Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа

Описание работы

В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие страха
1.1 Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения..6
1.2. Дневные страхи………………………………………………………………8
1.3. Ночные страхи……………………………………………………………...11
Глава 2. Общие понятия о детях с задержкой психического развития
2.1 Страхи детей с ЗПР………………………………………………………….20
2.2 Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..22
Заключение…….………………………………..………………………...……25
Литература…………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа Слепцова Иллариона.docx

— 48.50 Кб (Скачать)

Северо-Восточный федеральный  университет им. М.К. Аммосова

Педагогический институт

ПППиУО

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Способы коррекции страхов для  детей дошкольного возраста с  задержкой психического развития.

 

 

 

 

 

Выполнил: студент V курса группы ПП-08

                                                                             Корякин Семен Егорович

                                                  Проверил: Евдокарова Туйара Валерьевна

                                                                                  

 

 

 

 

Якутск 2013 г.

 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Понятие страха

1.1 Страхи нормально развивающихся  детей и причины их возникновения..6

1.2. Дневные страхи………………………………………………………………8

1.3. Ночные страхи……………………………………………………………...11

Глава 2. Общие понятия о детях  с задержкой психического развития

2.1 Страхи детей с ЗПР………………………………………………………….20

2.2 Развитие воображения  и фантазии у детей с задержкой  психического развития…………………………………………………………………………..22

Заключение…….………………………………..………………………...……25

Литература………………………………………………………………………26

Приложение………………………………………………………………..…....28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

          В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.

       Актуальность работы - детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.

      Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.

В последнее время вопросы диагностики  и коррекции страхов приобрели, важное значение, ввиду их довольно широкого распространения среди  детей.                      В связи с вышесказанным остро встает необходимость комплексного подхода к решению проблемы коррекции детских страхов, в частности, привлечения семьи. Эта работа может выражаться как в ознакомлении родителей с результатами исследования в допустимой форме, так и в направлении родителей на консультацию к специалисту по семейным вопросам. Такой подход может воздействовать не только на внешние стороны проявления страхов, но и на порождающие его обстоятельства.

          Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.

В обосновании актуальности выбранной  темы, главным является то, что исследование причин возникновения страхов и  своевременное их устранение, содействует  более совершенному отношению человека к окружающему миру и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности и препятствует социальной дезадаптации.

Цель -  определить способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

1.  Провести анализ литературных источников по проблеме.

2.  Подобрать методики для исследования. Дать их описание.

3.  Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.

4. Провести анализ результатов  исследования.

5.  Сделать выводы на основании полученных результатов исследования.

Гипотезой - нашего исследования является предположение о том, что рисуночная терапия эффективна при условиях: а) хорошего развития фантазии; б) преобразование в рисунке устрашающей ситуации в неустрашающую.

Объектом -  исследования является процесс коррекции эмоциональных проявлений страхов у детей с задержкой психического развития.

  Предметом -  исследования выступает факторы и условия, влияющие на использование рисуночного метода для коррекции страхов детей с задержкой психического развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Понятие страха

1.1 Страхи нормально развивающихся  детей и причины их возникновения

Поскольку страх - это эмоциональная  реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания, предупреждая человека об опасности [5, 101с].

Слабые или умеренные реакции  страха считаются нормальными и  адаптивными, побуждающими к осторожности в действительно опасных ситуациях. Однако страхи могут быть дезадаптивными в тех случаях, когда они становятся сильными и устойчивыми, тревожат ребенка  в отсутствие потенциальной опасности  и мешают нормальному выполнению физических, социальных и интеллектуальных функций. Психологи обычно различают  два вида страхов: а) фобию - сильный  и, до некоторой степени, иррациональный страх, непосредственно связанный  со специфическими предметами, событиями  или ситуациями; б) тревогу - смутное  чувство беспокойства, опасения или  обреченности, имеющее неопределенный или неспецифический источник [5; 107с].

 Хотя невозможно точно предсказать,  какие именно страхи разовьются  у конкретного ребенка и насколько  они будут сильными, все же  можно сделать ряд обобщений  относительно факторов пола и  возраста в их развитии. Исследователи  многократно подтверждали тот  факт, что девочки сообщают о  большем количестве страхов, чем  мальчики. Однако на основании  этих исследований нельзя сказать,  обусловлено ли это половое  различие более высокой врожденной  предрасположенностью девочек к  такой реакции, как страх, или  же действием других факторов, таких как влияния половой  роли. В ряде исследований были  установлены связанные с возрастом  изменения в типе страхов, о  которых сообщают дети. Аналитический  обзор данных, касающихся этой  возрастной тенденции, показывает, что по мере взросления детей  их страхи, в целом, становятся  а) более абстрактными и б)  в большей мере антиципаторными,  чем связанными с непосредственными происшествиями. Например, по сравнению с младшими, старшие дети, в целом, меньше боятся животных, но их больше пугает школа и социальные отношения [5; 113с].

