Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:17, курсовая работа
Цель данного исследования: рассмотреть становление педагогики как науки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический материал;
- выявить основные пути развития педагогики;
- показать методологическую основу становления педагогики как науки.
Введение
Глава 1.История педагогики
1.1.Педагогика как наука
1.2.Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики
1.3.Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой
Глава 2. Методологические основы педагогической науки
2..1.Понятие методологии педагогики
2.2.Основные методологические подходы
Заключение
Литература
Приложение
Становление
педагогики как науки -
курсовик
Содержание
Введение
Глава 1.История педагогики
1.1.Педагогика как наука
1.2.Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики
1.3.Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой
Глава 2. Методологические основы педагогической науки
2..1.Понятие методологии педагогики
2.2.Основные методологические подходы
Заключение
Литература
Приложение
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что воспитание и образование занимало первостепенное значение в цивилизации человека. Без педагогики, наверное, и не было этой цивилизации. Ведь с помощью педагогики передается опыт из поколении в поколение.
Начиная с первой половины ХIX в., от И.Ф.Гербарта, впервые попытавшегося подвести под педагогику философски, этически и психологически аргументированную теорию и разделившего педагогику (науку о воспитании) на отдельные, но тесно сопряженные части: дидактику и теорию воспитания, - понимание сущности педагогики, ее целей, содержания неуклонно изменяется в сторону расширения и углубления, единства социализации, воспитания и развития в целостном процессе формирования личности.
В основе современных методологических подходов к изучению целостного процесса социализации, воспитания и развития личности лежит общефилософское направление научного познания, раскрывающее пути исследования функционирования всего общества, его групп и развития отдельной личности в конкретных историко-культурных условиях жизни общества. Их основное предназначение на данном этапе развития общества - преодоление существующего отрыва философии, социологии от других смежных наук, приближение педагогических исследований к конкретным социокультурным условиям социума.
Расширение и
обогащение понятийно-категориального
аппарата современной педагогики, постановка
новых проблем, переосмысление методического
инструментария обусловлено в значительной
степени серьезными изменениями в методологии
науки об образовании. Речь идет не только
об углублении диалектического подхода,
но и о выстраивании экзистенциально-
Цель данного исследования: рассмотреть становление педагогики как науки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический материал;
- выявить основные пути развития педагогики;
- показать методологическую основу становления педагогики как науки.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы.
Глава 1. История педагогики
1.1. Педагогика как наука
Известно, что любая отрасль знаний формируется в качестве науки лишь при ус-ловии выделения специфического предмета исследований.
Предметом педагогики как науки является педагогический процесс. То есть процесс обучения и воспитания человека как особая функция общества, реализу-емая в условиях тех или иных педагогических систем. Только при выделении обу-чения и воспитания в особую общественную функцию, когда возникли специаль-ные воспитательные учреждения и учебные заведения, в рамках которых педаго-гический процесс стал не только предметом специальной организации, но и предметом осмысления, анализа, прогнозирования и целенаправленного исследо-вания, можно говорить о зарождении научно-педагогического знания[3,54].
Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые ле-жат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирова-ния путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффек-тивных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в об-ществе. Историческое развитие научно-педагогического знания проходит несколько этапов:
1. Зарождение педагогических идей в русле философских учений.
2. Формирование
педагогических взглядов и
3. Переход от гипотетических и утопических теорий к концепциям, основанным на педагогической практике и эксперименте[3,87].
В трудах и эпосах
древнегреческих, римских, византийских,
восточных фило-софов и
Демокрит писал: «Хорошими людьми становятся скорее от упражнения, неже-ли от природы... воспитание перестраивает человека и создает природу».
Сократ видел верный путь проявления способностей человека в самопознании:
«Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». В поисках истины многие руководству-ются сократовским тезисом: «Я знаю, что я ничего не знаю».
Аристотель высоко ценил миссию воспитателя: «Воспи-татели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые -- достойную жизнь». До сих пор актуален принцип, сформулированный Конфуцием: «Учиться и время от времени повторять изу-ченное».
Сенека считал, что образование должно формировать самостоятельную личность: «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».
В следующих классических трудах воплотились педа-гогические идеи и наставления. Это -- трактаты Конфуция «Беседы и суждения», Плутарха «О воспитании», Квинтилиана «Ораторское об-разование», Авиценны «Книга исцеления», Аверроэса «Система доказательств», «Опыты» Монтеня.
В эпоху Возрождения идеалы воспитания и образования представлены в рома-нах Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в педагогическом сочинении Вивеса «О порче нравов», в трактатах Эразма Роттердамского «О первоначальном воспи-тании детей», Т. Мора «Утопия», Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании». Одна-ко труды, в которых воплощались педагогические воззрения, были плодом гума-нистической образованности философов, ученых и просветителей. В этом заклю-чается их отличие от современных исследований в области педагогической науки.
Весь период зарождения педагогических идей и взглядов сопровождался воз-никновением новых форм педагогической мысли, обновлением взглядов на приро-ду и практику обучения и воспитания человека.
Только с XVII века педагогическая мысль начинает опираться на данные передо-вого педагогического опыта. Так, немецкий педагог Вольфганг Ратке (1571-1635) разработал содержательное понятие образования и соответствующую методоло-гию, установив критерии педагогических исследований.
