Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:31, реферат
Завершение конфликта (окончание его по любым причинам)
может происходить в разных формах:
● Затухание конфликта, как временное прекращение противодействия
при сохранении противоречия и напряженных отношений, означает переход
конфликта в скрытую форму.
Стратегия разрешения педагогического конфликта
Завершение конфликта (окончание его по любым причинам)
может происходить в разных формах:
● Затухание конфликта, как временное прекращение противодействия
при сохранении противоречия и напряженных отношений, означает переход
конфликта в скрытую форму. Это происходит при потере субъектами
мотивации к противоборству, переключении активности на другие сферы
или при истощении ресурсов, сил и возможностей продолжать борьбу.
● Устранение конфликта означает ликвидацию основных
структурных элементов конфликта: уход одного из субъектов, исключение
взаимодействия на определенное время (например, на время каникул) или
устранение объекта конфликта, что разрушает саму возможность и
необходимость конфликта.
● Перерастание в другой конфликт возможно при возникновении
нового, более значимого противоречия и смене объекта конфликта.
Например, конфликт по поводу справедливости оценок между учителем и
родителями может перерасти в конфликт по поводу целей образования или
стиля взаимоотношений с детьми.
● Урегулирование конфликта – устранение противоречия между
субъектами конфликта при участии третьей стороны.
● Разрешение конфликта – это совместная деятельность его
участников, направленная на прекращение противодействия и решение
проблемы, которая привела к противоборству. Оно предполагает активность
обоих субъектов по преобразованию условий и устранению причин
конфликта. В разрешении конфликта возможно три принципиально
различных подхода: 1) изменить ситуацию, 2) изменить отношение к
ситуации; 3) измениться самому. Эти три типа активности осуществляются в
142
рамках пяти стилей поведения в конфликте, выделенных американскими
учёными У.Томас и Х. Килмен.
Избегание конфликта (уход, игнорирование, попустительство,
изменение отношения к ситуации) состоит в том, что человек оттягивает
момент решения проблемы, стремится не замечать противоречия или на
некоторое время отложить принятие решения. Избегание является попыткой
уйти от конфликта при минимуме затрат. Действительно, при определённых
условиях ситуация сама собой затихает. Но всё же такое поведение нельзя
назвать бесконфликтным, так как иногда затягивание решения конфликта
приводит к непомерному росту проблемы и нарастанию напряженности в
коллективе. Если
учитель физически или
(перестает
рассматривать ситуацию как
возможность участвовать в дальнейшем развитии ситуации. Данный стиль
приемлем, когда ситуация не достаточно важна или противоречие, лежащее в
основе ситуации, разрешить нельзя (например, ребёнок в состоянии
истерики). В этом случае конфликт можно завершить, т. е. прекратить
конфликтное взаимодействие (так, многие семейные конфликты обычно
неразрешимы, но завершимы). Избегание конфликта имеет смысл и в том
случае, когда сила противника слишком велика. Дети довольно часто
пользуются этим стилем во взаимоотношениях с учителями и родителями.
Чувствуя невозможность
противостоять превосходящим
педагогического воздействия, они прибегают к таким приемам избегания
конфликта как появление вторых дневников, имитация болезни, пропуск
занятий. К этой же стратегии прибегают педагоги в ситуации неуверенности,
неподготовленности, неумения выстроить свою позицию и организовать
разрешение конфликта.
Приспособление (
изменении самого субъекта конфликта и является попыткой поддержать
добрые отношения любой ценой. Это вынужденный или добровольный отказ
143
от борьбы и сдача своих позиций. Эта тактика может быть разумной, если
конфронтация по поводу незначительных разногласий вносит чрезмерный
стресс во взаимоотношения на данном этапе, если субъект осознает свою
неправоту или чрезмерно зависим от оппонента. Но в серьезном конфликте
соглашательский стиль приводит к тому, что главные спорные вопросы
остаются неразрешенными. Приспособлением необходимо владеть для
построения взаимоотношений с близкими людьми, когда предстоит сделать
выбор: хотите ли вы быть правым или сохранить спокойствие, целостность и
счастье вашего объединения (класса, педагогического коллектива, семьи). К
такой стратегии может склонить значительный ущерб, полученный в ходе
борьбы, угроза более серьезных негативных последствий или отсутствие
шансов на иной исход. Данный стиль неприемлем, когда приходится
поступиться своим достоинством и честью, терять собственное лицо,
отказываться от своей системы ценностей. Часто неспособность разрешить
конфликт, недостаточная профессиональная подготовленность к
конфликтным ситуациям, стагнация педагогической профессиональности
трудных педагогических ситуациях приводит к позиции педагогического
попустительства, вседозволенности. К сожалению, иногда эта позиция
стыдливо прикрывается показной заботой о правах детей и их свободе. В
конфликте отцов и детей (педагогов и учащихся) зависимая позиция ребенка
тоже подталкивает его к соглашательству. Но при этом могут произойти
серьезные потери в становлении личностной структуры – попрание
определенных ценностей, формирование конформизма как черты личности,
определение соглашательства преобладающим стилем поведения.
