Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 23:41, контрольная работа
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается и в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.
Характеристика строительной игры (сравнение с другими видами игр).
Специфика задач воспитания в строительной игре.
Развитие строительной игры на протяжении дошкольного детства.
Руководство развитием игры в разных возрастных группах.
План:
1. Характеристика строительной игры (сравнение с другими видами игр).
Строительная игра - это такая деятельность детей, основным содержанием которой является отражение окружающей жизни в разнообразных постройках и связанных с ними действиях.
Строительные игры – особый вид творческих игр, в ходе которых дети отражают архитектурные особенности окружающей действительности [8].
Строительная
игра в некоторой степени сходна
с сюжетно-ролевой и
Различие между этими играми состоит в том, что в сюжетно-ролевой игре прежде всего отражаются разнообразные явления и осваиваются взаимоотношения между людьми, а в строительной основным является ознакомление с соответствующей деятельностью людей, с применяемой техникой и ее использованием.
Важно учитывать взаимосвязь, взаимодействие сюжетно-ролевой и строительной игры. Строительство часто возникает в процессе сюжетно-ролевой игры и вызывается ею. Она как бы задает цель строительной игре. Например, дети задумали играть в моряков - у них возникла необходимость строить пароход; игра в магазин неизбежно требует его постройки и т. д. Однако строительная игра может возникать и как самостоятельная, и уже на ее основе развивается та или иная сюжетно-ролевая. Например, дети строят театр, а потом играют в артистов.
Строительные
игры открывают широкие возможности
для проявления инициативы, умственной
и двигательной активности детей. В строительной
игре дети включаются в разнообразные
взаимоотношения: договариваются об общем
замысле, распределяют между собой роли,
помогают друг другу, советуются, а иногда
и ссорятся, не поделив между собой игрушки,
не сумев убедить друг друга в преимуществе
своего замысла.
Детское строительство само по себе носит
игровой характер. С ролевой игрой ее сближает
активная деятельность воображения, игровой
замысел, его свободное развитие, эмоции
радости, сопровождающие игру [2, 35].
Строительные игры содержат в себе значительный познавательный элемент. Это сближает их с дидактическими. Но в дидактической игре обучающее начало выступает как основное содержание игры, а в строительных оно включено в процесс созидания, где дети практически применяют строительный материал разнообразных форм и размеров, сравнивают его, располагая детали в постройке, практически осваивают пространственные отношения. Познание величины, формы, цвета не является основным содержанием строительной игры. В процессе игры ребенок постоянно прибегает к сравнению цвета деталей, их величины, формы и т. д., это дает ему возможность полнее, увлекательнее реализовать свой замысел.
Познание качеств предметов (величины, формы, цвета) осуществляется наиболее успешно в содержательной строительной игре при условии, если развертывание ее и получение результата зависят от выделения этих качеств и осознания их на основе сравнения и отбора деталей, одинаковых по цвету, форме, величине, а иногда отбора контрастных деталей — в зависимости от замысла постройки. В этих сравнениях дети накапливают богатый сенсорный опыт, имеющий важное значение в их интеллектуальном и художественном развитии. Использование деталей строительного материала, отбор их по величине, по форме, цвету, необходимость соразмерять расстояния между частями постройки, находить масштаб постройки в целом и соотносить с ним отдельные части — все это совершенствует зрительное восприятие.
Значителен в этой игре и элемент движения. Сооружение постройки позволяет удовлетворить растущую потребность ребенка в движениях. Начиная строить, дети переносят строительный материал к месту стройки, затрачивают известные физические усилия, размещают его на полу или на столе; при этом активно действуют их руки; дети переходят с места на место, наклоняются. В играх с мелким строительным материалом развивается мелкая мускулатура рук. В игре с постройкой дети часто осваивают многие полезные движения. Например, в игре с построенной лодкой изображают гребца и производят движения руками; построив автомашину, заправляют ее бензином, управляют рулем и т. д.
Производимые
движения требуют активной деятельности
различных мышц. Эта сторона строительных
игр сближает их с подвижными играми
и содействует развитию физических
сил ребенка. Но если в подвижных играх
движение является основным содержанием,
то в строительной игре движения — естественный
процесс созидания.
В основе подвижной игры лежит правило,
на которое опирается ее содержание: именно
это сближает подвижную игру с дидактической.
Правило ограничивает творческие проявления
детей в игре. Этого ограничения нет ни
в ролевой, ни в строительной игре.
2. Специфика задач воспитания в строительной игре.
Руководство строительной игрой направляется на развитие этой игры как деятельности, заключающей в себе большие педагогические возможности. Одной из важнейших задач в этом отношении является развитие замысла. Замысел в игре появляется уже у детей младшей группы. Но для замысла маленьких детей характерна прямая связь с непосредственно воспринимаемым предметом (например, дети строят домик для кукол, конюшню для лошадки, мостик, по которому поедут автомашины). Для развития замысла детей средней и старшей групп, как об этом свидетельствует литература и передовой опыт руководства играми детей, характерны не только связь с непосредственно воспринимаемым предметом, но и влияние опыта, круга ранее полученных впечатлений.
