Становление педагогики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: рассмотреть становление педагогики как науки.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретический материал;

- выявить основные пути развития педагогики;

- показать методологическую основу становления педагогики как науки.

Содержание

Введение

Глава 1.История педагогики

1.1.Педагогика как наука

1.2.Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики

1.3.Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой

Глава 2. Методологические основы педагогической науки

2..1.Понятие методологии педагогики

2.2.Основные методологические подходы

Заключение

Литература

Приложение

Работа содержит 1 файл

Становление педагогики как науки - курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

4.Полисубъектный (диалогический) подход.

Сущность человека богаче, чем его деятельность. Личность- продукт и результат общения  с людьми и характерных для  нее отношений, т.е. не только предметный результат деятельности важен, но и  отношенческий. Этот факт "диалогического" содержания внутреннего мира человека

учитывался в  педагогике явно недостаточно, хотя в  пословицах нашел отражение ("скажи, кто твой друг...", "с кем поведешься..."). Задача воспитателя: отслеживать взаимоотношения, способствовать гуманным отношениям, налаживать психологический климат в коллективе.

Диалогический подход в единстве с личностным и  деятельностным составляет сущность методологии  гуманистической педагогики.

5.Культорологический  подход.

Сущность: аксиология - учение о ценностях и

ценностной структуре  мира. Обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей, выработанной человечеством. Освоение человеком культуры представляет собой развитие самого человека и  становление его как творческой личности (на основе освоенной культуры внесение в нее принципиально нового, творец новых элементов культуры). Задача воспитателя: приобщение к культурному потоку, активизация творчества.

6.Этнопедагогический  подход.

Сущность: воспитание с опорой на национальные традиции,

культуру, обычаи. Ребенок живет в определенном этносе. Задача воспитателя: изучение этноса, максимальное использование его воспитательных возможностей.

7.Антропологический  подход.

Сущность  обосновал Ушинский. Это системное использование

данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении

педагогического процесса.

Выделенные методологические подходы педагогики как отрасли  гуманитарного знания позволяют:

1) определить  ее действительные проблемы и  способы их разрешения;

2) проанализировать  всю сумму образовательных проблем и установить их порядок значимости (иерархию);

3) реализовать  гуманистическую парадигму образования.

Заключение

Педагогика должны сформировать структуру личности, которая  понимает эти правила. Такой подход подразумевает не отказ от развития научных взглядов, а их последовательное движение к целостности. Только благодаря пониманию норм и правил игры природы человек может действительно стать свободным и сознательным. А это открывает пути к формированию нового целостного мышления.

Современная педагогика активно осмысливает такие педагогические понятия, как “мир жизни”, “смысл бытия”, “личный выбор”, “встреча”, “педагогическая  атмосфера”, “пространство”, “время”, и др. Отказ от жесткой нормативности, одномерности, строго заданной детерминации позволяет по-новому осмыслить, развернуть педагогическое явление, найти адекватные требованиям современного времени и особенностям детско-юношеского сообщества формы образования и развития.

Педагогика конца  ХХ в. концентрирует свое внимание на высококачественном образовании и воспитании подрастающего поколения, своевременном выявлении и умножении природно-генетических задатков, рано проявившейся одаренности, чтобы затем “вписать” развивающийся талант в функционально-действующий социальный институт. Поэтому для педагогики важно формировать в развивающемся человеке способности активного творчества, социально новые качества, отвечающие динамичным и устремленным в завтрашний день переменам социума. Интенсификация образования и формирование личностных качеств все больше сливается с насущной общечеловеческой потребностью - гуманистической социализацией личности. В педагогике акцент переносится с культурно-образовательной модели, в которой доминирует усвоение систематизированных основ наук, на социо- и культурообразующую роль образования и воспитания. Совершенствование образовательной системы, расширение сферы социальной педагогики сопровождается “отказом от авторитарной педагогики и выдвижением на первый план личности ученика, удовлетворением его запросов, развитием его индивидуальных добродетелей, способностей и дарований”.

