемы сооружения элементарных построек, дети в строительных играх создают многообразные варианты тех же построек, получающих в игре другое оформление, приспособленных к конкретным условиям развертывания игры. В этих вариантах построек и зарождаются начала детского творчества, поиски нового решения художественного оформления постройки. Создание новых вариантов построек заставляет ребенка активно и сознательно отбирать детали по их качествам, что повышает культуру восприятия, тонкость дифференцировок, совершенствует глазомер[11].

  Ценные  качества могут быть воспитаны у  детей в процессе уборки строительного  материала после игры: развитие у  детей бережного отношения к  игрушкам, трудолюбия, умения проявлять  усилие, преодолевать трудности, заканчивать  начатое дело. Эти воспитательные задачи не должны быть забыты в процессе педагогического руководства строительной игрой. 
В совместной строительной игре у детей формируются ценные качества личности: умение договориться с товарищами о том, что и как будут строить, помочь друг другу в процессе стройки, поддержать инициативу товарища, а вместе с тем настоять на своем, доказать преимущества своего замысла игры.

  В игре дети обучаются руководить и  подчиняться общим требованиям, совместными усилиями развертывать замысел стройки. Участники советуются друг с другом, намечают известную очередность процессов, направляют свои усилия к общей цели, согласовывают деятельность в темпе, в сроках начала и завершения работы. 

  3. Развитие строительной  игры на протяжении  дошкольного детства.

  Строительные  игры детей младшего дошкольного возраста.  
В младшем дошкольном возрасте игрушка является для ребенка источником накопления чувственного опыта. В игре с игрушкой ребенок наглядно познает мир вещей. Стремление маленького ребенка действовать с игрушкой, играть ею — закономерное явление в его развитии; оно обусловлено большой тягой ребенка к познанию мира. Для игры ребенка в раннем детстве и младшем дошкольном возрасте характерно участие всего сенсорного аппарата. Ребенок осматривает игрушку, трогает ее, поглаживает, прислушивается к звукам, которые она издает, берет игрушку в рот, пробует зубами ее твердость.

  Необходимость называния игрушки и тех действий, которые ребенок с ней производит в процессе игры, общения играющих детей содействует активизации  и развитию их речи, помогает полнее воспроизводить полученные впечатления, выражать их не только в действиях, но и в словах.

  Наиболее  типичными особенностями игры в  младшем дошкольном возрасте являются следующие: кратковременность игры с отдельной игрушкой, частая смена игрушек, легкое отвлечение от намеченного замысла в силу случайных связей под влиянием виденного, начало совместной (с другими детьми) игры с игрушкой, отражение в игре отдельных моментов быта.

  Развитие  игры на протяжении всего дошкольного  возраста связано уже не столько с удовлетворением потребности в движении (как это показано в исследованиях Е. И. Радиной, Р. И. Жуковской), сколько с удовлетворением новой потребности отражать известные явления жизни, подражая действиям взрослых, опираясь на память, накопленные представления.

  Ролевая игра трехлетних детей не носит развернутого характера, лишь постепенно отдельные  действия с игрушкой соединяются  между собой, следуя одно за другим. 
Появление последовательности действий в игре свидетельствует о расширении опыта ребенка, о его способности выделять эту практическую логику действий, в которой согласуются сначала два, а потом три-четыре элемента. Эта важная сторона развития маленького ребенка в ролевой игре детально прослежена в исследовании Р. И. Жуковской, Н. С. Пантиной.

  Одним из характерных проявлений сознания маленького ребенка является его  способность мысленно превращать один предмет в другой: длинная палочка  — лошадка, удочка; брусочек строительного  материала превращается то в человека, то в клюющую курочку, то в кусочек мыла, то в пряник или конфету. Чем богаче опыт детей, тем свободнее они используют его, производя разнообразные превращения имеющихся предметов.

  Как отмечает А. С. Макаренко, игрушки бывают следующих типов:

  1. игрушка готовая, механическая или простая. Это разные автомобили, пароходы, лошадки, куклы, мишки, ваньки-встаньки и т. п.;
  2. игрушка полуготовая, требующая от ребенка некоторой доделки: картинки разрезные, кубики, ящики, конструкторы, разборные модели;
  3. игрушка-материал: глина, песок, куски картона, слюда, дерево, бумага, растения, проволока, гвозди.

Информация о работе Строительные игры