Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие страха
1.1 Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения..6
1.2. Дневные страхи………………………………………………………………8
1.3. Ночные страхи……………………………………………………………...11
Глава 2. Общие понятия о детях с задержкой психического развития
2.1 Страхи детей с ЗПР………………………………………………………….20
2.2 Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..22
Заключение…….………………………………..………………………...……25
Литература…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Слепцова Иллариона.docx

— 48.50 Кб (Скачать)

В дальнейшем нами планируется разработка и адаптация программы, направленная на коррекцию страхов детей с  задержкой психического развития по средствам изо-терапии, так как, рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в  различных ситуациях и безболезненно  соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими  образами.

Личность ребенка с задержкой  психического развития специфически, своеобразно развивается и его  эмоциональная сфера. Поэтому очень  важно, опираясь на имеющиеся сохранные  функции и возможности ребенка  и зная специфику, своеобразие его  эмоциональной сферы и предрасположенность  к возникновению страхов, умело  проводить коррекционную работу по их устранению. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка  с задержкой психического развития в целом и в решении актуального  вопроса социально трудовой адаптации  в его дальнейшем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

1.  Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст]: Учеб. пособие для студентов вузов. – 6-е изд. – М.: Альма Матер, 2006. – 702 с

2.  Банщиков, В.М., Гуськов В.С., Мягков И.Ф. Медицинская психология: [Текст]. М.: Изд-во «Медицина», 1967 – 235 с.

3.  Власова, Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями [Текст] М.: Изд-во «Просвещение», 1967 – 205 с.

4.  Выготский, Л.С. Проблемы дефектологии [Текст]– М., 1995.

5.  Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст] - СПб.: «Издательство союз», 2000.- 448с.

6.  Конева, Е.В. Учителю о детях с задержкой психичекого развития [Текст] / У.В. Конева; Департамент образования Администрации Яросл обл., Центр психолого-медецинско-социального сопровождения «Центр помощи детям», 2003. – 133с.

7.  Мамайчук, И.И. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития [Текст]: науч.-практ рук / И.И. Мамайчук, М.Н. Ильина, 2004. – 345с.

8.  Мухина, В.С. Психология дошкольника [Текст]: Учеб. пособие для пед. институтов и пед. училищ / В.С. Мухина; Под. ред. Л.А. Венгера. – М.: просвещение, 1975. – 239 с.

9.  Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений в 3 кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2004. – Кн.2. – 606 с.[Текст]

10.  Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л.В. Кузнецовой, [Текст] - М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

11.  Популярная психология для родителей / Под ред. А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. [Текст] – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998 – 400 с.

12. Психология детей с задержкой  психического развития: изучение, социализация, психокоррекция: хрестоматия: уч. пособие  для студентов вузов , обучающихся  по направлению и специальностям  психологии/ Институт спец. Педагогики  и психологии, Междунад ун-т семьи  и ребенка им. Р. Валленберга;сост. О.В. Защиринская, 2004. – 430 с.[Текст]

13. Психология эмоций / Под ред.  Вилюнаса, В.К., Гиппенрейтера, Ю.Б., 2- е изд., [Текст] - М.: Изд-во Московского  университета., 1993 – 302 с.

14. Психологическая энциклопедия. – 2-е изд./ Под ред. Р. Корсина,  А. Ауэрбаха [Текст] – СПб.: Питер, 2003 – 1096 с.

15.  Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовского, Т.В. Розанова, Л,И. Солнцева и др.; под ред. В.И. Лубовского. –е изд., стер. [Текст] – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 464 с.

16.  Шестилетние дети: Межвузовский сборник научных трудов. [Текст] Н. Новгород: НГПУ, 1993 – 124с.

17.  http: // adalin.mospsy.ru

18.  http: // www.trevozhno/ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Примерный конспект занятия по коррекции  страхов у детей с задержкой  психического развития.

Цель: коррекция страхов детей  с задержкой психического развития путем модификации устрашающей  ситуации.

Занятие состояло из трех частей:

1.  беседа с ребенком о пугающей его ситуации или персонаже на основе проведенного теста «Страхи в домиках».

2.  сам процесс рисования пугающей ситуации или персонажа

3.  дорисовывание и анализ работ. Преобразование рисунка из отрицательного в положительного персонажа.

Оборудование: лист формата А4, цветные  карандаши, фломастеры.

Ход занятия:

1.  «Здравствуй, сегодня мы будем с тобой рисовать и не просто так, а мы будем рисовать наши страхи. Скажи пожалуйста, чего ты боишься? (ответ ребенка)(если ребенок затрудняется ответить педагог напоминает ему его ответы на основе теста «Страхи в домиках»). А ты можешь сказать, почему ты его боишься (ответ ребенка)».

2.  На данном этапе происходит сам процесс рисования ребенком пугающей ситуации, в результате которого ведется беседа о способах изображения данной ситуации, подборе подходящих цветов, об ощущениях ребенка в процессе рисования.

3.  Обсуждение рисунка, беседа с ребенком о способах преобразования данного рисунка из отрицательного в положительный или о способах преодоления травмирующей ситуации (как избежать той или иной ситуации, что делать в экстренных ситуациях).

«Посмотри на свой рисунок какой  он, что на нем нарисовано? Как  ты думаешь сейчас он тебя пугает, он страшный для тебя? (ответ ребенка)

 


Информация о работе Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития