Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2011 в 23:41, контрольная работа
Строительная игра в некоторой степени сходна с сюжетно-ролевой и рассматривается как ее разновидность. У них один источник - окружающая жизнь. Дети в игре строят мосты, стадионы, железные дороги, театры, цирки и многое другое. В строительных играх они не только изображают окружающие предметы, постройки, копируя их, но и привносят свой творческий замысел, индивидуальное решение конструктивных задач. Сходство сюжетно-ролевых и строительных игр заключается и в том, что они объединяют детей на основе общих интересов, совместной деятельности и являются коллективными.
Характеристика строительной игры (сравнение с другими видами игр).
Специфика задач воспитания в строительной игре.
Развитие строительной игры на протяжении дошкольного детства.
Руководство развитием игры в разных возрастных группах.
А. С. Макаренко отмечал, что у каждого из этих типов игрушек есть свои достоинства и недостатки [4, 15].
Готовая игрушка хороша тем, что она знакомит ребенка со сложными идеями и вещами, она подводит ребенка к вопросам техники и сложного человеческого хозяйства. Поэтому такая игрушка вызывает широкую деятельность воображения.
Макаренко высоко ценил и второй тип игрушек, усматривая в них возможность постановки перед детьми известной умственной задачи, что содействует развитию логики, дисциплины мышления.
Игрушки
третьего типа представляют самый дешевый
и самый удобный игровой
Значение готовой игрушки велико в том отношении, что она расширяет и уточняет представления детей об окружающем. Полуготовая игрушка способствует проявлению способности представить в одном предмете другой, перенести значение одного предмета на другой, т. е. вообразить, создать мнимую ситуацию в игре.
В
практике работы младшей группы детского
сада используются все три типа игрушек.
Основное место должно быть отведено готовой
игрушке, которая облегчает детям процесс
познания мира, возможность ориентироваться
в нем. Готовая игрушка в наибольшей степени
способствует ознакомлению детей с различными
вещами, их назначением.
Полуготовая игрушка, дающая возможность
решения простейших умственных задач,
должна в младшей группе найти применение
лишь в самых простых ее вариантах — кубики,
кирпичики, самые простые строительные
наборы.
Маленький
ребенок в состоянии установить
логическую связь двух-трех элементов.
Существующие же картинки и кубики разделены
на 6—8 частей, соединить их в целое детям
трех лет трудно, они не устанавливают
связи одной части с другой, вследствие
этого такие игрушки не находят использования
в младшей группе.
Игрушки третьего типа (песок, обрезки
дерева, ветки) можно хорошо использовать
в играх на участке, особенно летом. Однако
на практике эти игры чаще всего остаются
вне педагогического руководства, вследствие
чего снижается педагогическое значение
игр с этими материалами.
Строительные
игры детей среднего
дошкольного возраста.
На третьем году жизни дети обычно приобретают
достаточно широкий и разнообразный двигательный
опыт: уверенно ходят, бегают, постепенно
осваивают круг необходимых действий,
связанных с умыванием, одеванием, едой.
Участие детей в разнообразных играх содействует
развитию более точных, ловких, уверенных
движений.
Первые самостоятельные действия детей
не только третьего, но и четвертого года
жизни со строительными игрушками носят
процессуальный характер. Лишь у отдельных
из них иногда намечается замысел, который
еще неустойчив: от строительной игры
дети быстро переходят к другим играм,
строительный материал превращают в игрушку
(автомобиль, куклу).
Дети
третьего года жизни охотно играют
со строительным материалом, но эти игры,
не направленные педагогом, носят по преимуществу
процессуальный характер, и в этом виде
их влияние на развитие детей весьма ограничено[7,23].
Для развития строительных игр детей третьего
года жизни необходимо показать детям,
как надо строить. Важно, чтобы эти первые
постройки опирались на предметы, хорошо
известные детям,— забор, ворота, стол,
стул, домик, мост.
Для
сооружения этих построек детям надо
дать такой материал, который был
бы устойчив, чтобы уже соединение
двух-трех деталей напоминало бы тот предмет,
который задумали построить. Важно, чтобы
у детей возникло желание строить, играть
с постройкой.