Однако возникший замысел может быть и не реализован в игре. Поэтому перед педагогом встают задачи воспитания у детей таких качеств, которые позволяли бы реализовывать возникший замысел. Каковы же эти качества? Прежде всего это развитие находчивости, умения проявлять инициативу в отыскании нужного материала и использовании его для реализации замысла, умение использовать соответствующие жизненные впечатления, опыт, договориться с товарищами, распределить между собой поручения, роли в предстоящей игре.
Развитие умения строить, предвидя необходимые условия и результаты игры, — одна из важных педагогических задач. Ее решение поможет воспитывать у детей инициативу, умение, практически, своими руками, добиваться результата. Развитие у детей этих качеств высоко ценила Н. К. Крупская. Она указывала, что если ребенок сам мастерит игрушку, строит какое-нибудь сооружение, ставит перед собой цель, подбирает нужный материал, то это содействует развитию творческой деятельности, что имеет огромное значение в системе советского воспитания.
Основные
строительные умения дети приобретают
на занятиях по конструированию; они
осваивают элементарное строение тех
предметов, которые можно создать,— стены
дома, крышу, окна, колонны и т. д. На занятиях
дети учатся целесообразному использованию
строительных деталей, осваивают простейшие
способы художественного оформления построек.
В игре открывается возможность применить
полученный опыт строительных умений
не в простом повторении тех построек,
которые были показаны воспитателем на
занятиях, а в осуществлении замысла, возникающего
у детей под влиянием разнообразных жизненных
впечатлений, чтения им книг и т. д.
Организация
строительных игр детей с учетом
их опыта, полученного на занятиях,
позволяет успешно разрешать
задачи воспитания инициативы, активности,
находчивости и развития их художественного
вкуса.
Освоив на занятиях приемы сооружения
элементарных построек, дети в строительных
играх создают многообразные варианты
тех же построек, получающих в игре другое
оформление, приспособленных к конкретным
условиям развертывания игры. В этих вариантах
построек и зарождаются начала детского
творчества, поиски нового решения художественного
оформления постройки. Создание новых
вариантов построек заставляет ребенка
активно и сознательно отбирать детали
по их качествам, что повышает культуру
восприятия, тонкость дифференцировок,
совершенствует глазомер[11].
Ценные
качества могут быть воспитаны у
детей в процессе уборки строительного
материала после игры: развитие у
детей бережного отношения к
игрушкам, трудолюбия, умения проявлять
усилие, преодолевать трудности, заканчивать
начатое дело. Эти воспитательные
задачи не должны быть забыты в процессе
педагогического руководства строительной
игрой.
В совместной строительной игре у детей
формируются ценные качества личности:
умение договориться с товарищами о том,
что и как будут строить, помочь друг другу
в процессе стройки, поддержать инициативу
товарища, а вместе с тем настоять на своем,
доказать преимущества своего замысла
игры.
В
игре дети обучаются руководить и
подчиняться общим требованиям,
совместными усилиями развертывать
замысел стройки. Участники советуются
друг с другом, намечают известную очередность
процессов, направляют свои усилия к общей
цели, согласовывают деятельность в темпе,
в сроках начала и завершения работы.
3. Развитие строительной игры на протяжении дошкольного детства.
Строительные
игры детей младшего
дошкольного возраста.
В младшем дошкольном возрасте игрушка
является для ребенка источником накопления
чувственного опыта. В игре с игрушкой
ребенок наглядно познает мир вещей. Стремление
маленького ребенка действовать с игрушкой,
играть ею — закономерное явление в его
развитии; оно обусловлено большой тягой
ребенка к познанию мира. Для игры ребенка
в раннем детстве и младшем дошкольном
возрасте характерно участие всего сенсорного
аппарата. Ребенок осматривает игрушку,
трогает ее, поглаживает, прислушивается
к звукам, которые она издает, берет игрушку
в рот, пробует зубами ее твердость.
Необходимость
называния игрушки и тех
Наиболее типичными особенностями игры в младшем дошкольном возрасте являются следующие: кратковременность игры с отдельной игрушкой, частая смена игрушек, легкое отвлечение от намеченного замысла в силу случайных связей под влиянием виденного, начало совместной (с другими детьми) игры с игрушкой, отражение в игре отдельных моментов быта.
Развитие игры на протяжении всего дошкольного возраста связано уже не столько с удовлетворением потребности в движении (как это показано в исследованиях Е. И. Радиной, Р. И. Жуковской), сколько с удовлетворением новой потребности отражать известные явления жизни, подражая действиям взрослых, опираясь на память, накопленные представления.
Ролевая
игра трехлетних детей не носит развернутого
характера, лишь постепенно отдельные
действия с игрушкой соединяются
между собой, следуя одно за другим.
Появление последовательности действий
в игре свидетельствует о расширении опыта
ребенка, о его способности выделять эту
практическую логику действий, в которой
согласуются сначала два, а потом три-четыре
элемента. Эта важная сторона развития
маленького ребенка в ролевой игре детально
прослежена в исследовании Р. И. Жуковской,
Н. С. Пантиной.
Одним из характерных проявлений сознания маленького ребенка является его способность мысленно превращать один предмет в другой: длинная палочка — лошадка, удочка; брусочек строительного материала превращается то в человека, то в клюющую курочку, то в кусочек мыла, то в пряник или конфету. Чем богаче опыт детей, тем свободнее они используют его, производя разнообразные превращения имеющихся предметов.
Как отмечает А. С. Макаренко, игрушки бывают следующих типов: