Становление педагогики как науки

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: рассмотреть становление педагогики как науки.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретический материал;

- выявить основные пути развития педагогики;

- показать методологическую основу становления педагогики как науки.

Содержание

Введение

Глава 1.История педагогики

1.1.Педагогика как наука

1.2.Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики

1.3.Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой

Глава 2. Методологические основы педагогической науки

2..1.Понятие методологии педагогики

2.2.Основные методологические подходы

Заключение

Литература

Приложение

Работа содержит 1 файл

Становление педагогики как науки - курсовая.doc

— 173.00 Кб (Скачать)

1.3.Основные  направления развития  педагогической науки  и ее взаимосвязи с практикой

Перестройка и  обновление нашего общества затрагивают  все об-ласти его материальной и духовной жизни. Не является исключени-ем и педагогическая наука. Ее общественное значение определяется тем реальным вкладом, который она может внести в решение про-блем реформы высшей и средней школы, в научно-методическое обес-печение непрерывного образования, в повышение эффективности обу-чения и гражданского воспитания подрастающих поколений, в со-здание интеллектуального потенциала общества, в подготовку про-изводительных сил страны, в формирование новых общественных отношений и во всестороннее развитие личности. От того, насколько эффективную помощь окажет педагогическая наука высшей и сред-ней школе, прямо зависит успех экономической реформы, подъем об-щественной производительности труда, порядок и дисциплина на про-изводстве и в общественной жизни, гармонизация межнациональных

Вся эта работа, по существу важная и нужная, будучи оторванной от фун-даментальных и экспериментальных  исследований, не могла прино-сить сколько-нибудь ощутимых результатов в обновлении работы всех типов учебных заведений. В связи с этим исчезла и надобность в гласности, в широких дискуссиях, обсуждениях актуальных педа-гогических проблем, в которых заинтересовано все общество. Про-изошло самое опасное для состояния общественной науки явление:

Академия педагогических наук начала утрачивать роль главного штаба педагогической мысли, что  неизбежно подталкивало ее к са-моизоляции, замыканию в автономную систему, производящую ис-следования и продукцию для внутреннего потребления или камер-ного внедрения.

Приоритетными направлениями и проблемами педагогической на-уки, по определению Всесоюзного  съезда работников народного об-разования, являются:

* разработка  общественных и конкретно-педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;

* научный анализ  состояния практики и надежное  прогнозирова-ние социально-экономических  и педагогических аспектов образова-ния;  определение перспектив развития личности в целостном учеб-но-воспитательном процессе (цели, содержание, методы, средства и организационные формы, виды творческой деятельности); поиск пу-тей и средств дифференциации и индивидуализации учебной деятель-ности на основе единства обучения, воспитания, развития;

* развитие методологии  и методов педагогических исследований;

* педагогические  аспекты демократизации и гуманизации  систе-мы образования; поиск эффективных  путей идейно-нравственного воспитания, развития духовной культуры, гражданского становления личности;

* разработка  базовою компонента общего среднего  образования, его деятельностного  содержания, подготовка и экспериментальная  проверка различных вариантов  новых учебных планов, программ, учебников, методических пособий, дидактических материалов и средств обучения;

* разработка  концепций национальной школы  как инструмента формирования  национального самосознания, национальной  культу-ры, всемерного совершенствования  межнациональных отношений, подлинного  интернационализма;

* исследование  эффективных способов активизации  и оптимиза-ции педагогического  процесса, устранение перегрузки, укрепление  здоровья учащихся;

* разработка  условий повышения эффективности  самообразова-ния и самовоспитания; исследование социальных и психолого-педа-гогических проблем молодежи;

* обоснование  системы трудовой, политехнической  и профессио-нальной подготовки  учащихся на разных ступенях  образования, уча-стия молодежи  в общественно полезном производительном  труде;

* исследование  перспективных направлений подготовки и повы-шения квалификации учителей и преподавателей для разных звеньев непрерывного образования; обобщение и распространение передо-вого и новаторского педагогического опыта и инновационных про-цессов, изучение и удовлетворение реальных потребностей педаго-гической практики в научных разработках[9,71].

Проанализируем  более подробно некоторые из названных  приори-тетных направлений педагогической науки.

Сильное отставание обозначилось в области теоретико-методо-логических вопросов. Методология педагогики представляет собой осмысление исходных принципов, методов познания, исследователь-ских позиций и подходов ко всем общим и частным теоретическим и практическим вопросам, устанавливает характер взаимосвязи педа-гогики с другими общественными и естественными науками. Каж-дое теоретическое обобщение, научная концепция несут в себе в сня-том, обобщенном виде философско-методическое обоснование.

