Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 14:13, курсовая работа
В ситуации социальной нестабильности на современного ребенка обрушивается множество неблагоприятных факторов, способных не только затормозить развитие потенциальных возможностей личности, но и повернуть процесс ее развития вспять. Поэтому большое внимание проблеме страха уделяется в работах отечественных психологов и психотерапевтов, которые отмечают рост числа детей с разнообразными страхами, повышенной возбудимостью и тревожностью.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие страха
1.1 Страхи нормально развивающихся детей и причины их возникновения..6
1.2. Дневные страхи………………………………………………………………8
1.3. Ночные страхи……………………………………………………………...11
Глава 2. Общие понятия о детях с задержкой психического развития
2.1 Страхи детей с ЗПР………………………………………………………….20
2.2 Развитие воображения и фантазии у детей с задержкой психического развития…………………………………………………………………………..22
Заключение…….………………………………..………………………...……25
Литература…………………………………
Выраженное отставание и своеобразие
обнаруживается и в развитии познавательной
деятельности этих детей, начиная с
ранних форм мышления - наглядно-действенного
и наглядно-образного. Дети могут
успешно классифицировать предметы
по таким наглядным признакам, как
цвет и форма, однако с большим
трудом выделяют в качестве общих
признаков материал и величину предметов,
затрудняются в абстрагирования
одного признака и сознательном его
противопоставлении другим, в переключении
с одного принципа классификации
на другой. При анализе предмета
или явления дети называют лишь поверхностные,
несущественные качества с недостаточной
полнотой и точностью. В результате
дети с ЗПР выделяют в изображении
почти вдвое меньше признаков, чем
их нормально развивающиеся
Ещё одной особенностью мышления детей с задержкой психического развития является снижение познавательной активности. Одни дети практически не задают вопросов о предметах и явлениях окружающей действительности. Это медлительные, пассивные, с замедленной речью дети.
Другие дети задают вопросы, касающиеся в основном внешних свойств окружающих предметов. Обычно они несколько расторможены, многословны. Особенно низкая познавательная активность проявляется по отношению к объектам иявлениям, находящимся вне круга, определяемого взрослым.
У детей данной категории нарушен
и необходимый поэтапный
Ещё у детей с задержкой психического развития снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми. У большинства из них обнаруживается повышенная тревожность по отношению к взрослым, от которых они зависят. Дети почти не стремятся получить от взрослых оценку своих качеств в развёрнутой форме, обычно их удовлетворяет оценка в виде недифференцированных определений («хороший мальчик», «молодец»), а так же непосредственное эмоциональное одобрение (улыбка, поглаживание и т. д.). Необходимо отметить, что хотя дети по собственной инициативе крайне редко обращаются за одобрением, но в большинстве своём они очень чувствительны к ласке, сочувствию, доброжелательном) отношению. Среди личностных контактов детей с ЗПР преобладают наиболее простые. У детей данной категории наблюдаются снижение потребности в общении со сверстниками, а так же низкая эффективность их общения друг с другом во всех видах деятельности.
Одним из диагностических признаков
задержки психического развития у детей
рассматриваемой группы выступает
несформированность игровой деятельности.
У детей оказываются
Отдельно остановимся на особенностях
речи детей с ЗПР. Клинические
и нейропсихологические исследования
выявили отставание в становлении
речи детей с ЗПР, низкую речевую
активность, недостаточность динамической
организации речи. У этих детей
отмечается ограниченность словаря, неполноценность
понятий, низкий уровень практических
обобщений, недостаточность словесной
регуляции действий. Наблюдается
отставание в развитии контекстной
речи: существенно запаздывает
У детей с ЗПР выявляется бедный, недифференцированный словарный запас. При использовании даже имеющихся в словаре слов дети часто допускают ошибки, связанные с неточным, а иногда и неправильным пониманием их смысла. Одним словом дети часто обозначают не только сходные, но и относящиеся к разным смысловым группам понятия.
Недостаточность словарного запаса связана с недостаточностью знаний и представлений этих детей об окружающем мире, о количественных, пространственных, причинно-следственных отношениях, что в свою очередь определяется особенностями познавательной деятельности личности при задержке психического развития.
Ряд нарушений наблюдается и
в процессе формирования чувства
языка. У детей с ЗПР период
словотворчества наступает
Как известно, готовность ребёнка к школьному обучению определяется не только уровнем развития спонтанной речи, но и умением опознавать речевой материал и подчинять его определённой цели, то есть оперировать речью. Дети с задержкой психического развития дошкольного возраста отстают в формировании способности осознавать речевую действительность как нечто отличное от предметного мира.
2.1 Страхи детей с ЗПР
У дошкольников с задержкой психического
развития наблюдается отставание в
развитии эмоций, наиболее выраженными
проявлениями которого являются эмоциональная
неустойчивость, лабильность, легкость
смены настроений и контрастных
проявлений эмоций. Они легко и
часто немотивированно
Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность, страхи.