Наиболее устойчивой формой строительного
материала является куб, в первую очередь
кубики и надо дать маленьким детям. Но
для того чтобы получились постройки,
в дополнение к кубикам надо дать кирпичики,
трехгранные призмы.
Дети строят еще крайне примитивно, нагромождая один брусок на другой, часто сами не знают, что строят. Их пока занимает сам процесс нагромождения. Например, Вова (3 г.) выкладывает на стол кирпичики в один ряд. Положив четыре кирпичика, передвигает их, производит звуки, напоминающие звуки маневрирующего паровоза. Прикладывает впереди еще два кирпичика. Передвигает. Одно резкое движение Вовы нарушило стройную линию кирпичиков. «Это заборчик»,— говорит он и расставляет кирпичики полукругом, смыкая их только углами.
В младшей группе детского сада для строительных игр применяются строительные материалы, состоящие из самых простых устойчивых форм. Основная строительная форма — кирпичики; их должно быть большое количество. В дополнение к готовым материалам следует давать фанерки, дощечки, соответствующие размеру кирпичиков. Строительный материал должен быть разных размеров.
Показ
воспитателем приемов стройки и
доведение конструктивной задачи до детей
через игровое содержание находят у них
отклик и быстро продвигают детей в овладении
техникой стройки. Предложение воспитателя:
«Сделаем у домика окошечки и крышу, чтобы
дождь не замочил кукол; сделаем кругом
загородки, чтобы курочки не разбежались»,—
сразу придает деятельности детей осмысленный
характер; они с интересом начинают строить,
стараясь плотно прислонить кирпичики
один к другому.
Создание игрового образа является эффективным
приемом педагогического руководства
строительной игрой, пользуясь которым
удается не только заинтересовать детей
этой игрой, но и достигнуть более высокого
качества стройки.
Постройка домика кукле, мостика через речку, длинной дорожки, по которой кукла ходит или ездит, помогает сформировать первый опыт строительной игры. От самого общего мотива — кукле надо построить домик — детей следует вести по пути повышения требований к постройке: дом надо сделать с крышей, чтобы куклу не замочил дождь; мостик с перилами, чтобы кукла не упала в реку, и т. д. Построить мостик такой ширины, чтобы под ним или по нему могла проехать машина. Постановка этих задач требует от ребенка мысленного представления постройки, умения зрительно сопоставить расстояние между стойками мостика, его высотой, величиной машины.
Показ воспитателем приемов стройки и доведение конструктивной задачи до детей через игровое содержание находит у них отклик и быстро продвигает их в овладении техникой стройки.
Конструктивные умения, полученные детьми на занятиях, приводят к возникновению в самостоятельной игре новых сюжетных линий. Например, детей научили строить дорожку. В самостоятельной строительной игре это умение выразилось в постройке «лесенки», «коврика», «ручейка», «змейки». Конструктивная задача, взятая на себя ребенком, разрешается простыми, известными ему средствами и облекается в ту или иную сюжетную игру.
В развитии самостоятельной конструктивной игры детей трех и четырех лет характерен прежде всего переход от процессуальной деятельности к деятельности смысловой, содержательной. Чрезвычайно важно внесение в игру с постройкой сюжетной игрушки. Это дает возможность сделать игру с постройкой содержательной и интересной, позволяет педагогу формировать интерес к игре со строительной игрушкой.
Закончив постройку, дети испытывают потребность в сюжетной игрушке. Размещение игрушек следует так продумывать, чтобы дети, закончив постройку, легко могли взять сюжетную игрушку. Ассортимент их должен соответствовать многообразию сюжетов детских построек. Так, исследование показало, что наиболее употребительными готовыми игрушками для игр с постройками являются маленькие куклы, матрешки, которые хорошо используются детьми при игре с постройкой дома, моста, мебели, лестницы, дороги, речки. Мелких животных, птиц дети используют в игре с постройкой загородок, клеток, курятника, птичника, конюшни.
Автомашины, поезда дети широко используют в играх с постройкой улицы, моста, гаража, железной дороги; кукольную посуду — в игре с постройкой дома, кухни, плиты, детского сада.
