Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 14:31, реферат
Завершение конфликта (окончание его по любым причинам)
может происходить в разных формах:
● Затухание конфликта, как временное прекращение противодействия
при сохранении противоречия и напряженных отношений, означает переход
конфликта в скрытую форму.
Такое широкое посредничество является важнейшим фактором в
конструктивном разрешении педагогических конфликтов. При этом педагог
может обеспечить:
– волевое прекращение конфликта (третейский судья, арбитр);
1 Цит. по Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях. СПб, 2006. С.251.
151
– разведение конфликтующих сторон (третейский судья, арбитр);
– блокирование борьбы (третейский судья, арбитр, наблюдатель);
– применение санкций к сторонам (третейский судья, арбитр);
– определение правого и неправого (третейский судья, арбитр);
– оказание помощи в поиске решения (помощник, посредник);
– содействие нормализации отношений (помощник, посредник);
– оказание помощи в организации общения (помощник, посредник);
– контроль за выполнением решения (арбитр, посредник,
наблюдатель).
В педагогической конфликтологии для определения стиля и нормы
поведения педагога
в сложных ситуациях
«конфликтологический стандарт». Стандартом принято называть
правовую норму. Однако в современном образовании под
конфликтологическим стандартом педагога имеется ввиду свод принципов,
на которые должен ориентироваться педагог, организуя свое поведение в
конкретной конфликтной ситуации. Конфликтологический стандарт
не исключает своеобразия, индивидуальной гибкости поведения человека.
Однако он должен предусматривать определенные ограничения для
неприемлемых
форм общения в конфликтных
обеспечения сохранности чести и достоинства каждой личности. Кроме
ограничительных (лимитирующих) в конфликтологический стандарт входят
и разрешительные (направляющие) принципы. Вот некоторые из этих
принципов.
1. Исключение насилия.
Насилием считают всякое физическое, социально-организованное,
психическое (словесное, моральное) воздействие на человека, которое
неправомерно понижает его нравственный (духовный), социальный (в том
числе правовой) и жизненный статус, причиняет ему физические и душевные
страдания; а также угроза такого воздействия. Выделяют следующие формы
152
насилия: прямое (личное, практикуемое во взаимоотношениях индивидов)
либо косвенное; структурное (заключенное в структурах социальных
институтов); физическое; психологическое (манипуляции, угрозы,
принуждение, психотропное воздействие и др.); скрытое (латентное) и
открытое насилие. Структурное насилие, по мнению многих исследователей,
составляет характерную черту всей отечественной системы образования,
и в особенности средней школы. Оно проявляют себя в том, что учителя,
свыкшись с традициями структурного насилия, характерными для нашего
общества в целом, часто в своих взаимоотношениях с учащимися проявляют
авторитаризм, подавляют их личность, навязывая им свое мнение,
отношение, оценку и тем ущемляя их права.
Хотя слово «насилие» в русском языке связано со словом «сила»,
ненасилие неправильно было бы понимать как полный отказ от
принуждения, в том числе такого, которое требует приложения силы.
Принуждение может быть нравственно-психическим, социальным,
административным или физическим, но насильственным является
принуждение, совершаемое неправомерно или ради несправедливых и
неправомочных целей.
Антитезой насилия в сфере образования является педагогика
ненасилия. Нравственным императивом педагогики ненасилия является
убеждение, что человек является высшей ценностью. Педагогика ненасилия
является выражением моральной силы и потому, в отличие от насилия, не
требует специального оправдания. Ненасилие, рассматриваемое как
нравственный принцип педагогики, предполагает милосердие,
взаимопонимание, участие, терпимость к человеческим недостаткам. (Здесь
под недостатками подразумеваются природные, возрастные и социально
обусловленные характеристики людей, которые, помимо их желания,
создают им сложности в общении.) Поэтому принцип отказа от насилия
неразрывно связан с принципом толерантности.
2. Толерантность.
153
Толерантность как принцип взаимодействия, основанный на
цивилизованном компромиссе между конкурирующими субъектами, на
готовности к принятию иных логик и взглядов выступает условием
педагогической деятельности, элементом конфликтологического стандарта.