Конфронтация (преодоление, доминирование, подавление,
борьба, соперничество, напористость, конкуренция, доминирование,
изменение ситуации) как стиль поведения выражает стремление подчинить
ситуацию себе, настоять на своем, склонить иных субъектов к своей позиции.
Конфронтация предполагает установку на достижение цели любыми
144
средствами. Цель конкуренции – «победа» над противостоящей стороной. В
этом стиле поведения субъект воспринимает иного субъекта как противника,
соперника, врага. Признаками конфронтации являются недоверие (все, что
исходит от «врага» безусловно плохо); снятие вины с себя «в пользу врага»
(во всех проблемах виноват «враг»); негативное ожидание (все, что
предпринимает враг, приведет к негативным для субъекта результатам);
деиндивидуализация (враг обесценивается до состояния «вещи», враг врага
воспринимается как друг, друг врага – враг).
Предпочтение данной тактики нередко объясняется:
- подсознательным стремлением оградить себя от переживания
поражения;
- инстинктивным стремлением к самосохранению;
- эгоцентризмом;
- чувством групповой принадлежности, делением людей на своих и
чужих, восприятием «чужака» как врага;
- напряженными межличностными отношениями;
- эскалацией отрицательных эмоций;
- деструктивными действиями другой стороны;
- важностью объекта конфликта и невозможностью компромисса,
избегания или другой тактики.
Человек, использующий эту стратегию, активен и ведёт открытую
борьбу. Для применения данной стратегии необходимы такие качества
личности как настойчивость, установка на достижение успеха, честолюбие,
требовательность, добросовестность и др. Конфронтация бывает оправдана в
ситуациях явной конструктивности предлагаемого решения, выгодности
результата для всей группы, отсутствия времени на убеждение оппонентов,
при высокой вероятности опасных последствий.
Однако применение
данного стиля имеет
недостатки:
145
- он редко
приносит долгосрочные
проигравшая сторона не будет поддерживать решение, принятое вопреки её
воле, а иногда прибегает даже к прямому саботажу этого решения;
- после длительной конфронтации остаётся осадок горечи, негативное
«послевкусие», что требует релаксации;
- не позволяет
приобрести необходимое в
жить в ситуации неудачи.
Компромисс (кооперация) проявляется в изменении ситуации и
изменении самого субъекта. Это тактика достижения соглашения взаимными
уступками на основании использования формальных компонентов и
апелляции к формальному порядку вещей. Однако такое решение проблемы
подразумевает, что в конфликте делится какая-то конечная величина, и в
процессе этого раздела нужды всех участников не могут быть полностью
удовлетворены. Тем не менее, раздел поровну нередко воспринимается как
самое справедливое решение и, раз мы не можем увеличить размер делимого
объекта, равноправное пользование имеющимися благами – уже
достижение.
Недостаток компромисса заключается в том, что он не до конца
удовлетворяет нужды сторон и является далеко не самым оптимальным
решением конфликта. Компромисс может послужить этапом принятия
оптимального решения, на некоторое время отложив окончательное
разрешение конфликта в интересах всех сторон.
Сотрудничество – тип взаимодействия в конфликте, при
котором его
участники стремятся к
противоречия, ориентируясь на сохранение позитивных взаимоотношений.
Сотрудничество предполагает не только изменение отношения к ситуации,
но и изменение самой ситуации. Эта стратегия взаимного выигрыша, когда
наличие победителя не означает автоматически наличия побежденного.
Информация о работе Стратегии разрешения педагогического конфликта