Становление педагогики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: рассмотреть становление педагогики как науки.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретический материал;

- выявить основные пути развития педагогики;

- показать методологическую основу становления педагогики как науки.

Содержание

Введение

Глава 1.История педагогики

1.1.Педагогика как наука

1.2.Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики

1.3.Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой

Глава 2. Методологические основы педагогической науки

2..1.Понятие методологии педагогики

2.2.Основные методологические подходы

Заключение

Литература

Приложение

Работа содержит 1 файл

Становление педагогики как науки - курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

Антитрадиционалисты предложили новые идеи и концепции: свободного вос-питания, экспериментальной, прагматической, функциональной педагогики и пе-дагогики личности.

Современный этап развития педагогического знания (вторая половина XX ве-ка) основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с широким взаимодействием с другими науками -- философи-ей, психологией, социологией, физиологией, математикой, политологией, эконо-микой.

В процессе дифференциации научной дисциплины выделяются различные  об-ласти педагогики--общая, дошкольная, школьная, профессиональная, соци-альная, возрастная, сравнительная, коррекционная, военная, спортивная. А так-же история педагогики, педагогика высшей школы, антропогогика (обучение, вос-питание и развитие человека на протяжении всего жизненного пути).

Совокупность  отраслей педагогики образует развивающуюся  систему педаго-гических наук.

Систематика педагогических явлений и феноменов, а также  теорий и концеп-ций как результат  интеграционных процессов осуществляется в рамках педагоги-ческой фактологии, феноменологии, конструктологии и концептологии. Как лю-бая наука, педагогика включает в себя фактический материал, полученный в ре-зультате длительных наблюдений, экспериментов и опытов в области обучения и воспитания. На данной основе осуществляются научные обобщения фактическо-го материала, выражающиеся в понятиях, принципах, методах, теориях и законо-мерностях; реализуются предположения-гипотезы, прогнозирующие новые спо-собы решения педагогических проблем с учетом современных общественных тен-денций. В педагогике как развивающейся науке содержатся гипотетические положения, требующие научного и практического подтверждения.

Активно развивается  методология педагогических исследований (Ю. К. Бабанский, Б. С. Гершунский, М. А. Данилов, В. И. Загвязинский, В. В, Краевский, М. Н. Скаткин). Научные исследования обеспечивают непрерывный процесс раз-вития педагогики и имеют свою специфику, технологию и методику проведения.

В период становления  педагогики как науки были определены три фундамен-тальные категории (основные понятия педагогики) -- «воспитание», «обуче-ние», «образование».

«Воспитание» как всеобщая категория исторически включала в себя «обуче-ние» и «образование».

В современной  науке под «воспитанием» как  общественным явлением понима-ют передачу исторического и культурного опыта от поколения к поколению. При этом воспитатель:

1) передает опыт, накопленный человечеством;

2) вводит в  мир культуры;

3) стимулирует  к самовоспитанию;

4) помогает разобраться  в трудных жизненных ситуациях  и найти выход из сло-жившегося положения[6,103].

В свою очередь  воспитанник:

1) овладевает  опытом человеческих отношений  и основами культуры;

2) работает над  собой;

3) обучается  способам общения и манерам  поведения.

В результате воспитанник  изменяет свое понимание мира и отношение к лю-дям и самому себе.

Накопление и  передача опыта культуры и цивилизации  во взаимосвязи с рос-том научного знания стали не только неотъемлемой функцией общества, но и условием его  развития. В настоящее время образование  и воспитание рассматри-ваются как основные факторы формирования общества и государства, науки и культуры.

Вторая категория -- «обучение» -- понимается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в результате которого обеспечивается развитие ученика.

При этом учитель:

1) преподает -- целенаправленно передает знания, жизненный опыт, способы деятельности, основы культуры и научного знания;

2) руководит  процессом освоения знаний, навыков  и умений;

3) создает условия  для развития личности учащихся (памяти, внимания, мышле-ния).