В условиях обновления общества особенно актуальны следующие  методологические проблемы:

* сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса;

* предмет педагогики  как общественной науки в условиях  непре-рывного образования и общие  законы воспитания, обучения, педаго-гической  деятельности;

* диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием производительных сил и производственных отно-шений;

* диалектика  взаимосвязи воспитания, обучения, педагогической деятельности и  форм общественного сознания;

* диалектика  становления детской личности как субъекта и объек-та воспитания;

* социально-педагогические  противоречия как источник развития ребенка и педагогического процесса;

* диалектика  взаимосвязи национального, классового и общече-ловеческого в гражданском воспитании;

* социальные, философские и психолого-педагогические основы формирования содержания образования;

* диалектика  социального и биологического, целенаправленного  и спонтанного в формировании  детской личности;

* диалектика  общего, особенного и индивидуального  в формиро-вании личности;

* диалектика  и логика педагогического мышления[8,82].

Требуют методологического  осмысления и такие острые вопро-сы, как соотношение и взаимодействие личного и общественного ин-тересов; отказ от идеи всестороннего развития личности как отда-ленного идеала в пользу разностороннего развития; возвращение к педологии, ее теоретическим оценкам детей; включение моральных догм религии в духовные приоритеты педагогики. Практически не разрабатывается история советской школы и педагогики, особенно 30--80-х годов. Отсутствие исторических, научно обоснованных ис-следований этого периода порождает шаблонные стереотипы исто-рических оценок, субъективистские конъюнктурные толкования. Это не позволяет объективно оценить состояние современной педагоги-ческой науки, ее достижения и промахи, возродить к жизни неспра-ведливо забытые, замалчиваемые имена ученых-педагогов и их твор-чество, выявить подлинные причины и формы существования застоя в педагогике, избежать как самоуспокоенности, так и огульного очер-нительства.

Другое актуальнейшее  направление научно-педагогических иссле-дований -- непрерывное образование, возникающее и развивающее-ся в результате органической взаимосвязи всеобщего среднего обра-зования как фундамента развития человеческой личности со сред-ним и высшим профессиональным, активным систематическим са-мообразованием и повышением квалификации или переподготовкой. Стартовой площадкой, на которой зиждется вся надстройка системы непрерывного образования, является средний общеобразовательный всеобуч. Это делает особенно актуальными проблемы содержания общего среднего образования, учебного плана и учебников, которые в решающей степени зависят от тенденции развития НТР, интенси- фикации производства, социальной сферы и культуры. Наряду с про-блемой формирования всесторонне и гармонично развитой личнос-ти в средней школе решается задача создания интеллектуального по-тенциала страны. Быстро нарастает количество научно-технической, художественной информации, экологических и социальных проблем, осмысление которых необходимо уже в школе. Все острее встает про-блема развития сущностных сил и творческих способностей детей в процессе обучения. Лавина необходимых для усвоения детьми зна-ний породила опасное для школы экстенсивное наращивание коли-чества информации и числа предметов в учебном плане, что неиз-бежно ведет к временному обескровливанию всех предметов, к сниже-нию качества знаний и образования в целом. Между тем как в науке и искусстве, в технике и технологии, так и в общественной жизни об-наруживались интеграционные процессы, порождающие новые интегративные естественные, гуманитарные, общественные науки. Воз-никает качественно новая образовательная ситуация и новые требо-вания к созданию учебных предметов, к их основному содержанию и к учебникам. Претерпевает качественное изменение само понятие «основы наук», его сущностный смысл. До сих пор в качестве осно-вы каждой науки рассматривались законы этой конкретной науки. Се-годня возникает необходимость рассматривать основы одной науки в системе и взаимосвязи ее законов с родственными науками и практи-кой. В этом и состоит политехнический смысл современных учеб-ных предметов, их своеобразная качественная интенсификация. На-пример, учебный предмет физика может включить в себя не только основы самой физической науки, но и ее выходы в химию, биоло-гию, технологию. Учебный предмет математика может вобрать при-кладные проблемы, такие, как информатика и вычислительная тех-ника. Обществоведение способно раскрывать в единстве политичес-кие, экономические, социальные, правовые, нравственные, эстети-ческие аспекты общественной жизни. Аналитическая работа по со-зданию интегративных предметов и принципиально новых учебни-ков по ним позволяет сократить количество учебных предметов в учеб-ном плане, высвободить время для их более основательного изуче-ния, для освоения ремесел и искусств, технического и художествен-ного творчества. Экспериментирование вариантов новых учебных планов в учебных заведениях позволит отработать оптимальные ва-рианты и поднять общий уровень образования на новую качествен-ную ступень, соответствующую новому качественному состоянию об-щества, решению задач социально-экономического развития страны.

