Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие страха
1.1 Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения..6
1.2. Дневные страхи………………………………………………………………8
1.3. Ночные страхи……………………………………………………………...11
Глава 2. Общие понятия о детях с задержкой психического развития
2.1 Страхи детей с ЗПР………………………………………………………….20
2.2 Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..22
Заключение…….………………………………..………………………...……25
Литература…………………………………
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
Педагогический институт
ПППиУО
Курсовая работа
Выполнил: студент V курса группы ПП-08
Якутск 2013 г.
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие страха
1.1 Страхи нормально
1.2. Дневные страхи………………………………………………………………
1.3. Ночные страхи…………………………………………………………….
2.1 Страхи детей с ЗПР………………………………
2.2 Развитие воображения
и фантазии у детей с
Заключение…….………………………………..………
Литература……………………………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Актуальность работы - детские страхи в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Однако те детские страхи, которые сохраняются длительное время и тяжело переживаются ребёнком, говорит о нервной ослабленности малыша, неправильном поведении родителей, конфликтных отношениях в семье и в целом являются признаком неблагополучия. Большинство причин, как отмечают психологи, лежат в области семейных отношений, таких как попустительство, непоследовательность в воспитании, отрицательное или слишком требовательное отношение к ребёнку, которое порождает в нём тревогу и затем формирует враждебность к миру.
Психика ребенка отличается обостренной восприимчивостью, ранимостью, неспособностью противостоять неблагоприятным воздействиям. Невротические страхи появляются в результате длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений, часто на фоне болезненного перенапряжения нервных процессов. Поэтому невротические страхи требуют особого внимания психологов, педагогов и родителей, так как при наличии таких страхов ребенок становится скованным, напряженным. Его поведение характеризуется пассивностью, развивается аффективная замкнутость. В связи с этим остро встает вопрос ранней диагностики невротических страхов.
В последнее время вопросы
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до десяти лет. Поэтому чрезвычайно важно своевременно обращаться к специалисту, принять меры по преодолению фобий у ребёнка. B связи с этим, наиболее актуальной для практической психологии и педагогики, является задача поиска наиболее эффективных путей выявления и преодоления психического неблагополучия ребёнка.
В обосновании актуальности выбранной темы, главным является то, что исследование причин возникновения страхов и своевременное их устранение, содействует более совершенному отношению человека к окружающему миру и обществу, способствует становлению гармонически развитой личности и препятствует социальной дезадаптации.
Цель - определить способы коррекции страхов для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Провести анализ литературных источников по проблеме.
2. Подобрать методики для исследования. Дать их описание.
3. Разработать модель коррекционных занятий по преодолению страхов у дошкольников.
4. Провести анализ результатов исследования.
5. Сделать выводы на основании полученных результатов исследования.
Гипотезой - нашего исследования является предположение о том, что рисуночная терапия эффективна при условиях: а) хорошего развития фантазии; б) преобразование в рисунке устрашающей ситуации в неустрашающую.
Объектом - исследования является процесс коррекции эмоциональных проявлений страхов у детей с задержкой психического развития.
Предметом - исследования выступает факторы и условия, влияющие на использование рисуночного метода для коррекции страхов детей с задержкой психического развития.
Глава 1. Понятие страха
1.1 Страхи нормально
Поскольку страх - это эмоциональная реакция на воспринимаемую угрозу, он обеспечивает защитный механизм выживания, предупреждая человека об опасности [5, 101с].
Слабые или умеренные реакции
страха считаются нормальными и
адаптивными, побуждающими к осторожности
в действительно опасных
Хотя невозможно точно
Младенчество и стадия овладения ходьбой. Нормальные дети с рождения обладают реакциями вздрагивания или испуга в ответ на болевой раздражитель, потерю физической опоры и внезапные громкие звуки и вспышки света. Два общих страха младенцев и начавших ходить детей - это боязнь незнакомых людей и тревога отделения.
Дошкольные годы и поступление
в школу. К числу более распространенных
страхов, которые развиваются в
раннем детстве, относятся следующие
страхи: воображаемых существ, таких
как привидения и ведьмы; врачей
и, отдельно, зубных врачей; высоты; животных
и насекомых; монстров и школы, часто
в связи с дистрессом отделения;
смерти, темноты, особенно во время
засыпания; ураганов, гроз и других
природных явлений, а также глубокой
воды. Среднее детство до наступления
отрочества. В этом более позднем
периоде детства частой темой, лежащей
в основе страхов детей, становится
угроза получения телесных повреждений,
связываемая с преступниками
и машинами, такими как автомобили
и самолеты. Однако наиболее характерным
для данного возрастного
Источники страха. Процесс приобретения страхов, по-видимому, связан с действием трех факторов. Это:
1. Врожденные источники. Каждый
новорожденный приходит в этот
мир с определенным набором
диспозиций или базисных черт
личности, называемым "темпераментом".
Обусловленные темпераментом
2. Опыт. Непосредственное столкновение
с негативными событиями может
привести к развитию страха
по механизму классического
3. Мышление и воображение.
1.2. Дневные страхи
В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение безусловно-рефлекторных, инстинктивно обусловленных страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условно-рефлекторную природу происхождения (боль, уколы, медработники).
К 2 годам существенно
Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребенком, в семье доминирует отец, родители не ведут "войну" с упрямством, развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся "я" ребенка, сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей[6; 38с].
Но и без этого в 3-5 лет часто встречается отмеченная нами триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов [5; 40с].
Вне сна ребенок может испугаться тесного помещения, особенно когда он внезапно остается один или его оставляют в качестве наказания в закрытой комнате, где еще и мало света. В возрасте 3-5 лет Баба-Яга и Волк выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка. К ним присоединяются Бармалей, Карабас-Барабас и прочие столь же нелицеприятные личности.
Специальный опрос показал наиболее частые страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем у мальчиков в 3 года, у девочек в 4 года, (соответственно 34 %, 28 % и 34 % мальчиков и 50 %, 42 % и 47 % девочек). Мальчики, следовательно, раньше начинают реагировать на опасность, исходящую от чудовищ, а девочки чаще их боятся.
После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и Баба Яга, Кощей - скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба Яга уносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную чету антиродителей, принимающих участие в "воспитании" эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей.
Психологически защитная функция образов Бабы Яги и Кощея состоит в том, что ребенок пока еще не питает устойчивых агрессивных чувств к родителям. Чаще всего эти образы возникают у детей, как раз эмоционально привязанных к родителям. Вместе с тем отношение некоторых родителей к своему ребенку может быть достаточно недружественным и агрессивным.