В свою очередь  ученик:

1) учится -- овладевает  передаваемой информацией и выполняет  учебные зада-ния с помощью  учителя, совместно с одноклассниками  или самостоятельно;

2) пытается самостоятельно наблюдать, сравнивать, мыслить;

3) проявляет инициативу в поиске новых знаний, дополнительных источников информации (справочник, учебник), занимается самообразованием.

Таким образом, диалектическое отношение «обучение--воспитание»  направ-лено прежде всего на развитие деятельностных и личностных характеристик  че-ловека на основе его интересов, приобретенных знаний, умений и навыков.

В зависимости  от особенностей реализации процесса взаимодействия препо-давания и  учения в науке и практике выделяют разные дидактические системы:

развивающее, проблемное, модульное, программированное обучение.

Третья категория  педагогики -- «образованием -- понимается как:

1) ценность развивающегося  человека и общества;

2) процесс обучения  и воспитания человека;

3) как результат  последнего;

4) как система[5,71].

Вся совокупность образовательных (или учебных и воспитательных) учрежде-ний выстраивается в систему в рамках конкретного города, региона, страны.

В качестве педагогической системы может рассматриваться  конкретная деятель-ность педагога или педагогического коллектива. В наше время получили извест-ность авторские педагогические системы Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковского, А. С. Макаренко, М. Монтессори, В. А. Сухомлинского. В. Ф. Шаталова.

Как любая наука, «педагогика» имеет свой терминологический  аппарат, бази-рующийся на основных категориях и развивающийся в рамках конкретных направ-лений исследования предмета.

1.2. Современное наполнение  научных принципов  организации школы  и педагогики

Расширение и  углубление процессов демократии и  гласности, ре-шение проблем экономической и политической реформ, преодоле-ние социальных противоречий потребовали переоценки многих цен-ностей, подвергли острокритическому взгляду все области нашей об-щественной и личной жизни. Система народного образования явля-ется органической частью нашего общественно-политического строя, неразрывно связанного с экономикой, с состоянием общественных отношений и всех форм общественного сознания. Посредством об-разования и культуры личность может получить возможность орга-низовать общественную жизнь, социальную сферу и производство в своих интересах, совершенствовать экономику, систему всех обще-ственных отношений и саму себя.

На основе государственно-общественного  подхода к проблеме об-разования  создаются условия для обеспечения  интересов каждой лич-ности, развития ее способностей и дарований, ее духовно-нравствен-ного совершенствования и одновременно подготовки к выбору про-фессии, активному творческому участию в общественной жизни и производстве.

Личность, осваивая содержание образования, развивая свои способ-ности и творческие возможности, реализует себя в общественно зна-чимой творческой деятельности, получает удовлетворение всех сво-их материальных и духовных потребностей. В этом заключается суть научно обоснованного принципа органического единства и взаи-мосвязи интересов общества, коллектива и личности в образова-нии и воспитании подрастающего поколения. В ряду научных принципов организации школьного дела -- прин-цип гражданско-общественной целеустремленности. .

Речь идет о  конкретизации общей формулы  всестороннего разви-тия в различных видах культуры современного человека нашего об-щества. Интеллектуальная культура включает в себя требование образованности; духовного богатства; самостоятельности диалекти-ческого мышления, понимания приоритета общечеловеческих цен-ностей, видения явлений в противоречиях и умения оценивать их;

активного стремления и умения пополнять знания, учиться  учению и труду; творческого подхода  к любому делу. Политическая культура человека складывается из умения жить и работать в условиях де-мократии, гласности, самостоятельности и ответственности; умело-го сочетания интересов общества, коллектива и личности; социаль-но-политической активности и инициативы; духовной стойкости, пре-одоления трудностей. Нравственно-правовая, эстетическая и фи-зическая культура органично вбирают в себя такие простые нормы нравственности и сложные гражданские чувства, как правдивость, порядочность, совестливость, справедливость, свобода, принципи-альность, честность, добросовестность, трудолюбие, дисциплиниро-ванность, доверие и терпимость к людям, к непривычному и поиску, доброжелательность, компетентность, содействие инициативе, гума-низм, патриотизм и интернационализм, а также требования укрепле-ния здорового образа жизни.