Положительное влияние сюжетной игрушки в развитии интереса детей к строительной деятельности особенно велико на первых порах, когда ставится задача перевести детей от манипулирования к содержательной результативной деятельности. Значение сюжетной игрушки очень велико в развитии интереса детей к строительной деятельности, организуемой педагогом, когда ставится задача научить детей тому или иному приему стройки, а игрушка открывает детям пути использования созданной своими руками постройки в игре.
Руководство воспитателя строительной игрой детей разнообразно. На первых порах это показ приемов стройки и игры с нею. По мере расширения игрового опыта воспитатель время от времени спрашивает детей, что они думают построить, советует, где и как лучше строить.
Очень важно, чтобы, наблюдая игру, воспитатель в ходе ее по мере надобности направлял детей, помогая им уяснить возникшие в процессе игры вопросы, предупреждал возникновение конфликтов.
Строительные материалы должны включать достаточное количество кирпичиков, кубиков, трехгранных призм, дощечек разной формы и величины, что дает возможность строить различные устойчивые постройки, многократно повторяя конструкции с однообразными формами [2,45].
Опора
воспитателя на активно проявляющуюся
способность детей младшей
Формирование
строительных умений — одна из важных
задач педагогического
Строительные игры детей старшей группы. Строительные игры в жизни детей старшей группы занимают значительно большее место, чем в младшей. Это обусловлено тем, что опыт детей шестого года жизни шире и разностороннее. Потребность выразить свои впечатления об окружающем, о постройках, транспорте, труде взрослых людей, о разных явлениях быта семьи и детского сада определяет характер и содержание игры.
У детей этого возраста шире двигательные возможности — большая свобода и быстрота передвижения, большая точность движений, их ловкость; при соответствующих упражнениях достигается значительное развитие мелкой мускулатуры рук у детей, что создает предпосылки для самостоятельного изготовления некоторых нужных для игры вещей, игрушек.
В
процессе воспитания и обучения у
детей появляются качества, которые
открывают новые возможности
для руководства строительной игрой,
позволяют ставить новые
Рассматривая
вопрос о педагогическом руководстве
строительной игрой в старшей
группе, нельзя не напомнить тех предпосылок,
которые обеспечивают успех этого руководства.
Важнейшей из этих предпосылок является
накопление первого опыта строительной
игры у детей, для которых эта игра является
новой деятельностью.
При отсутствии умения строить дети не
достигают результата, а это мешает развитию
у них положительного отношения к строительной
игре. Наиболее эффективными путями накопления
первого строительного опыта является
совместная игра педагога с ребенком,
в процессе которой он показывает, как
надо сделать ту или иную постройку, обращает
внимание на удачные постройки детей,
умеющих хорошо строить, рекомендует наиболее
простой строительный материал в начале
работы, а по мере освоения его предлагает
более сложный. Этому помогает атмосфера
созидания, в которую попадают дети, впервые
поступившие в детский сад. Некоторые
дети вначале робко, а потом все более
и более смело присоединяются к играм
«опытных строителей».
Наблюдения за играми детей показали, что совет педагога построить то или иное сооружение может вызвать строительную игру. Однако в других случаях (без совета педагога) желания играть в строительную игру у детей не возникает. Для того чтобы вызвать интерес к строительным играм у этих детей необходимо установление связи сюжетной и строительной игр. Этот путь оказывается эффективным в силу того, что перед детьми возникает ближайшая и понятная им цель. Не постройка сама по себе как процесс созидания интересует ребенка, а результат, который может быть потом использован в игре: строят комнату для кукол, кино, цирк, мост через реку, а затем с игрушками и постройкой развертывают интересную игру.
На ступени старшего дошкольного возраста характерно укрепление связи строительной и ролевой игр. Под влиянием расширения опыта между строительной и ролевой играми возникают такие взаимосвязи, при которых сюжетно-ролевая игра побуждает строительную, что в условиях развития строительной игры в младшей группе почти не имело места. Связи строительной и сюжетной игр становятся длительными. В строительной и сюжетной линиях игры возникают роли, выполняя которые, дети полнее и увлекательнее развивают содержание игры.