Почти одновременно Я. А. Коменский (1592-1670) попытался привести в си-стему и обосновать объективные закономерности воспитания и обучения. Он ру-ководствовался как богатым педагогическим опытом различных стран, так и сво-им собственным. Эти изыскания воплотились в сочинении «Великая дидактика».
В трактате проводится мысль о том, как поставить знание закономерностей и принципов организации педагогического процесса на службу педагогической практики. Ученый рассматривает следующие стадии обучения -- автопсия (само-стоятельное наблюдение), автопраксия (практические действия), автохресия (применение полученных знаний и умений), автолексия (умение рассказать о ре-зультатах своего труда), а также момент соответствия ступеней образования воз-расту человека. Весь труд Коменского освещен верой в расцвет человеческой лич-ности: «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное тво-рение». Фундаментальной идеей педагога является пансофизм, то есть обобщение всех знаний, накопленных культурой и цивилизацией. Необходимо распростране-ние последних среди всех людей, независимо от социальной, расовой и религиоз-ной принадлежности. А эта задача должна осуществляться посредством обуче-ния и воспитания[10,95].
Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, создал строй-ную систему всеобщего образования, разработал классно-урочный способ обуче-ния в школе (который и сейчас применяется во многих странах мира). Поэтому Я. А. Коменского называют родоначальником педагогической науки.
В период с XVII по XVIII век наметился этап генерирования новых педагоги-ческих идей из опытно-экспериментальных, инновационных для того времени школ. В истории развития педагогической мысли этот факт связан с именами И. Песталоцци (1746-1827), И. Гербарта (746-1841 ),Ф.Фребеля (1782-1852), А. Дистервега (1790-1866).
В условиях экспериментальной школы И. Песталоцци проверял программу обучения и воспитания бедняков, искал ее психологические источники. Он разра-батывал метод элементарного образования, развивающий способности ребенка через систему упражнений. В процессе разработки основ образования И. Песта-лоцци предлагал ориентироваться на знание психологии.
В педагогическом
сочинении «Воспитание
В знаменитом сочинении «Общая педагогика» И. Ф. Гербарт настаивал на су-веренности педагогической науки, концентрируя внимание на методологическом инструментарии педагогики как науки. Для него были неприемлемы как крайнос-ти эмпирики, так и философии. И. Ф. Гербарт писал: «Было бы лучше, если педа-гогика как можно точнее сама разработала свои собственные понятия и больше поощряла самостоятельное мышление, чтобы стать центром отдельной области мышления и не быть на задворках других наук». И. Ф. Гербарт во многом опреде-лил дальнейшее развитие педагогики XIX века, где ведущую роль сыграла разра-ботанная им дидактика. Он впервые развил идею воспитывающего обучения, введя разделение на учение и преподавание, раскрыл логику учебного процесса, или «естественную последовательность» в виде формальных ступеней. И. Ф. Гербарт ввел новое определение методов обучения (описательного, аналитического, син-тетического) и соотнес их с последовательностью учебного процесса. Он предло-жил практические способы нравственного воспитания (сдерживающий, направ-ляющий, нормативный, взвешенно-ясный, морализаторский, увещевающий) и свод рекомендаций, учитывающих индивидуальность человека.
А. Дистервег сформулировал и раскрыл два взаимосвязанных принципа обуче-ния и воспитания -- природосообразности и культуросообразности. Он ввел сле-дующие дидактические правила -- ясность, четкость, последовательность, само-стоятельность учащихся, заинтересованность учителя и ученика.
Следующий этап в развитии педагогической науки связан с обогащением педа-гогического знания в недрах философии под влиянием педагогических трактатов, романов и сочинений. В результате, философы и ученые обсуждали проблемы вза-имосвязи теории и практики обучения и воспитания. В данной области были вы-явлены социальный, исторический и культурологический аспекты.
Например, И. Г. Фихте рассматривал воспитание как способ осознания людь-ми своей нации, а образование как возможность обретения национальной и миро-вой культуры. Ф. Шлейермахер доказывал, что теория и практика воспитания яв-ляются историческими и, соответственно, социальными феноменами. Он подчер-кивал необходимость их согласования с этикой и политикой. Г. Гегель пытался диалектически сопоставить историю цивилизации и развитие воспитания.
Однако к середине XIX века влияние философии на развитие педагогики изме-няется. На смену вписывания педагогической проблематики в универсальные ми-ровоззренческие схемы приходят философские концепции воспитания и образо-вания. Например, Фридрих Ницше (1844-1900) выделял проблему элитного вос-питания -- гениев, правителей и законодателей. Их гениальность должна была проявляться не только в сфере искусств, наук, философии, но и при утверждении жизненных ценностей.
Дж. С. Милль( 1806-1873)
считал критерием положительных
результатов об-разования
Г. Спенсер (1820-1903) настаивал на приоритете естественнонаучного обра-зования как наиболее полезного для нужд каждого человека.
В философии С, Кьеркегора, А. Шопенгауэра, Ф. Ницше ярко выразилась ин-дивидуалистическая направленность воспитания.
С начала XX века
заметно выросло число
В этот период в педагогике прослеживаются две основные парадигмы -- педа-гогический традиционализм и альтернативное направление. К традиционализму тогда относили социальную педагогику (источниками педагогической науки и практики считали социально-исторические знания), религиозную педагогику (стремление синтезировать веру и науку на основе религиозных канонов), педаго-гику, ориентированную на философское осмысление процесса воспитания и обра-зования.