Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:31, реферат
Завершение конфликта (окончание его по любым причинам)
может происходить в разных формах:
● Затухание конфликта, как временное прекращение противодействия
при сохранении противоречия и напряженных отношений, означает переход
конфликта в скрытую форму.
эмоциональной окраски выражений. Так, высказывание «Вы меня
обманываете» может усугубить противостояние и его целесообразнее
заменить на «Я–высказывание»: «Я чувствую себя обманутым».
Таким образом, организация, управление и стратегия завершения
педагогического конфликта требует от педагога виртуозного
профессионализма в рамках конфликтологического стандарта, основанного
на принципах отказа от насилия, толерантности, эмпатии, рефлексии и
фасилитации.
В свое время Макс Отто утверждал, что глубочайшим источником
философии человека, источником, который питает и формирует ее, является
вера или отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к
156
людям и верит в то, что с их помощью он способен достичь чего-то
значимого, тогда он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут
находиться в гармонии с его доверием. Из этого, в частности, следует, что в
любой педагогической концепции кроме привычно выделяемых
теоретической и практической составляющих всегда имеется, но не всегда
осознается и заявляется еще одна - ценностная. Именно это аксиоматическое
кредо и является реальным фундаментом концептуальных построений.
По утверждению Л. С. Братченко, «если приложить этот критерий
веры/неверия в человека к основным психологическим теориям, то они
достаточно четко разделятся на две группы…: доверяющих человеческой
природе (т.е. - гуманистически ориентированных) и недоверяющих»1.
В соответствии с базовой установкой и решением проблемы
сущности человека решается и вопрос о том, как правильно развивать и
воспитывать человека. Этот вопрос о смысле воспитания принципиально
решается следующим образом. Если сущность человека негативная, то ее
надо исправить; если ее нет - ее надо создать, сконструировать и вложить в
человека (причем в обоих случаях главным ориентиром выступают так
называемые интересы общества). Если она позитивная - ей надо помочь
раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то
следует помочь ей сделать этот выбор. В последних двух случаях во главу
угла ставятся интересы самого человека.
Таким образом, более развернутая типология базисных
имплицитных установок в мире психологических концепций представляется
Братченко Л.С. следующим образом2:
Базисная
установка
Взгляд на
природу человека
Смысл
воспитания
Основные
представители
Неверие
изначально- исправление, классический
1 Братченко С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии //
Журнал практического психолога. 1998. № 1. С.19-30.
2 Там же.
157
негативная компенсация фрейдизм
в
человека пассивно-
нейтральная
формирование,
коррекция
бихевиоризм,
НЛП, большинс
подходов в советск
психологии
безусловно-
позитивная
помощь в
актуализации
концепции
К.Роджерса,
Вера в А. Маслоу
человека
условно-
позитивная
помощь в
выборе
экзистенциальн
подход В. Франкла, Д
Бюджентала
Хотя эта схема (как и любая попытка классификации в психологии),
безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, на взгляд
Л.С. Братченко, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно
ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения
психолога и педагога, варианты выбора и глубинные основания этого
выбора.
Становится очевидным, что в психологии и педагогике
профессиональное
самоопределение
жизненными установками, т.е. - личностным самоопределением. Спор
между концепциями, вытекающими из разных базовых установок, как
правило, заканчивается безрезультатно потому, что сталкиваются
аксиоматические положения, по сути дела, - разные веры. А вера, как
известно, мало восприимчива к аргументам, и обращается с фактами как
магнит с предметами, притягивая только «свое», подтверждающее и
поддерживающее положение веры.
В рамках предложенной
дихотомии проявляются две
стратегии педагогического взаимодействия Взрослого и Ребенка, две
158
противоположные позиции, которые и являются проявлением двух
основных базисных установок.
1) Если Взрослый исходит из веры в человека, из признания его
природной сущности доброй и конструктивной, - то он будет ценить я
принимать ребенка таким, какой он есть, он будет уважительно и
доброжелательно относиться к нему, его свободе и праву выбирать свой
жизненный путь и самому (т.е. опираясь на себя) идти по этому пути.
Именно этим своим отношением Взрослый обеспечивает условия для
нарастающего действия тенденции к актуализации - для свободного,
естественного и эффективного становления Ребенка как полноценного
человека, то есть - для его личностного роста.
2) Если Взрослый исходит из неверия в человека, из непризнания его
природной сущности как движущей силы развития или из приписывания
этой сущности асоциальных, деструктивных качеств, - то он будет
стремиться либо преодолеть, переделать изначально негативную сущность,
либо берет на себя ответственность за ее создание и за проектирование
жизни Ребенка за него, рассматривая самого Ребенка как исходный
материал. Эта формирующая активность Взрослого и служит причиной
драмы развития, суть которой по образному выражению Л.С. Выготского в
«переплавке человека»1.
Определение индивидуальной педагогической стратегии с
неизбежностью сталкивается с необходимостью выбора одной из двух
базисных установок. Очевидно также, что принципы, изложенные в этой
главе
как основание для
поле действия базисной установки веры в человека, его способности и
возможности, его потребности в личностном развитии.
1Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. //Собр. соч., т.1,М., 1982. С.436.
159__
Информация о работе Стратегии разрешения педагогического конфликта