Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 21:17, курсовая работа
Цель данного исследования: рассмотреть становление педагогики как науки.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретический материал;
- выявить основные пути развития педагогики;
- показать методологическую основу становления педагогики как науки.
Введение
Глава 1.История педагогики
1.1.Педагогика как наука
1.2.Современное наполнение научных принципов организации школы и педагогики
1.3.Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой
Глава 2. Методологические основы педагогической науки
2..1.Понятие методологии педагогики
2.2.Основные методологические подходы
Заключение
Литература
Приложение
1.3.Основные направления развития педагогической науки и ее взаимосвязи с практикой
Перестройка и обновление нашего общества затрагивают все об-ласти его материальной и духовной жизни. Не является исключени-ем и педагогическая наука. Ее общественное значение определяется тем реальным вкладом, который она может внести в решение про-блем реформы высшей и средней школы, в научно-методическое обес-печение непрерывного образования, в повышение эффективности обу-чения и гражданского воспитания подрастающих поколений, в со-здание интеллектуального потенциала общества, в подготовку про-изводительных сил страны, в формирование новых общественных отношений и во всестороннее развитие личности. От того, насколько эффективную помощь окажет педагогическая наука высшей и сред-ней школе, прямо зависит успех экономической реформы, подъем об-щественной производительности труда, порядок и дисциплина на про-изводстве и в общественной жизни, гармонизация межнациональных
Вся эта работа, по существу важная и нужная, будучи оторванной от фун-даментальных и экспериментальных исследований, не могла прино-сить сколько-нибудь ощутимых результатов в обновлении работы всех типов учебных заведений. В связи с этим исчезла и надобность в гласности, в широких дискуссиях, обсуждениях актуальных педа-гогических проблем, в которых заинтересовано все общество. Про-изошло самое опасное для состояния общественной науки явление:
Академия педагогических наук начала утрачивать роль главного штаба педагогической мысли, что неизбежно подталкивало ее к са-моизоляции, замыканию в автономную систему, производящую ис-следования и продукцию для внутреннего потребления или камер-ного внедрения.
Приоритетными направлениями и проблемами педагогической на-уки, по определению Всесоюзного съезда работников народного об-разования, являются:
* разработка
общественных и конкретно-
* научный анализ
состояния практики и надежное
прогнозирова-ние социально-
* развитие методологии
и методов педагогических
* педагогические
аспекты демократизации и
* разработка
базовою компонента общего
* разработка
концепций национальной школы
как инструмента формирования
национального самосознания, национальной
культу-ры, всемерного совершенствования
межнациональных отношений,
* исследование
эффективных способов
* разработка
условий повышения
* обоснование
системы трудовой, политехнической
и профессио-нальной
* исследование перспективных направлений подготовки и повы-шения квалификации учителей и преподавателей для разных звеньев непрерывного образования; обобщение и распространение передо-вого и новаторского педагогического опыта и инновационных про-цессов, изучение и удовлетворение реальных потребностей педаго-гической практики в научных разработках[9,71].
Проанализируем более подробно некоторые из названных приори-тетных направлений педагогической науки.
Сильное отставание
обозначилось в области теоретико-методо-
В условиях обновления общества особенно актуальны следующие методологические проблемы:
* сущность воспитания, обучения, педагогической деятельности как общественных явлений и педагогического процесса;
* предмет педагогики
как общественной науки в
* диалектика взаимосвязи непрерывного образования и воспитания с развитием производительных сил и производственных отно-шений;
* диалектика взаимосвязи воспитания, обучения, педагогической деятельности и форм общественного сознания;
* диалектика становления детской личности как субъекта и объек-та воспитания;
* социально-педагогические противоречия как источник развития ребенка и педагогического процесса;
* диалектика взаимосвязи национального, классового и общече-ловеческого в гражданском воспитании;
* социальные, философские и психолого-педагогические основы формирования содержания образования;
* диалектика социального и биологического, целенаправленного и спонтанного в формировании детской личности;
* диалектика общего, особенного и индивидуального в формиро-вании личности;
* диалектика
и логика педагогического
Требуют методологического осмысления и такие острые вопро-сы, как соотношение и взаимодействие личного и общественного ин-тересов; отказ от идеи всестороннего развития личности как отда-ленного идеала в пользу разностороннего развития; возвращение к педологии, ее теоретическим оценкам детей; включение моральных догм религии в духовные приоритеты педагогики. Практически не разрабатывается история советской школы и педагогики, особенно 30--80-х годов. Отсутствие исторических, научно обоснованных ис-следований этого периода порождает шаблонные стереотипы исто-рических оценок, субъективистские конъюнктурные толкования. Это не позволяет объективно оценить состояние современной педагоги-ческой науки, ее достижения и промахи, возродить к жизни неспра-ведливо забытые, замалчиваемые имена ученых-педагогов и их твор-чество, выявить подлинные причины и формы существования застоя в педагогике, избежать как самоуспокоенности, так и огульного очер-нительства.
Другое актуальнейшее
направление научно-
Еще одно приоритетное
направление научно-
При всем влиянии общественных отношений, уровня обществен-ного благосостояния и сознания, социально-нравственного и духов-но-психологического состояния семьи, воздействий средств массо-вой информации, трудовых коллективов, общественных организаций, самодеятельных объединений ребенок всегда остается не только объектом, но и субъектом воспитания. Дети постоянно и сильно воз-действуют на самих себя за счет собственного сознания, мотивов, внутренних побуждений, чувств и формируют свою личность. Инте-ресы, потребности, внутренние стимулы и индивидуальные мотивы побуждают их к выбору того или иного поведения, поступка, что рас-ширяет и закрепляет их жизненные взгляды и убеждения, навыки и привычки. В разные возрастные периоды степень осознания детьми своей «субъективности», самовлияния на характер собственной лич-ности не одинакова. Педагогика призвана помочь ребенку преодо-леть внутренние разногласия с требованиями жизни, разрешить про-тиворечие между его «субъективностью», жизненной самовоспита-тельной активностью и «объективностью», осознанием необходимос-ти общественных требований к себе как члену группы, коллектива, общества. В процессе преодоления этого противоречия происходит постепенное становление детского самосознания и освоение обще-ственного сознания: правовых, нравственных, эстетических требо-ваний к личности.
Педагог вступает
во взаимодействие с самоизменяющимся
и са-моразвивающимся
Новые подходы к понима-нию сущности основ наук, интегрированные курсы, интенсивные методы и технические средства обучения, усиление роли самообра-зования неизбежно повлекут за собой, особенно в старших классах. лекционно-семинарскую и лабораторно-практическую системы за-нятий с зачетно-экзаменационной системой учета знаний, умений и навыков. Это одновременно удовлетворит готовность и потребность старшеклассников в увеличении доли самостоятельной работы в учеб-ном процессе. Такие изменения станут возможными тогда, когда пе-дагогическая наука новаторски взломает сложившиеся стереотипы. шаблоны и штампы в подходах к формам и методам обучения. При сохранении урока в качесгве основной формы учебных занятий жизнь настоятельно требует разработки полиморфной, многоформной системы обучения. Многообразие путей познания истины в науке, в об-щественной жизни, в практике, а также разнообразие способов, при-емов человеческого общения, делового и интимного взаимодействия представляет практически неисчерпаемые возможности для методи-ческого творчества, разработки новых методов обучения и воспита-ния. Научная опенка практического методического творчества пере-довых учителей и новаторов, предотвращение абсолютизации и фе-тишизации отдельных форм и методов, определение их места в ин-дивидуализированных методических системах каждого учителя бу-дут способствовать повышению эффективности и действенности учебно-воспитательного процесса.