Еще одно приоритетное направление научно-педагогических ис-следований связано с изучением  целостного педагогического процес-са, с переходом в воспитании от экстенсивного  подхода, наращива-ния количества «воспитательных  мероприятий», отчуждающих ре-бят от школы и подталкивающих их в социально - незрелые «нефор-мальные объединения», к интенсивному воспитанию. Необходимо вы-вести организацию воспитательного процесса за рамки школы, объе-динить в единый комплекс всю жизнь детей в школе, дома, во вне-школьных учреждениях и «неформальных объединениях». Педаго-гическая наука призвана разработать формы и методы обеспечения единого идейно-организационного влияния, критического осмысле-ния, анализа вместе с детьми характера и содержания жизни, внесе-ния в нее содержательных и организационных коррективов, усиле-ния позиций самих детей как субъектов воспитания. Это превращает детскую жизнь в организационную педагогическую целостность. На сознание и поведение воспитанников активно влияет анализ ими соб-ственной жизни совместно с педагогом, ее оценка, корректировка, обдуманный выбор поведения, нравственно-эстетическая самооцен-ка и самовоспитание. В основу исследования проблем организации целостного педагогического процесса должна быть положена широ-кая экспериментантальная проверка в массовой школе, ПТУ, вузе, рекомендаций по комплексной организации гуманистического граж-данского воспитания. Это предполагает глубокое психолого-педаго-гическое изучение детства, отрочества, юности.

При всем влиянии  общественных отношений, уровня обществен-ного благосостояния и сознания, социально-нравственного и духов-но-психологического состояния семьи, воздействий средств массо-вой информации, трудовых коллективов, общественных организаций, самодеятельных объединений ребенок всегда остается не только объектом, но и субъектом воспитания. Дети постоянно и сильно воз-действуют на самих себя за счет собственного сознания, мотивов, внутренних побуждений, чувств и формируют свою личность. Инте-ресы, потребности, внутренние стимулы и индивидуальные мотивы побуждают их к выбору того или иного поведения, поступка, что рас-ширяет и закрепляет их жизненные взгляды и убеждения, навыки и привычки. В разные возрастные периоды степень осознания детьми своей «субъективности», самовлияния на характер собственной лич-ности не одинакова. Педагогика призвана помочь ребенку преодо-леть внутренние разногласия с требованиями жизни, разрешить про-тиворечие между его «субъективностью», жизненной самовоспита-тельной активностью и «объективностью», осознанием необходимос-ти общественных требований к себе как члену группы, коллектива, общества. В процессе преодоления этого противоречия происходит постепенное становление детского самосознания и освоение обще-ственного сознания: правовых, нравственных, эстетических требо-ваний к личности.

Педагог вступает во взаимодействие с самоизменяющимся и са-моразвивающимся субъектом, самоформирующейся личностью. От того. найдет ли воспитатель верный путь к ребенку с помощью педа-гогических средств как индивидуальности, субъекту воспитания, це-ликом зависит, будут ли их взаимоотношения отношениями добро-желательного взаимодействия или формально-индифферентного кон-такта, даже сопротивления и противоборства. При всей интенсивно-сти исследований детства, юности, возмужания сегодня не существует целостной, адаптированной к современным условиям школьной жиз-ни картины состояния современного ребенка, его цельного, по возрастам, физическо-физиологического, психологического и социологичес-кого портрета. Это приводит к однобокому, порой ошибочному ре-шению многих педагогических вопросов. Например, при определе-нии содержания образования учитываются требования современной науки и культуры, но не принимается во внимание, в каком возрасте, какой материал может быть освоен быстрее, лучше и окажет благо-творное влияние на психическое и физическое развитие ребенка. Для этого необходимо определить возрастные параметры физического и психического развития и возможностей детей, оптимальные физи-ческие и интеллектуальные нагрузки для каждого возрастного пери-ода, которые необходимо соотнести с реальной занятостью, загру-женностью, утомляемостью, развитостью школьников. Нужны чет-кие и недвусмысленные характеристики возможностей физического, психического и социального развития детей различных возрастных групп в реальном педагогическом процессе. Должны быть разрабо-таны научно обоснованные требования к личности, обеспечивающие гармоничное развитие всех ее сущностных сил и способностей, их физической, психической, эмоционально-волевой, деятельностно-практической сфер.

Новые подходы  к понима-нию сущности основ наук, интегрированные курсы, интенсивные  методы и технические средства обучения, усиление роли самообра-зования неизбежно  повлекут за собой, особенно в старших  классах. лекционно-семинарскую и лабораторно-практическую системы за-нятий с зачетно-экзаменационной системой учета знаний, умений и навыков. Это одновременно удовлетворит готовность и потребность старшеклассников в увеличении доли самостоятельной работы в учеб-ном процессе. Такие изменения станут возможными тогда, когда пе-дагогическая наука новаторски взломает сложившиеся стереотипы. шаблоны и штампы в подходах к формам и методам обучения. При сохранении урока в качесгве основной формы учебных занятий жизнь настоятельно требует разработки полиморфной, многоформной системы обучения. Многообразие путей познания истины в науке, в об-щественной жизни, в практике, а также разнообразие способов, при-емов человеческого общения, делового и интимного взаимодействия представляет практически неисчерпаемые возможности для методи-ческого творчества, разработки новых методов обучения и воспита-ния. Научная опенка практического методического творчества пере-довых учителей и новаторов, предотвращение абсолютизации и фе-тишизации отдельных форм и методов, определение их места в ин-дивидуализированных методических системах каждого учителя бу-дут способствовать повышению эффективности и действенности учебно-воспитательного процесса.

Информация о работе Становление педагогики как науки