Стратегии разрешения педагогического конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:31, реферат

Описание работы

Завершение конфликта (окончание его по любым причинам)
может происходить в разных формах:
● Затухание конфликта, как временное прекращение противодействия
при сохранении противоречия и напряженных отношений, означает переход
конфликта в скрытую форму.

Работа содержит 1 файл

Стратегии разрешения.doc

— 110.50 Кб (Скачать)

Такое широкое  посредничество является важнейшим  фактором в

конструктивном  разрешении педагогических конфликтов. При этом педагог

может обеспечить:

– волевое прекращение  конфликта (третейский судья, арбитр);

1 Цит. по Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб, 2006. С.251.

151

– разведение конфликтующих сторон (третейский судья, арбитр);

– блокирование борьбы (третейский судья, арбитр, наблюдатель);

– применение санкций к сторонам (третейский судья, арбитр);

– определение  правого и неправого (третейский судья, арбитр);

– оказание помощи в поиске решения (помощник, посредник);

– содействие нормализации отношений (помощник, посредник);

– оказание помощи в организации общения (помощник, посредник);

– контроль за выполнением решения (арбитр, посредник,

наблюдатель).

В педагогической конфликтологии для определения  стиля и нормы

поведения педагога в сложных ситуациях используется понятие

«конфликтологический стандарт». Стандартом принято называть

правовую норму. Однако в современном образовании  под

конфликтологическим стандартом педагога имеется ввиду  свод принципов,

на которые должен ориентироваться педагог, организуя свое поведение в

конкретной  конфликтной ситуации. Конфликтологический  стандарт

не исключает  своеобразия, индивидуальной гибкости поведения человека.

Однако он должен предусматривать определенные ограничения для

неприемлемых  форм общения в конфликтных ситуациях  с целью

обеспечения сохранности  чести и достоинства каждой личности. Кроме

ограничительных (лимитирующих) в конфликтологический  стандарт входят

и разрешительные (направляющие) принципы. Вот некоторые  из этих

принципов.

1. Исключение насилия.

Насилием считают  всякое физическое, социально-организованное,

психическое (словесное, моральное) воздействие на человека, которое

неправомерно  понижает его нравственный (духовный), социальный (в том

числе правовой) и жизненный статус, причиняет ему физические и душевные

страдания; а  также угроза такого воздействия. Выделяют следующие формы

152

насилия: прямое (личное, практикуемое во взаимоотношениях индивидов)

либо косвенное; структурное (заключенное в структурах социальных

институтов); физическое; психологическое (манипуляции, угрозы,

принуждение, психотропное воздействие и др.); скрытое (латентное) и

открытое насилие. Структурное насилие, по мнению многих исследователей,

составляет  характерную черту всей отечественной системы образования,

и в особенности  средней школы. Оно проявляют  себя в том, что учителя,

свыкшись с  традициями структурного насилия, характерными для нашего

общества в  целом, часто в своих взаимоотношениях с учащимися проявляют

авторитаризм, подавляют их личность, навязывая им свое мнение,

отношение, оценку и тем ущемляя их права.

Хотя слово  «насилие» в русском языке  связано со словом «сила»,

ненасилие неправильно  было бы понимать как полный отказ  от

принуждения, в  том числе такого, которое требует  приложения силы.

Принуждение может  быть нравственно-психическим, социальным,

административным  или физическим, но насильственным является

принуждение, совершаемое  неправомерно или ради несправедливых и

неправомочных целей.

Антитезой насилия  в сфере образования является педагогика

ненасилия. Нравственным императивом педагогики ненасилия  является

убеждение, что  человек является высшей ценностью. Педагогика ненасилия

является выражением моральной силы и потому, в отличие  от насилия, не

требует специального оправдания. Ненасилие, рассматриваемое как

нравственный  принцип педагогики, предполагает милосердие,

взаимопонимание, участие, терпимость к человеческим недостаткам. (Здесь

под недостатками подразумеваются природные, возрастные и социально

обусловленные характеристики людей, которые, помимо их желания,

создают им сложности  в общении.) Поэтому принцип отказа от насилия

неразрывно  связан с принципом толерантности.

2. Толерантность.

153

Толерантность как принцип взаимодействия, основанный на

цивилизованном  компромиссе между конкурирующими субъектами, на

готовности  к принятию иных логик и взглядов выступает условием

педагогической  деятельности, элементом конфликтологического стандарта.