Младенчество и стадия овладения  ходьбой. Нормальные дети с рождения обладают реакциями вздрагивания или  испуга в ответ на болевой раздражитель, потерю физической опоры и внезапные  громкие звуки и вспышки света. Два общих страха младенцев и  начавших ходить детей - это боязнь незнакомых людей и тревога отделения.

Дошкольные годы и поступление  в школу. К числу более распространенных страхов, которые развиваются в  раннем детстве, относятся следующие  страхи: воображаемых существ, таких  как привидения и ведьмы; врачей и, отдельно, зубных врачей; высоты; животных и насекомых; монстров и школы, часто  в связи с дистрессом отделения; смерти, темноты, особенно во время  засыпания; ураганов, гроз и других природных явлений, а также глубокой воды. Среднее детство до наступления  отрочества. В этом более позднем  периоде детства частой темой, лежащей  в основе страхов детей, становится угроза получения телесных повреждений, связываемая с преступниками  и машинами, такими как автомобили и самолеты. Однако наиболее характерным  для данного возрастного периода  является растущее беспокойство в связи  со школой, личной компетентностью  и социальными отношениями - тревоги  и волнения, сохраняющиеся и в  отрочестве.

Источники страха. Процесс приобретения страхов, по-видимому, связан с действием  трех факторов. Это:

1. Врожденные источники. Каждый  новорожденный приходит в этот  мир с определенным набором  диспозиций или базисных черт  личности, называемым "темпераментом". Обусловленные темпераментом стили  реагирования индивидуума являются  довольно устойчивыми и, по  всей видимости, делают некоторых  детей уязвимыми к развитию  страхов. Такие дети в большей  мере подвержены влиянию стрессогенных  событий и, в то же время,  менее способны к совладанию  со стрессовым опытом.

2. Опыт. Непосредственное столкновение  с негативными событиями может  привести к развитию страха  по механизму классического обусловленности. Способность ранее не пугавшего раздражителя вызывать страх увеличивается, когда он связывается с событием, которое уже вызывает реакцию страха.

3. Мышление и воображение. Страхи  могут являться результатом детского  воображения, особенно когда в  него включаются ложные представления и ошибочные рассуждения [15; 867-868с].

 

1.2.  Дневные страхи

В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются  на первый план (каждый второй мальчик  или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается  страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это  указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным  образом условно-рефлекторную природу  происхождения (боль, уколы, медработники).

К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, страхи перед  засыпанием, что связано с более  частыми у них кошмарными сновидениями.

Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье  доминирует отец, родители не ведут "войну" с упрямством, развивают, а не подавляют  или заглушают тревогой формирующееся "я" ребенка, сами родители уверены  в себе и способны помочь детям  в преодолении воображаемых и  реальных опасностей[6; 38с].

Но и без этого в 3-5 лет часто  встречается отмеченная нами триада страхов: одиночества, темноты и  замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно  зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы  дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов [5; 40с].

Вне сна ребенок может испугаться тесного помещения, особенно когда  он внезапно остается один или его  оставляют в качестве наказания  в закрытой комнате, где еще и  мало света. В возрасте 3-5 лет Баба-Яга  и Волк выходят из сна, населяя  днем воображение эмоционально чувствительного  и впечатлительного ребенка. К ним  присоединяются Бармалей, Карабас-Барабас  и прочие столь же нелицеприятные личности.

Специальный опрос показал наиболее частые страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем у мальчиков  в 3 года, у девочек в 4 года, (соответственно 34 %, 28 % и 34 % мальчиков и 50 %, 42 % и 47 % девочек). Мальчики, следовательно, раньше начинают реагировать на опасность, исходящую  от чудовищ, а девочки чаще их боятся.

После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный  и Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и Баба Яга, Кощей - скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой  наказание, оба сказочных персонажа  появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку  Баба Яга уносит непослушных детей  для расправы к Кощею. Оба они  образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в "воспитании" эмоционально впечатлительных, внушаемых  и упрямых детей.

Психологически защитная функция  образов Бабы Яги и Кощея состоит  в том, что ребенок пока еще  не питает устойчивых агрессивных чувств к родителям. Чаще всего эти образы возникают у детей, как раз  эмоционально привязанных к родителям. Вместе с тем отношение некоторых  родителей к своему ребенку может  быть достаточно недружественным и  агрессивным.

Информация о работе Способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития