Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:31, реферат
Завершение конфликта (окончание его по любым причинам)
может происходить в разных формах:
● Затухание конфликта, как временное прекращение противодействия
при сохранении противоречия и напряженных отношений, означает переход
конфликта в скрытую форму.
146
Соглашение
достигается в форме
встречающего возражений со стороны субъектов взаимодействия. Типичные
правила действий в этом варианте предполагают, что участники прежде всего
стремятся победить проблему, а не друг друга, что они избегают торга или
усреднения, что они ищут способы решения проблемы; что они принимают
конфликт как полезный, считая, что он не вызовет угрозы или обороны. В
основу данной
стратегии положен закон
конфликта получает право «быть другим», и эта инаковость не
воспринимается как угроза. Для достижения соглашения субъекты
принимают роль партнеров, используют неформальные компоненты –
убеждение, аргументацию. Цель использования данной стратегии –
достижение долгосрочного согласия.
Сочетание стратегий различных субъектов конфликта приводит к
определению стратегий разрешения конфликта по следующей схеме:
соперничество + соперничество ____________= соперничество
соперничество + приспособление = приспособление
компромисс + компромисс = компромисс (симметричный)
компромисс + сотрудничество = компромисс (симметричный)
компромисс + приспособление = компромисс (асимметричный)
компромисс + соперничество = компромисс (асимметричный)
сотрудничество + сотрудничество = сотрудничество
избегание + любая стратегия = избегание
Представление о сотрудничестве как позитивной стратегии
разрешения конфликта впервые возникло в 1942 г. в работах американского
социального психолога М. Фоллет и изначально обозначалось как стратегия
интеграции. Понимание сотрудничества как ключевой стратегии
педагогического взаимодействия позволило создать целое педагогическое
направление – педагогику сотрудничества. Основным коммуникативным
механизмом в этой педагогической технологии признается диалог.
147
В процессе педагогического взаимодействия педагогу, как
субъекту несущему ответственность за исход конфликта, важно уметь
владеть всеми перечисленными стратегиями и адекватно применять их в
сложных педагогических ситуациях. При этом не следует забывать, что на
выбор стратегии поведения в конфликте влияют:
_ соотношение статусов субъектов конфликта;
_ иерархия ценностей или ценностные ориентации;
_ прошлый (позитивный, негативный или неопределенный) опыт
конфликтного взаимодействия, стереотипы (профессиональные, половые,
расовые и т.д.);
_ цель поведения в конфликте (победить, решить проблему,
сохранить позитивные отношения);
_ восприятие
противостоящей стороны как
противника или непреодолимой преграды;
_ владение средствами
воздействия, стереотип
(способность
к убеждению и диалогу,
силовое давление и эмоциональное воздействие).
Ребенок, учащийся по всем названным факторам уступает
(проигрывает) педагогу, обладающему более высоким статусом, устойчивой
системой ценностей, большим опытом конфликтного взаимодействия и,
главное, огромным арсеналом средств воздействия (от принуждения,
насильственного подчинения и убеждения до эмоционального заражения). В
конфликте между педагогом и учеником, взрослым и ребенком субъекты не
равны по определению, поэтому педагогу надо быть особенно
внимательным, деликатным и корректным. У педагога к названным факторам
присоединяется один, который должен стать доминирующим, –
педагогическая цель. В педагогических целях педагог может использовать
все названные стратегии. Управление подразумевает урегулирование,
разрешение, или даже инициирование некоторого конфликта для достижения
целей образовательно-
148
управление нацелено на уменьшение деструктивных и усиление
конструктивных последствий конфликта. Варьирование стратегиями,
владение ими,
способность в различных
событий по той или иной стратегии – составляющие конфликтологической
компетентности.
Педагог может выступать не только участником конфликта, но и
посредником, третьей стороной. Педагогическое посредничество имеет
определенную специфику и отличается от психологического посредничества.
«Психологическое посредничество – это прежде всего психологическая
помощь людям в конфликтных ситуациях, направленная на восстановление
нарушенных отношений и их продолжение на новой, более конструктивной
основе»1. В психологии существуют две полярные точки зрения на
этическую или моральную позицию психолога (медиатора, посредника) по
отношению к решаемой в конфликте проблеме:
1. выдвижение на первый план нейтральной позиции психолога
(запрет принимать
какую-либо собственную
отношению к проблеме, так как это приводит к ожиданию им оценок,
попыткам защищаться и т.п.;
2. открытое выражение посредником своей ценностной позиции.
Вряд ли возможно говорить о целесообразности той или иной точки
зрения в сфере педагогической конфликтологии. Конкретная конфликтная
ситуация, определенный контекст конфликта, а главное профессиональные
ценности педагога требуют выбора той или иной позиции в каждом
конкретном случае. Поскольку конфликт рассматривается в педагогике как
формирующий и развивающий фактор, позиция педагога может оказаться
существенной при принятии участниками конфликта решений. Но это в свою
1 Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб, 2006. С.241.
149
очередь, зависит от имиджа и авторитета педагога, степени доверительности
его отношений с участниками и от множества других факторов.
Важным представляется соблюдение неких принципов при
педагогическом посредничестве. Среди этих принципов можно выделить те,
которые являются
общими с психологическим
– ответственность посредника за процесс,
– обеспечение защищенности участников,
– стимулирование перехода к конструктивному разрешению
конфликта. В тоже время педагогическое посредничество подразумевает ряд
специфических принципов и установок. Среди них ответственность не
только за процесс, но и за результат; влияние педагога на характер
принимаемых решений; использование личностных качеств и авторитета для
принятия участниками конструктивного решения; доскональное знание не
только внешней, но и внутренней стороны конфликта; использование
конфликта в целях конфликтологической подготовки и развития
конфликтологической компетентности.
Последнее означает, что, участвуя в конфликте в качестве
посредника, педагог должен использовать это для ознакомления участников
(учеников, детей)
с теорией конфликта и
предупреждению и конструктивному разрешению конфликтов. Поэтому
педагог не только осуществляет шаги в разрешении конфликта, но и
знакомит с этой последовательностью самих участников если не во время
процесса, то после его завершения. Так, само описание конфликта по
определенной схеме и канону позволит участникам лучше разобраться в сути
конфликта и уже является шагом в его разрешении.
Педагог как посредник может и должен не только организовать
разрешение конфликта, но и способствовать устранению причин его
возникновения. Так, если педагог видит, что конфликт во многом
определяется повышенной агрессивностью ребенка, необходимо
способствовать снятию этой агрессивности педагогическими методами
150
(рекомендовать
учащемуся занятия спортом,
туристический поход с преодолением трудностей и т.д.)
Педагогическое посредничество на самом деле следует понимать
шире определения «посредник». Оно приближается к определению
медиаторства, в котором А.И. Шипилов выделяет несколько ролей1.
«Третейский судья» – наиболее авторитарная роль, обладающая
наибольшими возможностями по определению вариантов решения
проблемы. Он самостоятельно на основании изучения проблемы выносит
решение, которое не оспаривается. Для детей с неразвитой волевой сферой в
определенных ситуациях этот тип посредничества единственно верный.
Формирование самостоятельности здесь будет заключаться в аргументации
решения и объяснении его смысла. «Арбитр» также обладает значительными
полномочиями, но он обсуждает свое окончательное и обязательное для
исполнения
решение с участниками
обжаловано в вышестоящей инстанции. «Собственно посредник» имеет
более нейтральную позицию. Обеспечивая конструктивное обсуждение
проблемы, окончательное решение он оставляет за самими участниками.
«Помощник» участвует в урегулировании конфликта с целью
совершенствования процесса обсуждения проблемы, организации
взаимодействия, но не вмешивается в содержание противоречия и принятие
окончательного
решения. «Наблюдатель» своим
конфликта лишь сдерживает участников от нарушения договоренностей и от
взаимной агрессии, создавая тем самым условия для конструктивного
взаимодействия.
Информация о работе Стратегии разрешения педагогического конфликта