Применительно к современной социальной ситуации в России и других странах СНГ  в разряд первоочередных задач выдвигается  создание необходимых, наиболее благоприятных  условий для самореализации, саморазвития конкретной личности, активизации - всеми имеющимися у общества средствами - интеллектуального, эмоционального, морального, культурного, физического и прочих направлений развития личности.

На прошедшей  в октябре 2001 года в Институте  теории образования и педагогики РАО конференции “Педагогическая наука и ее методология в контексте современности” заместитель министра образования РФ В.А. Болотов рассказал о программе модернизации, подчеркнув особое значение Закона РФ "Об образовании", закрепившего правовой статус демократического переустройства образовательной сферы. В связи с дальнейшим движением в этом направлении появляются новые, достаточно острые проблемы. Поэтому необходим системный и концептуальный пересмотр содержания образования, которое во многом устарело, перегружено, оторвано от сегодняшней жизни. Образование не только должно обеспечивать выпускника определенной суммой знаний, но и развивать личность, познавательные и созидательные способности, а главное - воспитывать. Недостаточно эффективно профессиональное образование, порой не согласующееся с реальными и перспективными потребностями страны в кадрах. Необходимо обеспечить конституционные гарантии бесплатного общего образования.

Центральная задача модернизации образования заключается в том, чтобы повысить его современное качество, выстроить эффективную образовательную систему с действенной экономикой и управлением, которые будут отвечать запросам жизни и потребностям развития личности, общества и государства. Таким образом, комплексная, глубокая модернизация образования и обязательное требование ко всей политике России на современном этапе, ее главное стратегическое направление.

Академик РАО  В.В. Краевский, участник всех сессий методологического  семинара прошлых лет, вспомнил о  людях, стоявших у его истоков, говорил о проблемах, которые на нем обсуждались. Они и по сей день не утратили актуальности, когда необходимость методологического анализа происходящего в сфере образования и в его научном обосновании проявилась с особой ясностью. При этом стала ощутимой потребность в новом осмыслении и укреплении самой методологии.

Литература

1. Бабанский  Ю.К. Проблемы повышения эффективности  педагогичес-ких исследований: Дидактический  аспект. М., 1982.

2. Бордовская  Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов- CПб.:Питер, 2000.

3. Журавлев В.И.  Взаимосвязь педагогической науки  и практики. М., 1984.

4. Исаев И.Ф.  Теория и практика формирования  профессионально-педа-гогической культуры  преподавателя высшей школы. М., 1993.

5. Латынина Д.Н.  История педагогики. Воспитание и образование в России (Х-началоХХ в): Уч.пособие - М.:ИД Форум,1998.

6. Константинов  Н.А., Медынский Е.Н., Шабаев М.Ф., История  педагогики-М.: Просвещение, 1982

7. Лихачев Б.  Т. Сущность, критерии и функции  научной педагогики /Пе-дагогика. 1997. № 6.

8. Лихачев Б.  Т. Экология детства: прежде  и теперь // Развитие личности. 1997. № 1

9. Харламов и.  Ф. Педагогика: Учеб. пособие для  студентов ун-тов и пед. ин-тов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 1990.

10. Шабаева М.Ф.  История педагогики: Уч.пособие для ст-тов пед.ин-тов - М.:Просвещение.1981.

11. Шаталов В.  Ф. Точка опоры. -- М.: Педагогика, 1986 г.

12. Шевченко С.  Д. Научить всех -- научить каждого. -- М.: Педагогика, 1989 г.

13. Шепель В.  М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. -- М.: Финансы и статистика, 1992 г. -- 240 с.

14. Щуркова Н.  Е. Новые технологии воспитательного  процесса. -- М., 1994 г.

15. Щуркова Н.  Е. Практикум по педагогической  технологии. -- М., 1998 г. -- 250 с.

16.Юсуфбекова  Н.Р. Общие основы педагогических инноваций: Опыт разработки теории инновационного процесса в образовании. М., 1991.

Информация о работе Становление педагогики как науки