Важнейшим принципом  цивилизованной организации народного образования является обеспечение всеобщего среднего образования как средства осуществления социальной справедливости, развития способностей и дарований каждой человеческой личности, как базо-вого для непрерывного образования. Общее среднее образование -- социально-экономическая необходимость.

Наиболее актуальный принцип современной школы и  педагоги-ки -- принцип диалектического единства общего и особенного в обучении и воспитании детей, общеобразовательной подготовки с многообразием содержания и форм развития детских интересов, склонностей, способностей, талантов и дарований. В основу орга-низации школы была положена идея диалектического сочетания по-лучения детьми общего среднего образования с развитием их инди-видуальных особенностей. Противоречие между необходимостью общего и неизбежностью индивидуального развития каждого ребенка является важной движущей силой совершенствования демократизи-рованной школы. Формирование индивидуальных способнос-тей учащихся происходит за счет вовлечения учащихся в специаль-ную, отвечающую их интересам, требующую углубленного проник-новения в суть дела, разнообразную деятельность. Общее и специ-альное развитие -- не противоположны и не взаимоисключающие, а, наоборот, являются взаимодополняющими и обогащающими друг друга. В ходе общего образования зарождается и определяется осо-бенный, индивидуальный интерес, который, развиваясь, расширяет и углубляет общую образованность. Интеграция учебных дисцип-лин не должна приводить к ликвидации общеобразовательных пред-метов, к верхоглядству, дилетантизму и поверхностности общего об-разования. Дифференциация, углубленное изучение отдельных пред-метов школьниками не должны вести в старших классах к тотально-му вытеснению общеобразовательных предметов.

Научный принцип органического взаимодействия общего и особен-ного отвергает замену общего развития специализированным, тем более профессиональным, подмену общего образования формированием профессионально-индивидуальных качеств и свойств. Он предполагает сочетание, поиски оптимальной меры взаимодействия общего и индивидуального развития, дающего наибольший эффект в формировании всесторонне развитой личности и индивидуаль-ности.

В истории советской  школы ситуация складывалась так, что  вре-мя обязательного обучения отводилось для общеобразовательной под-готовки, а проблемы индивидуального развития выносились за рам-ки основного учебного времени. Оно осуществлялось в кружках за счет так и не получивших широкого распространения факультати-вов, в дворцах и домах школьников, на технических станциях, в до-мах для одаренных детей, в студиях, музыкальных, хореографичес-ких и художественных школах, в центрах эстетического воспитания, клубах и школах-комплексах, в неформальных объединениях, спортивных и физкультурных школах, в трудовых объединениях, в специальных классах с углубленным изучением отдельных предме-тов и в специализированных школах.

Особую активность приобрел сегодня принцип школы  и педаго-гики -- гуманитаризации и гуманизации.

Важнейшим направлением его осуществления является гумани-зация образования и воспитания. Соотношение естественно-научно-го и гуманитарного образования в средней школе зависит от требова-ний к человеку, предъявляемых социально-экономическими услови-ями жизни общества, а также от той роли. которую играют учебные предметы в становлении и развитии индивидуальности. Разумная гу-манитаризация не направлена на вытеснение естественно-математического образования или на снижение уровня образованности. Суть гуманитаризации образования -- в очеловечивании всех знаний, по-лученных ребенком, в важности и нужности их не только для произ-водства, но и для развития, для жизни каждого человека.

Важное значение приобретает принцип государственно-обще-ственною управления народным образованием. Школа -- учрежде-ние идеологическое, направленное на решение задач по гражданско-му, духовно-ценностному воспитанию подрастающего поколения. Го-сударственные органы с помощью общественности и науки опреде-ляют основное содержание учебно-воспитательного процесса, прин-ципы построения организационных структур, учета интересов всех классов, социальных групп, всего народа.

Таковы самые  основные и главные, научно обоснованные прин-ципы организации современной  школы и педагогики.

Информация о работе Становление педагогики как науки