В отличие от нормально развивающихся детей дошкольники с задержкой психического развития фактически не нуждаются во взаимодействии со сверстниками.
Существенно отметить своеобразие проявлений регулирующей роли эмоций в деятельности дошкольников с задержкой психического развития. Трудности, которые встречают дети при выполнении заданий, часто вызывают у них резкие эмоциональные реакции, аффективные вспышки. Такие реакции возникают не только в ответ на действительные трудности, но и вследствие ожидания затруднений, боязни неудачи. Эта боязнь значительно снижает продуктивность детей в решении интеллектуальных задач и приводит к формированию у них заниженной самооценки.
Недоразвитие эмоциональной
Можно предположить, что эти проявления
трудностей в понимании эмоций связаны
с несформированностью
Из приведенной характеристики
становится очевидным, что основными
направлениями работы с этими
дошкольниками должны быть: формирование
знаний и представлений об окружающем
мире, развитие речи и общения, развитие
моторики, формирование произвольной
регуляции поведения и
Недоразвитие эмоциональной
Можно предположить, что эти проявления
трудностей в понимании эмоций связаны
с несформированностью
Приведенная характеристика дошкольников
с задержкой психического развития
основывается на исследованиях детей,
посещавших специальный детский
сад, т.е. отражает уже результаты определенной
коррекционной работы. Все проявления
отставания в развитии бывают тем
меньше выражены, чем дольше ребенок
находился в условиях специальной
коррекционной группы и чем полноценнее
была программа коррекционно-
Из приведенной характеристики
становится очевидным, что основными
направлениями работы с этими
дошкольниками должны быть: формирование
знаний и представлений об окружающем
мире, развитие речи и общения, развитие
моторики, формирование произвольной
регуляции поведения и
2.2 Развитие воображения
и фантазии у детей с
Воображение — особая форма человеческой
психики, стоящая отдельно от остальных
психических процессов и вместе
с тем занимающая промежуточное
положение между восприятием, мышлением
и памятью. Специфика этой формы
психического процесса состоит в
том, что воображение, вероятно, характерно
только для человека и странным образом
связано с деятельностью
Игра является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Как и в ведущей деятельности любого периода психического развития, в ней сконцентрированы наиболее существенные для данного периода проявления психической активности. В данном виде деятельности проявляются все психические процессы, основным образом воображение ребенка. Именно поэтому особенности игры детей с задержкой психического развития дают важный материал для характеристики этого состояния в плане оценки процесса воображения на фоне дефекта.
Наибольший интерес
Если охарактеризовать игру детей
с задержкой психического развития,
то ей свойственны однообразие, отсутствие
творчества, бедность воображения, недостаточная
эмоциональность, низкая по сравнению
с наблюдаемой в норме
Сюжетная игра, которая у нормально
развивающихся детей к шести
годам достигает вершины своего
развития, у детей рассматриваемой
категории отличается отсутствием
развернутого сюжета, недостаточной
координированностью действий участников,
нечетким разделением ролей и
столь же нечетким соблюдением игровых
правил. Эти особенности у нормально
развивающихся детей
При этом, как было показано в исследованиях Е.С. Слепович (1990) и ее сотрудников, дети описываемой категории вообще самостоятельно не начинают таких игр. Дети видели в комнате, куда их приводили, подготовленные наборы игрушек по темам: «Больница», «Магазин», «Семья», «Стройка», — но в отличие от нормально развивающихся детей они не начинали сюжетной игры. Они иногда брали игрушки, рассматривали их, совершали предметно - игровые действия. На вопрос, что они делают, следовали ответы: «Машину катаю», «Одеваю куклу». В другой части случаев ответы детей свидетельствовали о том, что они вписывают действия в определенную воображаемую ситуацию: «На стройку кирпич везу». Это давало основания оценивать такие действия как отобразительные игровые. Если экспериментатор побуждал детей к игре, не предлагая сюжета, случаи игровых действий учащались более чем в пять раз, оставаясь в большинстве своем все же на уровне предметно-игровых. Однако число попыток организовать сюжетно - отобразительные действия заметно возросло. Вместе с тем оставалось еще много детей с более выраженной задержкой психического развития, которые не предпринимали попыток начать игру и просто ходили или бегали по комнате, или занимались каким-то другим делом.
Бедность игровых действий сочетается
с низкой эмоциональностью игрового
поведения и
Заключение.
В ходе написания курсовой работы, была достигнута цель – определение способов коррекции страхов для детей дошкольного возраста задержкой психического развития, а так же были решены все поставленные задачи. Наше исследование показало, что количество страхов у детей с задержкой психического развития не зависит от уровня развития их фантазии.