Феномен толерантности
в образовании настолько
специальный раздел в данном пособии.
3. Эмпатия.
Постижение эмоционального состояния другого обходимо педагогу
как механизм понимания. В психологии «различают эмоциональную
эмпатию, основанную на механизмах проекции и подражания моторным и
аффективным реакциям другого человека; когнитивную эмпатию,
базирующуюся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т.п.),
и предикативную эмпатию, проявляющуюся как способность человека
предсказывать аффективные реакции другого в конкретных ситуациях»1. Без
понимания другого вряд ли можно адекватно выстроить собственное
поведение в сложной ситуации, какой является конфликт, а тем более
предвидеть поведение другого. Несмотря на то, что эмпатию часто
противопоставляют рефлексии на основании замкнутости в рамках
непосредственного эмоционального опыта2, эмпатийность и рефлексивность
педагога вполне сочетаются и даже взаимодополняют друг друга в
конкретной педагогической практике.
4. Рефлексия.
Самопознание педагогом своих внутренних психических актов и
состояний, понимание самого себя, а также того, как другие понимают его,
необходимо для сохранения педагогом управленческой позиции в конфликте.
Педагогу важно быть не только в конфликте, но и над ним. Позиция
наблюдателя, позволяет
сохранить трезвость
эмоциональное состояние и осуществить необходимые интеллектуальные
1 Психология. Словарь /Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М., 1990. С.463.
2 Там же.
154
операции для определения необходимой, наиболее эффективной и
конструктивной стратегии поведения в конфликте.
5. Фасилитация.
Развитие и разрешение конфликта представляет собой острую форму
развития личности. В педагогическом конфликте изменяются прежние и
формируются новые отношения личности. Более того, конфликт –
необходимое условие развития. Целью поведения педагога в конфликте
следует считать
выработку отношения к
противоречий, конструктивное разрешение которых будет способствовать
личностному росту участников. Поэтому одним из ведущих принципов,
определяющих конфликтологический стандарт поведения педагога, является
фасилитация. Под педагогической фасилитацией понимают механизм
вспоможения, повышения скорости и продуктивности образовательной
деятельности, основанный на признании субъектности участников
образования. Фасилитация противопоставляется принципу формирования,
который в свою очередь основан на признании ребенка, ученика,
воспитанника объектом педагогического воздействия. Важнейшим
механизмом фасилитации являются диалоговое общение, использующее
технику активного слушания и адекватного говорения.
Умение слушать других – один из основных навыков при разрешении
конфликтов. Техники активного слушания являются для педагога
необходимыми элементами его профессиональной компетенции,
составляющими конфликтологический стандарт.
– Безмолвное слушание, дополненное невербальными знаками
внимания, позволяет показать собеседнику заинтересованность разговором,
поощрить его к продолжению общения.
– Простое повторение с целью прояснение смысла сказанного может
быть эффективно использовано при общении с людьми в состоянии агрессии.
155
– Уточнение, прояснение, перефразирование (краткое изложение слов
оппонента в собственной редакции, но сохраняя его точку зрения)
обеспечивает по возможности более точное понимание смысла сказанного.
– Демонстрация, отражение чувств другого человека позволяет
установить обратную связь и показать, что чувства другого человека понятны
и важны. Это требует определенной эмпатийности (способности к эмпатии,
сопереживанию, отождествлению себя с собеседником, разделению его
интересов и чувств) и вносит в общение теплоту и доброжелательность.
– Подведение итогов (резюмирование) является своеобразной формой
соглашения, выражения общей с оппонентом позиции.
Кроме умения слушать педагогу необходимо владение приемами
изложения собственную точку зрения, не вызывая при этом агрессии или
желания защищаться у оппонента. Австралийские конфликтологии Х.
Корнелиус и Ш. Фэйр предлагают эффективный способ выражения
отношения к какой-либо ситуации, соответствующий стратегии
оптимального самоутверждения – «Я - высказывание». Такое высказывание
передает объективное
отношение к определённому
ситуации и т. д.), представляет предмет (событие, ситуацию и т. д.) как
сугубо собственную проблему, не содержит субъективных оценок и
Информация о работе Стратегии разрешения педагогического конфликта