Стратегии разрешения педагогического конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:31, реферат

Описание работы

Завершение конфликта (окончание его по любым причинам)
может происходить в разных формах:
● Затухание конфликта, как временное прекращение противодействия
при сохранении противоречия и напряженных отношений, означает переход
конфликта в скрытую форму.

Работа содержит 1 файл

Стратегии разрешения.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

эмоциональной окраски выражений. Так, высказывание «Вы меня

обманываете»  может усугубить противостояние и его целесообразнее

заменить на «Я–высказывание»: «Я чувствую себя обманутым».

Таким образом, организация, управление и стратегия  завершения

педагогического конфликта требует от педагога виртуозного

профессионализма  в рамках конфликтологического стандарта, основанного

на принципах  отказа от насилия, толерантности, эмпатии, рефлексии и

фасилитации.

В свое время  Макс Отто утверждал, что глубочайшим источником

философии человека, источником, который питает и формирует  ее, является

вера или  отсутствие веры в человечество. Если человек питает доверие к

156

людям и верит  в то, что с их помощью он способен достичь чего-то

значимого, тогда  он усвоит такие взгляды на жизнь и на мир, которые будут

находиться  в гармонии с его доверием. Из этого, в частности, следует, что  в

любой педагогической концепции кроме привычно выделяемых

теоретической и практической составляющих всегда имеется, но не всегда

осознается  и заявляется еще одна - ценностная. Именно это аксиоматическое

кредо и является реальным фундаментом концептуальных построений.

По утверждению  Л. С. Братченко, «если приложить  этот критерий

веры/неверия  в человека к основным психологическим  теориям, то они

достаточно  четко разделятся на две группы…: доверяющих человеческой

природе (т.е. - гуманистически ориентированных) и недоверяющих»1.

В соответствии с базовой установкой и решением проблемы

сущности человека решается и вопрос о том, как правильно развивать и

воспитывать человека. Этот вопрос о смысле воспитания принципиально

решается следующим  образом. Если сущность человека негативная, то ее

надо исправить; если ее нет - ее надо создать, сконструировать  и вложить в

человека (причем в обоих случаях главным ориентиром выступают так

называемые  интересы общества). Если она позитивная - ей надо помочь

раскрыться; если сущность обретается посредством свободного выбора, то

следует помочь ей сделать этот выбор. В последних  двух случаях во главу

угла ставятся интересы самого человека.

Таким образом, более развернутая типология  базисных

имплицитных установок  в мире психологических концепций  представляется

Братченко Л.С. следующим образом2:

Базисная

установка

Взгляд  на

природу человека

Смысл

воспитания

Основные

представители

Неверие

изначально- исправление, классический

1 Братченко С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии //

Журнал практического  психолога. 1998. № 1. С.19-30.

2 Там же.

157

негативная  компенсация фрейдизм

в

человека пассивно-

нейтральная

формирование,

коррекция

бихевиоризм,

НЛП, большинс

подходов в  советск

психологии

безусловно-

позитивная

помощь в

актуализации

концепции

К.Роджерса,

Вера  в А. Маслоу

человека

условно-

позитивная

помощь в

выборе

экзистенциальн

подход В. Франкла, Д

Бюджентала

Хотя эта  схема (как и любая попытка  классификации в психологии),

безусловно, упрощает реальное многообразие подходов, но она, на взгляд

Л.С. Братченко, фиксирует очень принципиальные различия и достаточно

ясно очерчивает пространство профессионального самоопределения

психолога и  педагога, варианты выбора и глубинные  основания этого

выбора.

Становится  очевидным, что в психологии и  педагогике

профессиональное  самоопределение предопределяется фундаментальными

жизненными  установками, т.е. - личностным самоопределением. Спор

между концепциями, вытекающими из разных базовых установок, как

правило, заканчивается  безрезультатно потому, что сталкиваются

аксиоматические положения, по сути дела, - разные веры. А вера, как

известно, мало восприимчива к аргументам, и обращается с фактами как

магнит с  предметами, притягивая только «свое», подтверждающее и

поддерживающее  положение веры.

В рамках предложенной дихотомии проявляются две возможные

стратегии педагогического  взаимодействия Взрослого и Ребенка, две

158

противоположные позиции, которые и являются проявлением  двух

основных базисных установок.

1) Если Взрослый  исходит из веры в человека, из признания его

природной сущности доброй и конструктивной, - то он будет  ценить я

принимать ребенка таким, какой он есть, он будет уважительно и

доброжелательно относиться к нему, его свободе  и праву выбирать свой

жизненный путь и самому (т.е. опираясь на себя) идти по этому пути.

Именно этим своим отношением Взрослый обеспечивает условия для

нарастающего действия тенденции к актуализации - для свободного,

естественного и эффективного становления Ребенка  как полноценного

человека, то есть - для его личностного роста.

2) Если Взрослый исходит из неверия в человека, из непризнания его

природной сущности как движущей силы развития или из приписывания

этой  сущности асоциальных, деструктивных  качеств, - то он будет

стремиться  либо преодолеть, переделать изначально негативную сущность,

либо  берет на себя ответственность за ее создание и за проектирование

жизни Ребенка за него, рассматривая самого Ребенка как исходный

материал. Эта формирующая активность Взрослого  и служит причиной

драмы развития, суть которой по образному выражению Л.С. Выготского в

«переплавке человека»1.

Определение индивидуальной педагогической стратегии с

неизбежностью сталкивается с необходимостью выбора одной из двух

базисных  установок. Очевидно также, что принципы, изложенные в этой

главе как основание для проектирования педагогической практики лежат в

поле  действия базисной установки веры в человека, его способности и

возможности, его потребности в личностном развитии.

1Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса. //Собр. соч., т.1,М., 1982. С.436.

159__


Информация о работе Стратегии разрешения педагогического конфликта