Феномен толерантности  в образовании настолько сложен, что ему посвящен

специальный раздел в данном пособии.

3. Эмпатия.

Постижение  эмоционального состояния другого  обходимо педагогу

как механизм понимания. В психологии «различают эмоциональную

эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и

аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию,

базирующуюся  на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.п.),

и предикативную  эмпатию, проявляющуюся как способность  человека

предсказывать аффективные реакции другого  в конкретных ситуациях»1. Без

понимания другого вряд ли можно адекватно выстроить собственное

поведение в  сложной ситуации, какой является конфликт, а тем более

предвидеть  поведение другого. Несмотря на то, что эмпатию часто

противопоставляют рефлексии на основании замкнутости  в рамках

непосредственного эмоционального опыта2, эмпатийность и рефлексивность

педагога вполне сочетаются и даже взаимодополняют  друг друга в

конкретной  педагогической практике.

4. Рефлексия.

Самопознание  педагогом своих внутренних психических  актов и

состояний, понимание  самого себя, а также того, как другие понимают его,

необходимо  для сохранения педагогом управленческой позиции в конфликте.

Педагогу важно  быть не только в конфликте, но и  над ним. Позиция

наблюдателя, позволяет  сохранить трезвость восприятия, удержать

эмоциональное состояние и осуществить необходимые интеллектуальные

1 Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С.463.

2 Там же.

154

операции для  определения необходимой, наиболее эффективной и

конструктивной  стратегии поведения в конфликте.

5. Фасилитация.

Развитие и  разрешение конфликта представляет собой острую форму

развития личности. В педагогическом конфликте изменяются прежние и

формируются новые  отношения личности. Более того, конфликт –

необходимое условие  развития. Целью поведения педагога в конфликте

следует считать  выработку отношения к конфликту  как к форме проявления

противоречий, конструктивное разрешение которых  будет способствовать

личностному росту  участников. Поэтому одним из ведущих  принципов,

определяющих  конфликтологический стандарт поведения педагога, является

фасилитация. Под  педагогической фасилитацией понимают механизм

вспоможения, повышения  скорости и продуктивности образовательной

деятельности, основанный на признании субъектности участников

образования. Фасилитация противопоставляется принципу формирования,

который в свою очередь основан на признании  ребенка, ученика,

воспитанника  объектом педагогического воздействия. Важнейшим

механизмом  фасилитации являются диалоговое общение, использующее

технику активного слушания и адекватного говорения.

Умение слушать  других – один из основных навыков  при разрешении

конфликтов. Техники  активного слушания являются для  педагога

необходимыми  элементами его профессиональной компетенции,

составляющими конфликтологический стандарт.

– Безмолвное слушание, дополненное невербальными  знаками

внимания, позволяет  показать собеседнику заинтересованность разговором,

поощрить его  к продолжению общения.

– Простое повторение с целью прояснение смысла сказанного может

быть эффективно использовано при общении с людьми в состоянии агрессии.

155

– Уточнение, прояснение, перефразирование (краткое изложение  слов

оппонента в  собственной редакции, но сохраняя его точку зрения)

обеспечивает  по возможности более точное понимание  смысла сказанного.

– Демонстрация, отражение чувств другого человека позволяет

установить  обратную связь и показать, что  чувства другого человека понятны

и важны. Это  требует определенной эмпатийности (способности к эмпатии,

сопереживанию, отождествлению себя с собеседником, разделению его

интересов и  чувств) и вносит в общение теплоту  и доброжелательность.

– Подведение итогов (резюмирование) является своеобразной формой

соглашения, выражения  общей с оппонентом позиции.

Кроме умения слушать  педагогу необходимо владение приемами

изложения собственную  точку зрения, не вызывая при этом агрессии или

желания защищаться у оппонента. Австралийские конфликтологии Х.

Корнелиус и  Ш. Фэйр предлагают эффективный способ выражения

отношения к  какой-либо ситуации, соответствующий  стратегии

оптимального  самоутверждения – «Я - высказывание». Такое высказывание

передает объективное  отношение к определённому предмету (событию,

ситуации и  т. д.), представляет предмет (событие, ситуацию и т. д.) как

сугубо собственную  проблему, не содержит субъективных оценок и

Информация о работе Стратегии разрешения педагогического конфликта